Как протест в Казахстане превратили в бесконечную монстрацию

Как квартирный вопрос испортил москвичей, так социальные сети в какой-то степени (спойлер: в большой) исказили мировосприятие казахстанцев, активно посвятивших себя сбору лайков, репостов и комментариев. Теперь многим, кто погружен в виртуальные отношения с миром, кажется, будто в том же Facebook, а тем более в Instagram – «все есть». Всё – в смысле, вообще всё. Ну вот фсиё…  Но это далеко не так. Внутренние разборки в социальных сетях, как правило, мало влияют на внешний мир. Однако, как говорится, есть нюансы и проколы…

Уверенность в обратном положении вещей вселили два или три эпизода, когда власти среагировали на определенный резонанс. Однако если хорошо подумать, то во всех подобных случаях хайп в соцсетях рос параллельно с возмущением обычных людей, готовых выйти (или выходивших) с протестом. Плюс определенные интересанты из власти использовали хайп в соцсетях, чтобы решить свои проблемы – уничтожить конкурента, подвинуть чиновника, посадить недруга.

В настоящий момент в социальных сетях наблюдается новая сомнительная сенсация – обмен видеороликами, начатый с подачи группы молодых творческих людей, которые призвали казахстанцев «проснуться». Пару мыслей об этом призыве, не вдаваясь в произнесенные тезисы.

Всем уже известно, что участники #менояндым# – отнюдь не безбедные молодые (на самом деле практически всем за 30) люди, актеры, бизнесмены, писатели. Такая типичная «Алма-Ата Центровская». Многим зрителям, посмотревшим ролик, как раз и не понравилось то, что новоявленная богема призывает «проснуться» – <им в ответ понеслось> не спим уже давно, ребята, примерно с 2008 года, когда жизнь все больше стала напоминать бесконечный бег за морковкой. А кто-то и с 1990-х не засыпал, для которых пресловутая рыночная экономика отнюдь не собиралась в силу тех или иных причин поворачиваться позитивно-потребительским боком…

Можно списать все это на творческие условности – мол, они выражаются от имени своего поколения, не от своего лично. Но в таком случае непонятен хайп от появления «ответного» ролика – где точно такие же молодые люди рассказывают о возможностях в Казахстане, то есть тоже высказываются от имени своего поколения. Они тоже допускают небрежность и даже высокомерность по отношению к своей аудитории, указывая, что «пора просыпаться». Дорогие молодые люди, в этой стране за две недели до выборов, похоже, проснулись только вы. И как давай клепать видео на злобу или доброту дня.

Абсурдность ситуации показал третий видеоролик (есть еще четвертый, снятый преимущественно на казахском языке…), снятый командой кандидата Толеутая Рахимбекова, который идет на выборы от партии «Ауыл». Очень, кстати, неплохой ролик по энергетике и по восприятию, и он явно посильнее чем первая «ответка» «проснувшимся». Если в первом был некий протест, некая новизна (не  по технологиям, а по сути), такое акцентированное «фе» всем остальным в лицо, то ответка ему была слишком зеркальной, лобовой, слишком жестко заданной, а потому она получилась какой-то, без драйвовой, одним словом,  целуллоидной… Хотя люди были, тоже молодые, и тоже наверняка, достойные. А вот «аульный» ролик, в котором сельские жители, обращаясь к городским, докладывают, что уже проснулись с первыми лучами солнца и пашут по хозяйству, не имея времени даже …попить кофе (!) оказался вполне себе.

И впрямь, когда видишь крепкую деваху, пастушка гусей, понимаешь (даже если это нанятая актриса – зато гуси натуральные) – ей точно не до утреннего, обеденного и вечернего кофею и эти гуси впрямь ее главное достояние и источник жизни.  Это такой жирный намек на любимое времяпрепровождение «Алма-Аты Центровской» – кофейни, чизкейки… одним словом специфическое общение на специфические темы (скажем так, малопонятных, допустим прибывающим в город сельским маргиналалм…) «специфических» личностей,  в идеале, расслабленный, под кальян,  разговор о судьбах нашей страны.

Кстати, на странице кандидата под роликом сторонники, очевидно, «проснувшихся» устроили натуральную истерику, призвав «не делить общество», обозвали сельчан «кофефобами» (ненавидящими кофе), авторов ролика – плагиаторами и тому подобное. О чем это говорит? Выражаясь современным молодежным сленгом, можно сказать, что ролик, что называется «зашол», как минимум в «проснувшихся» и их сторонников. Особенно смешно утверждение про «не делить общество» - а кто первым начал то? Разве не "проснувшиеся" кинули всем остальным даже не предъяву, а тупо – инвективу  за «сон»?..

А теперь давайте отвлечемся непосредственно от темы роликов, которые имеют влияние лишь на ту аудиторию, что погружена в жизнь социальных сетей. Искаженное понимание реальности, существующей вне виртуального мира, иной раз приводит к тому, что здравомыслящие вроде бы граждане, искренне считающие себя патриотами, требуют от своего государства совершить самоубийственный акт. В данном случае речь идет об истории Сайрагуль Сауытбай. Вызвавшая в Фейсбуке гораздо более массовый и длительный хайп, чем вкупе ролик «проснувшихся» и ответки на него.

Напомним, эта казашка, проживавшая в Китае, заблаговременно отправила в Казахстан свою семью, где те получили подали на гражданство. Сама же, будучи из-за работы на государство невыездной (тоталитарный режим, как вы хотели? - советские люди такое помнят очень хорошо), взяла кредит в банке. Эти деньги Сайрагуль «инвестировала» в свой незаконный переход через границу. Проще говоря – дала взятку китайским пограничникам. И как только она оказалась на территории РК ее взяли под опеку активисты, да не простые, а  образующие некую общественную структуру выходцы из КНР – «Ата Журт». А их, оралманов из КНР, на минуточку, в РК уже около полумиллиона человек (!!!). И все они сконцентрированы в регионе прилегающем к Синцзяню. Их лидер Серик Биляш (уроженец КНР), прекрасно изъясняющийся на китайском, английском языках развернул бурную деятельность, стал практически новой звездой политического небосклона, завоевав сердца местных активистов, тяготеющих к национал-патриотическому крылу. Это он, с помощью перебежчицы стал натуральным образом акцентированно качать тему «лагерей перевоспитания», действующих в китайской провинции Синцзянь, в которые отправляются народы исповедующие Ислам. Биляшевцы требовали, чтобы государство сделало по этой ситуации запрос (?), а Сайрагуль незамедлительно дали гражданство РК.

Состоявшийся впоследствии суд под влиянием безумного хайпа в социальных сетях и реальной угрозы уличных протестов не выдал Сайрагуль Китаю. Но и гражданства в Казахстане беглянка не получила, как бы на том не настаивали пользователи соцсетей. В итоге Сайрагуль улетела в Швецию, что, согласитесь, невозможно без негласной поддержки отечественного дипломатического корпуса. Это в соцсетях никто понимать не хочет – казахстанская власть подвергается критике в прогибе под Пекин. И никому, похоже, невдомек, что Казахстан, выслав Сайрагуль в Швецию (не воспрепятствовав ее перемещению) уже нажил себе серьезные проблемы в отношениях с Китаем, и как это еще отзовется – пока что трудно себе представить.

Давайте развернем ситуацию. Предположим, что некий казахстанец, работающий чиновником и знающий некие государственные секреты, взял в «Народном банке» (говорят его продают Китаю?) кредит на 200 тысяч долларов. Заплатил пограничникам и незаконно пересек границу с Россией, где и потерялся. Естественно, Казахстан, беспокоясь о своих тайнах, да и просто желая наказать недобросовестного заемщика, чтоб другим неповадно было, требует от России выдачи беглеца. В российском сегменте социальных сетей поднимается волна хайпа против выдачи Казахстану кого бы то ни было. Активно обсуждаются казахстанские тюрьмы, ничуть не менее мрачные, чем пресловутые лагеря перевоспитания, религия, обычаи и нравы местных обитателей. И все это исключительно в оскорбительных тонах и ультимативной форме – выдадите, выйдем на площади. А Россия берет и переправляет этого казахстанца не на родину, а в США, где ему дают политическое убежище с далеко идущими целями. Согласитесь, абсурдная ситуация во многом получается, верно?

Да, Сайрагуль, безусловно женщина с характером, обладающая крепкой волей, умом и сообразительностью – провернуть такую многоходовочку дано не каждому авантюристу. С определенной долей уверенности можно предположить, что рано или поздно она переберется в Штаты (и Биляш вероятно тоже…), о ней выйдет художественно-пропагандистский фильм, ведь явно ее история – трендовая в рамках торговой войны между КНР и США. «Лагеря перевоспитания» также преимущественно созданы как медиа-мем для решения задач этой торговой войны. Они, безусловно, есть, но рассказы о них в западных СМИ, а теперь и в казахстанских, нужно делить на два, если не на три. А про Сайрагуль в Фейсбуке целая стена плача о китайских казахах, все клянут собственное государство в слабости, бесхребетности и прислуживании (?!?) китайцам. Хотя столько было громких слов о Родине предков,  о разделенной семье, а в итоге вся семья оказалась не абы где – а в Швеции. И, как выше говорилось, это возможно не последний адрес убытия.

…История Сайрагуль, как и, собственно, война роликов – это все плоды искаженного понимания реальности, когда медиа-образы и мемы формируют не осознанное, а чисто эмоциональное отношение к той или иной проблеме. Но выдвигаемые на эмоциях политические требования – это не есть программа, это просто неоформленные «хотелки»: за все хорошее, против всего плохого.

Стараниями «проснувшихся» и других хайпожоров политический протест в Казахстане превратился в бесконечную монстрацию с абсурдными лозунгами. Я протестую потому, что протестую – перефразированный девиз Портоса из «Трех мушкетеров». Разумеется, это можно назвать выражением собственной точки зрения, проблесками неодемократии по-казахски (по-центровски, по-аульному и т.п.). Ведет этот путь ровным счетом никуда, если принять во внимание практическую пользу от этого жеманного сотрясения воздуха. Впрочем, с Сайрагуль все достаточно серьезно. Как писали в том же Фейсбуке – теперь в Швеции (в Штатах) образуется новый фронт, и это вам не вор-банкир к которому прилепили кличку «Ленин», а натуральные, нагыз-казахи, которые будут чморить историческую родину, Китай, понятно в угоду кому и чему… Как вы думаете, будут они иметь влияние как минимум на полмиллиона своих сородичей из Китая? На определенную часть нацпопов и и нацпатов? Одно ясно: это отнюдь не риторический вопрос!..  

А что в сухом остатке эпопеи «Казахстан не дал гражданства бедной «китайской казашке» и слислся «в пользу» скандинавского королевства?.. Теперь-то совершенно очевидно – Сайрагуль оказалась не просто авантюристкой, по сути, мошенницей, а человеком, который конкретно, ни много, ни мало - а «кинул»  Казахстан. И это «кидок» вошел в историю независимого Казахстана, но как то очень и очень  не хотелось бы, чтобы такого рода истории повторились, т.е. чтобы данная эпопея, раскрученная прежде всего в соцсетях, ни под каким «патриотическим» соусом не превратилась в прецедент. Властям же, соответствующим службам, аналитикам надо теперь сделать зарубку на носу и  впредь не попадать в такой жестокий впросак. Просто необходимо найти и наказать виновных в том, кто прошляпили эту игру – на физическом, идеологическом и политическом уровнях.

Аналитическо-информационное бюро «ПИК»

Рейтинг: 
Средняя: 4.5 (2 votes)