Негина ИСМАИЛОВА. Цены на лекарства лишат коррупционной составляющей?

Совет по противодействию коррупции и теневой экономики национальной палаты предпринимателей Казахстана "Атамекен" предложил на этой неделе Генеральной прокуратуре опротестовать отдельные приказы министерства здравоохранения и социального развития республики, ограничивающие конкуренцию и предоставляющие преимущества отдельным юридическим лицам при проведении государственных закупок лекарств для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Об этом в среду, 16 ноября на заседании этого совета сообщил его глава Каирбек Сулейменов. Между тем, само медицинское ведомство там же заявило о своем намерении убрать главную причину жалоб предпринимательства – длительную процедуру регистрации цен на закупаемые лекарственные препараты.

Экспертная группа совета нацпалаты исследовала деятельность министерства здравоохранения и социального развития, а также единого дистрибьютора в сфере государственных закупок лекарств – СК-Фармация – и обнаружила множество причин того, что в отрасли существуют условия для коррупционных проявлений. "Одна из ключевых проблем связана со снятием барьеров и ограничений участия предпринимателей в государственных закупках, - сказал руководитель данной экспертной группы, депутат Мажилиса Иван Клименко. – Одно из странных ограничений – это отклонение предпринимателей, связанное с регистрацией цены на лекарства", - утверждает он. Проблема тут даже не в самом факте установки предельных цен на лекарства, а в действующем порядке регистрации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, который позволяют создавать барьеры по доступу предпринимателей для участия в закупах по государственному объему бесплатной медицинской помощи.  

О нем рассказала руководитель управления комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности министерства здравоохранения и социального развития Зауреш Мушанова. "Ранее неоднократно со стороны депутатов, со стороны общественности были замечания и предложения по поводу реализации механизма ценообразования, так как неоднократно говорилось о том, что по ценам оригинала закупаются дженерические лекарственные препараты, - пояснила она. - В этой связи минздравом совместно с международными консультантами с учетом международного опыта, с учетом нашей национальной системы здравоохранения в прошлом году в июле была утверждены новые правила разработки формирования цен на лекарства и медицинские изделия. В рамках этой новой методики сейчас у нас представитель производителя либо производитель сам предоставляет в национальный центр экспертизы лекарственных средств свою цену для регистрации", - добавила Зауреш Мушанова.

Далее национальный центр сопоставляет представленную цену с учетом референтного ценообразования как с внутренними ценами, так и вншними. Для этого берутся определенные международные базы данных, соответствующие условиям рынка республики. "Мы учитываем уровень как розничной, так и оптовой реализации, - подчеркнула представительница минздрава. - Если цены сопоставимы с установленными аналогами, центр предоставляет информацию в минздрав для регистрации, если несопоставимы, то есть три уровня переговоров с производителем для того, чтобы они могли обосновать, почему цена реализации в Казахстане им представляется в одном объеме, а в других странах – другая. После этого цена регистрируется, на ее основании формируется предельная цена на торговое наименование", - добавила она.

Именно эта трехступенчатая система переговоров, по ее словам, и становится притчей во языцех для предпринимателей. И хотя в прошлом году именно такие длительные переговоры позволили минздраву выявить, что в стране по отдельным видам лекарственных препаратов сложилось ценообразование с учетом маржи трех-четырех посредников, после устранения которых лекарства стали на порядок дешевле, ведомство готово трансформировать эту систему в более удобную для предпринимательства. "У нас регистрация цены проходит в три этапа, неоднократно обсуждался этот вопрос, и мы сейчас будем включать эту функцию в государственных услуг, для того, чтобы некоторые связанные с ней форс-мажоры были устранены", - заверила Зауреш Мушанова. Глава антикоррупционного Совета НПП Каирбек Сулейменов решил уточниться: "Я что-то мало что понял: регистрация упразднена будет вообще?", - переспросил он. А после того, как Зауреш Мушанова это подтвердила, назвал эту самостоятельную инициативу минздрава "революцией". "Когда готовился доклад, это был узловой вопрос обсуждаемой темы", - пояснил глава Совета.

Насколько этот вопрос являлся животрепещущим для казахстанского бизнеса, производящего фармацевтическую продукцию, проиллюстрировал президент ассоциации производителей фармацевтической и медицинской продукции "ФармМедИндустрия Казахстана" Серик Султанов. "Регистрация цены занимает столько времени, что предприниматель не может участвовать в тендере, потому что не успевает. Должно быть так – регистрация препарата и сразу регистрация цены", - сказал он. И приветствовал самостоятельное решение министерства снизить забюрократизированность этой системы. Иван Клименко, правда, в интервью журналистам высказал мнение, что министерство могло бы озаботиться устранением этой нормы и ранее, не дожидаясь вызова на ковер в нацпалату. "Вот сейчас министерство здравоохранения и социального развития говорит – ну, да, мы могли бы это устранить, в принципе, и вроде как это и несильно нужно было", - развел он руками. Однако трехэтажные переговоры по ценам на закупаемые государством лекарства – это не единственная проблема, создающая условия для коррупции в системе: по словам того же Ивана Клименко, еще один серьезный вопрос связан с поддержкой отечественных производителей медицинской техники и оборудования. "Те нормы, те механизмы, которые сегодня реализованы в постановлении, в правилах по регламентации государственных закупок, имеют пробелы. И это позволяет оборудование, которое могли бы поставить наши производители, заменить на импортные аналоги. Конечно, сейчас непростое время – это серьезно бьет по нашим производителям", - заметил он.

Его поддержал в этом вопросе и заместитель генерального прокурора Казахстана Андрей Кравченко. "Отсутствие единого стандарта составления технической спецификации медтехники дает возможность прописать организаторам тендера параметры под определенную модель, что делает закупки неконкурентными, мы в этой связи предлагаем уполномоченным органам проработать вопрос создания единых требований к формированию технического задания по закупкам медицинской техники, что позволит обеспечить прозрачность закупок", - заявил представитель руководства генеральной прокуратуры. Конкретные примеры таких нарушений привел представитель АО "Актюбрентген" Тугел Турмагамбетов. "На этапе подготовки тендера в части технической спецификации очень подробно прописываются характеристики медицинской техники вплоть до незначительных параметров, которые, как потом выясняется, соответствуют одному из импортных изделий, - заявил Тугел Турмагамбетов. - Для рентгенной диагностики такие параметры абсолютно не важны. Нужна качественная рентгенограмма и хороший сервис в последующем, но прописка многих этих параметров позволяет организаторам конкурса отодвигать отечественных производителей. К сожалению, такие факты были и в 2016 году в Астане и Алматы. По законодательству здесь каких-то конкретного ущемления не было, но мы-то знаем, что это лазейка для возможных коррупционных действий", - посетовал он.

Здесь его поддержала депутат мажилиса  Меруерт Казбекова, которая отметила, что недостаточное внимание ТОО "СК-Фармация" к продукции отечественных производителей приводит к проблемам на казахстанских заводах. "По оборудованию по казсодержанию: в 2010 году казсодержание было 16 процентов, в 2017 году – только 25 процентов, а когда мы создавали "Самрук-Казына Контракт", то была поставлена задача довести эту продукцию в казахстанских медицинских учреждениях до 50 процентов, - напомнила она. - Тем не менее, мы видим сегодня, что все фармзаводы, которые созданы в Казахстане, находятся на грани разорения или в каких-то скандалах", - заявила Меруерт Казбекова. При этом мажилисвумен отметила, что коррупционные деяния в сфере здравоохранения резко увеличились, при этом только в текущем году – в три раза. "Какие меры предпринимаются вообще, чтобы все это нейтрализовать, если "Самрук-Казына Контракт" во всех этих скандалах участвует очень активно, - заявила депутат. - Хорошо, что по томографам мы поднимали вопрос – сейчас уже прокуратура выявила, что на 320 миллионов тенге была завышена закупка", - напомнила народная избранница.

Однако, в целом, по мнению и мажилисмена Ивана Клименко, и заместителя генерального прокурора Андрея Кравченко, сфера государственного закупа лекарственных средств  и медицинских изделий требуют достаточно серьезного реформирования. "Важнейшей составляющей развития системы является ее постоянное улучшение, к сожалению, мы видим замедление работы по совершенствованию правил организации и проведения закупа лекарственных средств, изделий медицинского назначения, - сказал Иван Клименко. - В отрасли есть два ключевых стандарта – национальный лекарственный формуляр и клинический протокол по диагностике лечения. От качества, от зрелости этих документов зависит очень многое в процессе лекарственного обеспечения, вопрос цены должен быть урегулирован в национальном лекарственном формуляре и если протоколы лечения действительно адекватны сегодняшней ситуации, то это открывает возможность установления справедливой цены и сильно стимулирует государственно-частное партнерство. Для 30 наиболее развитых стран, куда мы стремимся, это является ключевым значением: до 50 %, а в некоторых странах – и больше, оказание медицинских услуг осуществляется на основе государственно-частного партнерства", - добавил он.

Между тем, сфера государственных закупок, по его словам, до сих пор живет по устаревшим правилам – в качестве примера мажилисмен привел требование по нотариальному оформлению значительной части документов, вносимых в рамках конкурсной документации, которое практикуется до настоящего времени. "Но на самом деле этого уже не требуется при проведении государственных закупок, - утверждает он. - Нормы, направленные на поддержание отечественного производителя медицинской техники, зачастую на практике не работают. Мы ездили в регионы, многие говорят: заводы у нас созданы, реально делают технику, но, к сожалению, есть вопросы. В соответствии с законодательством, осуществление закупа лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи относится к компетенции местных исполнительных органов. В связи с чем, областные Управления здравоохранения Южно-Казахстанской, Алматинской, Карагандинской областей, Восочно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областей производят закупки в централизованном порядке. Однако, в Акмолинской и Костанайской областях, а также в  Алматы и Астаны функции местных исполнительных органов по закупу лекарственных средств и изделий медицинского назначения делегированы учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, то есть больницам и поликлиникам, что опять же делает процесс закупок менее прозрачным", – констатировал депутат.

Последствия проблемы с возможностью поставок казахстанской продукции в Астану и Алматы пожаловался, кстати, представитель ТОО «НУР-МАЙ-ФАРМАЦИЯ» Газиз Шаханов. Дело как раз в том, что в городах республиканского значения, а также в Акмолинской области простые растворы натрияхлорида и глюкозы закупаются больницами и поликлиниками самостоятельно, хотя в остальных областях это централизуется на уровне управления здравоохранения. "Когда идет речь о небольших закупках для этих поликлиник и больниц, то они закупают методом ценовых предложений: приглашают те компании, с которыми заранее договорились об определенных вещах. Нас, как отечественных производителей, не приглашают, - утверждает представитель казахстанской фармкомпании. - Мы официально всем рассылали письмо, что мы являемся отечественным производителем, пожалуйста, приглашайте нас на закуп. Мы не просили закупать, а просили просто пригласить на закуп. К сожалению, из более 50 поликлиник и больниц мы были приглашены только на 6-7 закупов. Остальные, когда мы приходим к ним, говорят: "Извините, мы уже закупили», хотя приглашение нам не высылали", - отметил Газиз Шаханов. В связи с этим он предложил проводить закуп лекарственных средств в данных регионах через местные управления здравоохранения.

Помимо этого, по словам Ивана Клименко, в рамках системы планирования объема закупа лекарственных средств лечебными учреждениями необходимо дальнейшее усиление противодействия   лоббирования производителями включения необоснованного количества закупаемых препаратов. Так на начало 2015 года, по данным Счетного комитета, выявлено наличие избыточного запаса иммунобиологических препаратов на общую сумму 1 миллиард 300 миллионов тенге. При этом депутат отметил и положительные сдвиги в работе министерства здравоохранения и социального развития в сфере государственных закупок лекарственных препаратов и медицинской техники: по его словам, сам факт появления в республике клинических протоколов лечения и национального лекарственного формуляра радикальным образом повысили эффективность расходования финансов на оказание медицинской помощи. Хотя  бы потому, что к разработке казахстанского национального формуляра были привлечены эксперты Всемирного банка, международные консультанты из Европы и Австралии, в числе которых – разработчики британского национального лекарственного формуляра, который признан лучшим в мире. "Данная работа позволила исключить 110 лекарственных средств, не имеющих доказательную клиническую эффективность на сумму 5,7 миллиарда тенге, - заметил руководитель экспертной группы. - То есть почему мы фокусируемся на ценах: из них понятно, какие у нас есть возможности по экономии", - подчеркнул он.

При этом, по его утверждению, прогресс по улучшению качества клинических протоколов лечения не так очевиден: некоторые из протоколов были разработаны пять лет назад и, безусловно, здесь заложены огромные резервы для экономии бюджетных средств. "Что такое системный риск? Чем больше калиток, всяких регламентирующих документов, тем выше риск коррупции. А у нас есть национальный лекарственный формуляр, но одновременно есть приказ, на основании которого СК-Фармация закупает, производит процедура закупа, - продолжил народный избранник. - А весь мир при страховой медицине работает так: пациент пришел в больницу, ему согласно протоколу, назначили лечение, фонд оплатил – все, нет никаких тендеров. Любая калитка создает дополнительные коррупционные риски, любые дополнительные регламентирующие документы, даже одна строчка по регламенту, любое усложнение ведет к коррупции. Любая простая, ясная система всегда снимает недопонимание и связанные с этим риски", - утверждает Иван Клименко.

Заместитель же генерального прокурора Андрей Кравченко отметил, что органы прокуратуры при проведении своих проверок данной сферы видит, прежде всего, недостаточную прозрачность процедур. "В ходе своей надзорной деятельности мы выявляем такие факторы и принимаем различные меры по их устранению, - заметил представитель высшего надзорного органа. - Из тех вопросов, которые пока не решены, мы хотели бы сейчас отметить следующее: действующие правила о госзакупке лекарств и медицинской техники не обеспечивают прозрачности, а госзакупки не проводятся пока в электронном режиме, это увеличивает влияние человеческого фактора. Кроме того, выведение правоотношений из поля законодательства "О госзакупках" привело к тому, что лекарственный закуп остался без государственного контроля. Отсутствует фактически  уполномоченный государственный орган, который, так или иначе, влияет на эти закупки. Конечно, министерство здравоохранения и социальной защиты в данном случае может не согласиться, какое-то влияние они оказывают, но, тем не менее, понятно же о чем речь", - отметил он.

Одновременно заместитель генерального прокурора отметил, что единый дистрибьютор – "СК-Фармация", в целом, поставленные перед ним задачи реализует - и реализует "надлежащим образом". "Однако остается ряд нерешенных вопросов, связанных с его деятельностью: по результатам проведённой в текущем году проверки мы предлагали обеспечить формирование неснижаемого запаса лекарств и медицинских изделий, нормативно урегулировать ценообразование на логистику  путем проведения анализа реальных затрат, - продолжил Андрей Кравченко. - Мы видим сейчас, что идет определенное снижение этих затрат, но мы говорим о нормативном регулировании этого процесса. Необходимо дополнить законодательство нормой, предусматривающей принцип оптимально эффективного расходования денежных средств, почему-то этого нет. И предусмотреть в Административном кодексе отдельную статью за нарушения закупок в сфере здравоохранения, отнеся в компетенцию органов министерства финансов, где, в общем-то, и существуют уполномоченные органы по проверкам процедур госзакупок. Понятно, что это только часть тех проблем, которые сегодня существуют, и все это требует скорейшего разрешения. Мы продолжаем работать над этим, совсем недавно мы вносили представление министерству здравоохранения, проверив деятельность СК-Фармации, где мы перечислили ряд проблем, внесли предложения по их устранению, надеемся, что те меры, которые предлагает Генпрокуратура, позволят двигаться вперед и в этом процессе снимать проблемы", - заключил он.

Одним из таких проблемных финансовых вопросов, по мнению президента ассоциации производителей фармацевтической и медицинской продукции "ФармМедИндустрия Казахстана" Серика Султанова, является то обстоятельство, что фармацевтические компании вынуждены ожидать денег за поставленную "СК-Фармация" продукцию в течение семи  месяцев. При этом, по словам Серика Султанова, вице-министр по инвестициям и развитию страны Альберт Рау пообещал заняться этим вопросом и добиться 30%-ной предоплаты по закупаемым лекарственным препаратам. "Это очень, очень сложный вопрос, потому что все сидят на кредитных ресурсах", - сказал глава отраслевой ассоциации. Управляющий же директор "СК Фармация" Серикбол Мусинов отметил, что компания готова работать по предоплате, но это зависит не столько от ее желания, сколько от политической воли правительства и парламента при формировании республиканского бюджета. "Договора с больницами мы заключим в январе, когда им бюджет поставит деньги, - сказал Серикбол Мусинов. - Мы готовы производить предоплату хоть 30, хоть 50 процентов, если нас в этом году, не ожидая 2017 года, если нас капитализирует государство через бюджет, но этого, конечно, не произойдет. В то же время на уровне министерства по инвестициям и развитию создается большая межведомственная группа, и мы готовы этот вопрос обсуждать, и мы поддержим эту проблему, если правительство и парламент решат эти вопросы законодательно", - заверил он.

При этом председатель правления ТОО"«СК-Фармация" Бауржан Алибаев сообщил, что единый дистрибьютор продолжит снижение своей наценки на лекарства и технику. "В 2014 году наценка единого дистрибьютора составляла 10 процентов, в 2015 году она была снижена до 8,5 процента, в 2016 году – до 8 процентов, - напомнил Бауржан Алибаев. - А с 1 января 2017 года наценку планируется снизить до 7 процентов, компания уже полностью закупила и законтрактовала 92 процента от заявленного на 2017 год объема. Осталось до конца года 8 процентов. При этом предварительная экономия составляет 10,8 миллиарда тенге. Отгрузку на 2017 год мы уже готовы осуществлять в декабре", - отметил глава правления единого дистрибьютора. Особо отметив, что из закупленных на 2017 год 896 наименований лекарственных препаратов 462 – отечественные.

Эта статистика явно пришлась по душе главе антикоррупционной структуры нацпалаты Каирбеку Сулейменову, который напомнил - государственные расходы на лекарственные средства в рамках оказания бесплатной медицинской помощи ежегодно увеличиваются, с 2009 года они выросли с 55 до 160 миллиардов тенге. "Между тем в системе закупок существует ряд недостатков, о чем свидетельствуют обращения предпринимателей в национальную палату предпринимателей "Атамекен". Сложившаяся практика известной дискриминации поставщиков негативно влияет на предоставление им возможности участвовать в госзакупках, ограничивает конкуренцию и создает почву для коррупции", - отметил он. И еще раз предоставил слово руководителю управления комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности министерства Зауреш Мушановой. По ее словам, ведомством была тщательно изучена справка, разработанная советом по итогам работы экспертной группы.

"Мы благодарны за столь тщательный анализ, на сегодня минздрав настроен на пациентоориентированное лекарственное обеспечение, как вы знаете, министерство регулирует ценообразование и закуп лекарственных препаратов в рамках того объема, что государство гарантирует каждому пациенту, как только тот встал на диспансерный учет. В этой связи для увеличения прозрачности и объективности министерством были созданы рабочие группы: первая - по разработке нормативно-правовых актов в сфере обращения лекарственных средств, вторая – по выработке предложений в урегулировании цен на лекарства. В состав этих двух групп вошли представители всех ассоциаций, всех структурных подразделений, клинические специалисты по профилю и специалисты минздрава", - подчеркнула представительница госоргана тот факт, что барьеры и условия, создающие почву для коррупции, минздрав пытается устранить с помощью бизнеса. А это дает гарантию того, что работа будет производиться качественно, не вызывая  претензий и вопросов у участников рынка и потребителей.

Рейтинг: 
Голосов пока нет

Комментарии

А где и в какой сфере у нас наблюдается "достаточная прозрачность" ?

Нигде и никогда)))))

А я считаю, что Мушанова и Пак за последние 2-3 года сделали очень много для лекарственного обеспечения нашей страны! Надо смотреть с гражданской позиции, а не только с позиции бизнеса.

Все делается поэтапно, но улучшения "на лицо". Регулирование цен в ГОБМПе это необходимая реальность - посмотрите на цены в рознице, после девальвации рост цен на ЛС просто неконтролируемо высокий, а в ГОБМПе благодаря работе Комитета и МинЗдрава рост цен значительно сдерживается. Это позволяет экономить громадные бюджетные средства. Формулярная система совершенствуется, это позитивный сдвиг на пути к странам ОЭСР!

Понятно, что многое еще впереди и многое нужно улучшать и улучшать, но самое главное что тренд задан и тенденции к улучшению правильные, они есть.

В вопросе лек. обеспечения - хотелось бы улучшить доступ пациентов к тем препаратам, которые являются новыми и инновационными дорогостоящими - в онкологии, гематологии, аутоиммунных заболеваниях. Можно путем ГЧП, инновационных контрактов с разделением рисков. И инвестиции в здравоохранение надо увеличивать до 6-8% от ВВП волевым решением.

kate spade purses

 

coach factory outlet

 

ralph lauren

 

adidas nmd runner

 

coach outlet online

 

gucci outlet online

 

montblanc pens

 

cheap jerseys

 

ray ban sunglasses outlet

 

christian louboutin outlet

 

gucci outlet online

 

birkenstock outlet

 

michael kors outlet online

 

coach factory outlet online

 

ghd straighteners sale

 

polo ralph lauren outlet

 

birkenstock outlet

 

gucci bags

 

yankees jerseys

 

yeezy 350 boost

 

coach outlet store online

 

louis vuitton bags

 

hermes outlet

 

coach outlet canada

 

polo ralph lauren

 

michael kors

 

toms outlet

 

cheap jordans for sale

 

coach outlet store

 

michael kors purses

 

parada bags

 

coach factory outlet online

 

adidas sneakers

 

true religion jeans outlet

 

coach outlet online

 

louis vuitton purses

 

michael kors outlet

 

nike outlet store

 

moncler jackets

 

fit flops

 

kate spade outlet online

 

red bottom

 

coach outlet online

 

coach factory outlet online

 

adidas

 

coach outlet online

 

michael kors handbags outlet

 

coach outlet online

 

coach factory outlet

 

michael kors outlet store

 

coach factory outlet online

 

moncler jackets

 

jordan retro

 

coach factory outlet

 

cheap oakley sunglasses

 

nike free run

 

gucci bags

 

michael kors handbags

 

air max outlet

 

discount oakley sunglasses

 

air max

 

cheap nfl jerseys

 

nike roshe shoes

 

pandora charms sale clearance

 

louis vuitton handbags

 

wireless beats headphones

 

sac longchamp

 

yeezy boost 350 v2

 

lakers jerseys

 

yeezy boost

 

michael kors outlet canada

 

fitflops clearance

 

nfl jerseys

 

coach outlet online

 

mlb jerseys

 

cavaliers jerseys

 

versace

 

ray ban sunglasses discount

 

longchamp handbags

 

nike outlet online

 

ray ban sale

 

fendi bags

 

cardinals jerseys

 

air jordans

 

montblanc

 

polo ralph lauren outlet

 

kd 8 shoes

 

michael kors outlet clearance

 

michael kors outlet online

 

michael kors bags

 

coach outlet online

 

adidas yeezy boost

 

eltics jerseys

 

louboutin outlet

 

swarovski uk

 

mont blanc pen

 

cubs jerseys

 

polo ralph lauren pas cher

 

yeezy shoes

 

nike flyknit

170515yueqin