Талгат ИСМАГАМБЕТОВ, независимый политолог. Ели б я был султан, то имел трех жен… или Многоженство и последствия

Законотворческий процесс дело малопривлекательное для простого обывателя.  Правда, есть темы, которые касаются всех и каждого. Если не подводит память, то с 2002 г. появляются инициативы отдельных депутатов о легализации многоженства в Казахстане. Речь не идет о практике двоеженства. Она уже существует и крепчает после 1991 г. С 1998 г. новый Уголовный Кодекс не преследует за многоженство, хотя законодательство о браке и семье  не признает наличия двух и более жен у одного мужчины. Обсуждаемые в Мажилисе поправки в Закон о браке и семье стремятся легализовать многоженство. После легализации капиталов в 2001 г., нелегального имущества в 2007 г. это уже третье употребление слова «легализация». Теперь «из тени» стремятся вывести многоженство.

Но многоженство – дорогое удовольствие. Соблазниться двоеженством и далее до наличия четырех жен могут многие (помечтать и не более). Допускаю вариант аменгерства, при котором кто-то из братьев берет в жены вдову умершего брата и обеспечивает и воспитывает своих племянников. Но не для такого случая предлагаются поправки в Закон о браке и семье.
Чарует главный довод сторонников многоженства – решить проблему старых дев. Что же отрадно, что кто-то решил подумать о них. Двоеженец в лучших приемах паблик-рилейшнз предстает одним из спасителей женщин от одиночества. Но не сводятся концы с концами!
Казахстанская статистика гласит об ином. В 1999 г. на 1000 мужчин действительно приходилось 1077 женщин. Здорово, эти 77 женщин будут взяты замуж, став вторыми или последующими женами! Не так все просто. До 30 лет  наблюдается превышение численности мужчин над женщинами. В возрасте 20-25 лет на 1000 мужчин приходилось 974 женщины. В 25-29 лет на 1000 женщин приходится 1006 мужчин. То есть с 18 до 30 лет, наиболее подходящих возрастах для  начала семейной жизни перевес мужчин. Положение меняется после 30 лет. Наивысший уровень дисбаланса в возрасте 85 лет и выше – 3897 женщин на тысячу мужчин. В 30-34 и 35-39 лет на 1000 мужчин соответственно 1024 и 1051 женщины, в 40-44 года 1084 женщины, 45-49 лет – 1128, в 50-54 года – 1196, 55-59 лет – 1260 женщин.
Если учесть, что, как правило, муж на несколько лет старше жены, то вопрос не в демографической нехватке женихов для женщин 20-30-летнего возраста. Маловероятно, чтобы многоженцы и двоеженцы вступили в конкуренцию за руки и сердца женщин старше 40 лет. Основное внимание, как видно из опыта других стран и отечественной практики, обращается на молодых и красивых женщин в возрасте до 30 лет.
А это уже влечет иную проблему, известную многим странам Востока, да и дореволюционному казахскому обществу – появление мужчин, остающихся  без супруги.
Чем дальше, тем больше. Отечественная статистика состояния в браке   раскрывает, что существует разница между этносами Казахстана. В возрасте 20-40 лет для русских более значима проблема разводов и невступления во второй брак; для казахов же выше, по сравнению с русскими, доля лиц, никогда не состоявших в браке. Для некоторых этносов, например, дунган, уровень брачности в порядке, а  проблема разводов и лиц, никогда не вступавших в брак, не столь значима. Достаточно посмотреть материалы переписи населения 1999 г.  Статистика -  упрямая вещь и заставляет задуматься о причинах этих явлений. Но наши этнические различия – это отдельная тема.
Тем более, она не волнует адептов многоженства. Они ловко обходят социальные вопросы откладывания вступления брак. Хотя и без социологических выкладок очевидно, что проблема бедности части населения, вопросы занятости, обеспечения жильем не способствуют росту брачности населения, особенно казахского.
Обратимся к нашим любимым арабам. В арабских странах процент мужчин, состоящих в полигамном браке, колеблется от почти 2% до 12%: в Сирии 1,9%, Египте - 8,0%, в Кувейте - 11,7%. Цифры сопоставимы с уровнем около 7-8% двоеженцев и многоженцев среди казахов (по переписи 1897 г.). В случае введения многоженства несложно представить, что если вновь 7-8% мужчин будут иметь по две жены, то как минимум 7-8% мужчин в возрасте от 18 до 45 лет будут обречены на безбрачие, либо на поиск невест за рубежом.  
Лучший довод, что легализация многоженства не решает проблему «старых дев» непреднамеренно прозвучал из уст шейха Али Абу аль-Хасана.  Он ранее возглавлял в египетском университете Аль-Азхаре комиссию по фетвам (религиозным вердиктам) и обратился к египтянам, довольствующимся одной женой, с призывом незамедлительно обзавестись второй, чтобы «избавить незамужних женщин от безбрачия». То есть и в странах легального многоженства есть проблема лишних женщин!
Ну, тогда понятно. Любители вторых и последующих жен отнюдь не альтруисты, мечтающие избавить женщин от жизни без мужа. Они просто желают в жены себе наиболее приглянувшихся из молодых и красивых девушек. Остальные остаются старыми девами. Зато появляются мужчины, которым в конкуренции с богатыми многоженцами сложнее получить согласие  девушки на создание семьи. Ситуация знакомая по дореволюционному Казахстану: казахские мужчины из-за материальных проблем зачастую вынуждены жениться после 30, а то и 40 лет.
А вот единобрачным казахстанским русским и украинцам везло больше. К 30 годам 9 из 10 мужчин этих этносов были женаты.
Кто выигрывает в таком случае? Выигрывает мусульманское духовенство, невзирая на Закон оформляющее в мечети двоеженство.
Второй пиар-ход сторонников многоженства – это тезис о распространении ценного генофонда. Но и он  не выдерживает никакой критики. К примеру, сын хана Абулхаира хан Нуралы от 12 жен имел 40 сыновей и, по разным источникам, 26 или 35 дочерей. Однако это не означало, что его дети унаследовали  талант деда. Мнение, что таким образом распространяются лучшие гены, есть не что иное, как прикрытие страстолюбия. Природа словно наказывала сластолюбца французского короля Людовика XIV кончиной почти всех легитимных сыновей и внуков. Мы не знаем всех закономерностей природы, и вполне может, что разброс детей на стороне приводил к ослаблению потомства. Виагра и ее старинные аналоги стимулируют потенцию, но не улучшают генофонд. Скорее удачливы в передаче лучших способностей одноженцы Медичи, Дандоло, Бахи.
Ну, если построен миф о спасении женщин, остающихся без мужа, и миф о разбрасывании лучших генов, то наш опыт с начала 1990-х гг. достаточен. На основе мифа строится новая реальность в брачных отношениях. Далее возникает проблема, известная мусульманским странами. В обсуждение и решение вопросов семейно-брачных отношений вовлекается духовенство. И далее будем повторять дискуссии по новому кругу, уже в рамках исламских норм. Верховный муфтий Египта Али Гумаа напоминал, что шариат (свод исламских законов) разрешает иметь мужчине четыре жены, и дал понять, что о внесении в него каких-либо изменений не может быть и речи. Против запрещения многоженства высказывался и ректор Аль-Азхара Мухаммед ат-Тантауи.
Ясно, что изменилось в Казахстане за прошедшие годы. Во-первых, отсутствие наказания за многоженство (достаточно посмотреть Уголовный Кодекс, действующий с 1 января 1998 г.)  позволило ему существовать полулегально.  Во-вторых, подрастают дети, рожденные от младших жен, и уже актуальны вопросы наследования ими имущества. Тогда все понятно. За ласки токал надо поднять ее статус и статус ее детей. А статус – важная вещь в ретрадиционализирующемся обществе. Да и многоженцы - не учителя и не врачи, а, как правило, состоятельные люди. Коран и шариат не одобряют уменьшение обеспечения первой жены, если появилась вторая.  
Нас ведут в мир иной формы семьи, полигамной семьи. Что бесспорно, так это интерес сторонников многоженства иметь два удовольствия: старшая жена олицетворяет порядок, стабильность в доме, младшая (или младшие) – интимные удовольствия.
Мир фавориток многолик так же, как неповторимы женщины. Нежную не спутать с хищной и властной, обворожительную с мягкой по характеру.
Прекрасные женщины служили искушением для богатых и знатных. Богатство и влиятельность последних были притягательными. И как в наши времена, любовь женщин могла быть притворством, но чары и ослепление высоким статусом и богатством искренними. Не так ли чаруют современные младшие жёны  и не так ли пользуются дарениями, как большинство фавориток прошлого? Ведь мало кто из фавориток любил господина-покровителя ради него самого, а не ради его благ!
Идеалом для одалиски из гарема может быть золотая клетка: она поет, щебечет, ублажает, хозяин щедр на подарки и ласки. По шариату мусульманин имеет право на четырех жен. На практике, законодательство ряда стран ограничивает число жен. В Ливии, где маликитский религиозно-правовой толк суннитского ислама более консервативен, чем  ханифитский толк суннизма Средней Азии, вторую жену можно иметь только в случае веских причин, например, неспособности первой жены иметь детей. Необходимо официальное согласие первой жены, либо судебное разрешение на обзаведение младшей женой. Наличие третьей и последующей жен запрещается.
Неясно предполагается ли пойти по «ливийскому пути». Прозвучало по одному из казахстанских телеканалов, что предполагается обзаведение второй семьей в случае если есть согласие первой жены. Главное - перейти Рубикон в сторону двоеженства. В начале всегда идут успокаивающие заявления, а дальше больше,
За деревьями полезно видеть лес. Двоеженство имеет оправдание в  шариате. Шариат освящает норму многоженства. Стоит напомнить, что в отличие от адата (обычного права),  шариат создавал для казахов несправедливость к младшему сыну, который по обычаю содержал старых родителей. По адату, после  кончины отца  младший сын получал имущество. Старшие сыновья при жизни родителей получали свою долю имущества. Но по шариату, старшие сыновья могли вновь претендовать на наследство покойного родителя.
Главное то, что ретрадиционализация в сфере брачных отношений разделяет казахстанцев. Что же предлагается сторонниками многоженства? Легализацией многоженства создавать свои нормы брака и наследования отдельно для европейских  и отдельно для мусульманских этносов Казахстана. И сделать разные формы семьи для богатых и небогатых.
Предлагается на деле установить разные правовые нормы для граждан Казахстана, подобно тому, как в Индии семейное право мусульман отличается от аналогичного права индусов и христиан. В таком случае, ради узких интересов немногих предлагается сделать преграду на пути консолидации нации?
Сторонникам единобрачия тоже есть повод задуматься: Где идеалы любви?
Очевидно, что легализация многоженства поощрит конкуренцию за молодых и красивых женщин. Создать многоженство как легализованную, возвращенную из архаики форму семьи – это не решение прежних проблем, а добавление новых. Многоженство несёт тягостные  проблемы взаимоотношений многих жен и детей от разных матерей.   Права казахская поговорка: “Дети от двух жен – это два разных рода”.
Интересы узкого круга лиц отражают предлагаемые поправки в Закон о браке и семье. Ну, а если хотят нас убедить в альтруизме («хотим быть спасителями одиноких женщин от одиночества» и «хотим улучшить породу»), то разве не убеждали нас в своих лучших намерениях при переходе к рынку. Проблемы, которые были скинуты на средние слои, заставили забыть о ранее сказанных обещаниях.
Кстати,  казахский обычай недопущения браков между мужчиной и женщиной до 7-го колена не допускал близкородственных браков. Однако  этот полезный обычай сейчас никто не предлагает ввести в Закон.

Представим учителя или врача, мелкого бизнесмена.
В наследство детям он оставит в лучшем случае квартиру, либо частный домик. Возможно, машину и некоторую сумму накоплений. Ну, уж ему то многоженство ни к чему. Негусто даже для раздела между детьми от одной жены. 


Представим миллионера с детьми от двух жен.
Дробление капитала на несколько частей нежелательно. Тем более, между неладящими детьми от разных жен. Так что же тогда хотят наши многоженцы? Скорее всего, есть иные, неучтенные источники дохода. Что позволило кое-кому без ведома законной супруги обзаводиться второй семьей. Можно было бы и без многоженства признать детей, рожденных от любовницы, и выделить им по завещанию долю наследства. Но опять статус - важная вещь. Любовница хочет стать женой.
И не будем обольщать себя, что мечтают многоженцы подарить счастье одиноким женщинам. Ну, а то, что возможны из-за многоженства вечно одинокие мужчины, то об этом речи адепты многоженства умалчивают.
 
Рейтинг: 
Средняя: 4 (1 vote)

Комментарии

"Закон Бога, ясно выраженный в строении мужского организма, гласит следующее: всю твою жизнь в половом отношении ты будешь терпеть всяческие ограничения и запреты. Мужчина способен к соитию лишь кратковременно, да и тогда весьма умеренно. Он способен к нему лет с пятнадцати - шестнадцати и далее тридцать пять лет.

После пятидесяти дело у него идет все хуже, все с большими промежутками, и удовлетворение, которое получают обе стороны, весьма сомнительно, в то время как его прабабушка словно бы еще только начинает.

Ее механизм в полном порядке. Ее подсвечник по-прежнему крепок, тогда как его свеча все больше размягчается и оплывает под действием уходящих лет, пока наконец уже не может стоять, и печально обретает вечный покой в надежде на блаженное воскресение, которое так никогда и не наступает."

"Закон Бога, ясно выраженный в строении женского организма, гласит следующее: да не будет наложено никаких ограничений на твои сношения с другим полом в любую пору твоей жизни."

Но "...этот скот с оплывшей свечкой устроил все как раз наоборот. Соломон, один из любимцев Бога, располагал совокупительным кабинетом, составленным из семисот жен и трехсот наложниц. Даже под угрозой смерти он не сумел бы удовлетворить как следует хотя бы двух из этих юных созданий, хотя бы ему в этом помогало еще пятнадцать экспертов.

Следовательно, почти целой тысяче приходилось голодать из года в год. Представьте себе, каким жестокосердым должен быть человек, способный ежедневно созерцать подобные страдания и ничего не делать, чтобы смягчить их. А он с бессмысленной жестокостью еще усугубил эти муки, приставив к этим женщинам дюжих стражей, так что у бедняжек только слюнки текли при виде столь великолепно сложенных молодцов, которым нечем было утешить подсвечник ввиду того, что они были евнухами."

Надо Президенту вмешаться, поставить точку и заткнуть болтунов. У Назарбаева нет сыновей, неужели он хочет, что бы, к примеру, Кулибаев взял токал?

Ладно, любить на стороне, но бабки же уйдут из семьи.

При чом тут Назер? При чом тут Он? Болтуны пусть болтают, богатые пусть балуются. (Бедняки кстати тоже не жалуются на сей счет - только имущества там просто с гулькин нос). Одно дело ебаться на стороне. другое сделать детей. Все одно - граждане родятся.

баба смачная, надо было по-больше картинку сделать ! эй, сисадмин, голых теток давай-давай!

О-оу, пиз#острадальцы за#рочили на клаву... Речь то не о голых тетках идет!

2 Маке: Вы, простите, в какой стране жиете, что не знаете про сыновей Президента??? И про его "жен"...

2 Маке: Вы, простите, в какой стране жиете, что не знаете про сыновей Президента??? И про его "жен"...

Делать вам нечего. Это же почотно - сыновей делать!

статья, прямо скажу, однобокая.

мужиков посчитать, это не мужей. сколько в тюрьмах, сколько пьют, сколько дурью маются, а женщина всем находится потому как все в статье посчитано. многоженство это ведь не блуд который себе представляет автор - это гораздо большая ответственность, чем просто перепих на стороне, и ради блуда на такое никто не пойдет. И вопли про статус, не столь и глупы. статус важен, статус - это защита любовниц и их детей, а золотая клетка у них и так есть.

Многоженство - реальная необходимость! Казахи считаются мусульманами, однако остаются в совково-полухристианском менталитете. Мусульманство - самая молодая религия, впитала мудрость веков, а многоженство (хотя четыре - не так уж и много) - лучшее наследие! Женщин нужно ставить на свои места, они не должны иметь голоса против мужчин, иначе мы превратимся в изгоев. Посмотрите - каждый второй фильм (голливудский, европейский, индийский, китайский...) о трагедии на почве любовных треугольников. Слезы, стрельба, кровь, несчастные дети. Все это исключается (почти) при многоженстве. Многоженство невозможно ввести сразу - это долгий многолетний процесс адаптации "несчастных" женщин, девочек, дочерей к мысли о том , что не они одни будут владеть мужчиной. Хотя полигамия и не исключает моногамии. Но закон необходимо вводить как можно скорее, тогда мы заслужим благодарность потомков. Мнение женщин абсолютно предсказуемо, их нужно игнорировать. Тысячу раз повторю - женщин нужно держать на их месте - секс, материнство, хранительница очага, опора мужику. Мир согдрогнулся в ужасе от надвигающейся феминизации!!! Американцы бегут в Россию и СНГ от их эмансипированных жен, меняя море и пальмы на снег и бездорожье. Зайдите на сайты "женщины России" и им подорбные. Посмотрите как американские женщины разговаривают с мужчинами во ВСЕХ голливудских фильмах - безаппеляционно, грубо, с криками, с незамедлительными разводами по пустячным причинам (ну, подумаешь трахнул красотку). А эта мерзкая и отвратительная программ "Измена" по ТВ? Просто свидетельство полного загнивания этого общества. Почему столько белых становятся мусульманами? Почему Толстой стал мусульманином в душе? Почему он сбежал из дома куда глаза глядят и умер в поезде? Он сбежал от своей жены! Он даже не подпустил ее к смертному одру. Чехова убила жена, заставив его ехать в Баден-Баден, хотя для его легких единственным местом была Ялта. ЧЕхов сказал перед смертью, что не стоит жениться творческому человеку. А бедный Пушкин? Разве стоила крупица его жизни его флиртующей жены? Я не являюсь ортодоксальным приверженцем какой-либо религии, я как и многие комсомолец и почти атеист. Но часто мудрость народа находит отражение в религиозных догматах. И для нашего общества многоженство является одним из важнейших. Если мы молимся перед едой, молимся на похоронах, женщины ходят в мечеть, носят платки, если мы не едим свинину, соблюдаем пост, почему бы не соблюдать и эту простую мусульманскую традицию? Избегая при этом жутких семейных трагедий, о которых потом только фильмы снимать и песни душераздирающие петь!

А что и вправду такая маленькая фотка? Не порно же. А деушка очень ничо так.

А у Жирика типа уже не стаит? - ))))

To Kamal: а почему женщины рвутся к власти? Потому что поняли что мужчинам ничего доверить нельзя! Нет никакого "своего" места у женщины. Это люди создают стереотипы, а в данном случае мужчины! Вы потому и к власти женщин не допускаете, что боитесь, что вас обоидут...

Держи всое мнение при себе Камал, бои. Аллаха, за такие слова в ад поподешь, в Куране написано женщин надо уважать она твоя мать, сестра, сестренка. По ходу ты не ценишь свою мать, сестру что у тебя есть. Смотри цени, не дай Аллах потеряешь. Тогда точно поздно будеть.

Время прожорливо, человек ещё прожорливей.

------

как лечить кошачий укус

У каждого должно быть хоть какое-нибудь занятие. И если бы у меня не было долгов, мне решительно нечем было бы себя занять.

------

сетевой шнур

Ремонт спецтехники ремонтно-механические мастерские

В Москве купить по ссылке Крем Meishoku Remoist Cream

Женщина воодушевляет мужчину на великие свершения, осуществление которых потом сама же и затрудняет.

______

шкафы купе фото

Я почему-то всегда беспокоюсь, если две женщины остаются наедине. Тем более что одна из них - моя жена.

------

отдых в испании

Подобно тому, как любовь не имеет более близкой подруги, чем ревность, так она не имеет и большего врага

------

какая свадьба 13 лет и что дарят

В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате ее.

------

новости приговор насильникам

Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может в их быть хорошего.

------

велогонки в уфе

Человек человеку волк.

------

премьер лига украины по футболу

Брак — это лотерея, в которой каждый надеется на большой выигрыш.

------

современное искусство в санкт петербурге

Поклонников у нее было больше, чем талантов.

________

авторегистратор кривой Рог

Для нас, убежденных физиков, различие между прошлым, настоящим и будущим - не более, чем иллюзия, хотя и весьма навязчивая.

------

пластиковые окна купить дешево

Только тот может считать себя свободным от зависти, кто никогда не изучал себя.

------

цена сип панели

Переодеться деревом – это всякому понятно, но вот сыграть дерево!

------

выплаты по страховке

Нет таких отдаленных явлений, познания которых нельзя было бы понять.

------

лучшие ДЦ Forex

Пояснения о пользе многожёнства для мусульманского общества исходя из 14-ого аята 64-ой суры Корана говорящей «О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам…»: при увеличении числа жён (и детей тоже) от одного до четырёх враждебность внутрисемейная против главы семьи снижаясь от 100 %-ов к 25%-ам становится терпимой для него. Не только у мужа, но и у их жён не возникает причин для развода – жёны задействованные в положительно характерной конкуренции на право большего угождения мужу разряжают его от внесемейных проблем, а не добавляют ещё и внутрисемейные.