Айгуль ОМАРОВА. Чем меньше слов, тем больше чувств

В Алматы прошёл показ рок-мюзикла «Три дома окнами во двор»

Показ спектакля состоялся в начале октября. И вот уже заканчивается октябрь, а я только сейчас пишу свои заметки по спектаклю. Обычно рецензии или отчёты публикую сразу после показа. Но в данном случае мне показалось, что уместней свои впечатления выразить позже, когда устоится мнение о необычном для Казахстана, Алматы действе. Сказать, что меня глубоко поразило то, что увидела, значит – ничего не сказать. Обилие музыки, танца, сам сюжет покоряют настолько, что не замечаешь какие-то огрехи, которые разглядели якобы маститые критики. Самым смешным для меня показалось то, что в спектакле, пронизанном нежностью, трепетным отношением к любви и дружбе, некоторые увидели апологию советского времени. Впрочем, имеют право. Ведь ещё Окуджава сказал:

Каждый пишет, как он слышит,

каждый слышит, как он дышит,

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить...

Вот и создатели первого казахстанского мюзикла не пытаются никому угодить, а просто рассказали о своём детстве и юности – такими, какими они помнятся им, какими запомнили. И в том времени было много прекрасного, когда во дворе накрывались столы и праздновались свадьбы и дни рождения, когда по улицам родного города можно было ходить. И когда, влюбившись в одну и ту же девушку, два друга уступали дорогу. А разве такого не было в нашей юности? Но видеть в рок-спектакле лишь превознесение советского периода, не просто смешно, но и глупо. Ведь это всё было в нашей жизни. И если юность совпала с советским периодом жизни, что в этом такого? Это – наша история, от которой не спрятаться.

На пресс-конференции перед началом спектакля автор музыки и слов лидер группы «Motor-Roller» Ильяс Аутов рассказал о том, как возникла идея создания самого спектакля. Оказывается, инициатором создания такого спектакля выступил Эдуард Огай. Я не знаю, в какой именно среде рос сам Эдуард Огай, ставший одним из флагманов отечественного бизнеса. Судя по всему, в той самой, когда дружба значила многое для людей, а предательство расценивалось как самое подлое явление на свете. Иначе бы он не сумел заразить своей идеей Ильяса Аутова, для  которого идеалы юности значат многое и сегодня.

Пересказывать сюжет самого спектакля – дело неблагодарное. Главное – что создатели не просто показали зрелищное, фантастическое действо, но и угадали настроения людей. Недаром в зале и кулуарах Дворца Республики, где состоялся показ рок-мюзикла, некоторые не скрывали слёз: настолько всё близким оказалось то, что видели. И всё это случалось и в их жизни. Просто надо идти и смотреть.

А теперь что меня поразило больше всего. В первую очередь – это танцы. На самом же деле в 80-е годы, с которых начинается мюзикл, много танцевали. И танцевали именно во дворах. Помню свою заметку в районной газете, в которой рассказывалось о брейк-дансе на сцене районного Дома культуры. Мальчишки, исполнявшие танец, носились затем с номером газеты, где была опубликована заметка, а позже танцевали в парке...

Вот и здесь обилие юных лиц (кстати, создателям мюзикла удалось за сравнительно короткий срок из непрофессионалов сделать хороших танцоров и певцов), яркие наряды заряжали позитивом.

Не могу не сказать о 3D-декорациях и голографической проекции. Кто-то посетовал в Фейсбуке, дескать, в мюзикле, посвящённом Алматы, почти не произносится название города. А надо ли это говорить, когда есть современные средства? Видеоряд – лучшая иллюстрация огромной любви к городу у гор, которую создатели спектакля вложили в своё произведение.

И ещё. Не знаю, как другим, но меня очаровала Венера Нигматуллина. Кажется, со времен «Перекрёстка» она стала выглядеть моложе. Красивая актриса в этом спектакле танцевала, пела. И это замечательно.

 

В спектакле нашли отражение всё то, что было в тогда ещё Алма-Ате в те годы. Напомню, что в конце 70-х в город хлынула молодёжь. АЗТМ, АХБК, АДК, ковровая, чайная и другие фабрики и заводы – стало больше рабочей молодёжи. И в спектакле это есть.

В 1984 году построили и сдали в эксплуатацию телевышку на Кок-тюбе. И в декорациях есть эта телебашня. А ещё раньше в 1977 году появилась гостиница «Казахстан», ставшая первым небоскрёбом (сегодня, конечно, отель не назвать небоскрёбом). Баня «Арасан» - 1983 год. И обо всём этом рассказано языком декораций.

А тогдашние мальчишки и девчонки, из подростков превращающиеся в молодых людей, примеряли на себя джинсы, слушали западных исполнителей.

Лично у меня и моих друзей юности местом сбора, где бренчали на гитаре и исполняли сначала Аркадия Северного, а потом других, были детский сад и автобусные остановки и, конечно же, парк. А у алма-атинцев, помимо центрального парка им. Горького, основным местом, где проходил досуг юных, были дворы, где ссорились, мирились, дружно вставали на защиту своего и слушали песни под гитару.

Сегодня офисный планктон, из которого в основном состоит нынешняя молодёжь Алматы, предпочитает бары, рестораны, иногда кино. И знаете, наша юность была интересней, насыщенней, искренней. Вот об этом как раз спектакль «Три дома окнами во двор». «У любви правдивой, чем меньше слов, тем больше будет чувств», - заметил Шекспир в одной из самых сложных пьес (сложных потому, что там несколько параллельных линий и много героев) «Сон в летнюю ночь». Вот и первый отечественный рок-мюзикл правдив потому, что в нём много чувств.

* * *

Из пресс-релиза: «Три дома окнами во двор» - первый полностью оригинальный казахстанский рок-мюзикл. Авторами сценария также выступили Антон Митнев, Дмитрий Скирта. Все песни к мюзиклу написаны Ильясом Аутовым, аранжировка  группы «Motor-Roller», они вживую сопровождают спектакль в течение двух часов. Хореограф – постановщик - Константин Дихнов.

Постановка охватывает несколько десятилетий – 80-е годы, начало и конец 90-х и настоящее время, все события происходят в любимом городе Алматы. Они повествуют о любви и дружбе, длиною в 40 лет.

На две главные роли мюзикла были утверждены непрофессиональные актёры. В течение нескольких месяцев шел отбор среди 5000 заявок, из которых сначала отобрали 420 кандидатов, а после 29 человек.

Также в постановке задействованы актеры театра имени Лермонтова Камилла Ермекова, Владислав Букаткин и др.

Самый маленький актер мюзикла- 9-летний Даниил Купч.

  • Ильяс Аутов - автор музыки и либретто.  Основатель и бессменный лидер, автор текстов и музыки песен команды «Motor-Roller».
  • Антон Митнёв — автор мюзикла, режиссер постановщик. Режиссер-постановщик, актер высшей категории ГАРТД им. Лермонтова. Режиссер кино.
  • Дмитрий Скирта — автор мюзикла, режиссер постановщик. Актер театра и кино, театральный режиссёр. Заслуженный артист Республики Казахстан.
  • Венера Нигматуллина — исполнительница одной из главных ролей. Киноактриса, директор кинофестиваля «Звезды Шакена». Член Союза кинематографистов СССР и Казахстана. Вице-президент Союза кинематографистов Казахстана.
  • Константин Дихнов- автор хореографии. Профессор алматинской академии танца Blockbuster.
Рейтинг: 
Средняя: 3.7 (3 votes)