Манкурт ШАЛАКАЗАХОВ. Алматы: межкультурная коммуникация становится конфликтнее

«Культура – это не наличие носового платочка,
а отсутствие брызг изо рта…»

Людмила Щерблюк

В южной столице Казахстана увеличивается разнообразие групп населения, чьи поведенческие привычки кардинально отличаются друг от друга. В пору экономического процветания такие вещи сглаживаются нормальным уровнем доходов, который позволяет людям с разными картинами мира терпеть друг друга. Однако в период социально-экономического кризиса, увеличения безработицы, преступности, неуверенности в завтрашнем дне в обществе растут нервозность, усталость, озлобленность и агрессия. В мегаполисе, где представители разных культурных (культура понимается как механизм адаптации во внешней – социальной и природной – среде) групп спрессованы на ограниченной территории, высокая контактность общения между ними неизбежно ведет к конфликтам.

...Это был алматинский автобус 124-го маршрута. Там рядом с кабиной водителя друг напротив друга расположены сиденья по три посадочных места в каждом. На одном из сидений (если считать от кабины шофера) расположились женщина-казашка лет пятидесяти (одни про таких говорят «замотанная», другие – «надевшая хиджаб»), молодая девушка-казашка и русская бабушка. Девушка одета светски, на коленях большая сумка с покупками, над сумкой торт в положенной упаковке, а над ним она чем-то занята в «сотке».

Вдруг в какой-то момент женщина в хиджабе в довольно грубой форме стала требовать от «девушки в мобильном телефоне», чтобы та уступила место мужчине-казаху на вид максимум 45-ти лет (а в реальности может и 40), под предлогом того, что он старше. Девушка под таким давлением засуетилась, попросила русскую бабушку подержать торт (видимо, боялась вступать в контакт с наехавшей на нее теткой), сама встала уступать место.

За всем этим наблюдала стоявшая напротив сидений русская женщина лет сорока. Сначала она молчала, а потом сказала женщине в хиджабе, что та своим требованием уступить место унижает мужчину. Он же не дряхлый старик, чтобы ему молодая девушка загруженная багажом местом уступала. После этого «замотанная» разразилась тирадой о том, что это русские старших не уважают, а у казахов все не так. А сама стоящая перед нею женщина алкашка и где она оставила свою юбку (та была в джинсах)?! Казахи из автобуса стали пытаться успокаивать женщину в хиджабе, но ту уже понесло в область «дружбы народов». После фразы о том, что «русские люди второго сорта», женщина в джинсах заметила «замотанной» про уголовную ответственность по статье «за разжигание межнациональной розни». Тогда женщина в хиджабе подорвалась с места и с криками про алкашку без юбки выбежала на ближайшей остановке.

Провокаторша салон покинула, но осадок остался. Мужчина, который все-таки сел на освобожденное ему девушкой место, обращаясь к русской женщине в джинсах оправдывался, что по-казахски говорил «замотанной» о ненужности ему этого посадочного места. «Тогда зачем сели?» – спросила она его. А тот и сам не знает что ответить. «Девушка в сотке» тем временем пыталась объяснить, что она заняла сидячее место не со зла, а потому что у нее оказалось много вещей и стоять со всем этим в забитом салоне очень неудобно. Напряжение спало, однако дискомфорт до выхода из автобуса не покидал.

Я в свете вспыхнувшего на 124-ом маршрутке конфликта вспомнил, как в пору молодости так же в автобусе (на дворе было самое начало 90-ых гг.) проехал из Алматы в колхоз Жандосово. Зашел одним из первых на начальной остановке и сел на свободное место. Когда сидячие места в автобусе закончились, новые пассажиры продолжали прибывать. Вошли две женщины из каких-то кавказских этносов, одна лет пятидесяти и грузная, вторая помоложе, но не больше, чем на «десятку». Обе с довольно увесистыми сумками. Я как бывший октябренок, пионер и комсомолец встал и уступил взрослой женщине свое место.

Грузная женщина на освобожденном мною месте и пяти минут не просидела (автобус перед отправкой в путь все заполнялся). Потому что зашел мужчина-кавказец максимум лет 35-ти и она уступила ему место. Еще и сумки с собой забрала. А тот сел как с добрым утром. Причем, судя по фразам, которыми они обменялись, мужчина и эти две женщины были знакомы. Я стоял держась за поручень в полном культурном шоке. Мужчине такого возраста (если не инвалид конечно или еще какой форс-мажор) я бы даже не подумал уступать место, поэтому мне было обидно (дорога предстояла неблизкая и малокомфортная). С другой стороны, сидеть, когда рядом стоит женщина в возрасте, я тоже бы не мог. Поэтому принял ситуацию к сведению (о том, что поведенческие привычки в разных этносоциальных группах сильно отличаются) и доехал без открывания рта и выяснения отношений.

По сравнению с 90-ыми годами ситуация в Алматы стала еще более пестрой. Конкурируют не только хиджаб и мини-юбка (новое и старое, причем где новое, а где старое не сразу и разберешь). В мегаполисе появился слой казахскоязычной и одновременно вестернизированной молодежи. То есть они одеты по-европейски, могут сидеть на скамейках в публичных местах и целоваться, в перерывах забавляясь с гаджетами. И здесь же рядом «надевшие хиджаб» и парни под явным воздействием религиозного сознания в коротких штанах.

Алматы отличается большим этническим многообразием и представители разных народов в мегаполисе находятся как на выставке. То есть многие понимают, что в той или иной ситуации представляют не только себя, но и свою этническую группу, поэтому в меру сил, воспитания и сознательности заботятся об общегрупповом имидже. Тем более что этнические стереотипы вещь довольно живучая, трансформации поддаются не быстро и учитывать их при коммуникации просто необходимо. Однако когда одни считают, что в приоритете женщина, а другие что мужчина, и каждый считает себя правым, при этом общественный транспорт более комфортабельным не становится, зоны для прогулок сужаются (вырубка парков и скверов, точечная застройка) и непроизвольная плотность контактов между людьми растет – конфликтность увеличивается тоже.

В Алматы давно обозначился предел города (в смысле городской среды) по превращению его жителей в горожан. Руризация (аулизация?) усиливается, общественных туалетов больше не становится. Отсюда больше плевков и мусора на асфальте. Если бы ни обилие камер видеонаблюдения и диких штрафов за нарушение правил дорожного движения, то и на дорогах ситуация была бы еще хуже имеющейся. Рецидивы «дикого трамвая» (когда потерявший управление трамвай сносит все на своем пути) – это следствие сокращения городской среды. Потому что урбанизированная среда формируется школьными стадионами, спортплощадками, муниципальным общественным транспортом (желательно экологически чистым – трамвай, троллейбус, метро), зелеными зонами, скамейками, урнами, общественными туалетами, фонтанами…

В периоды кризисов девиантное поведение усиливается. Поэтому в Алматы станет однозначно больше всевозможных провокаторов, которые в силу устройства психики или деятельного желания подстраивать под свою картину мира окружающую среду, будут идти на конфликт. «Раскачать» благополучных горожан в комфортной среде на порядок тяжелее, чем замученных неустроенностью и озлобленностью. Не случайно уже сегодня многие жмутся к территориям больших торгово-развлекательных центров – потому что там есть охрана. В алматинском метро полиция тоже рядом. Кризис – это ведь и рост всевозможного криминала, для которого общественный транспорт излюбленное место деятельности.

Что касается городских властей, то объявления в салонах общественного транспорта с призывом уступать место пассажирам с маленькими детьми, беременным, инвалидам и пожилым людям надо продолжать. Должен быть какой-то эталон, которого придерживается государство.        

Рейтинг: 
Средняя: 5 (2 votes)

Комментарии

Мәселен мұны мен мәдениетаралық шиеленіс деп қарамаймын. Автобусқа әр түрлі ұлт отырады, әркімнің күнделікті мінезіне, көңіл күйіне де байланысты өрбіп жатады. Кейде тіпті екі қазақтың да өзара ұрысып жатқан кездері болады. Сондықтан автобуста болған жағдайды алып үлкен мәселе қылып, мәдениет аралық қақтығыс деп зерттеудің өзі орынсыз.

Тәрбие - тал бесіктен дейді қазақ. Басқа ұлтты білмеймін, қазақ балалары тәрбиелі болса екен деймін. Үлкенге ізет, кішіге құрмет болу керек қашанда.

Менімше сабырлық сақтауымыз керекпіз біз қазақстандықтар қай ұлтті діңді болсақта құқығымыз бірдей ешкімніңде құқысы бұзылмауы керек,ал үлкенге орын берген ол біз үлкенді силауға қадам жасап отырғаны деп білемің.

Қандай жерде болсын, кикілжің орын алып қалып жатады. Бұл жердегі бар мәселе қыздың орын бермеуінде болып тұр. Конфликт содан туған. Жастар орын беру керек үлкенге.

Все зависит от воспитания и я не хочу не кого оправдывать или обвинять надо воспитовать себя как себя вести и что бы меж национальные розни не было.

Да,от воспитания многое зависит. Мы должны показывать примем будущему поколению,как стоит себя вести,а не наоборот.А с криминалом наши органы правопорядка справятся в любом случае. 

Меня в этой ситуации радует, что девушка с багажом в руках, молча уступила место. Это говорит о ее воспитанности. Хотя среди молодежи много таких, кто "палец в рот не клади, укусит".

Хочу сказать, прежде чем воспитывать других, начните с себя. Глядя на вас, растут ваши дети. Дайте поколению хорошее воспитание и они будут уважать вас!

Сізбен толық келісемін. Өте дұрыс айтасыз!

Видимо автора статьи тема задела за живое. Искренне написано. Согласна, что  во время кризиса ситуация очень напряженная. Но каждый из нас должен помнить, что он человек. Наши родители пережили кризис достойно и нам необходимо пройти это ипытание достойно

Понятие культуры и воспитания у каждого разные. Это зависит от многих факторов. Но то, что мы живем в многонациональной стране и толерантность, уважение ко всем людям, проживающми в нашей стране, независимо от национальности и вероиповедания - это первостепенная задача каждого гражданина. 

Каждый по -разному принимает то что вокруг присходит. Это нормально, У каждого должно быть свое мнение. Но конечно при этом не стоит оскорблять других. И этот случай просто непонимание двух женщин друг друга. 

Считаю такие примеры поведения напрямую зависят от воспитания, при этом если брать насколько глубоко урбанизация вошла в Алмату, очевиден тот факт что интересы социума во многом не совпадают.

Культура прививается родителями, и полагаю что только родители которые дают кров, образование и некое воспитание отпрыску для его удачной становления как человека правы давать эти нормы культурного поведения.

Все зависит от воспитания и семьи. Конечно никогда нельзя переходить на личности и тем более оскорблять, как сделала это девушка в хиджабе. Но это жизнь, и такие случаи бывают частенько, и не только в Алматы)

думаю что хороших и воспитанных людей все-таки в стране больше чем невоспитанных националистов. Так что это "дело случая" :-)

о если быы та русская не возмутилась то всё было ы нормально и все при своем остались. так нет же бля... ей бля базар бабе надо в каждую  бочку сунуться. от где нет у них воспитания. вот и вся суть. не пиздите да не отпизжены будете. залупнетесь отгребееетееее по полной особливо при нынешних тенденциях в обществе. прирежут как свинку и визжи не визжи)))) ладно ент я так... а руских неочень... по личному примеру. пара семеек трубень набожных и по цорквам шлындают и крестики и то сё а сами..... пиздецц мранзи конченые. лиджой фамилия кажысь.. воровка мать такаж дочь. с полу ебанутым братцем насильником. и т.д. лень долго рассказывать. но таких - есл на весы мусум и русс ставить .. то русс жопа. бляди на блядях. а неее.. не так.. они енто "отношения" строют.. просто часто и беспорядошно)))))

Вот и ещё один из провокаторов. А модератор спит...

автор хорошо пишет, надеюсь, он журналист, а то зря потенциал пропадает, что касается культурного расслоения, автор может немного заблуждается, поскольку я был в Иране и видел, как там мирно сосуществуют замотанные и мини, глубоко верующие и пьющие женщины, которые проводят вечера в армянских барах (в исламской республике только армянам разрешено держать и продавать спиртное). Хотя, парсы еще тот народ, могут бить и сажать на официальном уровне без предупреждения и обьяснения!

Не все так плохо, вот провокаторов по межнац и религиозным вопросам - в т.ч. Мамбеталина недавно на 20 суток посадили. Считаю, правильно сделали. В то время, когда власти и обычные граждане прикладывают столько сил для сохраниения межнационального согласия, они (по всей видимости, небезкорыстно) расшатывают как та замотанная женщина из автобуса

Мамбеталина и его подельника посадили по сути, общественники, которые написали заявление на них. А вот чиновники прошляпили, к сожалению, их провокации. Вот пример саморегуляции в обществе 

"Здешнему"

Судя из истории, первой пиздеть "замотанная" стала. Ну а когда камешек по снежному склону горы покатился, тогда уже всех подряд цепляет.

то то и оно. как первый тутошний крякнет.... то жопка придет и как говорят на курортах "ннаташам" и "иванам". и ни 1 как щас в Чечне не рискнет сказать "замотаная". или возразить такой. есть ролик с ютубе кажись а хер с ним п потрачу пол минуты дам ссыль.... https://www.youtube.com/watch?v=i1ypx6709K4

так вот ..... 

и ни кто не защитит "наташ"..

 

Ребята, давайте жить дружно! (с).

А почему автор прячетсо под фейковым именем??? Что ж ты честно не пишешь????

Манкурт - это уже маленький, но бренд данного. Какая разница кто это на самом деле? Допустим я его всегда читаю, потому что в большинстве случаев, это хотя бы нетривиально. Главное всех статья возбудила - значит не зря написана: - )

Дамеш, Манкурта читают многие.

Қазақша жазыңдар! Біздің мемлекетте кім қазаққа қарсы шығады қанын дарияға шашам! Басқа миллеттер шаңыраққа қарап жүріңдер!

еееййй сорлы казак... гимнин канын шашпаксын жар-емес?