Рахатизм …как удовлетворение властью?

«Собственное страдание -
в силу своей несомненной достоверности -
доставляет маркизу еще больше наслаждения, чем мучить других».

Юкио Мисима, «Маркиз де Сад»

Рахат Алиев, для каждого политизированного либо просто просвещенного казахстанца, является неким эталоном человека из современной действительности, который шел на всё, ради того, чтобы в нашей системе занять высшую точку. Он почти достигал своей цели, но срывался, затем восставал из пепла вновь, и вновь пытался достичь недостижимого. Общественность с замиранием следили за его дорогой. Конечно, в душе содрогаясь от того, какие методы он избирал порой, но с другой стороны понимая его стремление.

В «Комсомольской правде» Евгения Доцук в 80-ые годы прошлого столетия опубликовала материал о казахстанской «золотой» молодежи, погрязшей в развлечениях и роскоши. Читая строки ее статьи, многие из нас хотели бы оказаться на их месте – на месте осуждаемых журналисткой школьников.
Быть «золотыми» хотелось не только для того, чтобы воспользоваться такими привилегиями, как курение травки, езда на автомобилях, поездки за рубеж. Иными словам не только для того, чтобы иметь выбор: наслаждаться или не наслаждаться удовольствиями. Более всего в описанном мире было интересным то, что «золотой» мог унижать ровесников из менее именитых семей и быть безнаказанным. Вряд ли что-то может быть лучше, чем удовлетворять свои потребности в самоутверждении через беспрекословное подчинение других. Вседозволенность – вот высшее состояние, которое давала тогда этим подросткам власть их родителей. И главное в этой жизни – быть в числе «золотых», а значит, быть угнетателем, а не унижаемым и оскорбляемым. А это значит, иметь абсолютную свободу, не ограниченную ни чем.
Коротко добавлю, что материал, конечно, был инициирован центральной властью, расположенной в Москве, для того, чтобы предупредить родителей детей во всех городах и весях страны о грядущих «чистках». И ясно помню, что среди моих ровесников было осуждение по отношению к мальчикам, но только показное. Были тогда в школах политинформации, когда 5 минут первого урока один из учеников должен был рассказывать об основных событиях в стране. Тогда дети были вынуждены лицемерить и говорить то, что не думают.
В действительности, я помню, что дети испытывали только зависть. И ещё детское недоумение, за что «золотых» так жестоко наказали. Парадоксально, но мальчикам и девочкам хотелось быть в числе их, даже наказанными.
Точно также обстояло дело и во взрослой жизни, хотя более заретушировано, менее броско. Уже тогда профессиональные качества человека имели меньшее значение по сравнению с его способностью к подхалимству и угождению всем прихотям начальства. Нужно только попасть в число «высших».
Рахат Алиев, всем это ясно и понятно, был не из простой семьи. Его отец всеми правдами и не правдами добился в мире медицины довольно прочного положения. И сын вполне мог продолжить эту стезю. Отец обязательно позаботился бы о том, чтобы сын стал звездой медицины. Но прозябать всю свою жизнь среди крови и казенных стен больниц – не самая лучшая перспектива для того, кто желает власти ради абсолютной свободы.
Рахат Алиев нашел способ, кстати, весьма распространенный, для перескока с одной ступени номенклатурной лестницы на другую - женитьбу. Но вряд ли можно считать Рахата Алиева самым дерзким, самым честолюбивым среди своих ровесников, строивших свою жизнь и карьеру. Примерно в одно с ним время в Москве – центре страны, где аккумулировалась вся «золотая молодежь» Советского Союза, учились и другие дети «избранных» или стремящихся стать таковыми из разных республик. И многие из них известны сейчас, занимают солидные должности, так как вошли в обойму власти. Некоторые из них женились на москвичках и заняли там позиции, может быть совсем не высокие, но зато - в златоглавой. А заякориться в высших кругах первопрестольной было самым заветным желанием каждого приезжего. Рахат Алиев же хотел попасть не в центр тогдашней жизни – Москву, а быть в верхушке Казахстана, «подбрюшье» России. Не то, чтобы Кремль не привлекал Рахата Алиева или он был патриотом отчизны - Казахстана. Просто москвички, конечно же, знали себе цену, и вряд ли обращали внимание на студентов из тьмуторокани. Рахат Алиев прекрасно оценивал свои шансы, так как его семья, хотя и входила в состав партийной номенклатуры, но занимала в иерархии не высокое положение. Ну, а союз с дочерью представителя республиканской элиты, будущего руководителя союзной республики, был куда меньшим мезальянсом. Но в то же время делал Рахата Алиева вхожим в Кремль.
Главное – Рахат Алиев мог пользоваться властью и той свободой, которая она давала – получать наслаждение от вида униженных им людей, и тем самым самоутвердиться. Дать понять, что ты главнее, что ты можешь себе позволить многое. От тебя зависит продвижение по службе подчиненных. Если они едут с тобой в ресторан и смогут остроумно развлекать на протяжении всей поездки, удивить новой вещицей, необычным рассказом, новым впечатлением, то можно постоянно поддерживать их уровень в своем ведомстве. Если же они оказались нелюбимыми, но пекущимися о благе народа, стремящимися улучшить работу в ведомстве, при этом не разу, не выказавшего своего пресмыкания перед хозяином, то его карьера в учреждении закончена. Но прежде чем уволить такого человека, необходимо помучить, насладиться тем, как он будет защищаться, пытаться выкрутиться, доделать свое правое дело. Что может быть приятнее, чем видеть, как мучается человек от того, как на глазах рушится дело всей его жизни. Как структура, которую он создавал годами, разваливается, как преданные некогда люди отворачиваются, шушукаются по углам, когда видят его. И чем сильнее соперник, тем изощренней становится война, тем приятнее шаг за шагом демонстрировать врагу свое превосходство. Мало кто знает, какое наслаждение можно испытать, когда застаешь подчиненного врасплох, когда он занимается запрещенной работой, как приятно уличить его в этом.
А если не хватает интеллигентных способов нападения, то всегда можно ударить ниже пояса. И даже не в фигуральном смысле, а в физическом. Вот высшее наслаждение – почувствовать отдачу в руке после нанесенного удара неподчиняющемуся. Добиться слез и выражения боли на его лице. Расправится с ним – беззащитным, когда его держат за руки двое верзил. А ты свободен, и можешь его хоть бить, хоть резать, хоть насиловать. При желании можно воспользоваться самыми изощренными пытками и испытаниями, известными человечеству – их арсенал, к счастью, велик.
Главное в этой свободе то, что она только для тебя, а твой противник ею не наделен. И причина этого одна – ты высший, а он – нет.
Такой свободой пользоваться вряд ли отказался бы любой казах. И в силу своего воспитания, изощренности фантазии, инстинктов он мог бы создать свой вариант пользования своей властью. Но нужно только стать таким как Рахат Алиев, занять его место. И превосходство Рахата Алиева пред любым из ныне существующих казахов в том, что он им стал, а они только мечтают об этом. Он - самый лучший продукт существующей системы.
Рахата Алиева можно упрекать в том, что он либо не слишком хорошо скрывал свое любование властью, чрезмерно открыто демонстрировал свое желание самоутвердиться, не мог справиться с эмоциями и «мочить» в сортире своих врагов на виду у всего честного народа. Но вся прелесть абсолютной власти в том и заключается – чтобы не стесняться себя, не прятаться, не скрывать, а показывать свою сущность, заставляя тем самым принимать себя таким, какой ты есть. И это касается не только подчиняемых тобой людей, но и окружающих. Ведь это тоже проявление власти и абсолютной свободы – когда представители различных демократических и не очень стран могут наблюдать за твоими действиями, и вынуждены с тобой здороваться, принимать на высшем уровне, вести светский разговор как с равным. И все это только потому, что каждый в твоей стране хотел бы стать таким же, как ты: оказаться на твоем месте. Или, в крайнем случае, оставаться на том уровне, которого достигли: министерства, комитета, компании, управления, департамента, отдела, КСК или просто семьи. И, поэтому, когда ты учиняешь беззаконие, мирятся с этим.
Но самое главное – пользоваться властью, и знать, что никто тебя не лишит её, несмотря на то, что ты тупой или умный, красивый или уродливый, профессиональный или некомпетентный, только потому, что ты в обойме.
Правом личной абсолютной свободы пробовали воспользоваться многие. Но общество всегда обуздывало их натуру. Так, за свою жизнь известный маркиз де Сад отсидел много лет в Бастилии, подвергался преследованию властей Франции. Но он, отвергавший религию, мораль, устои, право, смог объясниться в своих книгах. Общество смогло осмыслить его бунт и принять право человека на сексуальную игру в насилие над другим человеком в случае, если этот человек согласен на него.
Время показывает, что не только человек может оказаться предметом такого добровольного насилия, но и целое общество. И такой вид насилия, наверное, вполне можно было назвать рахатизмом.
Бывают плохие люди от природы, и с этим ничего не поделаешь. Вся их жизнь испещрена поступками, продиктованы дикостью, необузданностью натуры. Но общество, как правило, реагирует на поступки, которые его задевают, и заставляет, в конце концов, принять те рамки, которые его устраивают. Бывает, что и не реагирует. Однако, сам факт существования таких ситуаций и таких людей заставляет общество присмотреться к себе и понять.

Айман ОСПАНОВА
Рейтинг: 
Средняя: 2.3 (4 votes)

Комментарии

баба охуела. Через Раху всех мужиков опустила казасхкой нации!!!

... Но в то же время делал Рахата Алиева вхожим в Кремль.

Да, когда баба начинает думать - это диагноз!

Это у Айгули Омаровой что-ли сдвиг по фазе?

Не ее стиль, не ее псевдяк. Это у какой другой дамы сдвиг. Но сам рассуждений приколистый: )))

хорошо начинает спик. урок пошел впрок?

зы куратор одобрил, это ясно. а премию выписал?

Выписал, выписал... На мешок ручника. Обзавидуйся и здохни сиварь поганный: ))))

Айман всё написала правильно. Таких как Рахат и его слуг Шуховых и Кошляка не надо было выпускать за границу. Это обнаглевшие от безнаказаности преступники, которых надо было отдать под суд. Сейчас они в безопасности и поливают грязью и сдают всех.

Здадья керемет гой: )))

начала за здравие, окончила за упокой. видимо бабец правильно в общем отразила постулаты психоанализа в отношении экзальтировавшего в ссылке гомосапиенса рахатали австрийского, но в оконцовке, незарубцевавшаяся душевная рана (ниже пупка) дала о себе знать и , по этому , мимоходом всем тем, кто проигнорировал потуги мадам айгульки к большому и светлому чувству, совковой лопатой по одному месту досталось. мне вспоминается мультфильм- трое из простоквашино, как мальчик писал письмо родителям, а дописывали его уже собачка с кошкой.. тоже и здесь, мысли одного чеека бабец закончила на свой ляд. что у кого болит, о том тот и пишет..

Всем спасибо.

Ребята в 2001-м защитили Крестного тестя от Крестного зятя и сами жестоко на этом погорели! Уж лучше бы они помогли тогда зятьку сковырнуть тестька, глядишь, и сами бы были целее, и прецедент второго президента имели, и от зятька бы потом легче было избавиться уже в качестве такового, ежели б это у него выгорело. А теперь что имеем? Целый ряд загубленных политиков, еще больше политиков - на нарах, в бегах и не у дел, а тесть уже как бы припаялся к трону в качестве вечного президента и не покладая мозга придумывает все новые и новые варианты еще большей своей конституционной вечности! Вот что значит политическая недальновидность политиков, которые хотели как лучше, а получилось как всегда. Эх-ма...

Целый ряд загубленных... Ну это как посмотреть.

Не дай бог если сия маладешь стала бы у руля... Назер говнюк. но он прошел школу. А какую шоклу прошли эти говнюки?!

Короче, поколение "новых казахов", особливо тех кто был во власти и крупном битзнесе не прошел проверки.

Так что, слово за следующим поколением!

дык поливать грязью и сдавать вроде разные вещи, не находите ?