Александр Панкратов-Черный: «Я очень люблю Казахстан! Ваш народ – великий!»

В конце прошлой недели со спектаклем «Любовь не картошка, не выбросишь в окошко» народный артист России Александр Панкратов-Черный побывал на гастролях в Алматы, Караганде и Астане. Звездный участник фильмов «Зимний вечер в Гаграх», «За прекрасных дам!», «Где находится нофелет» снимался у таких известных режиссеров, как Кончаловский и Наумов, Рязанов и Бортко, Кошеверова и Меньшов. В казахстанском кино успел поработать с Ходжиковым и Нарымбетовым, а также появиться в клипе Толкын Забировой и рекламе кафе. На счету Панкратова-Черного уже более 100 экранных ролей, хотя окончил он режиссерский факультет ВГИКа. Судьбу Александра резко изменила комедия «Мы из джаза», когда на пробах по товарищеской просьбе режиссера он лихо подыгрывал актерам. Панкратов так убедительно лицедействовал, что Карен Шахназаров решил: лучшей кандидатуры на роль озорного музыканта Степы ему не найти! Успех картины был грандиозный, предложения сниматься в кино посыпались градом. Снимался актер практически без простоев. А не так давно, спустя три десятилетия, Александр Васильевич вновь вышел на театральную сцену. С этого началось его эксклюзивное интервью «Свободе Слова» после спектакля в Алматы.

«От ролей в кино стараюсь отказываться»

В каких постановках вы сейчас заняты?

– В двух питерских. В антрепризу «Любовь не картошка…» меня пригласила моя алтайская землячка Нина Николаевна Усатова. Роль Тимофея играю в паре с Александром Михайловым. Думаю, органично вошел в этот веселый спектакль, мне он очень нравится. Его повсюду тепло встречают. Второй – трагифарс «Надоело бояться». Пьеса о двух блокадницах, у которых бандиты хотят отобрать квартиры, а моего героя-бомжа используют в своих коварных планах. Участвую также и в двух московских антрепризах: «Провинциальных анекдотах» по Вампилову и комедии «Заложники любви», где играю со Светой Тома, Наташей Егоровой и Андреем Харитоновым.

А как обстоят ваши дела с кино?

– Закончили в Киеве съемки 12-серийной картины Максима Мехеды «По законам военного времени». В главных ролях – замечательный молодой актер Женя Воловенко и известная Катя Климова, я играю их водителя, который в курсе всех дел. Ему поручено охранять девочку, ставшую свидетелем убийства полковника-отца. У моего героя тоже погибли жена и дочь, поэтому в том ребенке он видит образ своей дочки. Считаю, что мне впервые в карьере встретилась такая очень сентиментальная роль любящего отца. А все остальное, что сейчас предлагают играть в кино, мне неинтересно: читаю и отказываюсь, меня не устраивает драматургия. Правда, недавно молодые люди предложили роль начальника тюрьмы в комедийном сериале, в каком – не скажу, поскольку не знаю, случится ли это. Жаль будет, если по графику не совпадет, потому что сейчас я очень занят.

По режиссуре не скучаете, Александр Васильевич?

– Нет. Хотелось снять еще один фильм по сценарию «Барбекю по-африкански». Это трагифарс – мой любимый жанр, в котором я ставил свои фильмы «Похождения графа Невзорова» и «Система «Ниппель». Очень злободневная, мне кажется, история про олигархов. Но Госкино денег не дает, у министерства культуры их нет, а брать у олигархов – ситуация странная. Они говорят: «Саша, ну ты обнаглел! Про нас хочешь снять кино, показав, что мы из себя представляем, и у нас же просишь помощи». Оттого и не дают денег, вот я и отказался от проекта. От режиссуры отказался, но ищу комедию: я хочу, чтобы люди улыбались и радовались чему-то доброму, заложенному в человеке, и не теряли надежды, что все будет хорошо, все обойдется. Но таких сценариев нет!

«Низко кланяюсь вашему президенту!»

На алматинской улице им. Панфилова на съемках ролика с Ларисой Удовиченко (слева), 1994 г.

Вы довольно часто приезжаете в Алматы, и не только на фестивали. Много связей у вас с Казахстаном?

– Да. А разве я мог не прилететь на юбилей замечательного артиста Досхана Жолжаксынова!? Он гордость нации, потрясающий человек! Ну, а женщины вообще его называют казахским Аленом Делоном: потому что Досхан красив, статен, элегантен – настоящий джентльмен и очень талантливый актер, которому подвластны все жанры! Мы вместе играли в комедии Сатыбалды Нарымбетова «Омпа» и подружились почти 20 лет назад. Тогда я понял, как он любит свою Родину, обычаи народа, а это качество я очень ценю в людях. Помню, когда закончились съемки, был прощальный ужин для уезжающих из Казахстана москвичей. Он устроил вечер с соблюдением всех национальных традиций: так провожают дорогих и близких друзей. Меня это тронуло до глубины души! С тех пор каждая встреча с ним приносит мне радость.

Но еще раньше, в середине 1980-х, у вас был первый опыт съемок в казахфильмовской картине «Знай наших!». Лента рассказала удивительную историю дружбы прославленного казахского борца Хаджи Мукана и русского богатыря Ивана Поддубного: оба атлета в 1904 году с триумфом выступили в Париже и заняли два первых места.

 – Кстати, очень интересный фильм, но почему-то прошел тихо. Поддубного играл Димка Золотухин, а я – купца-подлеца, который покупает этих борцов и спекулирует на их популярности, яркая характерная роль. Снимали мы и в Казахстане, и в Москве, и в Казани – в разных точках СССР. Для меня очень важной была встреча с режиссером. Подчеркну: и Ходжиков был истинным патриотом Казахстана! Он воевал у стен Москвы в составе Панфиловской дивизии, которая формировалась в Алма-Ате.

У нас есть прекрасный парк имени панфиловцев.

 – Знаю, там стоит прекрасный памятник защитникам Родины, я всегда низко кланяюсь этим героям, посещая мемориал. К слову, Ходжиков был другом моего покойного тестя – Владимира Монахова. Они после войны вместе учились во ВГИКе.

Только наш земляк учился на режиссера в мастерской выдающегося Александра Довженко. А Владимир Васильевич стал знаменитым оператором, сняв «Попрыгунью», «Высоту», «Судьбу человека». Султан-Ахмет Конгырходжаевич поставил ряд знаковых фильмов, но самый любимый из них – «Кыз-Жибек». Приятно слышать от вас такие важные нюансы о казахстанцах.

– Во-первых, у меня с вашей страной многое связано. В Алматы похоронен мой дядя Василий, а в Темиртау – дядя Терентий. Они прошли через репрессии и много лет отсидели при Сталине в лагерях. После реабилитации были направлены на поселение в здешние края. Дядья искренне полюбили эту землю: первый скончался заслуженным железнодорожником Казахстана. А второй, бывший офицер царской армии, стал большим специалистом по металлургии, потому что в Магадане и Норильске его научили добывать и золото, и руду, и уголь. Благодаря вашей стране они продлили свою жизнь, воспитали детей, взятых из детдомов. Я очень люблю Казахстан и отношусь к его народу с глубочайшим уважением! Здесь много лет прожила моя двоюродная сестра Люба, сейчас живут два племянника. Я довольно часто сюда приезжал. У меня есть друзья в Астане, Алматы, Павлодаре, Караганде.

А во-вторых, я низко кланяюсь вашему президенту господину Нурсултану Назарбаеву за то, что в вашей новой столице есть университет, носящий имя Гумилева. Это такое глубокое уважение к русской культуре и философии! Лев Гумилев – неординарное явление и в нашей, и в мировой и, как оказалось, в казахской истории.

«Казахи всегда на корню пресекали распри»

А ведь вас с Казахстаном связывает еще и Ефим Дзиган…

– Да! Он мой учитель по ВГИКу, профессор, в 30-е годы поставивший легендарную картину «Мы из Кронштадта». В начале 1950-х годов мастер снял фильм о Джамбуле Джабаеве, открыв для большого кино звезду огромного масштаба – Шакена Айманова, сыгравшего главную роль.

В 37 лет он предстал и в образе молодого поэта, и в образе старца. Чуть позже Шакен Кенжетаевич сам дебютировал как кинорежиссер.

– К сожалению, последней его картиной был «Конец атамана». Он ведь в Москве трагически умер – в период, когда сдавал Госкино эту замечательную работу. Не случайно имя Айманова носит киностудия «Казахфильм». Только сначала он прославился как театральный актер. Говорят, Айманов был прекрасен в шекспировских пьесах! Наверное, на сцене его и заприметил Дзиган, пригласив на роль Джамбула. В Петербурге есть названная в его честь улица! Вы же знаете, что во время войны акын написал проникновенные стихи в поддержку жителей блокадного города на Неве: «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!». Понимаете – связи какие? Мой педагог много с нежностью рассказывал и о Казахстане, и о великом самородке Джамбуле. Я слышал и о том, что Сталин после просмотра фильма лестно отозвался: «Да, этот казах достоин уважения! Он достоин того, чтобы люди нашей страны смотрели про него кино и знали, что мы единая семья, единые братья».

А какой фразой вы опишете казахстанский народ?

– Одной – нельзя, потому что он велик! Вообще, к кочевникам надо относиться с уважением. Они путешественники по миру – независимые, гордые люди, для которых понятия «честь» и «достоинство» – не пустые слова. Во ВГИКе параллельно с нами учились ребята из Казахстана – в легендарной актерской мастерской Бориса Бабочкина, великого экранного Чапая. Мы очень дружили. И когда вдруг в общежитии по веселым мотивам возникали какие-то межнациональные недоразумения среди студенчества (во ВГИК-то поступали посланцы со всего мира), то казахи всегда вели себя подобающе, на корню пресекая распри. Я горжусь, что долгие годы дружу с Анарой Кашагановой, она училась на экономическом факультете, потом работала в руководящем составе «Казахфильма». Мы ее очень любили и уважали, благодарны будем всю жизнь за ее доброту. Устраивая любую вечеринку, бежали к ней с просьбой одолжить денег: «Анарочка, без тебя у нас праздника не будет». И нам, вечно голодным, она никогда не отказывала. Мы с нетерпением ждали очередной посылки от ее родителей, зная, что Анара обязательно поделится вкусностями. Половина общежития сбегалась поесть обалденную конскую колбасу из Казахстана.

Меня лично она поддерживала финансово и никогда не вела никаких подсчетов, зная, что жил я на одну стипендию. Анара была веселая, добрая, такой и осталась, кстати. Можно сказать, это моя сестра. Я с большим человеческим восхищением отношусь к Казахстану и казахстанцам. И в каждый свой приезд сюда что-то новое открываю для себя о гостеприимном народе.

«Жди удачи – все сложится!»

Так вы, быть может, уже и в роли экскурсовода способны выступать?

– А что? Вот ехали мы нынче после спектакля ночью к отелю мимо памятника, мои партнеры спрашивают: «Кто это?». Ваш водитель отвечает: «Это памятник Абаю». Я добавляю: «Абаю Кунанбаеву». Он удивился: «А вы откуда знаете?» – «Так это ж ваш казахский Пушкин – великий поэт и мыслитель, которого я с детства читал». Кто-то из ссыльных родственников привез в мою алтайскую деревню книгу о нем – удивительном подвижнике казахской культуры, великом поэте и прекрасно образованном человеке. Абай перевел на казахский язык письмо Татьяны к Онегину и его услышали в степи! Он Пушкина чувствовал душой, как и саму Россию.

Кстати, недавно ваш друг Досхан Жолжаксынов снял фильм об отце Абая – «Кунанбай», где и главную роль сыграл.

– Замечательно! Я прилетел со спектаклем в Алматы лишь на сутки, поэтому не успел с ним повидаться, но с Анарой созвонился. Поэтому через вашу газету хочу передать привет и Досхану, и Фаре, и Нарымбетову. На съемках «Омпы» Сатыбалды нас с Досханом прекрасно понимал и чувствовал наше настроение. Мы могли прийти на площадку в расклеенном состоянии, режиссер сходу его улавливал и так строил сцены, что именно это состояние работало на содержание кадров.

Он же ученик знаменитого Георгия Данелии!

– Хорошая школа! Мне кажется, и мы сняли неплохую комедию. Самое интересное – у Нарымбетова было желание продолжить историю «Омпы», но в конце 1990-х грянул сумасшедший кризис, и этот проект не состоялся. А идея была гениальная! Мой герой – русский, родившийся в Казахстане, герой Досхана – казах, но родился в России. Они, бывшие летчики-афганцы, после распада СССР создают кооператив «Салям алейкум», подрабатывая на «кукурузнике» перевозкой грузов и пассажиров. Незадачливые бизнесмены попадают в разные переделки, да и мы сами однажды оказались в опасной ситуации: нас чуть песчаная буря не накрыла!

Мы с Досханом были в полете, еле успели приземлиться, загнав самолет в какой-то ангар, чтобы его смерчем не унесло. Спрятались в избушке, а режиссер скомандовал оператору снимать надвигающуюся черную стену и меня, с ужасом смотрящего на происходящее. Этот кадр вошел в фильм. Такое не забывается! А какие красоты тогда я увидел на съемках: каньоны, озера, горы, бескрайние степи! Мне очень нравится финал этой комедии, когда два героя в пустыне подкидывают баранью косточку и кричат: «Омпа!». Она крутится в воздухе и приземляется на ребро, что значит – жди удачи, все сложится. И опять – комплимент вашему главе государства! Отношения России и Казахстана сохранились, остались прежними – дружескими. Наш фильм это предсказал.

Беседовала Галина ЛЕОНОВА

http://erkindik.kz/aleksandr-pankratov-chernyiy-ya-ochen-lyublyu-kazahstan-vash-narod-velikiy/

Рейтинг: 
Средняя: 2 (1 vote)

Комментарии

Будем откровенны - симпатичный типаж, но актер так себе.

Нормальный артист.

Разлюли-малина

Оставить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.
(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.
(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.

Filtered HTML

Plain text

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
2 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.