Манкурт ШАЛАКАЗАХОВ. Вдохнет ли Касым-Жомарт Токаев в парламент политическую жизнь?

 «Базар парламентского типа».

Сергей Мырдин

«Наша формула государственной власти: сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство», указал лидер президентской гонки и по совместительству президент Касым-Жомарт Токаев. В том, что он будет сильным президентом – сомнений мало. Что собственно Токаев спросит за работу правительства – тоже есть все показания. Наше правительство – его ведь и плохому, и хорошему научить можно: хочешь – систему образования гробить будет, хочешь – дорожную сеть наращивать. А вот сделать парламент влиятельным – это реально титаническая работа.

Реальные Сенат и Мажилис ну просто дико не похожи на то, что про них написано в Конституции.  Сенат (49 мест). Его образуют депутаты, представляющие по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан, избираемые косвенными выборщиками. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом страны. Срок депутатских полномочий – 6 лет, при этом половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые 3 года.

По форме Сенат должен представлять региональные интересы на общегосударственном уровне. По крайней мере те 2 депутата, которые идут от областей и городов республиканского подчинения. Ведь у Алматы, Кустанайской и Жамбылской областей объективно имеется своя специфика и разные интересы. Что делают все эти люди в реальности, для населения является загадкой. Многие казахстанцы первый раз в жизни узнали о наличии верхней палаты парламента – Сената – только когда Нурсултан Назарбаев передал полномочия президента Касым-Жомарту Токаеву, как второму лицу в иерархии государственного управления. Можно смело утверждать, что господин Токаев вырос государственным мужем не благодаря Сенату, а в силу своей предыдущей работы на республиканском и международном уровнях.

Мажилис (107 мест). 98 депутатов избираются народом по пропорционально-списочной системе с 7-процентным заградительным барьером по общенациональному округу, 9 –  избираются Ассамблеей народа Казахстана. Срок депутатских полномочий – 5 лет. Предназначение нижней палаты парламента – отражать и защищать интересы гражданского общества на местах. Школы, дороги, больницы, безопасность, рабочие места, линии жизни, экология, даже полыхавшая на днях в Алматы гигантская мусорная свалка – это все сфера компетенции депутатов Мажилиса. Разработка и принятие законов – только один из элементов их деятельности.

Помнится, среди депутатов позапрошлого созыва, было 34 парламентария, которые за весь срок работы не сделали ни одного депутатского запроса (одна страница машинописного текста), получая 700 тысяч тенге в месяц. Половина этих депутатов перешла в прошлый парламент, а потом их стало скучно отслеживать даже из зоологического интереса.

В Казахстане сложилась своего рода кратократия – власть самой власти. Она сама себя назначает, сама перед собой отчитывается, сама себя регулирует, сама решает в какую сторону двигаться и вести страну. При этом вроде бы система рабочая – автобусы ездят, люди в больницу ходят, полицейские за порядком следят, денежный оборот осуществляется, но …малоэффективная, вызывающая глухой ропот и нарекания населения. Поэтому дорожные люки пробивают автобусам дно и ранят пассажиров, многие граждане отсечены от возможности получать качественную медицинскую помощь, полицейским чинам дарят коней, национальная валюта девальвируется гораздо чаще и сильнее, чем нужно для нормального экономического развития. Влиятельный парламент объективно мог бы улучшить общегосударственную ситуацию, но как его создать?

Выборы в Мажилис приходят по партийным спискам, однако сами партии чересчур убогие. «Нур Отан» – это партия власти со всеми положенными ей родовыми травмами и родимыми пятнами. Убери из нее господдержку – опадет как металлические опилки без магнита. «Ак жол» – партия бизнеса. Там видят интересы и нужды только состоятельной части общества, способной оплатить хоть адвоката, хоть налоги, хоть зарубежные поездки, хоть качественное образование. Порой складывается впечатление, что люди без денег для акжоловцев что-то вроде инопланетян, о формах жизни которых они имеют крайне смутное представление. КНПК – партия-нонсенс. От коммунистов у них только бренд, которым они ни капли не дорожат, голосуя то за новый Трудовой кодекс, который интересы наемных работников никак не защищает, то за повышение пенсионного возраста. Остальные политические партии страны делятся на полумертвые и мертвые окончательно.

На первоначальном этапе выборы по партийным спискам можно оставить, но избирать только половину Мажилиса. Вторая половина должна формироваться по одномандатным мажоритарным округам с системой двух туров (если один из кандидатов не набрал 50% плюс 1 голос в первом раунде). Тогда в парламент снова станут попадать политики, которые хотя бы знают реальные проблемы на местах. Такие люди смогут поднимать вопросы о качестве государственных услуг, питьевой воде, управлении жилищным фондом, тарифах монополистов, коррупции и халатности.

Жизнь последнего десятилетия показала, что отсутствие полноценного парламента сильно мешает функционированию Казахстана как государства. Из-за этого политическая активность перетекает то в Фейсбук, который властям потом приходится блокировать, то в несанкционированные митинги, за которые принято наказывать. При этом ни социальные сети не являются отражением объективной картины общественно-политических настроений в стране, поскольку ставит посты на злободневные (псевдозлободневные) темы в них меньшинство, ни митинги, на которые ходят только активные элементы социума. В итоге власть реагирует не на реальную ситуацию в обществе, а на отдельные грани политических настроений и провокаций, после чего часто ухудшает общее положение дел в первую очередь для себя.

Парламент не должен становиться эпицентром политической жизни. Ситуация на Украине лишний раз показывает, что и депутатам требуется четкое стойло, чтобы захватывающие их волны энтропии имели надежные тормоза… Однако влиятельный парламент объективно необходим! Дилемма… Поэтому парламент реально должен принимать бюджет – главный экономический документ страны на год, и без всякой стеснительности доносить до президента и правительства информацию на местах помимо каналов самой           вертикали власти. Ведь чем более полная информация сосредотачивается в руках государственного руководства, тем выше вероятность принятия правильного управленческого решения. Идея у президента Токаева правильная, мы бы сказали насущная, но чтобы претворить ее в жизнь, ему самому придется очень много, взвешенно и с ювелирной точностью работать.            

Рейтинг: 
Средняя: 3.3 (3 votes)