Эрик КИНЖАЛИН. Домашнее образование – “за”, ”но” и “если”

1 сентября в этом году не произвела на нас с 12-летним сыном обычного, истерического эффекта, связанного с началом учебного года. Вместо этого я просидел последние пару недель в библиотеке, изучая Таласскую битву, а по состоянию на начало осени сын со своей бабушкой все еще купается на Черном море.

Не то чтобы мы решили забросить школу - это, согласно закону о всеобщем среднем образовании, невозможно без разнообразных юридических последствий. И, тем не менее, он больше не учится в средней школе, а я забрал из нее все его документы. Как это возможно? Ответ – домашнее обучение.

Домашнее образование – что это такое

Для меня это выглядело так – я нашел школу в России, которая предоставляет программу удаленного обучения, забрал документы из нашей школы, и перевел сына туда. Диплом мы получим российского образца, который в принципе те же яйца, что и казахстанский, только в профиль.

Однако все по порядку. Учиться дома, по упомянутому закону, могут лишь те, у кого нет физической возможности ходить в школу, т.е. дети с ограниченными возможностями – да и то не все. Поэтому, если вы проживаете в пещере на пике Коммунизма, или же ваша борода запрещает вам отправлять детей в школу из волевых побуждений, то это не оправдание, и вас лишат родительских прав специально обученные люди.

Логика закона о всеобщем среднем образовании в СССР предельно ясна – государству нужны пчелки, умеющие читать, считать и писать. Однако за 60 лет со времени принятия этого закона изменилось многое; не в последнюю очередь отношение государства к образованию. Только вот само образование не сменилось – все тот же конвейерный способ, когда количество и уровень учеников измерялись грузовиками, а знания – теми же базовыми способностями не переводить чернила впустую.

Чем в действительности так плохо школьное образование?

Между тем, за шесть десятков лет у знания сменился один из критических параметров по сравнению с 1958 годом, а именно его доступность. Несмотря на «повальную безграмотность» миллениалов в глазах предыдущих поколений, все они живут в информационном пространстве и умеют читать, писать и особенно считать. Поэтому, несмотря на частые грамматические ошибки, молодежь впитывает знания по прежнему принципу губки, только теперь не согласно правилам приема, заданным старшими, а двум другим принципиально отличным параметрам – гомогенности и практичности. И молодежь нынче намного практичнее.

Простой пример - предположим, юноше или девушке интересно творчество некоего _____ (нужное подчеркнуть). В этом случае естественным ограничителем в изучении этого творчества будет путь наименьшего сопротивления (труднодоступность знания + увлеченность + способности), при этом не исключающий обретение молодым человеком ключевого навыка: например, умения воспроизводить такие же звуки ртом. Помимо естественных способностей для этого необходимо, по меньшей мере, знать принципы элементарной механики, программную обработку звука, сведение, и т.п., а также быть знакомым с массой второстепенных решений. Вы и глазом, как ваше чадо превратится в классного звукоинженера, певца, музыканта, и т.п.

Конечно, проблема намного более комплексна, чем представляю ее я. В контексте традиционного образования очень быстро станет очевидным его главный изъян – отсутствие специализации. Давайте посмотрим с точки зрения детей: школьное образование не решает напрямую ни одной проблемы, и, следовательно, рассматривается как однозначное зло. С точки зрения опекуна, чьей задачей является получение его подопечным знаний, запихивать в мозг последнего огромные массивы практически бесполезной информации и при этом ждать, что часть ее каким-то образом закрепится для дальнейшего гипотетического использования, мягко говоря, нерационально. Эта проблема неряшливости системы образования стала очевидной уже с тех времен, когда Заяц одержал последнюю, неоспоримую победу над Волком, и потеряв актуальность исчез с голубых экранов.

Поэтому легко объяснить нежелание учеников снова и снова топить Муму и бросать Каренину под поезд, ведь эти истории немыслимы нынче. Впрочем, и в точных науках школьное образование растеряло почти все свое правдоподобие: деление столбиком удобнее и быстрее, чем традиционный школьный метод, а девятая планета Солнечной Системы была теоритизирована и принята наукой еще до того, как учебники успели исключить Плутон из ряда планет. Учебники стали не только устаревшими и неточными – они саботируют и противоречат общепринятому научному знанию.

Я даже не стану критиковать здесь школьные методы дисциплины и обучающий персонал – к несчастью, эти вопросы родителями хорошо изучены и в общем-то уже неоспоримы. Но если развивать мысль и представить себе идеальную школу, а в ней идеальных учителей, то окажется что и она, при всей своей позитивности, решает одну-единственную проблему – чем занять детей пока родители на работе.

Смена парадигмы

В свое время отец говорил мне, что задача школы не в получении знаний, а в получении навыков общения – взаимодействия с разными типами людей. Это хорошо и правильно в том случае если необходимо для выживания. Конкретно это можно представить так - если тебе нужно получить хорошую оценку, то нужно дать взятку или старательно вылизать учителю шоколадный глаз, а если после уроков тебе собрались набить морду, то либо смирись с этим либо найди того кто защитит от обидчиков. Но среди людей наметилась тенденция к цивилизованной жизни, в которой навыки такого общественного выживания не нужны, а целью родителя является не подготовка ребенка к суровым реалиям, а его нравственное и интеллектуальное совершенствование. И я, к счастью, отношусь к этому последнему лагерю.

Поэтому моей первоочередной задачей как отца является оборона молодого человека от всего того, что затрудняет или делает невозможным получение им навыков. Каких именно навыков для меня совершенно не важно – он волен выбирать любой жизненный путь, при котором результат опосредован познанием. И с некоторых времен я стал воспринимать школу как непосредственную угрозу его будущему.

Про экономию времени

Пару лет назад я обнаружил, что сын стоит на пороге исключения из школы из-за низкой успеваемости, и попытался решить эту проблему, занимаясь с ним сам. Через два месяца мы восполнили весь недостаток знаний и даже ушли далеко вперед в точных науках, занимаясь около часа в день, однако он продолжал получать двойки просто потому, что учебный процесс не был способен удержать его внимание. Сын оказался благодарным учеником – дисциплинированным, внимательным к деталям и интересующимся, но отношения со школой оставались напряженными несмотря на его максимальные тестовые оценки и победы конкурсах. Кроме того, он увлекся сразу несколькими видами деятельности, в которых добился неплохих успехов – шахматами, спортивной стрельбой, иностранными языками и т.п.; но заниматься всем этим мы не могли, потому что школа требовала тратить на нее до 10 часов в день – стандартные шесть уроков плюс домашние задания. Не говоря уже о псевдонеобязательных активностях, известных каждому родителю. Школа стала препятствием на пути к развитию.

Время, это высшая ценность. Все что крадет время, является врагом. Школа крадет время. Школа - враг. Но как отнять у нее это время обратно? Как вернуть безвозвратно утраченное время? Я искал способы, и все они оказывались пустыми – больничные справки, сертифицирование меня как педагога, отпуска по уважительным причинам – пока друг, которому я безмерно благодарен, не подсказал идею с дистанционным обучением.

Учиться дома, это выбор

Идея за этим понятием очень проста и современна – вместо того, чтобы ходить в физическую школу, студент проходит обучение онлайн, где получает примерно те же самые знания по схожей программе, однако с пониженными требованиями к чистописанию, внешнему виду и собственно уровню этих знаний. Совершенствование знания приходится на усмотрение самого студента – если предмет его заинтересовал, то он волен находить источники знания самостоятельно. Впрочем, как и в реальной жизни. А где же плюсы? Ответов несколько, но главный – время. На занятия в виртуальной школе у нас уходит порядка полутора часов ежедневно. Это значит, что у нас освобождается порядка 8.5 часов ежедневно, которые мы можем затрачивать куда более практично. Мой сын будет загружен намного больше, чем раньше; но практическими навыками и знаниями, и улучшением своего здоровья. Для любого родителя это – неоспоримое преимущество. Но, разумеется, не все родители мыслят одинаково. А автор этой статьи – к счастью не все.

Идея с домашним образованием далеко не нова, однако современное ее развитие в целом соответствует ходу моих мыслей – защита ребенка от некачественного и/или ненужного знания, изъянов системы образования, и черт личностей учителей. Это глобальная проблема – мы можем сколько угодно рассуждать о невыносимой ужасности казахского образования, но теми же вопросами задаются во всем мире. Особенно остро – в странах, где действительно думают о будущем детей. Это все без исключения скандинавские страны, в той или иной мере вся Западная Европа с островами, некоторые штаты Северной Америки, а также Австралия и Новая Зеландия (где из-за удаленности населенных пунктов дистанционное обучение практикуется давно). В США многие из талантливых молодых людей, чьи имена молодежи хорошо известны, получили возможность добиться своей нынешней славы именно благодаря высвобожденному от школы времени, доказывая своим примером, что успех начинается с индивидуализации.

Что в будущем?

Победа системы всеобщего образования, это ее же поражение. Как ни пытался на протяжении 70 лет доказать советский союз, нельзя подгонять под одну гребенку всех без исключения. Уникальность человека состоит из мириад разноразмерных факторов, учесть все из которых не может никто; однако тот, кто знаком с этой уникальностью ближе всего, может по крайней мере увидеть весь узор, и направить человека по его пути. Здесь не важно то, кто это НЕ делает (учителя), а важно то, кто делает. Если родитель в состоянии увидеть  и принять потенциал своего ребенка, значит этим нужно заниматься родителю, иначе какой смысл в рождении и воспитании детей?  Лучшие мозги современности говорят, что образование требует кардинальной реформы, и за индивидуальным обучением будущее – Илон Маск, Билл Гейтс, Нил Тайсон, и многие другие кого я сейчас не вспомню. Домашнее обучение лишь часть этого, но существенная.

Дистанционное домашнее обучение того типа, что выбрали мы, не сделает из ребенка вундеркинда, и скорее помешает этому в сравнении с обычным школьным образованием – ведь проявить себя можно только перед родителями и самим собой. Такое обучение не дает возможности к общению с другими детьми в школьное время (что школа в общем тоже не поощряет). Но в моем понимании я пришел к единственному на этот момент правильному решению – уменьшению зла. Детям, с их могучей нейропластичностью, нет необходимости зубрить школьную программу, ведь суть они ухватывают мгновенно. В сети есть потрясающие учебные программы (я уверен, не только на английском языке), которые способны объяснить и закрепить качественное знание по любой мыслимой теме. Для этого надо только освободить время. По моим расчетам помимо школьной программы в этом году мы сможем перейти к углубленному изучению высшей математики, физики, химии, нескольких языков, получить по крайней мере два спортивных разряда, проводить больше времени вместе. И да – домашнее обучение не привязано к датам. Поэтому теперь нам плевать на 1 сентября.

P.S.

 Я не стал описывать процесс перевода на дистанционное обучение, а также связанные с этим нюансы. Все это много раз описано в сети и легко гуглится.

Эрик КИНЖАЛИН. Первому сентября посвящается

Рейтинг: 
Средняя: 4 (3 votes)