Как снизить градус межэтнической напряженности в стране?

Судя по публикациям в СМИ и соцсетях, а также по комментариям к ним, в стране растет градус нетерпимости на межнациональной почве. Единство казахстанского народа постепенно превращается в миф, слово «толерантность» становится почти ругательным, а отдельные этнические группы чувствуют себя все менее уютно. Понятно, что «воду мутят» отдельные «доброжелатели», спрятавшиеся за мониторами компьютеров и пытающиеся влиять на общественное мнение. Но кто эти люди? Зачем им это надо? И как можно переломить столь опасный тренд? Об этом и многом другом мы беседуем с руководителем аналитического центра «Наше Дело», этнополитологом Нуртаем Мустафаевым.

- Нуртай Идиянович, как бы вы охарактеризовали межнациональную обстановку в нашей стране?

- Надо смотреть правде в глаза. Да, это миф. Никакой толерантности нет. Да и сам этот термин немножко неприятен, он отдает каким-то псевдодемократическим душком типа «надо быть толерантными к однополым бракам». Но мы – не Европа, и Европа (в этом и в любом другом отношении) нам не указ.

К сожалению, идея «межнационального согласия, единства и толерантности» постепенно размывается. Это видно хотя бы по тому, как сильно у нас любят раздуть всякого рода «межэтнические конфликты», которые на самом деле таковыми могут и не являться. Взять, к примеру, дело о драке со смертельным исходом возле алматинского бара «Чукотка» или нападение на внучку Героя Советского Союза генерала Ивана Панфилова — Айгуль Байкадамову…

Подобные настроения, надо заметить, гуляют в основном в Интернете, их подогревают так называемые национал-патриоты, некоторые представители интеллигенции, молодежи — в общем те люди, которые активно зависают в соцсетях. При этом основная часть экономически активного населения занимается своими делами и подобными вещами не увлекается, им не до этого. Да, они пользуются интернетом, сидят в соцсетях, но для каких-то своих личных нужд.

Мы должны четко понимать, что межэтническое единство — это действительно огромное наше достояние, которое надо беречь. Его потеря – главная угроза для нас.

- Но часто те же самые национал-патриоты видят угрозу не внутри страны, а извне...

- Что касается внешних врагов, то, на мой взгляд, это надуманная угроза. Казахстан никто прежде не захватывал (со времен образования) и не захватит! И прежде всего потому, что у нас очень суровые природные условия, в которых никто, кроме казаха-кочевника, не мог выжить. Это мы с вами сейчас находимся в Алматы, где прекрасный мягкий климат. А посмотрите, к примеру, на Центральный Казахстан, где летом адская жара, а зимой — лютый мороз. Мы просто уже приспособились, привыкли. В качестве аналогии можно назвать разве что Монголию с ее резко-континентальным климатом, где кроме самих монголов, которых всего-то 1,5 миллиона, никто жить не сможет.

- А как же Россия с ее «имперскими амбициями»?

-  Россия не в состоянии справиться со своей огромной территорией. Зачем ей еще и мы?!...

Казахстан может исчезнуть как государство в нынешних своих границах только за счет межэтнического фактора, если не будет единства народа.

- Как вы это себе представляете?

- Обычно это происходит тогда, когда титульный этнос начинает дискриминировать остальные этнические группы, называть себя «главной нацией», форсированно продвигать свой язык во все сферы жизни и т.д. Русские в Украине называют это «психологическим террором».

Посмотрите, только на постсоветском пространстве по этой причине уже не стало таких государств (имеется в виду, что не стало в их прежних границах), как Молдавия, Грузия, Азербайджан, Украина. И Казахстан вполне может пополнить этот ряд, если казахи будут усиленно притеснять представителей крупных этнических групп — русских, узбеков, уйгуров и т.д.

Причем сценарий распада в нашем случае может быть очень жестким. Достаточно вспомнить межэтнические столкновения между киргизами и узбеками на юге Кыргызстана в 2010 году, в результате которых за три дня вырезали несколько тысяч человек... То, что сейчас происходит в Украине, покажется просто детскими играми по сравнению с тем, что может произойти в Центральной Азии.

Поэтому я ставлю знак равенства между этнонационалистами и нацистами. Именно титульные этноцентристы стали причиной тех межэтнических конфликтов, которые раскололи вышеназванные государства.

- На страницах Central Asia Monitor мы часто дискутируем на тему казахского национализма, и многие наши собеседники воспринимают его как положительное явление...

- В нашем обществе неверно интерпретируют понятия «нация», «национальность», «националист». Сейчас пошла мода называть национализм «зрелым» или «позитивным». Но надо понимать, что национализма уже нет, никакого — ни плохого, ни хорошего, ни здорового, ни больного. Он исчез как явление, его похоронили еще в 1960-е годы. Его эра закончилась!

Поймите, национализм — это движение за создание собственного государства в колонии. А Казахстан - не колония! Колониальная система давно рухнула. 

- В предыдущем ответе вы затронули языковой вопрос. Сейчас он стоит достаточно остро, и трудно представить, чтобы его вдруг перестали активно муссировать.  Как тут быть?

- Никто не выступает против языка. Лично я очень хочу его полноценного развития. Но я реалист и прекрасно понимаю, что это процесс постепенный, он займет не десять и даже не двадцать лет, а гораздо больше. По мнению социологов, это три поколения. Тогда, спрашивается, зачем бежать впереди паровоза? Зачем требовать, ставить сроки, искусственно задавать темпы? Это просто бессмысленно.

- А как вы оцениваете работу Ассамблеи народа Казахстана, которая как раз таки должна содействовать сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия? Насколько справедливо ее обвиняют в декоративности?

- Деятельность Ассамблеи народа Казахстана я оцениваю неудовлетворительно, примерно на три с минусом. Почему не на два? Потому как вреда от этой организации на самом деле нет. А вот вся ее беда в  излишней заорганизованности.

Формально АНК является консультативно-совещательным органом, который встроен в исполнительную власть. У нее хорошее финансирование, неплохие офисы (где-то даже дворцы), большие штаты, свои аналитические центры, которые проводят мониторинговые исследования. Я даже читал некоторые из них, хотя они для внутреннего пользования. Да, там прописаны правильные вещи, полезные призывы, но какой от этого толк? Нам нужны конкретные и действенные меры, а не бесконечные мониторинги ситуации.

- А что бы вы порекомендовали в сложившейся ситуации? Может, пусть все останется так, как есть? Но какими тогда могут быть последствия?

- Нам просто нужно придерживаться принципа «равенство во всем». Это то, что прописано в Конституции, но на практике не всегда выполняется.

Взять, к примеру, ту же АНК. Она имеет в мажилисе всего девять мест — это ничтожно мало. Девять человек никак не могут отражать этнический состав населения страны и никак не компенсируют низкий уровень представительство этих этнических групп во власти. Я уже молчу о соотношении казахов и представителей других этносов в наших госорганах...

Нужно устранить все этнические преференции. Граждане Казахстана, независимо от национальности, должны иметь равные права и равный доступ ко всему. Надо помнить, что нация — это общность на основе согражданства, и жить согласно этому простому принципу.

Но нет, наши национал-патриоты стали все чаще заявлять, что Казахстан становится моноэтничным. Это глупо и смешно. На самом деле мы одна из наиболее полиэтничных стран в мире и еще долго будем ею оставаться.

Как отмечают известный российский этносоциолог Леокадия Дробижева и американский исследователь этнонационализма Уолкер Коннор, в мировой практике полиэтничными  считаются те государства, которые имеют более 5 процентов иноэтничного населения. А такие страны сегодня составляют большинство. Что касается Казахстана, то здесь доля иноэтничных граждан достигает целых 33 процента. В той же России этот показатель – около 20 процентов, но даже составляющие лишь один процент чеченцы, как мы уже видели, могут так обострить ситуацию, что мало не покажется…

- Значит, стремительный рост численности казахского населения — тоже миф?

- Если вы посмотрите динамику роста казахского населения с 2004-го по 2017-й, то это всего лишь 0,5 процента в год. И даже такой рост может замедлиться в связи с урбанизацией.

Дело в том, что казахи массово становятся городскими и соответственно малодетными (1-2 ребенка). При этом те же узбеки и уйгуры, вне зависимости от того, где они живут — в городах или селах, сохраняют высокий уровень рождаемости. И это феномен! Трудно его объяснить. Возможно, он связан с их высокой религиозностью….

Что это означает? Что удельный вес этих двух этнических групп будет стремительно расти. Впрочем, такая тенденция наблюдается уже с 1960-х годов. Доля всех остальных групп будет сокращаться, в том числе и казахов.

- В Казахстане эту проблему пытаются решить с помощью оралманов. Насколько это рационально?

- Лично я против того, чтобы привлекать в страну оралманов, потому как соотечественники за рубежом — это для нас гораздо больший плюс. Казахские национал-патриоты противоречат сами себе, когда ратуют за возвращение этнических казахов.

Дело в том, что, согласно исследованиям известного казахстанского ученого Гульнары Мендикуловой, казахи Китая (СУАР), России (Омская, Оренбургская и другие сопредельные с нами регионы), Узбекистана – это не диаспоры, а ирреденты, так как они исконно проживали в тех местах. И непонятно, зачем они должны переселяться в Казахстан в его нынешних границах? Точно так же у Казахстана есть взаимные ирреденты с другими государствами.

То есть все казахи, живущие в сопредельных странах (Китай, Россия, Узбекистан) — это части казахского этноса, которые  в силу исторических и политических процессов оказались вне территории государства. В большинстве стран мира этнические и государственные границы не совпадают. Везде есть взаимные ирреденты. Например, Германия и Франция (в частности, Эльзас и Лотарингия), Литва и Польша, Венгрия и Румыния, Россия и Украина, Таджикистан и Узбекистан, Кыргызстан и Узбекистан… Можно привести и много других примеров.

Иначе говоря, если нет дискриминации по этническому признаку, то и не будет никаких межэтнических конфликтов.

https://camonitor.kz/27266-kak-snizit-gradus-mezhetnicheskoy-napryazhennosti-v-strane.html

***

Про «чурок и косоглазых» или как изжить провинциальные комплексы перед бывшей метрополией

Недавно весь Казнет бурлил по поводу очередного, как показалось некоторым «шовинистического» выпада в отношении азиатов на российском телевидении.

В эфире Первого канала был показан сериал, где периодически выходцев из ЦА называют чурками, а в новостном сюжете, предваряющем достаточно низкого уровня многосерийный художественный фильм оскорбительное с точки зрения ряда казахстанцев слово прозвучало в рамках информационной программы канала. Разразились стандартные споры о том, доколе можно терпеть подобные «националистические высказывания» на федеральных российских телеканалах, представители более радикального лагеря предложили вообще отключить все российские каналы из-за демонстрации неугодного сериала. Правда, мало кто, видимо, дошел до самой сути, то есть до хотя бы шапочного ознакомления с данным сериалом. Так как если бы дошел, то понял, что в конечном итоге он скорее наоборот выполнен в советском стиле – мир, дружба народов, жвачка и в конечном итоге пропагандирует незамысловатую истину – что все люди братья, а вчерашний «чурка» может превратиться в уважаемого человека.

Нам все еще важно, что о нас главным образом скажут именно в России, и так ревностно реагируем на любую глупость, которая может там прозвучать.

Вообще обижаться на любую глупость становится в последнее время таким национальным видом спорта, то какая-то третьесортная российская певица сообщит, что ей «плевать на Казахстан» и это становится трагедией общенационального масштаба. То весьма сомнительным способом, ставший олимпийским чемпионом охранник Путина с ограниченными умственными способностями что-то брякнет про «казахскую нацию» и это также вызывает бурю эмоций. Иногда доходит до абсурдного, когда в художественном замысле того же Дмитрия Быкова с его «узкоглазыми» многие узрели страшное преступление и добились его отказа от приезда в Казахстан. За всеми этими случаями помимо праведного гнева стоят и серьезные, отчасти провинциальные комплексы перед бывшей метрополией. Нам все еще важно, что о нас главным образом скажут именно в России, и так ревностно реагируем на любую глупость, которая может там прозвучать. Причем такая реакция характерна не только для рядовых обывателей, но и для чиновников, которые принимают особую стать перед любым важным российским гостем. Однако спустя четверть века, видимо, пришло время изживать в себе эти комплексы и главным образом начать различать «художественный прием», а в культуре границы шире, чем в политике или общественной жизни и реальное оскорбление национальных чувств.

К тому же, к примеру, в творчестве многих русских классиков проскальзывали крепкие выражения о самом русском народе, у Абая можно встретить весьма жесткие высказывания о казахах. В этом смысле нам всем, вероятно, необходимо учиться находить ту грань между оскорблением народа или народов и литературным или кинематографическим приемом, необходимым для большей выразительности повествования? Например, в американских фильмах часто звучит слово нигер, но со временем оно перестало вызывать такую острую реакцию даже среди чернокожих. С другой стороны, мы видим как в эфире российских телеканалов достаточно много сериалов и фильмов, различных программ, где высмеиваются азиаты. Но можно ли это воспринимать как проявление  национализма, ведь и сами жители стран ЦА смотрят эти программы и смеются над образами в них.

Вместе с тем глупо отрицать, что в России растет бытовой национализм по отношению к выходцам из бывших советских республик, особенно к жителям ЦА. Уже практически ставшими традиционными так называемыми «русскими маршами» никого не удивишь. Еще в 2014 году мне посчастливилось взять интервью у известного российского режиссера Павла Бардина, чей антифашистский фильм «Салам, Москва!» недавно показал как раз Первый канал. В нем Бардин с горечью говорил о росте национализма в российском обществе. Вот, что он в частности тогда сказал:

«Вижу, как побеждает национализм. Военный, звериный, хищнический: свой ­– хороший, а чужой, не такой – враг. Своему – помочь, чужого – ограбить, унизить, поработить. В теории есть другой национализм – культурный, создающий возможности для развития общества, распространения языка. Встречал подобных националистов как исключение из правил. Понял одно, что гораздо чаще настоящий уникальный национальный продукт создают космополиты, а националисты оказываются политиканами, жадными до денег и крови».

Таким образом, у этой проблемы действительно два измерения – реальное, когда людей убивают и унижают из-за их происхождения, ставят между ними и самими россиянами разделительную черту по принципу «свой-чужой».  И – виртуальное, когда любая глупость, произнесенная в эфире страдающего в последние годы в принципе отсутствием качества российского телевидения массово муссируется в обществе без должного анализа и глубины. Мы решили дать слово экспертам, что они думают по этому поводу?

Айгуль Омарова, политолог:

В Кремле, видимо, не понимают, что такой уклон на российском телевидении, в печатных СМИ и в кино порождает ответную реакцию.

Думаю, такая болезненная реакция есть своего рода провинциализм, проявление комплексов самих людей из Центральной Азии. На деле же в этом сериале данное определение используется, как кинематографический, художественный прием, для того, чтобы показать, как меняется мировоззрение рядовых москвичей по отношению к гастарбайтерам. Вначале презрительное «чурки» сменяется на снисходительное «чурки же», а потом идет уже обращение по именам, различение приезжих, так что воспринимать это слово, как унижающее, как мне кажется, не стоит. К тому же не секрет, что бытовой национализм имеет место и в наших странах, и у нас звучат не самые лестные эпитеты для людей другой национальности. Другой вопрос, что нельзя переходить грань, и злоупотребление использования образа азиатов в негативном свете недопустимо, ибо тут уже может иметь место и оскорбление. В то же время незачем зацикливаться на этом. Поскольку на российском телевидении, к сожалению, много программ, где высмеиваются все подряд: от таджиков до американцев. Практически на всех каналах сегодня полощут украинцев, поэтому говорить, что есть уклон только в сторону азиатов будет неправильно. Увы, в Кремле, видимо, не понимают, что такой уклон на российском телевидении, в печатных СМИ и в кино порождает ответную реакцию и потому все больше отторжения вызывает у всего постсоветского пространства. Кстати, именно таким отношением во многом объясняется нынешнее противостояние Украины и России, поскольку поколению, выросшему при независимости, претит, когда их называют хохлами, сидящими на шее матушки России. На мой взгляд, все относительно. Акцентировать внимание на этом не нужно, лучше научиться противостоять теми же приемами кино, телевидения.

Султанбек Султангалиев, политолог:

В армии было все: дедовщина, вымогательство, побои, но национализм жестко преследовался самими старослужащими.

Считаю, что нам необходимо не опускаться до уровня низкопробного искусства, в котором оскорбления на национальной почве считаются, чуть ли не шедевром. Вспомните, например, «Брат» и «Брат 2», по моему мнению, являвшиеся черносотенными фильмами на потребу публике. То что их приняли на «ура» в России тоже можно считать яркой иллюстрацией и к политике властей и к общественным настроениям, что не может не вызывать напряжения в сопредельных с Российской Федерацией странах. Лично я, соприкоснулся с проблемой «чурок» и «мамбетов» в начальной школе города Уральска, когда пришлось несколько раз «набить морду» национально озабоченным одношкольникам. Факт то, что данное отношение к казахам закладывалось изначально в семейном воспитании в отдельных семьях. Но не во всех. Потому что в школе я дружил с представителями различных национальностей – русскими, украинцами, евреями, немцами, татарами – и все было прекрасно. То есть данное явление зависит от внутренней культуры людей, а не от национальности. В армии, где я служил, было все: дедовщина, вымогательство, побои, но национализм жестко преследовался самими старослужащими.

Считаю, что современные позывы в киноискусстве, якобы направленные на натурализм, на самом деле способствуют разжиганию межнациональной вражды. Нельзя жить прошлым. Надо жить настоящим и будущим, в котором не должно быть места подобным проявлениям бытового национализма. Следует понимать пропагандистскую направленность любого кинофильма. И это в первую очередь относится к разноликой творческой интеллигенции. Наше казахстанское информационное пространство заполнено российскими низкопробными фильмами, которые выполнены на потребу массовому российскому зрителю, не отличающемуся высокой политической и этической культурой. Понятно, что это сделано в угоду рынка, но при переносе на казахстанскую почву это вызывает закономерный рост русофобии. Мы не «джамшуды и ровшаны» и никогда ими не будем. Никогда нельзя задевать национальную гордость людей, с которыми вы хотите наладить партнерские отношения. Да и вообще национальная и религиозная темы – это предмет, к которому необходимо относиться крайне осторожно.

Казбек Бейсебаев, экс-дипломат:     

Пренебрежительное отношение одних наций к другим – явление не новое. Так было и, к сожалению, так будет. Было время, когда французы по-всякому обзывали англичан, а те, в свою очередь, французов. Сейчас в толерантной Европе в отношении друг друга такого не допускают, но это не значит, что вопрос исчез. Касательно того, что в российских сериалах звучат оскорбления в адрес представителей Центральной Азии, то здесь ответ один – не смотрите российское телевидение.

http://exclusive.kz/brat_ty_mne

Рейтинг: 
Средняя: 5 (1 vote)

Комментарии

Прикольная подборочка.

хер знает но надоело чет читать всех, по сути все одни да по томуж. 

а в мем понимании проблема в том числе и этно да и прочие это от нехватки жратвы и неустроенности жизни. когда люди смотрят по сторонам и видят у когото чуть лучше чем у него то хочется доебатся... и когда все аргументы заканчиваются начинают доеб. до нации. гандон потому что... тот то... а ну да.. у этих пидарасов  всегда так...

да бля дайте людям соц гарантии, медицину да банально жратвы да зрелищ, и похер всем будет кто там чей, как напьются в компании где финансоо все на уровне- никоггда нет ни признака нац проблем. все о бабах с сиськами и жопами у кого больше,и приколах. и нааасрать на политику и прочее. а если выпивают да и просто разговор в компании где достаток- остаток, то даа.. и правительство и политика и денег и хер знает какие причины от вражеских китаес до баб сук тварей алчных, ну и естесственно до нац признака. корень зла это быт. если бытовые проблемы и нужды решены то и в остальном проблем немного останется. во всяком случае их поднимать не станут.  

а кто скажет в послевоенные годы в голод....

но люди то тож.. другие были. у людей идейность была, понятия и воспитание вековое. а сейчас отношение и воспитание какое? человек человеку - волк. кто богат тот и прав. и все подрастающие именно такую картинку лицезря и воспитываются. есть деньги и связи- то и взяточник на воле, есть замазки и прочее и тебе похер на законы.он в новостях недавно, зам директора павлодар или не помню петропавл дорстой чет там спиздил чет там 200 лямов долларов на контрактах и т.п.... ну итит его мать. если ентот типок всего лищь зам директора хер мунь обл мути пиздит по 200 лямов.... то бля в столицах и сами директора то сколь пиздят то???? 

Межнац подспудно тлел и во вроемена СССР, но с распадом СССР и смчсензновением его духа, межнац будет крепчать... Так что никаикх разхярдок - все будет только хуже. И Казахстан эта беда тоже не обойдет.

Оставить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.
(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.
(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.

Filtered HTML

Plain text

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
3 + 9 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.