Ахмед МУРЗАБУЛАТОВ. Парадоксальный китайский характер

Существует два распространённых мнения о китайцах. Они глубоко укоренились в массовом сознании.
Первое мнение касается политического возвышения Поднебесной. Часто приходится слышать о превращении Китая в нового мирового жандарма, и о том, что китайцы скоро захватят весь мир.
Второе мнение выражает противоположную позицию Люди его разделяющие, говорят о беспомощности китайцев. Им приписывают слабость духа и неспособность быть полноценными людьми
Нужно заметить, что оба указанных мнения неверны и ошибочны. Такая ошибочность взглядов является следствием недостаточной информируемости. Незнание традиций и культуры Жёлтого Дракона порождает заблуждения и неправильные суждения.
Использование неверных оценок по настоящему опасно. С одной стороны, парализуется воля и способность обеспечивать собственные национальные потребности. С другой стороны, возникает неосмотрительность и беспечность.
И то, и другое недоустимо.
Обманчивые представления становятся предпосылкой для ошибочных шагов. В результате возникают убытки и дела обрекаются на неудачу.
В настоящее время, нельзя совершать ошибок в отношениях с Китаем. Они будут очень дорого стоить. Мировое сообщество стало настолько хрупким и уязвимым, что конфликт между Востоком и Западом, между представителями различных культур не принесёт победы никому. Это тупиковый путь. Он ведёт человечество в никуда.
Вместе с тем, нельзя забывать и о собственных нуждах. Никоим образом непозволительно игнорировать свои национальные интересы. Поэтому, следует грамотно и последовательно отстаивать свою безопасность и суверенитет, но при этом не вовлекаться в конфликт. В этом направлении деятельности понадобятся выдержка и терпение. Однако иного выбора нет.
Для того, что бы успешно вести дела с китайцами, и не оказываться в невыгодном положении требуется понимание их национального характера. Подобное понимание облегчит контакты с Жёлтым Драконом и уменьшит вероятность опрометчивых поступков.
Чёткая оценка китайской натуры достигается лишь с изучением их культуры. Понять жителей Поднебесной можно с помощью осмысления культурного наследия самой большой нации.
Следует подчеркнуть, что на культуру Поднебесной огромное влияние оказал даосизм. Он стал одной из основ великой жёлтой цивилизации.
Это учение оказало очень сильное влияние на образ жизни китайцев.
Даосизм призывает людей к безмятежности и покою.Принцип недеяния возводится в абсолют. Именно, к недеянию должны стремиться последователи этой древней философии.
Естественно, что при этом какие либо перемены не получают восторженного приёма. “Жизнь в эпоху перемен” согласно старинной китайской пословице становится большим несчастьем. Поэтому, желательно избегать любых изменений.
В главной книге указанного учения- “Даодэцзине” написано, что “человек с высшим дэ бездеятелен и совершает недеяние”.Подобное воззрение отражае суть даосизма, который отложил глубокий след в сознании китайцев.
Неприятие мирской суетности приветствуется даосизмом. Погружённость в себя, изучение собственного внутреннего мира и отгораживание от мира внешнего возводятся в добродетель.
Даосистское отношение к жизни проявилось в многовековой политике самоизоляции. Население Поднебесной создало фантастическое по масштабу сооружение, получившее название “Великая Китайская Стена”.Эта стена, длина которой составляла 5000 километров, должна была поддерживать изоляцию от кочевников с Севера.
Контакты с другими народами также сводились к минимуму. Морские порты по большей части были закрыты для иностранцев. Торговля с Западом носила ограниченный обьём и строго контролировалась.
Самоизоляция была вполне закономерна. Ведь в “Даодэцзине” отмечается, что в идеальном по даосистским представлениям обществе “люди до самой старости и смерти не посещают друг друга”.Значит не нужно пользоваться транспортными средствами, и никто не должен посещать другие государства. Чрезмерное следование даосистским наставлениям способствовало тому, что нежелание перемен и стремление к покою погрузило Поднебесную в глубокий застой. Состояние постоянного недеяния стало причиной того, что китайские правящие классы предпочли перекладывать решение собственных проблем на иноземцев. Например, в 15 столетии группа феодалов пригласила маньжурские племена для подавления крестьянских волнений. Те воспользовались ситуацией и смогли утвердить свою династию Цинь.
Необходимо подчеркнуть, что эти циньцы повели себя совсем не по даосистски. Они развернули активную экспансию на соседние территории. В результате под их властью оказались различные близлежащие народы.
Данное обстоятельство имеет очень важное значение. Следует чётко отделять агрессивную политику циньской администрации от спокойного и миролюбивого поведения китайской нации.
Миролюбие китайцев базируется на даосизме. Как написано в “Даодэцзине”-”хорошее войско- средство порождающее несчастье”, а также, что военную “победу следует отмечать похоронной процессией”, и что “прославлять себя победой- это значит радоваться убийству людей”. Приведённые цитаты показывают неагрессивную природу китайской культуры, её неприятие экспансии и захватов.
Неагрессивная сущность китайцев берёт свои истоки в учении о Дао. Так как Путь Дао - это Путь Мира. Материальным доказательством миролюбия жителей Поднебесной является Великая Китайская Стена. Она была специально построена для защиты от кочевников и не предназначена для нападения.
В противовес китайцам, чужеземная династия Циней вела себя весьма жестоко и проводила откровенную захватническую политику.Эта политика чужеземцев, не имевщих ничего общего с самой китайской нацией породила опасения по отношению ко всей Поднебесной.
Но обьективный подход делает опасения по поводу китайцев совершенно неуместными. В рамках скурпулёзного исследования выяснется негативная роль Циней и неагрессивная сущность китайского народа. В этом и состоит главный вывод, касающийся истории Поднебесной.
Полученный вывод опровергает различные спекуляции по поводу так называемой “жёлтой угрозы”. Непредвзятое изучение достоверных фактов не оставляет оснований для вымыслов. Беспристрастное рассмотрение истории развенчивает мифы, относительно “экспансии азиатов”.
Поиск и нахождение исторической правды помогает выбросить баласт заблуждений. Эти заблуждения мешают нормальным человеческим контактам и сдерживают взаимовыгодные отношения между Востоком и Западом.
Нужно отметить также, что природная склонность китайцев к миру и спокойствию может стать причиной других ошибочных взглядов Разобраться в таких ошибках стоит не только из нравственных побуждений, но из сугубо практических соображений.
Стремление к миру и покою, нежелание конфликтов и традиционная деликатность ведущей жёлтой нации зачастую приводит к неверным представлениям. Такие неправильные представления создают иллюзию слабости китайского духа.
Однако, разделять подобное искаженное мнение просто нецелесообразно. Употребление ошибочных воззрений может привести к переоценке собственных сил и недооценке китайских возможностей. Это безусловно неумная политика. Она может привести к роковым результатам.
Недооценивать китайцев опрометчиво и наивно. Необходимо тщательно изучать все стороны их национального характера. Именно так можно избежать промахов и неэффективных шагов.
Свободный от предрассудков взгляд на китайцев позволит правильно выстроить собственную линию поведения в общении с ними. А подобная линия является условием для успешного ведения дел.
Внимательное постижение культуры Поднебесной раскрывает своеобразие самой большой нации. В этой связи нужно отметить, что национальные особенности китайцев наряду с даосизмом, определяются и конфуцианским учением.
Среди принципов, которые проповедывал Конфуций важное место занимают отвественность и долг перед обществом. Развитое чувство долга и ответственности, а также надёжность и обязательность являются основными конфуцианскими ценностями.
Как правило, чувство долга находит своё выражение в готовности служить государству. Типичный конфуцианец видит в служении своей державе смысл собственного существования. Не личные пристрастия, а общественный долг есть наивысшее благо для подлинного последователя древнего учения.
Бесприкословное служение стране предполагает максимальную мобилизацию усилий, направленных на достижение могущества Китая. Настоящий китаец во имя государственных интересов должен отречься собственных потребностей. В таком отречении от собственного Я и самозабвенном служении империи состоит цель всего его бытия.
Ради государства, китаец обязан идти на любые жерты и не останавливаться ни перед чем. От него требуется безоговорочно работать и если понадобиться отдать свою жизнь ради Поднебесной. Такое конфуцианское воспитание в значительной степени сформировало национальный характер.
Традиционно мыслящий китаец безукоснительно придерживается предписаний старинного учения. Он полностью и без остатка посвящает себя обществу. Данное свойство его натуры находит своё выражение в самопожертвовании. Когдв возникают угрозы для Поднебесной, китайцы с ожесточением сопротивляются. Они нераздумывая погибают ради своей родины. Эти способности являются важнейшими факторами победы на войне. Ни вооружения и не численность армии, а готовность погибать есть главное условие достижения победы.
Перечисленные качества воплощают в себе необычайнную силу китайского духа, которая подтверждается многочисленными фактами.
История изобилует примерами китайской самоотверженности и жертвенности. Эти проявления высокого мужества обеспечили сохранность их цивилизации и государственности.
Всестороннее рассмотрение Китайского Чуда наталкивает на мысль о героическом потенциале жителей Поднебесной. Несмотря на наличие в их национальном характере деликатности и желания избегать конфликтов, в критической ситуации они проявляют себя с обратной стороны. Когда возникают принципиальные вопросы, касающиеся независимости страны, китайцы начинают себя вести очень жёстко и не остаётся следа от их мягкости и бесконфликтности.
При серьёзной угрозе китайцы буквально преображаются. Это преображение настолько явственно, что создаётся впечатление о них как о совсем иных людях.
Первоначальная гибкость и компромиссность исчезают. Им на место приходят напористость, упрямство и неуступчивость. Любого рода внешние вызовы получают с их стороны соответствующий ответ. Эта постоянная готовность противостоять всяческим угрозам определяет характер жителей Поднебесной.
Китайцы непрерывно подвергались агресссии извне. Но они смогли сохранить собственную государственность и собственное культурное достояние. Это свидетельствует о необычайной крепости и неколебимости их национального духа.
Множество древних и великих цивилизаций, включая античный Рим, империю Александра Македонского, древнию Персию, Египет и Вавилон разрушились под ударами врагов. Поднебесная же продемонстрировала обратный результат. Невзирая на практически не прекращающиеся внешие экспансии китайцы выстояли и сохранили свою цивилизацию. Более того, они смогли преодолеть огромное число трудностейи придти к своему нынешнему Возрождению.
Обратимся теперь к более частным вопросам. В период европейских колониальных захватов выявляются образцы китайской стойкости. Эти положительные нравственные качества выглядели контрастно с немощью деградировавшего циньского режима.
Прогнивший и морально разложившийся циньский аппарат всячески сдерживал патриотические настроения. Но коренное население Поднебесной организавало ожесточённое сопротивление европейским интервентам. В период опиумных войн британские и французкие армии смогли разбить маньжурские формирования. Однако, несмотря на полнейщее превосходство в вооружениях, агрессоры оказались не в состоянии поработить страну.
Китай остался независимым не потому, что имел большую территорию, и не потому, что обладал громадным населением. Вель европейцы смогли колонизировать Индию, которая также общирна по размерам и по количеству жителей. Значит, дело здесь заключалось совсем в других причинах. Ведущую роль в сохранении независимости сыграла решимость китайцев воевать с соперником до конца. При этом китайцев не останавливало ничто. Ради свободы они шли на любые жертвы и не считались со своими потерями. Именно, китайская самопожертвенность, которая представляет высокий воинский дух и мужество остановили агрессоров.
Ещё одним доказательством моральной твёрдости китайцев могут быть события начала 20 века. Тогда развернулась массовое освободительное движение Ихэтуаней. Оно получило наименование «боксёрского восстания». Против восставших выступили различные империалистические державы. Пользуясь превосходством в вооружениях, им удалось утопить в крови восстание. Но опять таки, яростная оборона и самопожертвенность коренных китайцев не позволили уничтожить страну.
Известно, что во Второй Мировой войне, китайцы воевали на стороне анитигитлеровской коалиции. Они выступили против японских милитаристов и проявили свои лучшие качества. В борьбе с захватчиками погибло несколько миллионов китайцев.
Ценой многомиллионых жертв китайцы в течении всех периодов своей истории боролись за свободу.
В этом отношении вызвывает интерес одно весьма показатедбное обстоятельство. Оно имеет принципиальное значение и в полной мере демонстрирует силу китайского духа. В услових крайне жестокого натиска белых империалистов, который привёл к почти повсеместному закабалению небелых народов, только китайцы смогли защититься и не превратиться в колонию европейских государств. Китайцы это единственный небелый народ, не попавший под власть белой расы и отстаявший собственный суверенитет.
Если рассматривать указанные сведения в более широком цивилизационном измерении, то можно выяснить ещё одно редкое достижение. За всю мировую историю только немногие народы смогли избежать завоевания со стороны иной расы. В Европе такими народами являются лишь британцы и жители Скандинавии. В тоже время другие европейские народы испытали на себе нашествия гуннов, а затем аваров, хазаров, печенегов, половцев, мадьяров и монголов.
В неевропейском мире таким свободным от закабаления иной расой были только китайцы. Этот неоспоримый исторический факт показывает необычайное мужество и силу китайского народа.
Сочетание высокого мужества и стремление к бесконфликтности, а также соединение твёрдости духа и мягкости нрава представляют собой парадоксальность китайского национального характера.
Постигув глубинную суть китайского парадоксального характера жители СНГ смогут правильно вести свои контакты с КНР. При этом они верно оценят собственные возможности и потенциал китайцев. Такая верная оценка поможет нам эффективно защищать собственные национальные интересы (данная статья является частью книги «Как не проиграть китайцам»).
Рейтинг: 
Средняя: 2.5 (6 votes)

Комментарии

Хетайцы не просто тама, типа, красят свои яйса; - )))))

В настоящее время, нельзя совершать ошибок в отношениях с Китаем. Они будут очень дорого стоить.

------------------------------

Песдес какой ты мудрый и вумный, АхмедМурзабулатов

Тыныш жатқан жыланның құйрығын баспа.

Увидят смерть свиномозглые инвалют-инязычные: безтоварных денег, обмкурсов, расчетов, долгов, налогов, цен, тарифов, фондов, инвестиции, кредитов, депозитов, дивидендов, доходов без прибавочного продукта, власть вне горагрокластера, товароинтеллекта, казначейских счетов нацрентабельности, антипроизводственная юстиция, уставы, хозсубъекты, Самрук, СПК, финсектор, буржуазия заполнившая жертвами тюрьмы и кладбища. Жузсовет Ишаев тел 3975813, +77016711095, znanie-sila_kz@mail.ru

Пародоксальный ты наш Ахметко