Макс ИВОЛГИН. Реформа, которую пока не замечают…

Пенсионное законодательство подвергнется серьезной правке

В свете политических перипетий и явно искусственно нагнетаемого информационного напряжения вокруг акима Алматы общество имеет шанс пропустить новую реформу в финансовом секторе экономики страны. Причем реформу, которая имеет самое непосредственное отношение к большей части казахстанцев.
25 сентября, в ходе конференции «Пенсионный рынок Казахстана: 10 лет системным реформам» регуляторы финансового сектора пообещали реформировать закон о пенсионном обеспечении. В ближайший месяц законопроект поступит в нижнюю палату парламента.
Системные реформы по становлению качественно новой модели (накопительной) пенсионного обеспечения в нашей стране привели к таким результатам:
- в Казахстане функционирует 15 накопительных пенсионных фондов…
- … в которых открыто 9 миллионов пенсионных счетов,..
- …хранящих в общей сложности около триллиона 86 миллиардов тенге.
На первый взгляд, результаты кажутся впечатляющими. Однако, это лишь на первый взгляд.

Основной замысел реформы состоял в том, что деньги пенсионных вкладчиков должны будут вытянуть страну из финансового кризиса, связанного с переходом страны на независимые рельсы. Образцом для подражания послужила пенсионная реформа в Чили, которая как раз таки и затевалась с намерением оживить экономику этого государства. Латинская Америка переживала глубочайший кризис, пенсионная реформа казалась соломинкой, в которую все же вцепились чилийские руководители. Антикризисное решение оказалось эффективным способом выхода из кризиса, что продемонстрировали успехи Чили, и еще более впечатляющие – Бразилии.
Не вдаваясь в технические детали механизма новой пенсионной системы, отметим, что основной его принцип – деньги вкладчиков приносят доход, поскольку инвестируются в различные финансовые проекты. Инвестиции эти оживляют экономику страны, помогают запустить предприятия и так далее. Соответственно, вкладчику за участие его накоплений в активной финансовой жизни начисляется вознаграждение – инвестиционный доход.
Вот этот принцип в казахстанских реалиях по большому счету не реализован. Инвестиционный портфель пенсионных фондов поначалу был ограничен «голубыми» фишками и государственными ценными бумагами, постепенно расширялся (строительство, ипотека и т.п. популярные направления), однако об оздоровлении экономики, поднятии предприятий, реализации каких-то финансовых проектов, ориентированных не на ввоз/продажу импорта, а на развитие производства здесь речи вести нельзя. То есть, реформа, что называется, назрела…
Согласно законопроекту, разработанному Национальным банком совместно с финнадзором, в текст существующего закона будет введено новое для Казахстана понятие «мультипортфель». Расшифровывается это следующим образом: согласно новым правилам каждый пенсионный фонд сможет предложить своим вкладчикам три разных стратегии накоплений на старость - консервативную, умеренную и агрессивную. То есть, вкладчик сможет распорядиться о размещении своих накоплений в портфелях низкого, среднего и высокого риска. Естественно, последний портфель будет приносить большие в сравнении с двумя другими дивиденды. Чтобы пресечь излишне высокий ажиотаж (оптимисты?!), разработчики намерены жестко лимитировать высокорисковые вложения.
Согласно Анвару Сайденову, председателю Национального банка, выступившему с комментарием анонсированного законопроекта, с превентивным решением об ограничениях «очень много связано, в том числе и государственная гарантия, которую правительство несет за наши вклады. Если вкладчик рискует и выбирает рисковый портфель, может быть, по такому портфелю государственной гарантии и не должно быть, гарантия будет тому, кто выбирает консервативный портфель».
На первый взгляд, предложения, решающие главную проблему новой пенсионной системы. Однако давайте разберем, какие же задачи попутно решают эти поправки.

Задача 1.
Если глядеть на рынок с точки зрения КУПА (Компаний по управлению пенсионными активами), то решение о «мультипортфеле» существенно увеличивает инвестиционный портфель пенсионных фондов, а, значит, дает больше возможностей заработать инвестиционный доход вкладчикам. Оживляется финансовая конкуренция между НПФ.
Однако в условиях потери ликвидности казахстанских банков, то есть, серьезного сокращения притока в страну иностранных «дешевых» (как говорят) денег, это предложение решает проблему обеспечения рынка финансами, которые (в условиях суперрисковых размещений) сыграют ту же роль для кредитного и строительного секторов, что и заграничные. Кроме того, они обеспечат притоком финансов размножившиеся в последние годы инвестиционные фонды, гарантирующих высокие доходы при высоких же рисках размещения. 
То есть, это предложение выводит на рынок значительные финансовые средства, которые, по большому счету, сейчас лежат мертвым грузом на банковских счетах или проворачиваются с минимальной прибылью.

Задача 2.
В целом произойдет оживление фондового рынка страны. Специальность «биржевой маклер» обретет присущую ей на Западе популярность и у нас. С одной стороны, исполняется одной из назначений накопительной пенсионной системы. С другой – очевидно желание любой ценой исполнить поручение главы государства, неоднократно высказываемое им по случаю, о развитии фондового рынка.
Поскольку про фондовый рынок президент говорит уже давно, а воз и ныне там, очевиден подтекст предложения о «мультипортфеле»: желание исполнить наконец-то поручение главы государства. Молодых госслужащих высокого ранга, возможно, подстегивают впечатления от «Рахатгейта» и возможного «Имангалигейта». В этом рвении и под влиянием ложной мотивации можно наломать кучу дров.

Теперь поговорим об ощущениях, которые возникают от анализа этой новой реформы, начинающейся под звук информационной канонады, обстреливающей позиции акима Алматы. То есть, общественность идеально отвлечена от финансового сектора.
Главное, что можно уяснить из выступлений ораторов, прокомментировавших реформу пенсионного законодательства, - государству понадобились или в ближайшее время понадобятся серьезные финансы. Возможно, это связано как-то с ситуацией на Кашагане, с расширением нашего участия в разработке месторождений, дефицитом средств на претворение в жизнь замыслов о 50 конкурентоспособных государствах и 30 корпоративных лидерах… По крайней мере, Гани Узбеков, заместитель председателя Агентства по регулированию и надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями в своем комментарии сообщил, что на конференции «было предложено допустить пенсионные фонды к финансированию прорывных проектов, покупке акций компаний в рамках программы 30 корпоративных лидеров».

Кайрат Келимбетов, председатель правления фонда «Казына» пообещал послабления участникам  добровольной наколпительной пенсионной системы, то есть, тем, кто откладывает деньги на пенсию еще и сам, помимо обязательной «десятины»: «В настоящее время добровольные взносы облагаются двойным подоходным налогом. Эта норма будет отменена. Кроме того, регуляторы рынка предлагают ввести обязательные профессиональные пенсионные взносы для работодателей в пользу работников. Естественно, что эта мера позволит казахстанцам значительно увеличить свои накопления на старость. И чтобы сохранить деньги, финансовому сектору предлагается повысить ответственность пенсионных фондов и компаний по управлению активами».
Словом, мы видим, что реформа преследует целью привлечь как можно больше денег от пенсионных фондов в экономику страны путем «расширения спектра финансовых инструментов» (высказывание Кайрата Келимбетова), и также привлечь как можно больше денег от вкладчиков (и работодателей) в закрома НПФ.
В каких-то иных реалиях, в результате иного исторического пути, возможно, эта реформа и показалась бы своевременной и прогрессивной. Однако мы имеем в настоящие время население по большому счету экономически и финансово безграмотное, которое в первые годы не будет даже смутно представлять, что происходит с его накоплениями, и в чем доходная и рисковая разницы между портфелями, которые будут предлагать фонды вкладчикам. То есть какое-то время (год, два, три, пять лет?) вклады большей части населения страны будут управляться, де-факто, не самими вкладчиками, а менеджерами фондов. И дальше наш прогноз можно продолжить в любом, даже самом фантастическом направлении – вроде общеказахстанского заговора финансистов. Звучит глупо, однако выглядит происходящее именно так.

Мы будем разубеждены лишь в случае выполнения следующего, на наш взгляд необходимого, условия.
Параллельно с обсуждением законопроекта (публичным) правительство должно начать агрессивную образовательную акцию, охватывающую всю территорию республики. Цель – обучить население страны азам фондового рынка, объяснить, в чем заключается суть предлагаемых поправок и четко обозначить центральную роль самого вкладчика в движениях его накоплений. Публичные дискуссии по предлагаемым поправкам усилят образовательный эффект, подключат общество к одной из самых важных проблем любого гражданина страны – обеспечению достойной старости.
Именно понимание обществом того, что происходит в пенсионной сфере, какие новые возможности приобретет вкладчик, в чем разница между портфелями и так далее, то есть, хотя бы общие, но информативные в практическом смысле знания, усвоенные казахстанцами, могут обеспечить настоящий успех данным усовершенствованиям. Выполнение государством этого условия подтвердит чистоту помыслов разработчиков законопроекта и снимет сомнения в том, что наша экономическая элита вновь решила поживиться за счет профессиональной безграмотности своего народа.
Рейтинг: 
Средняя: 3.3 (3 votes)

Комментарии

Ну чо, 5 аффтору - и жути нагнал, и грамотно разложил. Похоже на правду...

Расстреливать. и вся недолга. Банкиров, пенсионеров ну... и все всех остальных. Вообще проблем не станет!

Кароче, Склифософский. Ты тут витиевато хочешь сказать, что бабки с Пенсионных фондов теперь могут крутить кто хочет и как хочет?!? Ну это же очередная наебка, я например не хочу ячтобы мои бабки вертелись неизвестно где.

А Я фсиё думал: как=дажы даберутца да народных накоплений на старость наши воры?..

А вот хуй теперь вам фсем толстый вместо пенсий !!!!

Плакали значит наши накопления?!

реновая статья, Макс. Ответь в чем минус новой системы? У тебя нет ответа. При чем тут ТАС? Вокруг одни заговорщики, лишь бы проташить изменения по пенсионному сектору. Указанная реформа не носит радикального характера. Однако преждевременна и недоработана.Основной вопрос: БУДЕТ ЛИ СОХРАНЕНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАРАНТИЯ ПО ПЕНСИЯМ? Если не будет, то это подорвет доверие к системе и к государтсву, этого нельзя допустить.

Если гос гарантия не будет распространяться на Агрессивный портфель, но будет распространяться на остальные два, то как будет действовать механизм при переходе после агрессивного в консервативный, а это предусмотрено реформой. Поясню, человек допустим 30 лет находился в агрессивном (допустим получил убыток, от своей стратегии), а перед пенсией перешел в консервативный и по праву будет требовать полноценной пенсии. Т.е. все, если возраст позволяет, пойдут в агрессивный портфель.

Всего лишь один вопрос и он самый важный: сохранит государство гарантии сохранности пенсии + накопленную инфляцию?

Это концептуально, а остальное фигня.

Хорошая статья. Аналитика на уровне. Есть обрисовка ситуации. есть прогнозы. Что еще надо? Сьтиль нужный, ну так это проблема всех аналитиков.