Манкурт ШАЛАКАЗАХОВ. Сфера образования гораздо важнее, чем многие думают

 «Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению».

Конфуций

Школьный учитель в Казахстане сегодня большинством населения воспринимается как неудачник и социальный аутсайдер. Сама зарплата педагога в общеобразовательной государственной школе говорит: хорошо подумай, прежде чем выбрать такую профессию! Поэтому когда президент Касым-Жомарт Токаев говорит о развитии человеческого капитала Казахстана, то сразу переходит к базовым инструментам, которые ее формируют – учителям и врачам. Поскольку объем любой статьи объективно ограничен, мы коснемся только учителей.

Авторитетный швейцарский футуролог Герд Леонгард (работает с компаниями UBS, Credit Suisse, Walmart, IBM, Microsoft, SAP и Cisco) в одном из интервью сказал следующее: «Мы живем в мире, где более 70% востребованных в будущем профессий еще не существуют, а 50% ныне существующих профессий вскоре превратятся во внештатные. Все меняется слишком быстро. Например, в индустрии соцсетей, которой толком не существовало еще десятилетие назад, сегодня заняты 21 млн человек».

Чтобы приготовить людей к миру, где будущее наступает очень быстро, нужна адекватная система образования. То есть в ней должен быть собран своеобразный интеллектуальный спецназ общества, причем во всех звеньях – учителя – завучи – директора – педагогические вузы – работники министерства образования. Возможно ли такое при ситуации, когда зарплата в системе образования Республики Казахстан на 40% ниже, чем в среднем по экономике? Ответ может быть только один – нет.

Государство очень давно упустило из вида учителей и школы. К сожалению, это не та сфера, где сигналы о непорядках поступают быстро, как в пожарной сигнализации, например. Взять хотя бы ситуацию с теми, кто поехал учиться в исламские учебные заведения Египта, Саудовской Аравии, Пакистана. Ворота для них были распахнуты еще в первой половине 90-ых годов, а Шубарши и Кенкияк случились в 2011 году. В ходе последней президентской избирательной кампании акции протеста по западным технологиям и лекалам устраивали в первую очередь те, кто сам обучился в государствах коллективного Запада, либо по их учебникам и методичкам через всевозможные фонды, программы и специальные курсы.

Запрет выезда на обучение в Россию, Китай, США, Великобританию или Чехию в условиях XXI века – это абсурд. Поэтому нужно создавать собственную сферу образования, которая не будет уступать заграничным, а где-то их даже превосходить. Не модный сегодня Ленин, когда большевики уже взяли власть в Советской России, уже в 1922 году сократил расходы на красный флот (хотя и так просили суперминимум – просто поддерживать в исправном состоянии корабли, построенные при царе), а сэкономленные средства направил на школы. А вчерашние качественные школьники в составе Балтийского флота в 1941 году смогли сделать так, чтобы Ленинград не погиб.

Общеобразовательная школа Казахстана остро нуждается в финансировании, но деньги – это не единственный ресурс. Масса прекрасных одаренных учителей является людьми со странностями. Кто излишне самолюбив, кто требует повышенную творческую и учебную свободу, кто плохо переносит бюрократическую рутину, кто требователен к техническим средствам обучения – в общем, каждый платит свою цену за талант. Поэтому в школьной администрации и министерстве образования должны находиться творческие и гибкие люди, которые понимают задачи обучения и обладают управленческим талантом, позволяющим эластично совмещать одни хорошие вещи с другими. Менеджеры от образования со специальностью «экономика и финансы» уже продемонстрировали свое фиаско.

Из сегодняшнего дня даже трудно вообразить, где найди необходимые кадры и каким образом их с максимальной эффективностью аккумулировать в системе общего образования. Но что подобная задача выполнима при политической воле и системной продуманной работе – в мире масса примеров.

Школы в архитектурном отношении должны быть качественными (свет, подача воздуха, организация пространства, температурный режим), должны располагать спортзалами, бассейнами, музыкальными, драматическими и изобразительными студиями, санузлами, футбольными полями, теннисными кортами, компьютерным парком со скоростным интернетом… А внутри них доброжелательные к школьникам учителя и прочий персонал, которые знают из правильных методичек и о возрастной психологии, и о физиологии формирования мозга, и о допустимых физических, психологических и умственных нагрузках для детских организмов.

Например, мышление человека формируется к 12 годам поэтапно. Сначала одно, потом другое и, в конце концов, появляется способность к абстрактному мышлению. Данный процесс опасно форсировать. Например, ребенка можно в пять лет научить бегло читать, хотя специализированные участки мозга, отвечающие за чтение, у него еще не развиты. Для этого мозг берет ресурсы из других своих блоков. В результате отвечающие за чтение участки получаются атрофированными, а те, которые выполняют функцию чтения вместо них (раз задача перед мозгом поставлена), не делают эффективно тех вещей, ради которых появились в процессе эволюции человека. Подобных важных нюансов в работе средней школы гигантское количество и все их нужно иметь в виду, расставив по разумной иерархии.

Школьные учебники – это отдельная песня. Русскоязычных и казахоязычных школьников нельзя обучать родному языку как иностранному, чем безбожно грешил министр Сагадиев. Учебник «История Казахстана» не может быть по объему больше учебника «Всемирная история», если мы реально взялись готовить человеческий капитал, который будет конкурентоспособен в глобальном масштабе. В век цифровых технологий крайне востребовано гуманитарное знание – литература, поэзия, искусство (включая прикладное), музыка. Потому что без этого человек во все возрастающем окружении технических гаджетов быстро деградирует в эмоциональном и интеллектуальном плане.

Ковыляющий по прямой дороге всегда опередит бегущего, который сбился с пути. Особенность современного момента для Казахстана в том, что политический лидер понял цель и четко ее указал. Без современной общеобразовательной школы, всей сферы образования и ставки на молодежь Казахстан не сможет ни победить коррупцию, ни диверсифицировать экономику в несырьевом направлении.

Качественная система образования не терпит полумер и государство должно быть готово к ее последствиям во всех отношениях. Образованные выпускники школ легко отличат патриотизм от некачественной государственной пропаганды, а социальную справедливость от демагогии на тему социальной справедливости. Поэтому меняться придется всем и сразу. Сам современный мир, в котором все живут как в прозрачном аквариуме и фактически всегда на виду, не дает возможности спрятаться. Люди, вещи и явления видятся как они есть на самом деле, а не как их пытаются представить через механизмы и технологии манипулирования. К тому же люди с хорошим образованием – это крайне сложный объект для запудривания мозгов. Мозг у них другой.

Рейтинг: 
Средняя: 3.2 (5 votes)