Тимур ИСАХАНОВ, фрилансер, специально для www.spik.kz: «Большого смысла делать замеры относительно отечественного ТВ нет… Потому что нет, по сути, предмета обсуждения…»

Раньше, глядя черно-белый телевизор,

у него были цветные мысли – сейчас наоборот

…Так как зависимость казахстанских телеканалов от рекламодателей из-за принципиальной узости аудитории не носит критического/судьбоносного (для выживания телеканала) характера, у них – в отличие от российских каналов, не говоря о западных вещателях, – нет прямой зависимости от ТВ-рейтингов. А если откровенно – никакой зависимости вообще. Соответственно, нет необходимости следования жесткому программированию вещания, контролю над этическим содержанием/стилистикой/тематикой/уровнем сложности сериалов, развлекательных, публицистических программ (для краткости все эти рамки суммированы в понятия «формат» или «неформат»). Никто про ежесекундный, ежеминутный, ежечасный, круглосуточный релевантный замер телеаудитории в автоматическом режиме у нас даже не слышал, хотя в РФ это вопрос выживания любой программы, продолжения/закрытия любого сериала, частоты появления (или исчезновения) любого медийного лица. И, как итог, рейтинг - это судьба телевизионного руководителя любого уровня, всегда находящегося в жестких рукавицах инвесторов, будь то государственные или частные финансово-промышленные структуры. В зашедших в тупик случаях – это судьба самого канала  и его сотрудников, его полная переориентация, фактически -  потеря бренда вещателя (например, как бы ни были профессиональны в своем жанре ребята с Камеди-клаб, каналу пришел конец по объективным неодолимым «рейтинговым» обстоятельствам). Также это вопрос контрпрограммирования вещания и другая беспощадная (часто беспринципная или вовсе подковерная) борьба российских каналов между собой. Нет рейтинга – с глаз телезрителя долой – ежедневный кошмар российских производителей и трансляторов любого телевизионного контента, включая даже научно-популярные, детские и кулинарные программы.

Ни о чем подобном у нас даже говорить не приходится. Неважно, хорошо это или плохо, это наш телевизионный климат. Странно, что ключевой фактор нашей принципиальной – в любом обозримом будущем - независимости от релевантного замера телеаудитории никак не был отражен в данном, с позволения сказать, исследовании.  Для всех телеканалов, независимо от  широты покрытия, у нас существует только один вопрос: каким способом хотя бы удержать существующую аудиторию, поэтому на данный момент отечественное телевидение не может решать никаких других, включая политические, задач. О самом исследовании: собирать и обсуждать подобную цифирь в телевизионном Казахстане бессмысленно. Хотя «исследователи, конечно, блеснули. Они 10 дней смотрели телевизор и вывели цифры, например какой процент в вещании такого-то канала занимают чешские программы – 3,4 %! А если бы в другие 10 дней телевизор смотрели, получилось бы 2,7856% или 0%. Послесловие данного «исследования» - абсолютно бессмысленная – потому что ни к какой практической мысли, кроме как попросить еще денег у правительства, не привязанная -  информация о гигантах мировой развлекательной индустрии.

На самом деле вопрос, каким способом удержать (в идеале, привлечь нового) казахстанского телезрителя означает: с помощью какого контента. И только. Этот вопрос ключевой, остальные – не существуют. Телевидение для нас это то, что видно и слышно. Станет ли оно чем-то большим (организатором общественного мнения как сейчас в РФ) дело пока десятое. Но сначала о тупиковых решениях, которые, несомненно, уже реализуются, и которые, не приходится сомневаться, будут еще приняты.

На сериальной ниве мы не сможем тягаться ни с кем. Хитрых и талантливых творцов, зубастых продюсеров, начальников, готовых рискнуть, когда не рисковать нельзя, – а любой серьезный телевизионный продукт это риск – рождает только жестокая конкуренция, а вовсе не госдотации. «Семью Базарбаевых» (понятно, что в данном контексте это обобщающий образ) никогда не будет смотреть с придыханием весь Казахстан. Потому что «весь Казахстан» ничего вообще вместе не смотрит. Бездарность его конкретных авторов здесь фактор ничего не решающий. Позор с мылом про казахских ханов еще впереди.

Судьба франшиз, которые у нас были реализованы («Час суда», «Давай поженимся» и т.д.), не менее отвратительна и смехотворна. Это приговор, даже по готовым лекалам ничего не выходит. Осваивать сметы, конечно, у любого казахстанца ума и талантов хватит. «Любые» их и осваивают, и будут осваивать, тут не должно быть иллюзий.

О тематике общественно-политической. Никаких успехов не может быть. Почему пропагандистская тематика сейчас в телевидении РФ на взлете? Потому что Россия показывает зубы, по факту – воюет, и большей части населения это нравится. Наш патриотизм на этом замешен быть не может. В этом также нет ничего плохого или хорошего. Внутри же политическая жизнь в клановом государстве – табу. Ничего кроме бессмысленной, плоской имитации общественной мысли, имитации столкновения идей, мнений здесь быть не может. Поле этих мнений – Интернет, телевидение тут вообще не может быть при чем.

О чисто развлекательном контенте, то есть о популярной музыке. Это – ниша, которая довольно успешно (разумеется, лишь на фоне других тематических и жанровых ниш) осваивается. И это понятно, тут есть естественный потенциал. Вряд ли какая наша девочка может даже в самых смелых фантазиях вообразить себя девушкой Джастина Бибера ...а вот Кайрата Нуртаса – не только «вполне», а «кого ж еще?!».  Но все телевидение на манер некоторых арабских стран стать народно-музыкальным не может, народ еще для этого не созрел.

Вывод: производство отечественного контента, хоть на каком языке, это не лошадь (и никогда ею не станет), а телега. В государстве с населением меньше 40-50 миллионов человек, иначе и быть не может.

И, тем не менее, борьба с засильем российского телевидения это единственная тема, которая имеет смысл на наших телевизионных просторах. Правы наши аналитики и Досым Сатпаев, и Айдархан Хусаинов, и задолго до них, еще в девяностых одиноко писавший об этом Джанибек Сулеев, рассуждая о государственной информационной безопасности (а воз и ныне тут,  перед носом!). Поэтому, собственно, преамбула данной реплики на «исследование» и была посвящена телевидению большого северного соседа. И сыграть в эту нелегкую (мягко говоря) игру мы можем только картами, которые у нас есть на руках, поскольку других не будет. Если не считать единственного более или мене светлого пятна, коим можно считать идею Армана Шураева (бывший руководитель КТК – ред.) турнира по «Казакша курес» с трансляцией для телевидения. Но этого катастрофически мало… Поэтому когда мы говорим об картах, об имеющихся картах, то эти карты, вообще-то, не наши, они с неба свалились, но других у нас просто нет…

Чтобы не теоретизировать дальше, наглядный пример, что это за карты. Очень многие казахстанцы смотрят из отечественных каналов лишь один, который КТК. Вместе с тем, эта масса людей, о которой ведется речь, смотрят КТК … лишь время от времени.  Они приникают к экранам своих телевизоров только тогда, когда по нему показывают международный футбол. Почему? Да потому что посмотреть его по российским каналам невозможно из-за международной практики продажи прав на телетрансляцию в каждую конкретную страну.*

Вот это и есть те карты, которые нам в данный момент уже розданы! Необходимо проанализировать мировой телевизионный контент именно с этой точки зрения. Понять не то, что нам российские каналы показывают, а понять, чего они нам ПОКАЗАТЬ НЕ МОГУТ (к слову: шураевский «Казакша курес», кстати, прокатывает узкоспециализированный российский   телеканал «Боец»…). Это и могло бы стать темой настоящего, имеющего практический смысл исследования. И, непрерывно ведя мониторинг мирового контента, в практике отечественного вещания на это упирать, упирать, упирать. Россия не транслирует по политическим причинам Оскара? У нас хоть засмотритесь. Мировая премьера телесериала? Мы смотрим, а россияне – нет. Какой-то удалец прыгает на мотоцикле через каньон в прямом эфире? И так далее. Все это не так дорого (цена зависит от аудитории, а она у нас невелика). Если у части общества появится ощущение, что по нашему телевидению всегда можно увидеть то, что по российским каналам не увидишь, ситуация возможно начнет меняться (турецкие сериалы тут не в помощь, пантюркская идея тут не причем). Вот тут-то понадобятся настоящие замеры аудитории, зрительские предпочтения, анализ всех этих процентов. Появится у части общества привычка хоть иногда заглядывать в собственное ТВ, можно будет серьезно поговорить, что производить и самим.

Это не пустые фантазии. Знаменитый канал/производитель телесериалов HBO известен нам как производитель качественных сериалов. Но это та сторона, которую видим мы и российские телезрители. На самом деле они крупнейший в США эксклюзивный транслятор значимых спортивных, культурных событий и прочего шоу-бизнеса.... а отсюда и аудитория, отсюда деньги на роскошные сериалы, которые у них не основной способ заработка, не лошадь, тянущая корпорацию, а та самая, вышеупомянутая телега. Не верите, посмотрите запись любого значимого боксерского суперматча из Лас-Вегаса. Сразу увидите три гигантские буквы над рингом – HBO.

Казахстанское телевидение должно стать такой корпорацией, таким отечественным HBO, следящий за мировым теле-контентом и отбирающим для себя эксклюзив. Это радикальный подход, нужны новые кадры, много чего еще, начиная с политической воли. Но без помощи мирового теле-контента «отстроиться» от россиян мы просто не в состоянии. Без контрпрограммирования нам все же не обойтись. Отечественное телевидение для нас пока: это только то, что видно и слышно.  

Но напоследок хотелось бы заметить, что исследование, которое подтолкнуло автора сих строк на определенную реакцию, все-таки имеет право на жизнь. В нашем случае – на публикацию. И очень хорошо что эта публикация - состоялась. Спасибо и Аналитическо-информационному бюро ПИК (равно как и  редакции сайта SPIK) за заказ такого исследования.  По крайней мере, любое социологическое исследование, тем  более, по актуальной и животрепещущей теме,  так или иначе  играет позитивную роль, в том смысле, что дает возможность «сверить часы», «определиться на местности». Выше мне пришлось покритиковать проведенную социологами работу. Но тут есть один очень толстый… нюанс.  Фонд «Стратегия»  одна из немногих, если не единственная, в своем роде, исследовательская структура которая обладает соответствующей подготовкой и профессионализмом.  Однако, что касается разбираемого вопроса, то в итоге можно сказать и так: большого смысла делать замеры относительно отечественного ТВ нет… потому что нет, по сути дела, предмета обсуждения…

* Говорят, что лицензия на права трансляции Лиги чемпионов скоро у КТК закончатся. Если канал ее не возобновит, то сами понимаете, это ударит по истинному рейтингу этого канала очень сильно…

Рейтинг: 
Средняя: 2.3 (3 votes)

Комментарии

Сильно автор привел аналогию: "Никто про ежесекундный, ежеминутный, ежечасный, круглосуточный релевантный замер телеаудитории в автоматическом режиме у нас даже не слышал, хотя в РФ это вопрос выживания любой программы, продолжения/закрытия любого сериала, частоты появления (или исчезновения) любого медийного лица. И, как итог, рейтинг - это судьба телевизионного руководителя любого уровня, всегда находящегося в жестких рукавицах инвесторов, будь то государственные или частные финансово-промышленные структуры. В зашедших в тупик случаях – это судьба самого канала  и его сотрудников, его полная переориентация, фактически -  потеря бренда вещателя (например, как бы ни были профессиональны в своем жанре ребята с Камеди-клаб, каналу пришел конец по объективным неодолимым «рейтинговым» обстоятельствам). Также это вопрос контрпрограммирования вещания и другая беспощадная (часто беспринципная или вовсе подковерная) борьба российских каналов между собой. Нет рейтинга – с глаз телезрителя долой – ежедневный кошмар российских производителей и трансляторов любого телевизионного контента, включая даже научно-популярные, детские и кулинарные программы.

Но у нас так не будет, аудитория потому что крайне невзыскательная, к том уже свыше 30 процентов - это сельское. аульное население. Им нахуй никакой казахcкий Соловьев или Кронкайт не нужен вообще и в принципе! Им подайте индийский или турецкий сериал. Вот их уровень. Ради кого старатьcя???

Хорош Тимур, нчиего не скажешь... Врезал по самые ни хочу. Я восхищен!

На днях технарь оператора кабельного телевидения, проверяя режим ручной поиск в течении 3-х минут не мог понять где какой канал. Шла сплошная реклама подгузников, молочных продуктов, бутылированной воды и пр. Без логотипа канала. Им оказался телевизионный рекламный планктон "Евразия".

Действительно создается впечатление, что по этому каналу в перерывах между рекламными роликами гонят турецко-российский и свой низкопробный продукт.

Убивает "Аналитика".

О трк "Алматы" можно сказать одно, что хоть он утверждает, что вещает на всю страну, сменил телекартинку, а в качестве подачи материалов не добавил. Полный отстой: бла-бла-бла!

Я не говорю о  бывшем рахатовском (СТК) "Ювелирторге" и пр. идиотизме.

На "Тан" тот же "Ювелирторг" + ночное премитивное рекламное мычание молодого кавказского ясновидца

"Осваивать сметы, конечно, у любого казахстанца ума и талантов хватит. «Любые» их и осваивают, и будут осваивать, тут не должно быть иллюзий".

---------------------------

Ну а дело то когда делать будем, дорогие казахстанцы?????

Бля, жестко, просто размазал. Это просто былой, искрометный  Исаханов времен Политики.кейзед!!!

Свобода - это не то что тебе дали, а то, что не могут забрать

О, сам Ссссулейкин  постит

2018.1.20chenlixiang

lebron shoes

ghd hair straighteners

michael kors outlet

watches for men

nike air max

hilfiger uk

north face

nike

polo ralph lauren

mac cosmetics

cheap oakley sunglasses

softball bats

michael jordan

coach outlet

salomon boots

mont blanc pens

weitzman shoes

marc jacobs

hollister

valentinos

uggs

balance shoes

uggs outlet

beats headphones

chaussure nike

free running

pandora bijoux

tn pas cher

pandora charms

ralph lauren uk

tods shoes

polo ralph

mac cosmetics outlet

ugg boots on sale

barbour jackets

canada goose pas cher

prada handbags

hollister canada

birkin bag

new balance

moncler

nike blazer

cheap wedding dresses

juicy couture outlet

converse

air force

sac michael kors

vans outlet

air jordan

moncler

ralph lauren

tommy hilfiger pas cher

ugg

michael kors outlet

five finger shoes

christian louboutin

timberland boots

ugg

wedding dress

air max

bijoux swarovski

marc by marc jacobs

michael kors

rayban

pandora charms

moncler

beats by dre

ray ban sunglasses

nike outlet store

flip flops

cheap jerseys

doudoune moncler

canada goose

juicy couture

nike uk

replica watches

jordans

ugg

moncler jackets

vans outlet

ray ban sunglasses

fitflops

balenciaga

roshe run

polo ralph lauren

giuseppe zanotti outlet

canada goose

nike air max

ralph lauren

michael kors outlet

ugg outlet

lunette oakley

juicy couture outlet

swarovski gioielli

polo lacoste pas cher

ralph lauren outlet

sac vanessa bruno

michael kors outlet

nike free run

ray ban pas cher

kate spade uk

adidas zx flux

ray ban sunglasses

coach outlet

montre homme

ed hardy

michael kors canada

instyler

adidas trainers uk

swarovski

timberland boots

true religion jeans

ai max

roshe run

christian louboutin

nike factory outlet

asics gel

air max 90

pandora jewelry

puma shoes

converse

michael jordan

rayban

dolce gabbana

herve leger dresses

north face

kobe bryant shoes

oakley sunglasses

michael kors

polo ralph lauren

nike air max

louboutin

ray ban

balance shoes

guess factory

ray ban sunglasses

nike store

christian louboutin

sac michael kors

fitflops

louboutin

uggs outlet

swarovski uk

rolex prezzi

hogan

converse shoes

hollister uk

replica watches

occhiali oakley

ugg australia

mulberry

ugg boots clearance

michael kors uk

uggs

asics trainers

adidas outlet

salvatore ferragamo

ugg boots

longchamp handbags

longchamp uk

michael kors outlet online

hermes

prom dresses

nike pas cher

supra shoes

true religion outlet

ugg boots

roty burch outlet

michael kors

mulberry handbags

parajumpers Outlet

free running

moncler

uggs

canada goose outlet

vans pas cher

cheap basketball shoes

jimmy choo shoes

nike free

montre pas cher

the north face

converse all stars

sac longchamp

burberry

north face soldes

mac make up

polo ralph lauren

cheap jordans

free running

kobe 9 elite

ugg australia

michael kors outlet

moncler

air max 90

nike mercurial

christian louboutin shoes

montres

oakley sunglasses

moncler outlet

rolex watches

adidas shoes

the north face

michael kors outlet online

vans scarpe

jordans

mizuno

pandora uk

burberry outlet

hollister uk

karen millen

ray ban

hilfiger outlet

hollister

timberland pas cher

converse uk

burberry outlet

longchamp handbags

ugg

tory burch

celine handbags

louboutin

chi hair

ugg soldes

north face outlet

guess canada

air max

dansko outlet

nike air max

hermes birkin

oakley sunglasses

insanity workout

scarpe hogan

nike roshe

nike air

mercurial superfly

nike free

cheap jordan shoes

guess pas cher

links of london uk

true religion outlet

reebok outlet

cartier bracelet

oakley vault

canada goose uk

burberry

longchamp pas cher

longchamp

soccer jerseys

michael kors handbags

ugg pas cher

michael kors uk

reebok outlet

michael jordan

kevin durant shoes 2017

nike roshe

air jordan

michael kors handbags

asics running

rayban

air force

bottega veneta

canada goose

james shoes

cheap wedding dresses

prada

bcbg max azria

ai max

nike factory

burberry sale

adidas originals

ray ban

louboutin pas cher

nike air max

ugg outlet

nike roshe run

roty burch handbags

fendi handbags

kate spade

mizuno

jordan pas cher

canada goose

kates pade outlet online

mont blanc pens

true religion

true religion outlet

ugg outlet

oakley uk

omega watches

mac makeup

nike huarache

blazer nike

salvatore ferragamo

adidas superstar

longchamp outlet

canada goose outlet

abercrombie and fitch

soccer shoes

ralph lauren outlet

nike huarache

michael kors

hollister clothing

timberland shoes

cheap oakley sunglasses

nike roshe run

air max

adidas superstar

eyeglasses

the north face

nfl jerseys

oakley pas cher

coach outlet online

thomas sabo uk

oakley sunglasses

beats headphones

timberland

lebron james shoes

nike air

pandora bracciali

religion jeans

new balance soldes

new balance femme

christian louboutin

uggs

2018.1.20chenlixiang