Талгат ИСМАГАМБЕТОВ, политолог. Ассамблея народа Казахстана: статус и возможности

Ассамблее народов Казахстана  в с первых дней создания предназначалась стать диалоговой площадкой для непосредственного обсуждения и доведения до первого лица государства проблем межэтнических отношений в стране. В последние годы статус и цели деятельности Ассамблеи существенно изменились.

Статус Ассамблеи до и после мая 2007 г.
Ассамблея народов Казахстана (АНК)  была учреждена в марте 1995 г. в  качестве консультативно-совещательного органа при Президенте республики. Конституция 1995 г. даже не упоминала её в числе органов, формируемых главой государства.
Изменения и дополнения действующей Конституции, проведенные 21 мая 2007 г. не обнесли внимание Ассамблею. Дело в том, что до мая 2007 г. статус АНК был противоречивым:  с одной стороны, она  представляла и по сей день обязана представлять интересы разных этносов; с другой стороны, Ассамблея принадлежала к консультативно-совещательным  органам при главе государства. Подпункт 20 статьи 44 Конституции был дополнен упоминанием Ассамблеи, получившей отныне наименование Ассамблея народа Казахстана. Новая редакция этого подпункта относит её к органам, формируемым Президентом республики, который «образует Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные  органы, а также Ассамблею народа Казахстана и Высший Судебный Совет». Статус АНК в измененном названии однозначно определен.
Отныне АНК в ее новом названии отражает идею единства народа Казахстана. В 1995 г. создание АНК отражало идею этнического многообразия Казахстана. Многообразие предполагалось собрать на одной постоянно действующей диалоговой площадке. Настроения недавнего прошлого, включая идею дружбы народов в Советском Казахстане и особенности движения за суверенитет КазССР, позволяли быть уверенным в этом.  В отличие от республик Прибалтики, в Казахстане летом 1990 г.  люди разных национальностей поддерживали идею суверенитета. Но затем были времена этнического крена в политике государства. Создание АНК было признаком отхода от такого курса. По меньшей мере, АНК позволяет  представителям всех этносов быть выслушанными другими и услышать других.  

Предыстория Ассамблеи
1 марта 1995 г. был издан Указ главы государства о создании Ассамблеи народов Казахстана (АНК)  как консультативно-совещательного органа при Президенте республики. Начало работы первой сессии АНК было назначено на 24 марта 1995 г. Подготовительная работа по созданию АНК включала проведение так называемых малых ассамблей народов Казахстана во всех областях и городах республиканского подчинения. Малые ассамблеи делегировали 200 человек в качестве постоянных участников сессии создаваемого органа. Вся работа малых ассамблей проводилась под эгидой местной исполнительной власти в регионах. Формирование самой Ассамблеи народов Казахстан проходило под руководством Президента.
За три года до тех событий глава государства выдвигал мысль учреждения Ассамблеи народов Казахстана в качестве постоянно действующего органа из наиболее авторитетных и уважаемых представителей всех национальностей страны. Общая установка состояла в том, что подобное собрание представителей сможет помочь решению культурных, экономических, политических запросов этнических групп, проживающих в Казахстане /Джунусова Ж.Х. Республика Казахстан: Президент. Институты демократии.-Алматы, 1996.-С.114/. Но в то время был неясен конкретный механизм  формирования этого института.
К 1995 г. исполнительная власть решилась взять инициативу на себя. Предполагалось, что в работе первой сессии АНК примут участие помимо руководителей республиканских национально-культурных центров, также известные деятели науки и культуры, представители ветеранских организаций, эксперты и чиновники. В числе приглашенных были лидеры политических партий, журналисты, иностранные дипломаты.
Организационный комитет предлагал уточненную, по сравнению с прежними намерениями, постановку цели и задач Ассамблеи. Цель  состояла в создании инструмента по обсуждению и доведению до первого лица государства проблематики межэтнических отношений.
Задачи вытекали из поставленной цели и определялись следующим образом: содействие духовному возрождению и развитию этносов Казахстана, предупреждение и совместный поиск решения возможных конфликтов межэтнического характера, изучение  и анализ общественно-политической жизни с учетом этнического многообразия, выработка рекомендаций по совершенствованию национальной политики и, наконец, внесение конкретных, практических предложений Президенту по тематике межэтнических отношений.
Однако между 1 мартом и 24 мартом 1995 г. произошли события 6-11 марта. Решение Конституционного суда республики по иску Татьяны Квятковской и последующий роспуск Верховного Совета Республики Казахстан 13-го созыва имели, помимо политических последствий для страны, изменение, пусть и на недолгое время, значимости Ассамблеи.
Именно первая сессия Ассамблеи народов Казахстана единогласно приняла резолюцию о проведении республиканского референдума о продлении полномочий Президента республик до 1 декабря 2000 г. Между прочим, на этой сессии прозвучало пожелание о ненадобности тратить народные деньги на разорительные выборы и возможность жизни без парламента /Джунусова Ж.Х. Республика Казахстан: Президент. Институты демократии.-Алматы, 1996.-С.114/. Изначально создаваемая как собрание представителей национально-культурных центров АНК неожиданно приобрела политическую значимость.
Не случайно в 1995-1997 г. нередко авторы публикаций указывали не только свои звания, должности, ученые регалии, но и принадлежность к АНК.

Что может Ассамблея?
Принятие 20 октября с.г. Закона «Об Ассамблее народа Казахстана»  решило вопросы правового регулирования деятельности самой АНК. Но проблема шире. Скепсис в отношении АНК понятен, поскольку есть новые вызовы, на которые вряд ли можно найти ответ на «диалоговой площадке».   Кто мог представить, что на шестнадцатом году независимости появится письмо деятелей культуры  и примкнувших  к ним общественных деятелей и политиков в защиту на казахского языка!
С другой стороны, меняется само общество. В обществе постепенно пробивает дорогу осознание себя гражданами Казахстана, т.е. казахстанцами. Хотя этот процесс не отменяет этнических различий и соответствующего разделения.
Следует признать, что решение вопросов межэтнического характера невозможно только в стенах Ассамблеи. Плюсом в работе АНК является её деятельность на основе направляемого консенсуса. В отличие от эпизодических «круглых столов» и совещаний по вопросу демократизации – она имеет черты постоянно действующей диалоговой площадки. Не потому ли результаты в сфере межэтнического согласия стали предметом гордости государственной власти страны и предлагаются внешнему миру как казахстанское ноу-хау?
Итак, Ассамблея народа Казахстана жива, а не мертва. Что касается представительства этносов в Парламенте посредством избрания  в АНК – это ответ на соответствующие настроения. И пока никем в Казахстане не придумано и не предложено лучшего.  Хотя есть вполне адаптируемые разные методики формирования депутатского корпуса при избрании парламента и местных представительных органов.  Но это другая, большая и сложная тема.

Новая цель
В выступлении Президента на XIV сессии АНК 23 октября с.г. постановлена новая основная цель: «Сегодня перед нами стоит следующая стратегическая цель, а в деятельности АНК начинается качественно новый этап. Ассамблея народа Казахстана должна продолжить процесс формирования единого и сплоченного казахстанского народа, способного преодолевать любые кризисы, любые угрозы и вызовы. Альтернативы этому у нас нет».
Дан ответ спорам о положении государственного языка. Изучать язык надо и все больше людей им овладевает – ответ Президента одним; «если кого-то действительно волнует судьба казахского языка – пусть вкладывает деньги и реализует конкретные проекты. Для этого по моей инициативе создан Фонд развития государственного языка» и пора покончить с провокационными разговорами – ответ другим.
Главное же – поиски национальной идеи сменились намерением разработать «доктрину национального единства, которая определит основные цели дальнейшего развития казахстанского общества.
Поручаю Администрации Президента совместно с Правительством начать подготовку этого документа с привлечением членов Ассамблеи народа Казахстана. Основные принципы этого документа должны войти в Стратегический план развития страны до 2020 года».
Закон «Об Ассамблее народа Казахстана» принят 20 октября с.г. Закон сменил ранее действовавшее положению об АНК, принятое Указом главы государства в 2002 г.  Новый Закон определяет: «Целью Ассамблеи является обеспечение межэтнического согласия в Республике Казахстан в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа».
И вот здесь скрывается проблема. Практически все имеющиеся научные разработки по теме казахстанского патриотизма не получили должного отклика в общественном мнении. Слова о  «гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана» чем-то напоминают тезис о новой исторической общности – многонациональном советском народе. Утверждение о консолидирующей роли казахского народа вряд ли будет с восторгом  принято представителями неказахских этносов. Закон есть Закон, но есть и мнение народное. Сможет ли такой тезис сам по себе изменить баланс в сторону единства казахстанцев? Скорее всего, нет. Одни будут «за», другие – «против».
Просто не найдены стремления общих для граждан всех национальностей.  Толерантность, гостеприимство, уважение прав и свобод –это условия для межэтнического согласия. Согласитесь, что хотя без толерантности и согласия не может быть консолидации, но формирование гражданской идентичности  и нации  – это иная постановка вопроса. 
И насколько технологичен на практике такой тезис? Примечательно, что выступавшие на XIV сессии АНК представители этнокультурных объединений умолчали о своем отношении к формированию единой нации. В этом смысле вопросов не меньше, чем ответов оставила недавняя сессия Ассамблеи. В любом случае Шестая республика переходит от тезиса о государственности казахстанского народа к попытке созидания единства этого народа /см. статью «Шесть республик в истории Казахстана или особенности отечественного национально-государственного строительства» в www.dialog.kz, разд. «Политика»/.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Ассамблея народа Казахстана – взгляд изнутри (http://www.russians.kz/opinion/992816-assambleja-naroda-kazakhstana-vzgljad-iznutri.html)
Рейтинг: 
Средняя: 4.9 (8 votes)

Комментарии

Антиказахская статья.

А у Бунакова?

Молодец, Талгатик! Уже на заказные статьи перешел?

Статья гласит о том, что есть. Ну, непонятно, что такое нация казахстанская. понимаю -русские, казахи, немцы.. И что же за доктрину хотят о нации?

Нация - это политическая категория в данном контексте, объединяющая нас как граждан одной страны.

При это это не тождественно гражданству. Можешь иметь паспорт, но фактически быть внутренним эмигрантом. А политическая нация имеет кроме формального паспорта еще и определенный дух.

А этнические нации это совершенно иная категория и никак с политической нацией не конфликтуют.

проблема есть. Законом не решить. Статья нейтральная. просто мужик думает, что будет на самом деле. и это правильно. К_м виноват? Афтар правду сказал.

Бунаков чмо

Аффтар почти что гений. Бес песды

автору:

Вы доровольно заблуждаетесь, или принуждает Кто?

Передача: власти от постсовскота - молодежным Советам развития, безопасности, рентабельности (СРБР сел-гор-рай-обл-страны), банкфункции, депозиты - бизнесу конечной продукции, внеэлектронные инкассации, кримденправо(90%) - силовикам, защитникам (СУЛ), жилфонд - бомжам, в разоренные села - финсектор, инвалютчиков, СМИ, Нур Отан, внепроизводственную буржуазию. М Ишаев ЖУЗсовет развития, безопасности тел 2252511, +77016711095 znanie_sila_kz@mail.ru Мироправительство Г Керей, 0%кредитование, безденежные электрон-банк-бух-расчеты, ТПРУобмен, караван-экономика +77054196946.

Привет Талгат,

Нормальная статья. Что меня поражает во всех твоих статьях, так это апелляция к формальным законам, актам и указам, т.е формализованным институтам, но ведь в РК имеют силу неформальные институты. Что сказал 01 так и будет, но что после того... И началась она с его указа, а теперь АНК ведь и сенаторов выдвигает. Какая то плошадка должна быть для диалога, раз гражданская идентичность слаба, но... Пропорциональное представительство этносов вообще как то на ливанских маронитов похоже. АНК по моему будет как то эволюционировать, и возможно все таки будет жизнеспособной в пост назарбаевскую эпоху. Честное слово лучше бы независимые профсоюзы или суды так развивали, более равное отношение ко всем было бы, хотя не знаю

Читал "Республику" колонку редактора. О чем писал редактор черт разберет. прочитал здесь понятно теперь.

Талга умница.

Полностью согласен с Бунаковым. АНК нуждается в преобразование. нельзя допустить режим автарического правления..... при этом признаю за казахами титуьной нации. Мы должны строит гражданское правовое общество. Председательями регинов АНК на сегоднч являются Акимы, т.е. представители правящей партии - это не правильно. АнКовцы не должны зависть от правящий партии

Хватить словаблудия, нужен конкрктный ответ, какая роль уготовлена не казахам, боюсь что развитие

событий пойдет по прибалтийскому варианту. Вначале ущимление прав граждан РК в получении официальной информации, в больницах, судах все надписи на казахском. Уже тихим сапом используется национальная принадлежность и ущемление других национальностей. Затем появятся неграждане. Кроме корысти в действиях национлистов но не патриотов не увидел. Расплывчитые обещания это не просто потом скажут вы нас не так поняли. Что за чушь, наше культурное развитие будет осуществяться Россией, мы живем в Казахстане при снижении доли российского ТВ о каком культурном развитии можно будет думать. Шахары ведут страну к большим проблемам. Ничего неостанится, как сопротивляться НЕРАВЕНСТВУ.