Адольф АРЦИШЕВСКИЙ. Боевик от “Казахфильма”… Его не захотели посмотреть даже "попкорновые" зрители. Почему?

“В наших кинотеатрах начался прокат фильма “Охота за призраком”.Фантастически пошлое кино! В условиях победившей страну коррупции “Казахфильм” решил спасать мир от преступности”. Этот отзыв Олега Борецкого как слоган “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” появился сразу на нескольких порталах в Интернете, но в отличие от ведущего при Советах лозунга сыграл диаметрально противоположную роль.

Мне бы один билетик…

Выросший в стране очень развитого социализма, а потому еще не забывший атмосферу эзопова языка и двойной бухгалтерии, я готов принимать черный пиар за его противоположность, и отрицательная оценка порою мнится мне похвалой и комплиментом, тем более если ее высказывает умный человек и профи. Тотчас найдя по Интернету ближайший сеанс в ближайшем торгово-развлекательном центре с кинозалом, я примчался туда на такси за минуту до начала фильма и, просительно глядя в глаза кассиру, робко сказал: “Мне бы один билетик”. В ответ она вскинула на меня удивленные глаза, и в ее взгляде читались весьма противоречивые чувства, которые я в то мгновение понять не мог: неверие (даже испуг!), недоумение и восторг. “Вам где удобнее сидеть?” – осторожно спросила она как охотник, боящийся вспугнуть редкую дичь. “Желательно не в первом ряду”, – ответил я. И заплатив 1100 тенге, стал обладателем двойного счастья: ряд седьмой, место седьмое.Успею ли, смогу ли пробраться к своему месту, подумал я. Контролер, благоговейно взяв мой билет и подсвечивая фонариком (очевидно, сеанс уже начался), повела меня в зрительный зал. Стараясь не оступиться и свыкаясь с удачей, я тыльной стороной ладони смахнул пот со лба: успел, повезло.

Рукой отодвинув портьеру, я ступил в зрительный зал. И оступился. На ровном месте.  Зал был пуст. Абсолютно. Ни одного человека!

В смятении я плюхнулся в ближайшее кресло, тем более что уже засветился экран и пошли начальные титры. АО “Казахфильм” им. Ш.Айманова, кинокомпания “MG Production”, фильм Марины Кунаровой… Я пытался осмыслить происходящее. Не на экране, а в зрительном зале. Пытался приноровиться к своему оглушительному одиночеству. Пытался вспо­мнить, что я знаю о Марине Кунаровой. Актриса, сценарист, режиссер-постановщик. По ее сценариям поставлены фильмы “Обратная сторона”, “Лавэ”. Удачен режиссерский дебют: кинокартина “999″ – об одной из наших болевых проблем, о наркоманах. И вот, судя по всему, уверенная проба пера и кинокамеры в жанре фантастического экшна.

Но почему же пуст зал?..

Куда бежит волк, зачем летит беркут?

А на экране – наша безмерная казахстанская степь в краткую пору поздней весны, когда пора цветенья позади и расплескалось во всю ширь буйное разнотравье. И этот девственный простор бороздят квадроциклы. К чему бы это, откуда они тут? Но вот головной ездок тормозит и откидывает с лица намордник мотоциклиста. Под ним – до боли близкая нам физиономия Арманда Ассанте. И сразу ясно – сейчас кого-то убьют. А чтобы на этот счет не было сомнений, на экране крупным планом появляется летящий беркут с недобрым взглядом и с намерением кого-то закогтить. Вы еще сомневаетесь? Тогда вот вам – бегущий волк, он тоже чуть ли не щелкает зубами и ничего хорошего не сулит.

А вот вам жертва – скачущий навстречу квадроциклам наш бывалый кинопроходец Бопеш Жандаев. Он самовольно покинул какую-то там сверхсекретную лабораторию, очистился от скверны глобализма и пересел, как видите, на лошадь. Ассанте специально прибыл в эту степь, чтобы стащить его с седла, наставить на путь истинный, вернуть, и тут шутки плохи.

Лихорадочно пытаюсь вспомнить сведения, почерпнутые из рекламных листовок, анонсов и трейлеров: что за лаборатория, чего они там изобретают? Ах, да! Их корпорация вместе с Мариной Кунаровой придумала “GS-код”, гарантирующий искоренение преступности во всем мире. Но этот код – лишь фига в кармане, лишь отвлекающий маневр. Реальный план корпорации – контроль над разумом людей после внедрения новой системы “Призрак”, и наш Бопеш Жандаев знает об этом и не хочет принимать участия в осуществлении их преступных замыслов.

Пытаюсь вспомнить, где я уже видел и слышал подобные голливудские придумки – причем не единожды?

А главное – при чем тут летящий беркут? И с какого переляку сюда забежал рыскающий волк? Какая перед ними сверхзадача? Да никакая! Они здесь – не пришей кобыле хвост…

Осетрина второй свежести

Тем временем на экране уже не степь, а каменные джунгли мегаполиса. Банальное ограбление банка. Но именно тут мы оказываемся лицом к лицу с главным героем боевика,суперполицейским Тимуром в исполнении гламурного мачо Санжара Мадиева. Для начала он разметал в одиночку целый батальон бандитов, хорошо подготовленных и вооруженных до зубов! Как он это сделал – уму непостижимо, однако ж сделал на наших потрясенных глазах, хотя все это мы уже видели в фильмах “Крепкий орешек” один, два, три – сколько их там было, этих “орешков”? И Джеки Чан впридачу к тем орешкам, и Сильвестр Сталлоне, и Стивен Сигал, и… И хотя физической оснасткой актера можно лишь восхищаться, но над всем этим витает дух осетрины очень даже второй свежести.

А его боевая подруга-сподвижница, девушка-полицейский, девушка-кремень по имени Мара? Как написал один из рецензентов, “Камилла Ермекова хорошо смотрится в роли девушки с яйцами”. Извините, не мной написано. Порой там проглядывает что-то от эсэсовки, и возникает ощущение явного дефицита первичных половых признаков.

А как вам захват заложников, их вой от ужаса и выстрелы в упор, когда мозги по стенке? А главный бандюга-налетчик, как бы собравший в себе базу данных всех предшествующих и последующих персонажей данного типа? И еще поразительная новинка – владелец банка, подвешенный за ноги, и прикрепленное к нему взрывное устройство с часовым механизмом.

Причем создатели фильма всячески подчеркивают, что это наше, казахстанское, кино. Там то Байтерек мелькнет вторым планом, то зрителю выдадут на-гора паркур близ астанинских высоток. А корпоративный выезд за город на шашлыки где может быть? Конечно, на Чарыне! И пока одни в каньоне жарят шашлыки, другие забираются на невероятную верхотуру, чтобы там признаться в любви, а третьи… Вот скажите, зачем понадобилось английскому ученому, человеку сугубо кабинетному, карабкаться на неприступную скалу? Что он там забыл? А-а, вам невдомек! А он меж тем искал секретный чип от какого-то там тоже секретного генератора. И сорвался, и разбился насмерть. Причем толкнула его в пропасть не кто-нибудь, а нежнейшая подруга Тимура. И толкнула, вы не поверите, в тот самый миг, когда Тимур признался ей в любви. Зачем она это сделала? А-а, вы тоже ничего не поняли и не догадались! А между тем все проще простого: ее разум как раз в этот момент подчинила себе та самая глобальная корпорация, которая хочет завладеть сознанием всего человечества, а тот самый ученый с мировым именем мог помешать ей в этом.

А главное – она совершила этот зверский поступок как бы бессознательно, тут же как бы забыв об этом. Жуть! Вообще-то кровь должна стынуть в жилах, когда представишь себе, чем это могло бы обернуться для человечества, если бы той глобальной корпорации удалось осуществить свои планы.

Куда Миледи вставит чип?

Вот лишь одна частность. Дуэт Санжар Мадиев – Никита Пресняков (тот самый, внук Аллы Пугачевой) являет нам паркур на уровне эквилибристики. Он завершается тем, что они мчат на авто по железнодорожному мосту навстречу курьерскому поезду. И в самый последний миг перед тем, как поезд превратит автомобиль в груду металлолома, они успевают выпрыгнуть из авто и сигануть с моста в Капчагайское водохранилище. При этом Санжар, можно сказать, утонул. Никита с трудом выволок его на берег и героическими усилиями привел в чувство, бросив упрек: “Ты и плавать-то не умеешь”.

А в финале фильма- совершенно роскошные подводные съемки. И не умеющий плавать Санжар с дельфиньей легкостью не просто плавает. Он нейтрализует под водой ужасную блондинку и преступницу по имени Раш (злодейку уровня Миледи играет еще одна голливудская знаменитость Кристанна Локен), спасает Никиту и заодно свою тонущую возлюбленную. Когда ж он научился так классно плавать, находясь все это время неотлучно при нас? И потом: я даже затрудняюсь перечислить фильмы, откуда скалькированы все эти страсти-мордасти.

Вообще-то, фильм этот – динамика и драйв. События нарастают с такой лавинообразной быстротой, что не вдруг поймешь, откуда и куда у каждого из них растут ноги. Может, на это и сделан расчет в том калейдоскопе мини-ремейков? И хотя перед нами как бы жанр фантастического боевика, в нем уместна любая бредятина, но, согласитесь, даже здесь должны быть внятные стыковки если не со здравым смыслом, то хотя бы с примитивной бухгалтерской раскладкой “дебета” и “кредита”.

Кристанна Локен – вот мастерство и масштаб Голливуда! – восхищает своим полновесным и беспримесным злодейством. Но еще больше меня восхитило то, куда режиссер упрятала вожделенный чип, из-за которого по ходу фильма возникали горы трупов. Злодейка Раш вдруг походя недрогнувшей рукой взрезает скальпелем грудную мышцу Тимура и, торжествуя, извлекает оттуда тот самый чип. Вот интуиция! Дальше она носится с этим чипом по лаборатории как с писаной торбой. Она должна его куда-то вставить, после чего человечество обезумеет. И она его, можно сказать, вставила, и мы видим, как люди на планете Земля готовы устроить вселенский Майдан. Но в последнюю минуту Никита Пресняков (а он хакер, чтоб вы знали) устраивает ей подляну и что-то там нейтрализует во всемирной паутине. После чего все правители мира начинают голосовать за то, чтобы отменить использование GS-кода в планетарном масштабе, запретить его…

Символ человеческого бытия и торжество дурновкусия

И все же я благодарен создателям этого киношедевра. Они заставили меня углубиться в осмысление понятия “пошлость” – по Набокову и не только, понятия трудно переводимого на другие языки, но, как мы видим, многогранного. Я понимал: фильм адресован попкорновой публике, которая не очень-то утруждает себя работой мысли. Но как раз попкорновой публики не было – публики не было, повторяю, вообще никакой. Мне хотелось бы ощутить ну хоть чье-то дыхание, хоть шуршание фольги на развертываемой шоколадке. Впрочем, не услышал бы я этого шуршания посреди того апокалиптического грохота, в котором я пребывал один на один с пустым зрительным залом и неистово наседающим на меня экраном. Я чувствовал себя дурак дураком. Вообще-то, идя сюда, я догадывался, на что шел, на что себя обрекаю, но не до такой же степени!

И вновь мне вспомнился пролог фильма – бессмысленно летящий орел и неуместно рыскающий волк. А почему нет верблюда, козла? Барана или варана? Почему ограничились лишь двумя представителями нашей не такой уж бедной фауны? Я понимаю значимость волчицы в кинокартине “Шал”. А с какого перепугу забежал волк в наш боевик? В фильме “Шал” волчица – вселенский символ природы, мстящей неосмотрительному homosapiens за его безмерную дурь и гордыню. Я понимаю, что беркут был просто необходим фильму “Курак корпе”, он распахнул крылья над просторами родины, безмерность которой осознает маленький герой картины, осознает безмерность жизни, открывающейся перед ним. А по какому неразумению беркут залетел в “курак корпе” (в переводе с казахского – “лоскутное одеяло”), о котором мы ведем речь? Именно “курак корпе”, потому что фильм “Охота за призраком” словно цитатник из виденных и перевиденных нами лент стародавних и не очень. Если в первом случае “курак корпе” – это символ полноты человеческого бытия, то во втором – торжество дурновкусия. Мне было искренне жаль актеров, которые выложились полностью, работая в этом фильме и не подозревая об итоге своих усилий. Мне было искренне жаль наших кинопрокатчиков. Я смотрел этот фильм, осваивая все фазы нарастающей головной боли от грохота и нелепостей в формате 3D, что обрушились на меня, и не имея возможности покинуть зал, потому что по долгу службы мне надо было написать эту рецензию.


Рейтинг: 
Средняя: 3 (2 votes)

Комментарии

бессмысленно летящий орел и неуместно рыскающий волк.... бессмысленно-неуместная страна?

))))) Перший камментарий + 1000 000

В общем ерунда наш Казахфильм.