Президентское Послание не дало ответов на главные вопросы

МОЛЧАНИЕ О ГЛАВНОМ

Очередное Послание народу Казахстана, с которым президент Нурсултан Назарбаев выступил на совместном заседании палат парламента в среду, оставило без ответов животрепещущие вопросы вроде того, будут ли выделены еще 4 млрд долларов на поддержку некоторых банков, и обошло вниманием острейшие проблемы страны вроде шахтерских забастовок в Карагандинской области или паралича инфраструктуры, энергетики и прочих служб во время недавних холодов. Кроме этого, его, наверное, отличало то, что г-н Назарбаев вновь (после памятного отключения электричества) предпочел не выступать в прямом эфире по телевидению и радио, а решил донести свои мысли до населения в отредактированной записи.
 
ЗА БУКВОЙ ПОСЛАНИЯ...
В изменении формата вещания Послания некоторые увидели руку нового главы президентской администрации Кайрата Келимбетова, в недрах которой, как правило, и готовится этот программный документ. Соответственно, ему приписали меньшую открытость, чем у его предшественника Адильбека Джаксыбекова, отправленного на партийную работу. С другой стороны, вполне возможно, что президент сам не хочет допускать, чтобы страна опять замерла в немом вопросе, как это было тогда, когда во время одного из Посланий в здании парламента пропал свет и заседание было прервано. Как бы то ни было, рокировка, состоявшаяся недавно, вознесла Кайрата Нематовича на пост одного из главных стратегов страны, однако не могла не внести некоторую сумятицу в административные ряды, где по казахстанской традиции перестановки первых лиц означают настоящее кочевье - вместе с ними на новое место переходят десятки, а то и сотни «членов команды». Возможно, именно из-за этого в неотредактированных отрывках из выступления президента, показанных днем в среду, возникали такие паузы, словно президент так до конца и не остался доволен своим текстом, продолжал его править на ходу (что, кстати, он часто делает) и опускал целые абзацы. Часть текста, опубликованная на казахском, была зачитана на русском, и в целом хронометраж телезаписи не соответствовал длительности выступления в парламенте.
Из других впечатлений, которыми поделились присутствовавшие в зале, можно, наверное, упомянуть о выражении лиц целого ряда высокопоставленных чиновников, сидевших так, как будто их скорая отставка - уже решенный вопрос.
Чего в зале откровенно не хватало, так это прямого эфира из другой точки Казахстана - улицы Жарокова в Алматы, где у здания управления недвижимостью акимата творилось настоящее безумие. Пытавшиеся сдать документы на получение льготных кредитов в жилье, сдаваемое в рамках госпрограммы, люди начали занимать очередь накануне днем - еще во вторник. По словам жильцов окрестных домов, их дворы заполонили многочисленные машины очередников, которые, судя по маркам автомобилей, должны были свидетельствовать о достатке их владельцев. Перекличка собравшихся, включенные двигатели и ругань лишили местное население сна, однако самое худшее началось незадолго до того, как открылось совместное заседание обеих палат парламента. По приблизительным оценкам, в толпе, буквально штурмовавшей заграждения и густые цепи полицейских, было примерно 3-4 тысячи человек. Видимо, сложившаяся за ночь очередь быстро распалась под напором утреннего подкрепления осаждающих сил, в результате чего из-за давки у людей начались обмороки. В итоге потребовалась помощь медиков...
На фоне кадров из Алматы Послание президента смотрелось бы совсем не так, как в обществе сытых и довольных жизнью депутатов, сенаторов и министров. Как отмечали на форумах, пока президент «очередным Посланием выступает о повышении благосостояния народа, этот самый народ сейчас друг другу морды бьет, чтобы получить шанс быть обманутым». Злоупотребления вокруг распределения жилья, построенного по государственной программе, бросают тень на саму идею распределения чего-либо руками наших чиновников.
 
...И МЕЖДУ ЕГО СТРОК
Главной темой Послания, озаглавленного «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики», стал социальный блок, тоже, впрочем, особенно не впечатливший (25%-ный рост пенсий и зарплат бюджетников может быть легко перекрыт инфляцией и ростом тарифов, цен на продукты, не говоря уже о 9%-ном росте пособий). Достаточно, наверное, сказать, что многие пенсионеры запечатали те мизерные прибавки, которые они по прошлым обещаниям власти начали получать с этого года, в конверты и отправили их по почте в канцелярию премьера.
«Сегодня в условиях ухудшения мировой конъюнктуры мы должны активизировать внутренние инвестиционные ресурсы с растущей ролью государственных холдингов, институтов развития, социально-предпринимательских корпораций, - говорил президент, словно призывал население заранее «затянуть пояса». - Несмотря на возникшие сложности, по моему поручению правительством предприняты меры по устойчивому росту экономики».
Говоря о необходимости «сосредоточиться на решении краткосрочных и среднесрочных задач в следующих приоритетных направлениях», он упомянул добывающий сектор (усилить позиции государства в качестве влиятельного и ответственного участника международных нефтяных и энергетических рынков). Поставив задачу на «опережающее инфраструктурное обеспечение основных секторов экономики», президент не мог не понимать, что сегодня в Казахстане речь идет не об этом, а хотя бы о том, чтобы догнать и попытаться ликвидировать огромное отставание в этой сфере. Впрочем, он сам в следующем же предложении это признал: «Правительству необходимо принять меры по развитию электроэнергетики, системы транспортировки. Эти сектора сегодня явно «не успевают» за развитием экономики Казахстана».
Перечисляя объекты, которые нужно ввести для обеспечения населения и экономики светом, теплом и прочими благами, он ничего не сказал о тарифной политике государства, в отношении которой у населения растут опасения, вызванные настроениями естественных монополистов, лоббирующих их рост кое-где даже на 59%. Напротив, президент опять повторял о необходимости затягивания поясов: «К повсеместной экономии электроэнергии наши предприятия и граждане еще не приступили. Надо прямо сказать, что дешевая энергия заканчивается. Если хотим меньше платить, надо экономить. Это должно стать заботой каждого». Выволочки энергетикам, делавшим простых граждан «крайними» во время зимних холодов (когда они намекали, что будут «веерно» отключать электричество из-за того, что люди его слишком много тратят, умалчивая, что повсеместное подключение электрообогревателей было вызвано падением температуры отопления), не последовало.
Говоря о решении транспортной инфраструктуры, «реализации комплекса мер по развитию отечественного транспортного машиностроения», г-н Назарбаев опять, де, ни словом, ни намеком не упомянул про долгоиграющий скандал вокруг китайских вагонов, которые то ли вредные (по версии Минздрава), то ли нет (по версии КТЖ).
Еще одно детище последних лет - программа «30 корпоративных лидеров» - также обошлась без конкретики (впрочем, ее нет не только у президента, но и министерств), президент перечислил только крупные объекты. Похвалил президент господдержку аграрного сектора, которая «дала (ему) мощный толчок», однако ничего не сказал о росте цен на хлеб в условиях высокого урожая и фактическом сворачивании производства биотоплива из зерна из-за его дороговизны (кажется, это тоже был «прорывной проект»). Он, конечно, говорил о продовольственной безопасности, но упоминал «растительное масло, фрукты, сахар и другое». Упомянув о животноводстве, он сказал лишь о необходимости «перевести систему ветеринарии на международные стандарты», обойдя своим вниманием проблему рекультивации и культивации пастбищ для крестьянских коров, коз и овец. «Поручаю правительству принять дальнейшие меры для системной поддержки сельского хозяйства на всех уровнях» - это особенно ни к чему не обязывает.
 
ПО ПРИНЦИПУ ДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛА
Конечно же, главным вопросом для обозревателей был вопрос финансовый: скажет ли президент, что дает банкирам то, что они просят или нет?
«Надо усвоить уроки, преподанные ипотечным кризисом в США, оказавшим серьезное влияние на наши банки, - продолжал интриговать публику Назарбаев. - АФН должно более внимательно отслеживать ситуацию в каждом банке и в случае необходимости принимать превентивные и действенные меры». Тут либо президент еще не готов дать окончательный ответ и развязать мошну Нацфонда, либо у него есть с просителями какая-то договоренность по произнесению тайных паролей, из которых только они поймут, будут ли деньги. Впрочем, последнее не совсем логично, ведь в значительной степени эффект от господдержки банков заключается в том, чтобы о ней стало известно (тогда, по идее, и население должно понести свои кровные в банки). Как бы то ни было, из слов о том, что «государственная поддержка не может быть односторонней, и банки должны взять на себя свою часть рисков. Если акционеры банков не желают или не способны привлекать дополнительные ресурсы для своего развития, то государство должно быть готово предпринять необходимые меры», на самом деле ничего не понятно.
Зато президент послал вполне прозрачный сигнал банкирам по другому поводу: «Приход иностранного капитала в банковский сектор мы рассматриваем как вотум доверия Казахстану, источник необходимой финансовой поддержки и лучшей международной практики банковских услуг». Кажется, именно это в «сливах» из «коридоров власти» формулировали более коротко: «Ищите покупателей». Старый соратник президента и управляющий его делами, Болат Утемуратов, продавший АТФ-банк накануне проблем с ликвидностью, судя по всему, сегодня может считаться одним из самых дальновидных собственников в Казахстане.
«Степень доверия населения и бизнеса, в том числе зарубежного, должна стать основным критерием эффективности финансовых органов страны», - сказал президент, заставляя вспомнить слова известного банкира, заявившего о том, что ему «жалко» тех, кто забирал свои депозиты и поддался панике вокруг обменного курса доллара. Было похоже на этакий метафорический пинок, заметный только тем, «кто в курсе». Впрочем, возможно, президент и готов пойти кое в чем навстречу банкирам. Во всяком случае, он пообещал «привести налоговую систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана», хотя и тут не без тумана. Судя по известному письму, банкиры просят о послаблениях, а президент, наоборот, говорит о том, что действующий налоговый кодекс итак «насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут». Правда, верный себе, он оговорился, что новый кодекс «должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса».
«Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора», - считает президент, ничего не говоря о том, что новые сборы, которые правительство хотело бы «стрясти» с добывающих сырье компаний, судя по всему, падут тяжким грузом не на гигантов (у тех контракты, которые «Ак Орда» если и не считает священной коровой, то уж точно слишком редко оспаривает), а на средних и мелких сырьевиков.
Рассказал президент и о новом ведомстве: «Особую миссию в обеспечении эффективности и конкурентоспособности нашей экономики призвано выполнить вновь созданное по моему поручению Агентство по защите конкуренции. Расширенные полномочия агентства должны обеспечить успех в «борьбе» с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями субъектов рынка своим доминирующим и монопольным положением, укреплять позиции казахстанского бизнеса в мире». Кажется в программе административной реформы правительства Масимова речь шла о сокращении ведомств и чиновной рати (количество госслужащих в Казахстане вплотную подошло к цифре 100 тысяч человек), однако, как говорится, «жизнь вносит свои коррективы».
Внесла она коррективы и в бюджетные планы. В рамках борьбы с инфляцией президент распорядился, чтобы правительство «временно, до преодоления проблем в финансовом секторе», сократило «государственные расходы по всем направлениям и программам, кроме социальных». Подчинив этому все вышеперечисленные планы. Странно, что этот важнейший момент речи «спрятался» в середине, тем более что он во многом девальвирует предшествующие заявления. Как будто его внесли позже, подвергая корректировке слишком «оптимистичный» текст.
«Все, что может подождать, должно быть приостановлено, - сказал президент, задним числом признавая ситуацию, к которой невероятно подходит слово «кризис». - Это касается и всех регионов. Такая экономия будет способствовать снижению давления на инфляцию, а также увеличит резервы страны на случай возможного снижения цен на энергоносители и сырьевые ресурсы». В общем, рассчитывайте на лучшее, а готовьтесь к худшему.
 
ОСТАВШЕЕСЯ ЗА СКОБКАМИ
Возвращаясь к несказанному, можно отметить, что вместо оценки или упоминания конфликтов и трений на национальной почве, имевших место не так давно, президент говорил о «казахстанском «ноу-хау» - Ассамблее народов Казахстана. «Сейчас необходимо всемерное укрепление роли этого уникального казахстанского института», - считает президент.
Что касается политической системы Казахстана, президент сказал, что «главную роль в этом процессе должны играть политические партии, неправительственные организации и другие общественные институты». Не знаем, как насчет других, но в том, какую главную роль играет партия (по крайней мере, одна) в выпусках официальных теленовостей, можно убедиться каждый вечер и желательно на пустой желудок (и если ужин вам не светит). «На современном этапе модель с доминирующей партией «Нур Отан» может рассматриваться как оптимальная форма политической системы Казахстана», - воодушевляет нас президент.
Если где-то президент и начал говорить о недостатках, то речь идет о борьбе с коррупцией. Впрочем, и здесь он говорил не об ужесточении преследования преступников, а предупреждении и профилактике, как будто они друг другу противоречат. Как известно, самый эффективный предупредительный выстрел производится в голову. Не меньший скепсис вызывают слова об административной реформе, главной целью которой, по мнению Назарбаева, «должно стать повышение эффективности и результативности работы управленческого аппарата. Чтобы чиновники служили народу как следует». Из всего сказанного по этой теме далее, понятно лишь одно: Кайрат Келимбетов стремительно набирает политический вес, ведь именно «администрация президента должна возглавить кадровую работу». 
Говорил президент и про 3-летний бюджет, и про «аудит с пристрастием», о государственных средствах, выделявшихся по основным государственным социально-экономическим программам, и про стимулирование конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.
«Развитый предпринимательский сектор - это основа экономики любой страны», - справедливо заметил президент, делающий традиционно ставку только на крупных предпринимателей. Впрочем, он порадовал всех: «...поручаю правительству решительно снизить административную нагрузку на бизнес, провести дальнейшее упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации».
«Некоторые ведомства изыскивают возможность под различными предлогами в нарушение законодательства «проверить» предприятие несколько раз. Это серьезно отвлекает бизнес от своего дела. И это идет против политики, которую я провожу, - подчеркнув последнее так, что стало непонятно, что ему больше не нравится - бюрократизм или то, что против его политики.
 
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ
«Постоянное улучшение социального самочувствия казахстанцев, всех слоев и социальных групп казахстанского общества, является и будет оставаться на первом плане государственной политики, - заверил население, озабоченное падением своего жизненного уровня, президент. - Стандарты качества жизни должны стать эффективным рыночным инструментом развития человеческого капитала и социальной модернизации Казахстана, не приводя при этом к росту иждивенческих настроений».
Для соблюдения социальной гармонии президент предложил ввести налог на роскошь, приведя в пример платежеспособность владельцев многомиллионных домов, чем вызвал непонятный восторг присутствовавших, которых сложно заподозрить в том, что они живут в обычных квартирах. О том, живут ли чиновники по средствам, он говорить не стал.
Кроме социального здоровья, президент озаботился физическим и поручил министерствам и акиматам «развернуть широкую пропаганду здорового образа жизни». Впрочем, чтобы казахстанцы были подтянутыми и скорыми на подъем, достаточно как сейчас, не приструнивать естественных монополистов и не следить за ростом цен на продукты. Что же до рождаемости, которой президент хочет «посвятить ближайшее заседание Национального совета», то никакие прибавки к содержанию ребенка в первый год его жизни не смогут заменить реальных и доступных цен на жилье. Впрочем, есть альтернативный способ выправления демографический ситуации - отключать после 6 вечера электричество во всех городах. Правда, аукнуться это может спустя 15-20 лет в образовании и особенно росте криминала.
 
ПОХВАЛА ВМЕСТО ЗАМЕЧАНИЙ
«...Хочу с удовлетворением отметить, что бизнес активно откликнулся на мое обращение об усилении его социальной ответственности», - сказал президент, приведя в пример «такие структуры, как корпорация «Казахмыс» (это, где недавно бастовали шахтеры), Евразийская промышленная ассоциация, Казцинк, Тенгизшевройл, Аджип, национальные компании «КазМунайГаз», «Казатомпром», «Казахстан темiр жолы» (который воюет с санитарами по поводу вредности или безвредности китайских вагонов и намеревается опять поднять тарифы), только за прошлый год направили свыше 30 млрд.тенге на развитие объектов социального назначения: школы, медицинские и дошкольные учреждения, оздоровительные комплексы, реабилитационные центры для инвалидов, объекты культуры и спорта». Жаль, не привел в пример Миттала, он тоже, наверное, очень социально ответственный бизнесмен. Непонятно только, почему СМИ, по мнению президента, «должны поддерживать» благотворительность денежных мешков.
Отмечая «необходимость внесения изменений в Государственную жилищную программу по следующим направлениям», президент перечислил жилстройзаймы под 4% годовых (для госслужащих и бюджетников), строительство арендного жилья, инфраструктуру под ИЖС, меры по прозрачности строительных компаний, защиту прав участников долевого строительства жилья, упрощенные правила предоставления и оформления земельных участков под ИЖС, новые технологии строительства и, конечно, развитие Астаны,
Не упомянув напрямую свою кампанию против застройки алматинских предгорий (в итоге никого страшнее увольнения не наказали, а список реальных владельцев вилл и поместий не обнародовали), президент лишь сказал, что «надо прекратить практику непрозрачных схем распределения земель. Все земли должны распределяться через открытые аукционы»
«Проверки, проведенные правительством, показали, что земли вокруг Астаны и областных центров заранее закуплены на подставные фирмы и лица. И теперь, продавая эти земли по рыночной цене, некоторые люди, среди которых немало чиновников, богатеют за счет государства, ничего не вложив, - внес немного конкретики Назарбаев. - Надо предложить им вернуть эти земли государству добровольно, или правоохранительные органы обязаны определить законность этих действий и ответственность таких лиц. Было бы хорошо, если партия «Нур Отан» и ее фракция в парламенте взяла бы этот вопрос под свой контроль». Привлекать общество, чтобы предать публичному остракизму коррупционеров, президент не стал, видимо, партии ему достаточно.
 
ОКНО В ПАРИЖ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТАЙМ-АУТ
Интересным, хотя и не вполне конкретным выглядит предложение «разработать специальную программу «Путь в Европу». Как обычно, поэтическое название уже готово, а суть еще только предстоит определить, складывается ощущение, что на самом деле все давно написано, но до поры до времени не афишируется. Пока же президент предполагает, что «она должна способствовать развитию экономического сотрудничества, привлечению технологий и опыта управления, совершенствованию наших законов, разработке своей повестки дня, стратегического видения нашего председательствования в ОБСЕ».
Впрочем, президент отпустил еще пару интересных замечаний на государственном языке. В частности он предложил отложить на несколько лет переход на 12-летнюю систему среднего образования. «Мы говорили о переходе на 12-летнее образование, но у нас не хватает для этого школ, не хватает преподавателей. Но если это невозможно, зачем мы будем об этом объявлять, давайте подождем, подготовим школы и только после этого начнем реформы», - подчеркнул президент.

Среди 4697 слов, из которых состоит Послание Президента, не хватает очень многих, которых от него ждали. Возможно, Нурсултан Назарбаев «придержал» их, чтобы оставить для правительства (должно же оно тоже что-то заявлять), впрочем, возможно, что их найдут в программе нового Кабинета министров? Нынешний состав правительства не справился с проблемами страны, и трезвая оценка его неуспехов могла бы стать твердым заделом в плане кредита доверия для тех, кто мог бы начать разгребать завалы. В конце концов, самое правдивое политическое обещание Черчилля («Я не могу обещать моему народу ничего, кроме голода, слез и крови, но я твердо обещаю, что наши дети будут жить лучше нас»), оказалось и самым знаменитым.

"Деловая неделя" (Алматы)
Рейтинг: 
Средняя: 3.3 (3 votes)

Комментарии

Отличный текст. Жаль что от этого ничего не изменится.

Не надо печалится. Все врюхались, а не только Казахстан. Но долг в сотни миллиардов (только по линии банковских займов) это конечно слишком...

Казахстан не врюхался, он по полной въехал. Как выезжать то будет?!

Нормально отымели это дешовое Послание. Дураку же ясно - пришла жопа. И накрыла всех кто внизу.

А те.. кто наверху... их что накрыло?:-)))

Кислота...

Конец эйфории

Досым Сатпаев

Ежегодное Послание президента народу Казахстана всегда вызывает повышенный интерес. Причин для этого несколько. Во-первых, это является неким политическим ритуалом, когда раз в год демонстрируется единение власти и народа, объясняется обществу, куда оно движется и зачем. Во-вторых, через Послание легко проследить тенденцию политического и экономического развития Казахстана, так как это своего рода идеологический документ, который расставляет красные флажки для всех. В-третьих, отношение к Посланию президента, всегда неоднозначное, так как разные социальные и политические группы по-своему видят приоритеты в развитии республики.

Что касается президентского послания 2008 года, которое было озвучено в начале февраля, то оно сильно отличается от предыдущих выступлений главы государства, так как впервые за последние в годы в нем прозвучали тезисы о серьезных проблемах в социально-экономическом и финансовом развитии страны. По крайней мере, именно с этого начал свое выступление президент.

По своему духу Послание больше напоминало возвращение к <стратегии выживания>, от которой наши власти официально отказались еще несколько лет назад в условиях безудержной эйфории и экономического бума. Можно сказать, что в Казахстане была дана установка на всеобщую мобилизацию всех ресурсов, чтобы выйти менее потрепанными из сложной полосы финансово-экономической нестабильности. Но, как это обычно бывает в условиях любой мобилизации, государству необходимо иметь парочку <козлов отпущения>, чтобы перенаправить в их сторону весь поток критики и социального недовольства.

Скорее всего, на эту неблагодарную роль были определены наши банковские структуры. Кроме этого для государства сложилась благоприятная ситуация, позволяющая усилить госконтроль над банками второго уровня. Об этом, кстати, вполне откровенно заявил и сам президент в своем Послании, когда призывал усвоить уроки, преподанные ипотечным кризисом в США, оказавшим серьезное влияние на наши банки. В качестве одной из мер глава государства предложил АФН более внимательно отслеживать ситуацию в каждом банке и в случае необходимости принимать превентивные и действенные меры. Думаю, что наших банкиров должна озадачить фраза президента о том, что если акционеры банков не желают или не способны привлекать дополнительные ресурсы для своего развития, то государство должно быть готово предпринять необходимые меры. Звучит довольно угрожающе. Хотя на фоне становления в Казахстане государственного капитализма, где чиновники пытаются вернуть себе контроль над основными секторами экономики, подобные заявления не вызывают удивления. И здесь хотелось бы вспомнить результаты нашего исследования, которое в прошлом году провел Центр исследований и мониторинга экономики Казахстана (ЦИМЭК) по теме: <Возможные социально-политические последствия экономического кризиса в Казахстане>. Как оказалось, некоторые выводы, которые были сделаны в ходе исследования, нашли свое подтверждение и в Послании президента. В частности, речь идет о пессимистическом сценарии, в котором говорилось о том, что финансовые и экономические проблемы в Казахстане могут иметь неоднозначные последствия для банковских институтов. В попытках сохранить контроль над ситуацией власти могут попытаться перевести все стрелки в сторону некоторых казахстанских бизнес-структур, обвинив их в провоцировании кризисных ситуаций. И первой мишенью как раз назывался банковский сектор страны. Как говорится: <У победы всегда много отцов, а поражение остается круглой сиротой!>. В условиях Казахстана эта фраза обычно сводится к тому, что победа достается Назарбаеву, а поражение - всем остальным.

Кроме этого в исследовании говорилось о новых кадровых перестановках, которые должны были произойти с учетом повышения волатильности казахстанской экономики. Такие перестановки, в конце концов, произошли, хотя и не там, где многие ожидали. Вместо изменений в правительстве, которые, скорее всего, будут следующими, смена караула произошла в администрации президента, в руководстве партии <Нур Отан>, в ФУР <Казына> и АФН.

С одной стороны, новых фигур не появилось. Все назначенцы широко известны и не только в узких кругах, будь то Кайрат Келимбетов или Адильбек Джаксыбеков. Кстати, первого и второго объединяет одна общая черта, а именно: их равноудаленность от всех влиятельных групп давления. Это в глазах президента является скорее преимуществом, чем недостатком. При этом уход Адильбека Джаксыбекова на пост первого заместителя председателя партии <Нур Отан> не стоит рассматривать как понижение особенно с учетом того, что данная партия давно уже срослась с государственными структурами и имеет серьезные административные ресурсы контроля парламента и правительства. Понижение скорее можно наблюдать у г-на Жумагулова, который переместился в парламент.

С другой стороны, в Казахстане давно уже сложилась практика <кадровых каруселей>, когда одно и то же лицо не может слишком долго занимать тот или иной пост. Его уход или повышение не всегда связано с явными проколами или достижениями. Тем более что явных проколов у Джаксыбекова не было. Это лишь убеждает в том, что для бывшего руководителя администрации президента нынешний пост в партии <Нур Отан>, скорее всего, временная передышка перед новым назначением.

Что касается Кайрата Келимбетова, то его кадровое перемещение странным образом произошло после досрочного прекращения полномочий председателя правления Инвестиционного фонда Казахстана Зейнуллы Какимжанова. В своем последнем интервью Какимжанов заявил о том, что в Казахстане существует кризис управления экономическими процессами.

Все это говорит о том, что внутри президентской команды, отвечающей за экономический блок, уже зреют серьезные разногласия между <пессимистами> и <оптимистами>, где первые, судя по всему, проигрывают. Кайрата Келимбетова скорее можно отнести к <оптимистам>, а его назначение на пост руководителя администрации президента окончательно закрепит за этим исполнительным органом роль <второго правительства>. Это связано с тем, что за последние несколько лет администрация президента кроме организационно-идеологической работы стала активно курировать и некоторые экономические сферы, например, деятельность государственного холдинга по управлению государственными активами <Самрук>.

Также определенная логика появления экономиста Кайрата Келимбетова на сугубо административной должности может быть связана с тем, что весь 2008 год будет годом финансовой реабилитации республики в глазах мирового бизнес-сообщества. Но от нового главы администрации президента потребуются и новые способности. В частности, умение лавировать между элитными группировками и более активная работа по формированию внутренней политики страны. Не стоит забывать, что если в экономике Кайрат Келимбетов чувствовал себя как рыба в воде, то первый его политический дебют состоялся только в прошлом году во время парламентских выборов, когда он впервые выступил в качестве публичного политика. Хотя после завершения выборов он также быстро ушел в политическую тень.

По поводу Армана Дунаева можно сказать, что его назначение на пост главы АО ФУР <Казына> вряд ли произошло бы без рекомендаций Кайрата Келимбетова. Это значит, что серьезные изменения в деятельности <Казына> вряд ли произойдут. Как не будет и резких движений в деятельности АФН, которое возглавила г-жа Бахмутова, являясь уже ставленницей Армана Дунаева. Здесь мы видим явную внутриведомственную преемственность. Кстати, в своем ежегодном Послании президент особо остановился на необходимости повысить роль АФН, которое теперь будет выполнять роль государственного <сторожевого пса> в контроле над всеми финансовыми игроками.

Также, по словам президента, правительство, АФН и Национальный банк долж

Но было бы неверным утверждать, что увеличение присутствия государства можно будет наблюдать только в финансовом секторе. Процесс ужесточения инвестиционных правил игры в добывающей сфере, судя по всему, будет продолжаться. Как заявил президент: <Главный вектор в нефтегазовой отрасли - усиление позиций государства в качестве влиятельного и ответственного участника международных нефтяных и энергетических рынков>. Хотя речь здесь также шла о горно-металлургической промышленности, где государство тоже собирается увеличить свое влияние.

Все это говорит о том, что в 2008 году Казахстан еще будут сотрясать новые конфликты и трения с инвесторами. Кроме введения нового налога на добычу полезных ископаемых вместо рентного налога, а также повышения экспортной пошлины на продажу нефти и газа будет разработан новый Налоговый кодекс, где существенно снизится количество льгот и преференций. В связи с этим сразу же после выступления президента премьер-министр Карим Масимов поручил приостановить заключение контрактов на недропользование по старым условиям. Более того, министерству энергетики и минеральных ресурсов было поручено расторгнуть контракты с теми недропользователями, которые не исполнили взятые на себя обязательства. Насколько можно понять, одной из целей такой жесткой политики является не только усиление роли государства в добывающей отрасли страны, но и превращение добывающих компаний в основных <дойных коров> с точки зрения налоговых выплат с целью компенсировать возрастающие государственные расходы на поддержку экономики страны в плавающем состоянии. Как заявил президент: <Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора>.

При этом насколько можно понять, основные государственные расходы можно условно поделить на две части. Первая связана с реализацией государственных проектов, которые, судя по Посланию, теперь направлены на обеспечение энергетической и продовольственной безопасности страны. И здесь будут подключаться ресурсы национальных компаний и аффилированных с элитой бизнес-структур, которые должны выкупать акции стратегических предприятий у иностранных инвесторов, как это, например, уже делает <Казахмыс>. Вторая часть расходов непосредственно касается социальной сферы, так как, по мнению президента, правительству необходимо временно, до преодоления проблем в финансовом секторе, сократить государственные расходы по всем направлениям и программам, кроме социальных. Это и неудивительно, учитывая то, что инфляция, рост безработицы, провал государственной жилищной программы, диктат монополий уже вызывают рост социального напряжения. Хотя в условиях высокого уровня коррупции, которая у нас не исчезла, а приобрела другие, более изощренные формы, все попытки президента поставить под контроль государственные расходы и проводить <аудит с пристрастием> государственных средств, выделявшихся по основным государственным социально-экономическим программам, вряд ли приведут к быстрым позитивным результатам. Определенные сомнения в результативности вызывает и расширение полномочий Агентства по защите конкуренции, которое за последние годы имело разные формы и названия, но так и не смогло справиться с монополиями, учитывая их тесную связь с правящей элитой.

Стоит отметить, что в отличие от экономической части послания проблемам политического развития страны было уделено меньше внимания, что удивляет, так как именно с этого года от Казахстана ожидают каких-то подвижек в политическом реформировании. Но в выступлении президента не прозвучало никаких намеков на то, что они произойдут, хотя еще в прошлом году министр иностранных дел Марат Тажин вполне конкретно говорил о возможных изменениях в выборном законодательстве и в законе <О СМИ>. Судя по всему, тенденция становления в Казахстане партийной системы с доминирующей партией будет продолжаться, так как, по мнению главы государства: <На современном этапе модель с доминирующей партией <Нур Отан> может рассматриваться как оптимальная форма политической системы Казахстана>. Сохраняется довольно типичная для Казахстана ситуация. Если в сфере экономики президент делает жесткие заявления в адрес монополий и выступает за принятие закона <О конкуренции>, то в политической области глава государства продолжает делать ставку на монополию политическую, которая, как говорили классики марксизма-ленинизма, в любом виде обычно ведет к загниванию. В этом плане разговоры о поддержке социальных лифтов для кадрового обновления власти, в том числе через партийный механизм <Нур Отан>, не имеют под собой никаких оснований, так как это номенклатурная партия, которая из-за своего бюрократического консерватизма априори не способна участвовать в формировании управленцев нового поколения.

Ага...

Классный разбор полетов. Бедный Папа. Теперь и Послание у него уже не получается.

Ну чо Сигизмунд? Получилось надежды?

кеды на меху

Качество, комфорт, практичность, долговечность – очень редко все эти достоинства сочетаются в одной паре обуви. Многие производители грешат тем, что делают акцент только на каком-то одном параметре, в крайнем случае, на двух. Многие, но только не производители обуви Converse.

черно белые кеды

Мы являемся интернет-магазином кед Converse, который продает оригинальную продукцию. Наш магазин может предложить значимые скидки обслуживании. Только в нашем интернет-магазине, заказывая пару кед, вы получите для примерки еще два «соседних» размера. Это дает возможность примерить и подобрать. И это целиком бесплатно!

кеды конверс старс

Мы сможем нашим пользователям широкий ассортимент товаров Converse, всегда следим за новыми моделями и пополняем ими ассортимент нашего магазина.

магазины в москве кеды сиреневые

Наши работники доставят сразу к вам домой приобретённую продукцию уже на следующий день, а, возможно, и в день заказа. Мы ценим покупателей, потому культура общения – это главное, на что мы обращаем внимание при подборе нашего персонала. Женские и мужские кеды Converse, детские кеды, футболки, кофты и носки – эти товары вы можете по выгодным ценам приобрести в нашем онлайн-магазине.