Валихан ТУЛЕШОВ, руководитель Центра международных исследований ИМЭП при Фонде Первого Президента, Координатор Европейского клуба Казахстана, кандидат философских наук. Внешняя политика Казахстана как отражение внутренней политики

За 17 лет независимости, Казахстан состоялся как демократически ориентированное и, одновременно, авторитарно развивающееся государство (президентская форма правления). В этот небольшой по историческим меркам период в стране удалось построить лишь необходимые основы демократической политической системы, создать хотя и псевдорыночную, но переходную к рыночной, модель экономического развития, определить предварительные предпосылки формирования толерантного гражданского общества и определить для себя его основные направления развития. Три направления казахстанской концепции развития: экономические реформы, политическая трансформация и демократизация общества ещё не стали единой интегрированной формой укрепления и развития казахской государственности и национального строительства. Между тем, по мере развития суверенности государства, перед ним встают и новые задачи, появляются новые вызовы и глобальные угрозы, осознать которые – наш долг перед страной и её гражданами, перед историей и будущим.

         В общем и целом, страна, декларирующая современные, демократические цели собственного развития, до сих пор выбирает прежние недемократические способы их достижения. Иными словами, метод и средства достижения страной результатов развития не соответствует способу целепологания и формам его актуализации.

1. Несоответствие внешнего облика страны внутреннему содержанию.

      Сохранение прежнего уровня и наполнения внешнеполитической деятельности означает внутреннюю неспособность страны справиться с давлением внутренних деструктивных тенденций, неопределенностью и хаотичностью процессов в экономической, социальной и политической сферах жизни общества. Это является, своего рода, подтверждением выводов международных СМИ и экспертных центров о непонимании правящей элитой модели демократии, которая претворяется в жизнь в Казахстане («азиатская демократия», «диктатура», «имитация политической системы России», «управляемая демократия», «транзитная модель демократии», «Боратстан» и т.д.). Негатив внутренних процессов, отраженный в международных СМИ перечеркивает, сводит на нет внешнеполитический имидж, продвигаемый МИД РК за рубежом.

       В этой связи, важно определить некоторые исходные смыслы и содержание, как долгосрочных тенденций развития, так и среднесрочных трендов и краткосрочных циклов, которые позволят в будущем привести в соответствие внутреннее развитие страны внешнему облику государства.

       В своё время, нобелевский лауреат П.Самюэльсон образно обосновал выбор целесообразного кардинального направления развития: «Все американцы привыкли к тому, что если нужно попасть из Бостона в Лос-Анджелес, то лучше всего, побыстрее, доехать до главной магистрали и только в конце путешествия нужно свернуть с нее к пункту назначения. Так же и в экономике,  для того чтобы обеспечить наиболее эффективное развитие страны, при определенных обстоятельствах следует как можно быстрее вступить на путь максимального и сбалансированного роста, так сказать, «оседлать» эту магистраль, а затем, по окончании, например, 20-летнего периода, свернуть к конечной цели развития. Здесь мы сталкиваемся с интересным эффектом: когда горизонт становится широким, вы проводите большую часть своего времени в пределах малого расстояния от магистрали».

2. Магистраль развития государства: от права собственности – к универсальному суверенитету.

         То есть, «выбраться на дорогу» (или «добраться до магистрали») в переносном смысле означает трудный и порой долгий выбор магистрального направления развития страны в долгосрочной перспективе. Поэтому данный методологический принцип может быть принят в качестве принципа исследования во внешнеполитическом анализе долгосрочной мировой ситуации.

        Таким магистральным направлением, эффективным источником власти закона в государстве, который позволяет современным странам развиваться, обеспечивая мир, стабильность и процветание в глобальном масштабе являются права и свободы граждан и, прежде всего, права собственности. Они в первоочередном порядке должны быть укоренены в гарантиях судебной ветви власти, поскольку общественная (государственная или политическая (внешнеполитическая)) жизнь по существу является экономической. Принцип «добраться до магистрали», следовательно, означает не решение прямолинейной задачи «максимизации полезности» в самом начале пути (продать как можно больше энергоносителей, сырья, например), в точке отсчета, а заключается в создании условий для эффективного широкополосного движения по магистрали к точке поворота к пункту назначения (свобода и благосостояние общества).

         Право собственности хотя и является «вторым правом» человека, после права на жизнь, однако оно является по существу первым правом жизнедеятельности общественных индивидов и их институтов. Даже право на труд является производным от права на собственность, ведь  социалистическая экономика, призванная удовлетворить потребности людей на грани прожиточного минимума, конечно, в меньшей степени нуждалась в правах собственности, как и в понятии оптимальности по В.Парето, чем современная экономика в США и Швеции или внешняя политика Казахстана.[1]

       Тем более, суверенитет страны, который является вторичным, т.е. производным от первого права собственности, таким правом граждан страны, который, по утверждению Эрнандо де Сото, является чем-то в высшей степени неопределенным, если вы посмотрите на карту Европы. Суверенитет страны - «нечто в высшей степени нестабильное. Взгляните на Эльзас-Лотарингию. Эта территория долгое время была предметом спора между Францией и Германией, неоднократно переходила из рук в руки. Но вы также обнаружите, что вне зависимости от того, кто владел Эльзасом-Лотарингией, месье Дюпон продолжал жить в своем доме. И герр Шмидт живет там, где всегда жили его предки. Права собственности суть результат первичных контрактов между людьми и представляют собой те самые «корни травы», которые прорастают вновь и вновь, даже когда суверенитет рассыпается на куски».

        Итак, без полноценно функционирующего института частной собственности нет и не может быть полноценного суверенитета, как нет и не может быть полноценного права на самоопределение.

        Конечно, это не говорит о том, что суверенитет страны следует подвергать жесточайшим испытаниям, однако он был бы неизмеримо крепче и универсальнее, если бы был подкреплен внутри страны правами и свободами граждан, не нуждающимися в дополнительных гарантиях со стороны других ветвей власти, кроме судебной, и, тем более, в гарантиях других государств, кроме собственного. Самодостаточность как сторона универсальности суверенитета не реализуется нашим государством, как в отношении бывшей метрополии, так и в отношении другого великого соседа – геополитического гегемона региона. Государство, в силу своей функциональной слабости, вынуждено, под предлогом уравновешивания геополитического давления и достижения экономической целесообразности и многовекторности, передавать важнейшие экономические активы и терпеть господство культурно-цивилизационных кодов этих государств на своей территории.

       Существующий суверенитет государства вполне достаточен для сегодняшнего понимания стабильности существования государства, однако он не универсален настолько, чтобы другие государства не гарантировали и не брали ответственности за безопасность нашего государства, не сдерживали свободу действий страны, не ограничивали её права на собственное национальное строительство, права на взаимовыгодное международное партнерство, заставляя постоянно оглядываться в прошлое. Понятно, что гарантии безопасности и стабильности развития при универсальном суверенитете должно давать собственному населению только собственное государство, ведь отсутствие мирного договора между Россией и Японией, между Россией и Европой, например, не является помехой стабильности европейской или японской демократиям.

       Такая же интерпретация должна быть положена в основу укрепления независимости страны на международной арене. Укрепление независимости – это не просто диверсификация связей и отношений. Это, прежде всего, увеличение функциональной силы государства (внутренние резервы страны) на международной арене и конкретизация зон и направлений,   повышение эффективности влияния страны на международную ситуацию.

3. Угрозы прежнего формата внешней политики Казахстана.

      С другой стороны, сохрани Казахстан прежний авторитарный формат развития, страна так и останется реципиентом программ и политики «старших (больших) братьев», которые будут «содействовать демократии» исходя из собственных геополитических интересов и предпочтений. Задача сохранения суверенитета страны в таком случае отчасти перекладывается на плечи «больших братьев», что существенно тормозит осознание казахской нацией собственных национальных интересов, задвигая процесс формирования подлинной государственной независимости на долгие годы.     

         В этом смысле, «синцзянские события» в Урумчи (КНР) показали, как наш сосед, демократический, миролюбивый и внимательный с точки зрения международных отношений, внутри страны может демонстрировать совершенно не демократический, силовой подход к решению исторических, этнических и культурных вопросов, которые ставят перед центральной властью Китая автономные районы. Несоответствие внешней политики добрососедства Китая внутреннему состоянию межнациональных отношений, например, отрицание суверенности прав автономий, опирающееся на «скелеты сепаратизма в шкафах» сегодняшней многонациональной государственности, способны поставить Китай на грань межэтнической катастрофы. Ведь, подобный сценарий подавления мы наблюдаем не впервые. А значит, проблемы федеративного устройства стоят перед страной уже достаточно долгое время.

        Подобно жестокому ответу Пекина на восстание в Тибете, подавление протестов в Синьцзяне лишь усиливает движение уйгуров за независимость. В этом есть большой риск для всей страны. Понятно, что хотя большинство уйгуров выступает за мирные средства достижения равноправия, там уже существуют небольшие группы экстремистов, не чурающихся насилия. Во время Олимпийских игр в прошлом году в Синьцзяне было совершено три теракта против правительственных учреждений, которые унесли жизни 21 человека.

       Экстремизм, в этой связи, выступает закономерным результатом силовых, не демократических способов разрешения этно-социальных, политико-экономических, культурно-цивилизационных противоречий общественного развития. Пекин должен прислушаться к уйгурскому населению, которое никак не может влиять на ту политику насаждения в автономиях государственных полувоенных конгломератов, изменяющие их родную землю и грозящие уничтожением их жизненного уклада, культуры, а следовательно, их истории. Этническая ассимиляция, под предлогом развития производственно-строительного корпуса Синьцзяня «Бинтуан», имеющего собственную властную и административную структуру, не скроет заинтересованности центрального правительства создавать привилегии «старшему брату» – народу хань. Именно про такие случаи говорят, что «благими намерениями вымощена дорога в ад».

       Примерно такое, мы наблюдали и наблюдаем в России на протяжении долгого периода времени. Хотя российское правительство старалось и старается завуалировать процесс превращения федерации в унитарное русское государство (в условиях депопуляционных тенденций у славянской части населения страны) «объединением регионов», при котором малые субъекты федерации перестают иметь автономный статус, тем не менее, способ силового, не демократического решения этно-социальных проблем у России и Китая остается примерно идентичным. Видимая «мирная» атмосфера денонсации федератизма в России не сильно отличается от явной военной ассимиляционной политики Китая по отношению к своим автономиям.

       В этой связи, для Казахстана, несмотря на членство страны и в ШОСе, и в СНГ, сохраняется угроза, как со стороны России, так и со стороны Китая, под предлогом сотрудничества в этих организациях, быть втянутому в сферу их глубинных геополитических устремлений. Эта угроза сфокусирована из их внутренних авторитарных и тоталитарных механизмов, моделей государственного устройства и управления. И та, и другая страна нацелены на раздел сфер влияния в регионе Центральной Азии, нацелены на усиление своего влияния в Казахстане, что делает Казахстан центральным полем столкновения их геополитических интересов.

     Российско-грузинский конфликт, как и внутреннее межэтническое давление в Китае, следует рассматривать под прямым углом воздействия данных стран на безопасность казахского государства. Гарантии империй ничего не стоят, если империи почувствуют возможность поживиться соседней территорией. Надо надеяться только на себя, доводить свой суверенитет до состояния универсальности, как в плане мирных форм сотрудничества, так и в плане военной боеготовности – основы национальной безопасности. 

       Более того, сложившаяся геополитическая расстановка в СНГ, поддерживаемого Россией, привела к тому, что Казахстан вынужден многого лишаться уже сегодня. Страна на протяжении 17 лет провозглашения независимости не вылезает из состояния «подбрюшья России», усугубляя свою функциональную слабость от «северного соседа» в экономической, политической, культурной, военной сферах, сфере безопасности. «Единый фарватер» уже отодвинул страну от вступления в ВТО, задолго до начала действия Таможенного союза ухудшил конкурентоспособность многих отраслей экономики, оттеснил страну от культурно-цивилизационного самоопределения, при этом, несет угрозу её комплексной безопасности и не уменьшает препятствий национальному строительству и строительству казахской государственности. Многочисленные полигоны, арендуемые Россией, Байконур, в котором действуют российские законы и создана российская администрация, стал фактическим анклавом России, мизерная плата за который просто оскорбляет. Космодром фактически закрыт для казахстанских граждан, функционирование которого фактически является необъективным обоснованием устаревших космических программ нашего государства и его не до конца осознанных амбиций, неэффективного использования национального пространства, более того, его засорения и деградации.

      Из страны, строящей свои отношения на основе неверно определяемого прагматизма, Казахстан должен стать страной сочетающей принципы (свобода, демократия, социальная справедливость) и прагматизм, причем прагматизм принципов должен стать определяющим по отношению к принципу прагматизма.

       Поэтому, слабость суверенитета страны должна быть преодолена через решение задач внутреннего развития, таких как, например, бедность и болезни, необустроенность населения, отсутствие инфраструктуры и слабое образование и т.д. Тогда нравственность такого выбора станет несомненной, а прагматизм принципов определяющим.

        Ведь, в Казахстане причина неразвитости и бедности заключается не в том, что не хватает собственности (жилья, машин, средств производства, земли и т.д.), а в том, что она, хотя и провозглашена в Конституции, но не гарантирована в качестве каркаса способа производства и контрактного законодательства. Суд не является в стране гарантом Конституции, а, следовательно, права собственности, ведь настоящая рыночная экономика – это законодательная конструкция действительно демократического государства. Поэтому в стране свобода торговли и предпринимательства функционируют, как и весь рынок, в формализованном под интересы правящей элиты режиме, а не в интересах всех граждан. Такой «рыночно ориентированный авторитаризм» (В.Гавел) господствующих элит накладывает свой деформирующий отпечаток на всю совокупность отношений в обществе, приводя к квазидемократическому, разбалансированному и неустойчивому развитию всего государства, кидающемуся из стороны в сторону разных «первостепенных», «прорывных модернизационных проектов». За бортом последних остается все остальное «второстепенное», «не прорывное» национальное пространство, на котором продолжают существовать остальные жители страны (по выражению И.Тасмагамбетова - «социальные аутсайдеры»).

4. Конкретное понимание  свободы национального творчества – основа достижения развитости внешней политики государства.

       Свобода граждан страны, их социальная безопасность не должны быть ограничены ни на одном клочке национальной территории, ни в одном населенном пункте, как бы далеко он ни находился, ни по каким обстоятельствам, кроме решения суда. Как и не должны быть ограничены их права, защищаемые законом повсеместно. Социальная инфраструктура должна быть равнодоступной гражданам страны в любом её уголке. Социальная инфраструктура – это подлинное пространство национального творчества, его повсеместное структурирование должно быть единственным национальным прорывным проектом, посредством которого стране удастся войти в постиндустриальное качество развития и сформировать постмодернистскую ориентацию культуры. 

        Таким образом, несоответствие направлений, форм и способов реализации внутриполитических программ и проектов неуклонно ведет к внешнеполитическим декларациям. Слабость и провалы во внутренней политике государства отражается на внешнеполитических инициативах страны, формах их реализации. Несоответствие внутреннего содержания политико-экономических процессов в государстве формам их выражения на международной арене приводит к политике «двойных стандартов». «Великий разрыв» между внутренней и внешней политикой способствует представлению страны как слаборазвитой и неэффективной.

         Спорадическая реакция внешнеполитического ведомства на события, происходящие в мире, избирательная стратегия выбора партнеров государством, ориентирующаяся на геополитические (прагматические) факторы, является свидетельством проводимой политики «избирательного партнерства», не предполагающего полноценное заинтересованное сотрудничество со странами, готовыми и стремящимися к нему. Так порой остаются без должного внимания инициативы не только развитых государств и их сообществ, но и инициативы развивающихся стран, их желание более глубокого и взаимовыгодного сотрудничества (например, Индия). Отсутствие глубокой аргументации, широкого определения предмета международных проблем, видения основных тенденций и закономерностей развития содержания глобального мира, не позволяет стране осознать необходимость политики «универсального партнерства», как говорят американцы, «мультипартнерского мира» , при которой, в идеале, ни одна из стоящих в повестке дня мировых проблем не могла быть решена без участия Казахстана. 

         «Творческой деконструкции» должна быть подвергнута вся система международных обязательств Казахстана, его прав и свобод как субъекта международных отношений, способы позиционирования и претензии на региональное или мировое лидерство. В противном случае, неизбежен откат к эпохе несвободы, к деградации национальной независимости и возрастания ущербности национального суверенитета.

             Внутренняя политика должна соответствовать конкретному перспективному позиционированию Казахстана на международной арене, а не отдельным абстрактным представлениям о нем. Это значит необходимо провести весь комплекс мероприятий, направленных на устранение несоответствия диспропорций социально-экономического развития страны, противоречащих современному (передовому) имиджу всей внешней политики. Необходимо привести реализацию прав и свобод личности в Казахстане к соответствию современным стандартам государственного устройства и формам правления, которые имеются в развитых странах мира.

5. Внутренняя политика – основа внешней политики государства.

         Политика «внутреннего развития» – обеспечение социальной безопасности граждан, создание социальной инфраструктуры, обеспечивающей равные социально-экономические возможности развития для всех граждан и всех регионов нашей страны, наряду со стимулированием развития сектора НПО и созданием внутреннего рынка капитала, товаров, услуг и рабочей силы (поощрение внутреннего спроса) – становится востребована как основа внешней политики государства. Такая социально ответственная внутренняя политика будет детерминировать и стимулировать внешнеполитическую деятельность гораздо эффективнее, нежели прежде. Гражданская активность населения, транслирующаяся за пределы страны, - основа мотивации всей внешнеполитической деятельности государства.

        Социализация граждан по существу, а не по форме (когда выдаются паспорта, свидетельства РНН, СИК и т.д., но при этом, без регистрации граждан по месту проживания (институт прописки) гражданин может быть лишён права обращения в суд или избирательного бюллетеня, проигнорирован при переписи, не получить кредит и т.д.), полноценная социализация, в смысле реализации всей полноты прав и свобод личности в любом регионе страны, в любом населенном пункте, способна разрешить историческое противоречие между городом и деревней, мотивируя устранение различий в доступности к социальной инфраструктуре и «благам цивилизации».

        Такая, по сути, европейская социальная модель, которую необходимо построить в Казахстане, будет самой передовой, универсальной, поскольку будет основываться не только на правовой культуре (права и свободы), индивидуальном и общественном благосостоянии, но и на культурно-цивилизационной ответственности за судьбы мира. Синтез обеспечиваемой либерализмом динамичности со стабильностью и благосостоянием, которые дает социальная демократия, позволит Казахстану осуществить глубинный прорыв в разряд развитых стран мира.

        В этом случае, социальные стандарты жизни, закрепленные в Социальном Кодексе (по примеру Европейского кодекса социального обеспечения (1949) и Протокола к Европейскому кодексу социального обеспечения (1964)) страны, отражающем их современные нормы применения в ЕС (последняя редакция Европейского кодекса социального обеспечения и Протокола были подписаны 16 апреля 1964 года и вступили в силу 17 марта 1968 года)), будут применяться на всей территории Казахстана. Без решения этой грандиозной задачи, которая по сложности и финансовым затратам превосходит все нынешние совокупные модернизационные проекты, осуществить переход страны на постиндустриальные основы будет невозможно.

       Социальная безопасность как одно из средств для гарантии адекватного уровня жизни населения, подобно тому, как страна присоединилась, например, к нормам ЕUROII, должна быть реализована через ряд минимальных стандартов (медицинская помощь, пособие по безработице, пенсии по старости, пособие в случае производственного травматизма и профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пенсии по инвалидности и по потере кормильца и т.д.), действующих на всей территории страны.

         С другой стороны, без единой транспортной системы автомобильных дорог, железных дорог, без национальной трубопроводной системы подачи газа, доступной для жителей самых отдаленных населенных пунктов, общенациональной системы телекоммуникаций, Казнета (Интернета), без национальной энергосистемы, национальной системы обеспечения питьевой водой   и т.д., невозможно построить страну, которую бы уважали за проявление полноценной заботы о своих гражданах. В этой связи, социальная инфраструктура должна также регулироваться совокупностью технических, технологических, экологических, градостроительных, эксплуатационных и т.д. стандартов, как стандартов жизнеобеспечения и общественного развития. Приверженность государства долгосрочным целям общественного развития должна быть подкреплена присоединением страны к Европейской социальной хартии, которая является одним из наиболее важных документов Совета Европы.

        Наконец, полноценная стандартизация социальной политики Казахстана по параметрам Европейского Союза невозможна без полноценного присоединения страны к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека, без вступления Казахстана в Совет Европы. Оно способно обеспечить единый всеобъемлющий механизм защиты прав человека в Казахстане, сопоставимый с развитыми странами.          

         Поэтому, Казахстану, в Конституции которого продекларирована неотъемлемость прав и свобод личности, именно такой «путь в Европу» представляется крайне необходимым. Ибо стабильность государства Казахстан должна означать «стабильность институтов, гарантирующих демократию, правопорядок, права человека, уважение и защиту меньшинств, а также существование действующей рыночной экономики» и, кроме того, способность справиться с давлением конкуренции и действием рыночных сил внутри сообщества родственных либеральных государств. Стабильность государства Казахстан в таком виде становится звеном стабильности этой глобальной сети социальных (либеральных) демократий, в котором приверженность целям политического, экономического и валютного союза с такой сетью государств становится жизненно необходимой.

        В этой связи, синхронизация законодательства и гармонизация стандартов и права Казахстана и развитых стран (ЕС, США и Япония), а, в общем и целом, замена устаревшей культурной парадигмы в государстве самой современной (постиндустриальной и постмодернистской), например, может быть одним из главных приоритетов страны во время её председательства в ОБСЕ, которое, в свою очередь, создаст необходимые предпосылки для эффективного внутреннего развития страны в долгосрочной перспективе.

       Помимо этого, развитие регионального сотрудничества Казахстана со странами Центральной Азии, тюркского мира получит мощнейший импульс и придаст смысл их кооперации в решении общих для них социально-экономических и геополитических вопросов.

       Страна не может, имея все предпосылки для вхождения в клуб развитых государств, оставаться на обочине всемирного потока истории, сохраняя устаревшие модели управления развивающимся обществом.

 


[1] В. Парето сформулировал принцип, согласно которому максимум благосостояния достигается при  первоначальном оптимальном размещении ресурсов, когда любое их дальнейшее перераспределение не увеличивает полезности в обществе. Этот принцип может быть использован для выработки оптимальных внешнеполитических решений.

 
Рейтинг: 
Средняя: 4 (3 votes)

Комментарии

Заумно Валихин. Всё пытаешься обоср...ть Россию, не так так этак. Недальновидно

Автор зря времени потратил, а я, к сожалению, эту всю муть прочел.. "Путь в Европу" невозможен в принципе...

С *уя ли ? Мой узкий глаз почти по европейски усе видит!!!!

Молодец Валихан! Так держать!

и хде обучали эту ...типичный бешпармак

НОрмально. У человека просто ясная и четкая позиция.

россия теряет кавказ, дальний восток. по всей видимости, в ближайшем будущем китай задавит россию на международных площадках (шос, атр..). турция распространит свое влияние на регион черноморья и кавказа в целом и т.д.

а где обучали тебя, лаять? ведь можно и по-хорошему сказать, как человек

не надо ругани, научитесь нормально читать

мир задавит россию, если она не станет меняться в лучшую сторону. итак она осталась с никарагуа. нам надо подальше держаться от нее. поближе к европе

атилла. тебе надо учить географию. Любопытно, как у тебя получится держаться ближе к Европе минуя Россию?

Прочитал первое предложение "Казахстан состоялся как демократически ориентированное и, одновременно, авторитарно развивающееся государство (президентская форма правления)". Это примерно как тетенька работала в публичном доме, но стремилась стать девушкой. Сам то понял че написал? Бред какой-то1 Убей себя аб стену!

типичный бешпармак

неизвестный - ты самая настоящая тетенька, тоже хочешь казаться лучше чем ты есть на самом деле, подумай на досуге, а то может у тебя амбиций нет, может ты просто червь?

вести мухосранска запоздали: газопровод БТБ уже миновал россию, а там наша казахская нефть

Ого, как усе взволновались..Значит автор не зря кропал свою статеюгу: )))???

В свое время так называемые "демократы" пришедшие в России к власти собственноручно уничтожили свою страну под названием, если помните еще, СССР,Не все союзные республики хотели выйти из состава СССР, но дядя Боря решил за всех, хотите или не хотите, СССР не быть.То есть дальше живите как хотите,соответственно они (бывшие республики) и жили все это время как могли кто лучше,кто хуже.Поздно теперь, политической и экономической верхушке России проводить имперскую политику,как показывает практика, для этого "кишка тонка". Со своими соседями,странами, бывшими союзными республиками, России надо проводить равную, добрососедскую политику, возможно на основе конфедерационных отношений, тогда никто не будет нервничать.От этого все выиграют,без исключения.