Анатолий НИКОЛАЙЧУК. Что новый Президент Казахстана будет делать с квазигосударственным сектором?

 «Наивные японцы тупо избивали куклу начальника,

пока на фирме не появились специалисты Вуду».

Игорь Карпов

Если налоги придумали те, кто их никогда не платил, то кто придумал квазигосударственный сектор – остается загадкой. С государственным сектором все вроде бы понятно – он принадлежит государству и все такое. А когда компания на 70% государственная, но работает в рыночной среде, то по каким главным принципам она функционирует? В 2008 году активы нацхолдингов Казахстана составляли 47% от ВВП, в 2017 году – 59,7%, сейчас вроде как 63%. Это же львиная доля всей экономики республики. Что с этим будет делать президент Токаев?

«Хочу особо подчеркнуть, что деньги государственного и квазигосударственного секторов – это налоги всех граждан Казахстана. Поэтому они должны использоваться экономно и эффективно, прежде всего для развития казахстанской индустрии и бизнеса», – такое заявление Касым-Жомарт Токаев сделал 12 апреля – в день космонавтики – будучи уже в ранге президента.

В предвыборной программе главного кандидата сказано: «Установим мораторий на создание новых государственных и национальных компаний, что сохранит экономическое пространство для частного сектора»; «Повысим прозрачность государственного бюджета»; «Крупные иностранные и отечественные инвесторы будут активно использовать товары, работы и услуги малого и среднего бизнеса, усилят работу по дальнейшему развитию человеческого капитала нации»; «Ужесточим ответственность и подотчётность государственных служащих за реализацию госпрограмм и использование бюджетных средств. Обеспечим прозрачность расходования средств. Правонарушения, связанные с неэффективным использованием или хищением народных средств, будут жестко пресекаться и наказываться» и «Сделаем все подведомственные организации и национальные компании подконтрольными обществу».

Серьезным фактором экономического развития регионов и всей страны, по словам Касым-Жомарт Токаева, должны стать государственные закупки и закупки холдинга «Самрук-Казына» и недропользователей. «В 2018 году в денежном выражении они в совокупности превысили 10 трлн тенге. Это готовый платежеспособный спрос для наших предприятий. Например, объём закупок только в обрабатывающей промышленности в 2018 году составил более 3 трлн тенге. При этом доля казахстанской продукции здесь не превышает и 30%», – обратил особое внимание глава государства.

Елбасы обещал держать под личным контролем ФНБ «СамрукКазына». «Главная задача Фонда – это увеличение активов, повышение доходов и развитие национальных компаний. Активы Фонда имеют стратегическое значение для экономики страны. Хочу отметить положительные результаты работы нового руководства. За короткое время удалось значительно снизить долговую нагрузку, увеличить доходность компаний, обеспечить эффективность управления финансовыми инструментами», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев. Однако Елбасы – это стратегический контроль, а разрабатывать детальные планы и осуществлять повседневный рабочий и рутинный контроль все равно придется президенту Токаеву.

Эффективность работы «Самрук-Казыны» значительно возросла после назначения на холдинг Ахметжана Есимова. Данное обстоятельство свидетельствует о важности такого субъективного фактора, как личность первого руководителя. Однако личность – личностью, но системная работа важнее.  В законе «О госимуществе» про прибыльность, эффективность, безубыточность квазигосударственного сектора ничего не написано, поэтому должны быть разработаны четкие ориентиры, нормативы и критерии оценки деятельности. Логичным видится подход, при котором нацкомпаниями управляют профильные министерства. В этом случае выстраивается четкая вертикаль ответственности и контроля: президент – премьер-министр – министр – нацкомпания. В квазигосударственном секторе акционером является государство (правительство), поэтому оно на правах хозяина должно постоянно следить за деятельностью менеджмента, который без отсутствия должного контроля имеет тенденцию к разворовыванию и загубливанию порученного дела.

При работе с квазигосударственным сектором принципиально важно разделить функции непосредственной хозяйственной деятельности и контроля над ней. Потому что как работают службы внутренней безопасности мы знаем на примере МВД и армии – нужны в первую очередь внешние независимые и самостоятельные контролеры. Одновременно с этим необходимо разобраться с дополнительным финансированием госкомпаний, которое они получают через бюджетные средства. Все-таки квазигоссектор – это не школы и больницы, здесь нужен какой-то самостоятельный механизм. Отдельной проработки требует система кредитования нацкомпаний. Государство должно четко следить за внешними долгами квазигосудартвенного сектора, поскольку по факту они тоже составляют часть общегосударственного долга.

При работе с квазигосударственным сектором следует выработать собственное понимание и видение его предназначения для нужд и развития Казахстана. Зарубежный опыт здесь нужно применять с оглядкой, поскольку специфика даже постсоветских стран сильно отличается, не говоря уже о примерах из Африки, Азии и Латинской Америки. Например, команда пришедшего к власти на Украине Владимира Зеленского исповедует принципы либертарианства, предполагающие минимизацию участия государства в экономической жизни страны и сведение его роли до сервиса в максимально узком сегменте деятельности. Украинцы идут на это от безысходности, поскольку коррупция тотально поглотила государственный аппарат, а потому его деятельность и контакты с ним необходимо всячески ограничивать. В Казахстане ситуация иная. Город Нур-Султан построен практически на деньги нацкомпаний, в Жанаозене «Озенмунайгаз» работает не на прибыль, а на создание рабочих мест, чтобы поддерживать социальную устойчивость проблемного города. В общем, при правильном подходе квазигосударственный сектор способен выполнять задачи государственной важности.

В программе Касым-Жомарта Токаева прописан огромный пласт социальных задач. Квазигосударственный сектор при правильной работе с ним способен и создавать рабочие места (в том числе для молодежи), обеспечивать спрос на товары отечественного производства и генерировать прибыль для бюджета. Одновременно с этим нацкомпании способны быть планово-убыточными на стратегических для государства направлениях. Например, можно держать искусственно низкими цена на железнодорожное пассажирское сообщение, поскольку социальный эффект от таких действий перекрывает по своей значимости и пользе экономические издержки. Здесь главное – осознанный, продуманный и стратегический подход с широкими горизонтами планирования. Потому что именно от качества государственников зависит, будет ли имеющийся потенциал работать на благо и развитие Казахстана, либо станет обузой.   

Рейтинг: 
Средняя: 4.3 (3 votes)