Модернизация общественного сознания («Рухани Жаңғыру») в контексте национального строительства

Талгат ИСМАГАМБЕТОВ, ведущий научный сотрудник Института философии, политологии, религиоведения Комитета науки МОН РК

«Казахстан создан, надо создать казахстанцев» - этот невысказанный тезис присутствует во многих инициативах главы Казахстана. Альтернативную точку зрения наиболее выпукло можно выразить тезисом: «Национализм создает нацию». Однако может ли национализм,  раздробленный склоками отдельных лиц, создать консолидированную нацию? Ответ напрашивается  сам собой. Естественно, в таких обстоятельствах основное зависит от инициативы власти.

Важной, в чем-то всеобъемлющей инициативой стало предложение о модернизации общественного сознания («Рухани жаңғыру») – которую коротко можно охарактеризовать как импульс от власти обществу на назревший вопрос о традициях и современности, казахскости и казахстанскости.

Что предлагается?

В статье Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 г. тематика национального строительства поставлена в контексте модернизации.

В статье представлен свой подход, с учетом многолетних общественно-политических дискуссий, посредством постановки общих для граждан ориентиров и установок формирования нации. При этом, культурные и духовные моменты поставлены неотрывно от задач экономического характера. «Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира. конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации. Программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке (выделено Т.И.). Это часть нашей конкурентоспособности».

Что касается духовной, культурной составляющей, то она, судя по тексту статьи, «невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов». То есть, предлагается сохранить «внутреннее ядро национального «Я» при изменении некоторых его черт». К примеру, «национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, - одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами».

Но если модернистские установки в экономической сфере имеют четкие определения (доход на душу населения хотя бы), то культурные – нематериальны, также как нематериален сам национальный дух. Как его определять? Если же говорить конкретно о свадебных обрядах, что затрагивает почти всех и почти каждого, то что взять за основу: вариант т.н. комсомольской свадьбы или скучноватую регистрацию в загсе? Как быть с заключением брака у муллы, что практикуется для нерегистрируемых юридически бракосочетаниях, часто при вступлении мужчины во второй и последующий браки без развода с женой? Вопросов достаточно чтобы задуматься деятелям культуры. 

Переход на латиницу с 2025 г. сам по себе революционный шаг, что затрагивает казахское литературное наследие, написанное с 1940 г.

Задача также состоит и в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Проект «Сакральная география» действительно имеет высокую, благородную цель и обращен к формированию устойчивой культурной и исторической памяти.

 С другой стороны, власть отвечает на действительно назревшие вопросы в обществе и выступает за то, чтобы противостоять воздействию «чуждых идеологических влияний».

В прошлом писатели такие как Ильяс Есенберлин (трилогия «Кочевники») и деятели искусства сотворяли душу нации, придавая смыслы памятникам и историческим местам.  Но все слова о великом и значимом необходимо сказать и в нынешнюю эпоху.

С одной стороны, актуальна  охранительная тенденция в том, чтобы противостоять воздействию «чуждых идеологических влияний», а с другой стороны, можно согласиться, что « государство и нация – не статичная конструкция, а живой развивающийся организм». Что требует качества названного в статье, «внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития».

С другой стороны, обращает внимание тезис: «Чтобы выжить, надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории». По сути,  это напоминание и отчасти понимание того, что есть то, что тормозит развитие. Как следствие,  отодвигается выполнение  государственных программ по экономическому развитию и социальному обустройству.

Недостатки такого характера довольно подробно отмечены главой государства в Послании от 5 октября 2018 г.

Практическая часть Рухани жанғыру (модернизации общественного сознания) состоит в том, что ряд программ финансируемых государством обращены к формированию культурной и исторической памяти, в частности проект «Сакральная география».

Решающая сила - это самоорганизующее начало

При всем этом, сложно избавиться от впечатления, что отсутствие дискуссий и слабость отклика общественности демонстрирует недостаточность самоорганизующего начала. Именно эта недостаточность проявилась в том, что общий подход к модернизации общественного сознания не нашел полного воплощения в дискуссиях по поводу формирования идеалов, ценностей, образцов мышления и поведения. Как следствие, присутствует ощущение некоторых неясностей, недоговоренностей в отношениях формирования идеалов, ценностей, образцов мышления и поведения. 

Первое. Модернизация общественного сознания может быть живым работающим документом. Только в ходе дискуссий можно выяснить какие традиции и привычки надо сдать в музей истории и положить рядом с каменным топором и прабабушкиной прялкой. Это как минимум. По максимуму же, необходимы дискуссии, в которых граждане уточняют позиции. Примечательны  в этом отношении дискуссии эпохи перестройки, когда один за другим исчезали барьеры и предрассудки насчет ленинизма, религии, рынка, частной собственности, отношения к истории советского периода в сознании многих.

Второе. Модернизация может происходить только, если имеется содержательный момент обсуждения, давно уже не нужны краснобаи, умеющие ловко применять слово и производить впечатление на слушателей. Необходимо больше логически-рационального начала – вот суть любой модернизации. Пора преодолевать этот дефицит. Для модернизации нужно переосмысление ценностей и обогащение культурной и исторической памяти. Простор для инициативы существует, ибо модернизация  не завершается в краткие сроки одного-двух лет. Потенциал модернизации по-прежнему ждет своего часа.

Рейтинг: 
Средняя: 3.7 (3 votes)