Эдуард.ПОЛЕТАЕВ. Аналитики американского банка JPMorgan бьют тревогу… США и планета замерли на пороге т.н. суперкризиса?

Тема мирового кризиса сегодня является самой актуальной. Заголовки газет и новостных сайтов пестрят апокалиптической тематикой. Еще в преддверии 2020 года известные в мире инвестиционные банки опубликовали свои прогнозы на нынешний год, предрекая в нем так называемый суперкризис. Например, аналитики американского банка JPMorgan заявили, что проблемы в экономике могут привести к перебоям с продовольствием и массовым масштабным социальным волнениям в США на фоне грядущих президентских выборов. В свою очередь эксперты Всемирного банка пришли к выводу, что новый кризис не будет похож на предыдущие и превзойдет их по последствиям. Сразу несколько банков (Deutsche Bank, Goldman Sachs и другие) решили, что в 2020 году курс доллара снизится.

Как видно, эти прогнозы оказываются пророческими. При этом, ожидая суперкризис, аналитики учитывали самые разные факторы (допустим, трехкратное превышение объема мирового долга над глобальным ВВП). Никакой пандемии коронавируса в этих прогнозах не существовало, они были сделаны до нее.

Мир пришел к эпохе, когда глобальные институты в лице международных организаций подвергаются критике за то, что вдруг они начали пробуксовывать. Между тем, после пандемии мир готовится принять новый облик. Тем не менее, как показывает опыт политических реформ в разных странах мира, они успешны в тех из них, где точки выхода из кризиса были сформированы еще в прежнем обществе, загодя.

Заметить перспективу и динамику развития удается немногим политическим лидерам. В этом смысле политическая система Казахстана, созданная Нурсултаном Назарбаевым и прошедшая горнила кризисов, доказала свою устойчивость и эффективность.

Наблюдатели отмечают, что политика реформ Первого Президента носила консенсусный характер. В условиях кризиса это способствует мобилизации и сплочению политико-экономических элит в ответственные для страны моменты. Институт президентства, основные принципы и ценности которого заложены на конституционном уровне, в данном случае выступает как системостабилизирующий элемент, концентрирующий усилия элитных групп на решении важных социально-экономических и политических задач. Так это было, например, в середине 1990-х (экономический кризис), или в начале 2000-х (так называемый «кризис элит»), в 2008 году, и как это происходит в текущих условиях кризиса.

Облик современного Казахстана, его общественное и политическое устройство, модель экономического развития и социальные отношения – все это спустя почти три десятилетия после обретения независимости получает завершенный образ. Для этого приходилось учиться умению идти на компромиссы, проявлять разумные амбиции, терпимость и понимание ситуации, поступаться малым, чтобы сохранить перспективы.

В 1990-е годы, вслед за актом провозглашения независимости последовали трудные дни каждодневной работы по выстраиванию государственных институтов, по формированию внутренней и внешней политики новой страны, по обеспечению ее безопасности.

Прежде всего, необходимо было определить оптимальную модель государственного устройства, учитывающую специфику, исторические условия и ментальность населения. Казахстан стал унитарным государством с республиканской формой правления.

Формирование органов государственного управления началось с выстраивания слаженной системы исполнительной власти. Уже в феврале 1992 года был принят Указ президента РК «О совершенствовании организации и деятельности органов государственного управления республики в условиях экономической реформы». В короткие сроки практически с «нуля» была создана законодательная система. У института президентства в Казахстане недолгая история – ему всего 30 лет. При этом этот институт управления стал остовом эффективного государства.

Основной упор был сделан на быстрые и энергичные социально-экономические реформы. Конечно, их динамика порой носила шоковый характер, но только так удалось достичь необходимых темпов. Системные реформы, которые сформировали сегодняшний облик государства, были реализованы уже до 1997 года. Наиболее важными из них являлись внедрение института частной собственности и разгосударствление государственной, либерализация экономических отношений, приватизация, развитие рыночной инфраструктуры, введение национальной валюты и создание финансовой системы.

В 2017 году в Казахстане была осуществлена глубокая конституционная реформа, повлекшая перераспределение властных полномочий от президента к парламенту и правительству в целях повышения эффективности государственного управления и ответственности последних. В результате 35 полномочий главы государства были перераспределены между парламентом, правительством и центральными государственными органами.

Отличительная черта конституционных и политических реформ в Казахстане – это умеренность и постепенность, в рамках установленных правил политической игры и не сопровождающаяся революционными проявлениями. Внутриэлитные группы демонстрируют единство вокруг курса Первого Президента и готовность сообща преодолевать кризис. В свою очередь Нурсултан Назарбаев, сделав мирный и цивилизованный транзит власти, обеспечил преемственность поступательного развития страны.

Все это необходимо, так как в прогнозах перспектив дальнейшего политического развития страновых политических систем эксперты выражают озабоченность усилением силовых стратегий в мировой политике. Между тем, именно консенсусные политические режимы могут вести конструктивный диалог, открывающий возможности эволюционного развития. Сильные и слабые стороны той или иной системы правления определяются ее способностью поддерживать стабильную и в то же время гибкую, ответственную исполнительную власть. Впрочем, оптимальной системы правления не существует, ее эффективность зависит от множества конкретных условий. Не стоит преувеличивать возможности бумажной инженерии. Даже идеальная конституция, как показывает опыт ряда стран, не панацея от негативных явлений вроде кризисов, переворотов и революций. Главное – совместить развитие страны и порядок в ней, всем делать одно общее дело. Тогда и бюрократия станет не тормозом, а движущей силой реформ.

Нынешние же актуальные реформы, как видно, направлены на так называемый интерактивный процесс принятия решений, то есть коммуникацию властей с гражданами и заинтересованными группами в конкретных социальных, экономических и политических сферах. Идут концептуальные преобразования в условиях кризиса, необходимые для преодоления бюджетного дефицита, оптимизации структуры государственного и квазигосударственного сектора, достижению баланса между управлением государством и ожиданиями граждан. Реформы в условиях растущей информатизации общества не должны ограничиваться отдельными экспериментами по внедрению тех или иных идей, а представлять собой реализацию конкретных программ преобразований с вменяемыми индикаторами для оценки результатов и отлаженной системой обратной связи. При этом стране стоит остаться восприимчивой к разумным и успешным практикам.

Пока кризис за кризисом обрушивается на современных землян, состояние нестабильности становится перманентным. Резко снижается доверие к результатам футурологических исследований и в то же время остро востребованы новые сценарии будущего, побуждающие искать ответы на вызовы времени. Будущее не возникнет само по себе, его надо думать и делать.

(Взято из соцсетей)

Рейтинг: 
Средняя: 3.3 (3 votes)