Вилорий ТЭН. Без кота в мешке: …Вложение денег возможно лишь при стабильности и предсказуемости власти.

На днях, информационные агентства страны распространили весьма любопытную информацию о перспективах инвестиционного климата страны. Согласно аналитическому отчету, подготовленному исследовательской компанией Rankig.kz  с одной стороны вроде как особого опасения  по поводу поступления в страну денежных средств извне вроде бы  нет, но с другой,  прозвучал тревожный звоночек по поводу сокращения более чем на 12 процентов инвестиций из стран Европейского Союза. И вот здесь обнаружились как объективные, так и субъективные факторы. К числу первых относится мрачное ожидание всемирным бизнес-сообществом очередного мирового экономического кризиса, который разразится примерно в следующем году и может продлиться еще эдак пару-тройку лет. А с другой, зарубежных толстосумов стал несколько смущать транзитный период передачи власти в Казахстане. Точнее,  не столько он сам,  сколько некоторая неопределенность того,  кто все -таки станет новым президентом и насколько этот самый новый президент будет способен поддержать политическую и экономическую стабильность в стране и продолжить успешный реформаторский курс взятый Нурсултаном Назарбаевым.

«На данный момент дальнейшая активность западных инвесторов и в целом глобальная инвестиционная позиция Республики Казахстан в ожидании внеочередных выборов президента, которые пройдут 9 июня 2019 года. Политическая стабильность — один из ключевых факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность экономики. Учитывая это, многие эксперты поддержали инициативу действующего президента Касым-Жомарта Токаева о проведении досрочных выборов главы государства. Международная инвестиционная привлекательность Казахстана будет напрямую зависеть от исхода выборов президента и его дальнейшей политики. Выдвижение кандидатов в президенты Казахстана стартовало 10 апреля и продлится до 28 числа того же месяца. В этот период мировое инвестиционное сообщество будет пристально изучать биографию каждого кандидата и закладывать определенные ожидания в дальнейшую инвестиционную стратегию» - говорится в  отчете аналитиков.

И действительно, если обратится что называется к первоисточникам, то неминуемо бросается в глаза  факт того, что политическую , межэтническую и межконфессиональную стабильность в нашей стране представители самых различных международных организаций всегда ставили во главу угла.

«Казахстан становится все более важным партнером ЕС в регионе, не только благодаря торговле и инвестициям, но, что более важно, как стабильная страна и подтвержденными достижениями согласия и толерантности»- подчеркивал Президент Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу.

«Всемирный банк последовательно относит Казахстан к числу 40 % стран, считающихся наиболее политически стабильными.  Политическая нестабильность отпугивает инвестиции, запускает отток капитала и создает неуверенность в отношении будущих политических решений. Политическая стабильность сама по себе может становиться двигателем демократических реформ, о чем свидетельствует, к примеру, впечатляющее развитие Южной Кореи за последние десятилетия. Политическая стабильность в переходные периоды крайне важна для построения доверия в обществе. В отсутствие долгосрочных стратегических гражданских и светских ориентиров этнические, религиозные и другие группы будут находиться в постоянном напряжении. Отрицательные последствия Арабской весны и тому подобных стрессовых ситуаций являются свидетельством опасности быстрых политических перемен и постоянного недоверия, возникающего после этого между социальными группами. Кроме того, политическая стабильность помогает противостоять геополитическому давлению, которому подвергаются многие страны» - говорится в материалах подготовленному на основе аналитических заключений Всемирного банка.

«Ключевым фактором привлекательности для инвесторов стала макроэкономическая, социальная и политическая стабильность Казахстана. Доверие инвесторов к Казахстану было «постоянно высоким». Провозглашая казахский язык государственным языком, Республика Казахстан также гарантирует, что русский язык официально применяется «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским», при этом  гарантируется государственная поддержка языков других этнических групп. Такие гарантии послужили разрядке возможных конфликтов и усилению политической стабильности и межэтнического согласия» - это уже из отчетов крупнейших мировых аудиторских компаний о привлекательности казахстанского инвестиционного климата, на основе которых многие зарубежные инвесторы собственно и принимают решение о вложении средств в экономику нашей державы.

Или вот: «Легитимный транзит власти иностранные инвесторы называют своего рода гарантией стабильности. В числе тех, кто следит за политической обстановкой в нашей республике, – гендиректор международной компании «Vicat», которая вложила в казахстанскую экономику 300 миллионов долларов, построив завод по производству цемента.

- Для такой группы, как наша, которая инвестировала в Казахстан серьезные деньги, очень важно иметь долгосрочное видение, с перспективой политической стабильности в стране. От этого зависит и экономическая стабильность. Был вопрос транзита власти в Казахстане, и мы получили ответ, который очень прост, ясен и очень смел. Он успокаивает деловую общественность Франции. Мы являемся своего рода амбассадорами Казахстана, поскольку есть у нас опыт работы. В этом смысле наша компания авторитетна и к нам прислушиваются» -  говорит генеральный директор группы компаний «Vicat» Ги Сидос». Это уже из последних репортажей крупнейших казахстанских СМИ.

Подобных примеров можно было бы приводить еще десятки и десятки, однако,  все в принципе ясно и так. Транзитный период проходит не только в декорациях публичной политики, но и реальном бизнесе, а значит  от того, насколько будет минимизирован политический риск, будет зависеть то, как мы будем жить дальше с точки зрения стабильных деловых отношений с ближним и дальним зарубежьем. А это уже вопрос непосредственно к  тем кандидатам, что будут выдвинуты различными общественными объединениями в эти дни, от их реальной  программы и тех гарантий , что они смогут дать обществу.

И здесь одними расплывчатыми лозунгами отделаться, увы, не получится. То есть,  на некоторых обывателей обещания «всеобщего счастья и процветания»  и заверения что  «я за все хорошее против всего плохого» может на какое- то время и подействуют, но на серьезных людей привыкших считать свои деньги и желающих убедиться в том, что они находятся в безопасности , любые  красивые слова абсолютно пустой звук. Нужно что- то поконкретнее и желательно -закрепленное делами предыдущего периода. Да и сама личность кандидата который вызовет доверие у самых разноплановых бизнесменов должна быть не только харизматической, но и наделенной другими полезными качествами- умением мыслись стратегически, по необходимости проявлять как твердость, так и дальновидную гибкость и в принятии решений, быть опытным политиком, дипломатом и прекрасно чувствовать мировую экономическую конъюнктуру. И все это в одном лице.

Непростая, честно говоря, задача. И положа руку на сердце- много ли мы знаем в нашей стране персоналий полностью попадающих под эти критерии?

Вот именно, что немного. И особенно это относится к представителям разномастной оппозиции, коя за последние десятилетия всласть раскритиковавши Нурсултана Назарбаева, так и не смогла не только выдвинуть из своих рядов достойную альтернативу, но и мало-мальски доказать свою политическую состоятельность.  Так что, у тех же инвесторов достаточно будет одного беглого взгляда на нее, чтобы четко уяснить, что с этими ребятами «каши не сваришь» и никаких дел лучше не иметь от слова «совсем». Короче говоря, из серии - «не украсть, не покараулить». Нет, хотя украсть у кое - кого все таки получалось весьма неплохо, но и это скорей исключение, подтверждающее общее правило.

Так что, остается одно - получше присмотреться к тем кто, играет по более традиционным правилам, на другом поле и  по своим деловым и моральным принципам вызывает хотя бы относительное доверие, а не жгучее желание  держаться от него максимально подальше. Вот и получится, что всех выдвинутых претендентов, (и уж конечно зарегистрированных ЦИК кандидатов) во всех странах и весях изучат на просвет попристальней  всякого рентгена. Потому как, уже понятно, что работы новому президенту страны предстоит не просто много, а очень много. Ведь помимо решения текущих проблем и обеспечения преемственности политического курса,  ему предстоит непростая задача  реализации всех ранее разработанных концептуальных программ по социально экономическому  развитию страны.

О чем, собственно, говорил и действующий Президент Касым-Жомарт Токаев в своем обращении к гражданам  республики: «Мы должны подтвердить преемственность, предсказуемость, стабильность нашей внутренней и внешней политики. Нужно продолжать работу по эффективной, успешной реализации социальных программ и стратегии Елбасы».

  Пока еще, поводов для беспокойства у мирового сообщества нет. В своем интервью республиканским СМИ президент Токаев среди основополагающих принципов особо выделил принцип  движения вперед: «В условиях глобальной конкуренции без защиты своих интересов и стремительного развития можем потерять многое. Нынче жизнь не терпит лени и беспечности. Нельзя отставать от высоких технологий, мирового развития цифровизации. Отстанешь на десятки лет, не восполнишь и за сотни… И я не сойду с этого курса и не допущу никакой «неоднозначности».

Это подкрепилось и конкретными делами- буквально с первых дней своей работы на посту Главы государства, Касым-Жомарт Токаев планомерно взялся за воплощение и реализацию как  краткосрочных  социально-экономических планов выработанных свои предшественником, так и взял под строгий контроль  ключевые стратегические программы.

Одним из первых законодательных актов, подписанных новым президентом РК Касым-Жомартом Токаевым, стал Закон «О специальных экономических и индустриальных зонах», в котором теперь четко прописано, что управляющая компания имеет право  отказать участникам в праве находится   на территории свободной экономической зоны, если их деятельность не вписывается в единый для СЭЗ технологический процесс. Соответственно, появляется надежда на то, что эти зоны заполнят действительно достойные, уникальные инновационные проекты, заслуживающие поддержки и преференций со стороны государства, а не те которые «лично нравятся» тому или иному чиновнику.

Еще одним практическим шагом для  создания необходимых условий по выполнению этих задач стало подписание в начале апреля президентом Токаевым закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности», направленного на дальнейшее совершенствование законодательства в сфере предпринимательства».

Согласно, стратегическим планам, новым руководством страны должны будут учитываться и главные факторы глобальной конкурентоспособности: высокий уровень национального человеческого капитала, технологическая модернизация и цифровизация, качество экономического роста.  Как указывается в стратегическом плане развития Казахстана до 2025 года:   «Беспрецедентная волна инноваций в передовых экономиках мира требует от Казахстана молниеносной реакции на происходящие кардинальные изменения. Отставание здесь недопустимо. По главным показателям Казахстан достиг среднего уровня экономического развития. Опыт сопоставимых стран показывает, что есть риск «застревания» на среднем уровне. Если в опережающем режиме не перейти к новой модели экономического роста, Казахстану грозит долгосрочная стагнация на уровне стран среднего достатка и утрата конкурентных позиций по отношению к странам-соседям.»

Понятно, что реализация всего этого «громадья планов» потребует новых серьезных инвестиций (в долгосрочной перспективе вполне сопоставимых с теми трехстами миллиардами долларов, что были привлечены ранее).

И в этой связи, уже будет крайне важен международный авторитет и «вес»  нового казахстанского лидера. Вот только последний пример- государственный визит в Казахстан президента Южной Кореи  Мун Чже Ина , который с присущей восточным политикам изысканностью, одинаково высоко оценил и межэтническую и политическую и экономическую стабильность Казахстана :

- Особо знаменательно то, что это первый визит главы иностранного государства в вашу республику после вступления в должность Президента Касым-Жомарта Токаева. Меня также радует мысль, что я посещаю страну, приютившую многие народы, религии и продемонстрировавшую за годы независимости ослепительный рост.

 Как следствие этого стало вложение корейскими инвесторами более семи миллиардов прямых инвестиций и стремление продолжать столь позитивное сотрудничество впредь.

- Думаю, теперь настало время расширить горизонты нашего сотрудничества по направлению к миру и совместному процветанию Евразии.  Республика Корея для реализации концепции евразийского видения активно продвигает «Новую северную политику». Ключевым партнером в ее рамках для нас является Казахстан, который усиливает связь внутри евразийского континента и делает акцент на развитие государства через стратегию «Казахстан-2050» - подчеркнул корейский лидер.

Вполне понятно, что для дальнейшего сотрудничества необходимо соблюдение всех вышеперечисленных условий обоими сторонами , о чем вполне ясно и четко сказал в беседе с гостем уже сам президент Токаев:

 - Корейский бизнес успешно работает в пищевой, горно-обогатительной, автомобильной и других отраслях Казахстана. Все эти примеры служат положительным сигналом для других южнокорейских компаний, заинтересованных в инвестировании в Казахстан. Важный вклад в поступательное развитие наших культурно-гуманитарных связей вносят граждане корейской национальности, проживающие в Казахстане. Вы знаете, что корейцы входят в десятку наиболее крупных этносов Казахстана, количество корейцев, проживающих в Казахстане, являющихся гражданами нашей страны, превышает 100 тысяч человек. Естественно, нашей стороны, со стороны правительства мы будем поддерживать национальную и культурную самобытность наших корейских братьев. Благодарю вас за визит в Республику Казахстан. Как президент Республики Казахстан, я буду содействовать дальнейшему укреплению данного сотрудничества, привлечению корейских инвестиций и технологий в нашу страну

В  итоге, все закончилось полным  согласием и взаимным удовлетворением от переговоров. Еще один плюсик в копилку новейшего международного сотрудничества нашей страны, пока не сбавляющей обороты в развитии плодотворного межгосударственного сотрудничества (другим подтверждением этого  стали недавние успешные визиты Касым-Жомарта Токаева  к ближайшим соседям в Россию и Узбекистан). Кстати, здесь будет нелишним упомянуть что ежегодный объем российских инвестиций в экономику нашей страны зашкаливает за миллиард долларов.

 В общем, фавориту президентской гонки (кем бы он ни был) предыдущая и нынешняя власть старается оставить по возможности максимально перспективный и тщательно подготовленный задел для дальнейшей работы. А от того как им распорядится, будет зависеть уже непосредственно от самого победителя нынешней выборной кампании. Или, если еще точнее - от всех нас, как избирателей.. И здесь очень хочется верить, что  жители страны предпочтут отдать свои голоса тому  человеку, который зарекомендовал себя как высококвалифицированный политик, обладающий высоким кредитом доверия и безупречной репутацией. Что, собственно, и будет не только преемственностью курса, но и залогом более-менее благополучной жизни в обозримом будущем.

Рейтинг: 
Средняя: 4.3 (3 votes)