Байбек ушел, а проблемы и определенный шлейф остались…

 «Наказание – это справедливость за допущенную несправедливость».

Аврелий Августин

Наследие Бауыржана Байбека на посту акима Алматы – это далеко не только Белка размером с выдающегося динозавра. Главный результат его деятельности заключается в освоении гигантских бюджетных средств (и не только по меркам кризисных лет), от которых мегаполис и его жители так не получили никакой пользы. Вполне возможно, что в ряде офшорных зон работой «болашаковца» довольны – не зря же его на Западе учили выводить в свои юрисдикции деньги из Казахстана. А в остальном провалы, абсурд и коррупция.

На время «административного гения» Бауыржана Байбека пришлось благоустройство присоединенных к Алматы значительных новых территорий. В первую очередь это нынешние Наурызбайский и Алатауский районы южной столицы. Однако и в Бостандыкском районе имеются свои новые участки, вроде Ремизовки, чья участь не менее печальная. Потому что их «благоустройством» занимались в основном по финансовой отчетности, тогда как физически новая инфраструктура приросла крайне мало, а где-то еще больше деградировала.

Г-н Байбек лучше и эффективнее всех других акимов дискредитировал систему государственно-частного партнерства (ГЧП). Да, в паре-тройке мест Казахстана имеются примеры, как с помощью ГЧП построили детский сад или облагородили парк, но все подобные достижения перечеркиваются одним сотрудничеством акимата Алматы с «Казкоммерцбанком» (ККБ).

В августе 2015 года Бауыржан Байбек сел в кресло акима мегаполиса, а уже в сентябре того же года акимат Алматы и АО «Казкоммерцбанк» заключили Меморандум о государственно-частном партнерстве. От лица города документ подписал г-н Байбек, а от ККБ Кенес Ракишев, член совета директоров банка. К южной столице незадолго до этого прирезали новые территории, поэтому Наурызбайскому, Жетысуйскому, Алатаускому, Бостандыкскому и Ауэзовскому районам полагались щедрые государственные субсидии на обустройство новых горожан.

В кризисные для Казахстана и тенге годы – 2015-2017 – акимат Алматы перечислил «Казкому», который в это время уже нуждался в санации и получал финансовую поддержку от государства, 300 млрд тенге. По курсу того времени, практически $1 млрд. Хитрость ГЧП сводилась к тому, что в стандартном режиме работы городские власти должны были бы осуществлять тендеры в рамках госзакупок со всеми их процедурными, оценочными и проверочными моментами. А так город оплачивал по сути дела работы массы ракишевских структур через  «Казкоммерцбанк» напрямую через казначейство.

Бюджетное финансирование шло по линии реализацию государственных программ развития «Алматы-2020», системы ЖКХ, по программе развития регионов 2020, «Нурлы жер», «Ак булак» и многих других. Отсюда и такая внушительная сумма набегает. Чтобы понять, что осталось в сухом остатке – достаточно прокатиться, а еще лучше пройтись пешком по новым территориям Алматы.

Если взять район Ремизовки, который отошел от Карасайского района Алматинской области к Наурызбайскому району Алматы, то по одной госпрограмме «Ак булак» было выделено более 951 млн тенге на то, чтобы обеспечить тамошних жителей питьевой водой на 100%. Деньги освоены, люди вынуждены использовать воду из арыков. Попутно огромная путаница в документах, поскольку частные сети водопроводов и водоводов в официальных отчетах проходят как государственные, хотя в реальности такими не являются.

В той же Ремизовке за время акимства Бауыржана Байбека построены элитные жилые комплексы и частные школы, но какое отношение все подобное имеет к официальной идее ГЧП? Будь там построен современный детский дом или государственный детский сад – другое дело. У экс-акима с интересами простых людей все время были проблемы. Он элементарно не понимал их нужд и проблем, а потому и не мог их удовлетворить в принципе. Зато все трубы, которые местные жители прокладывают к своим домам за собственный счет, ушлые чиновники считают …как построенные на деньги государства по госпрограмме.

В случае между акиматом и «Казкомом» ГЧП получилось с одной стороны отличной ширмой для темных дел, а с другой стороны удобным механизмом перекачки бюджетных средств на банковские счет… а дальше, как водится у наших компрадоров – в офшоры?..

При действующих нормах законов Республики Казахстан о государственных закупках, архитектуре, образовании, здравоохранении, естественных монополиях, налогообложении и т.д., акимату понадобилось бы не менее пяти лет для освоения 300 млрд. тенге по указанным направлениям работы. В таких вещах спешка – совсем не главный критерий. Ведь при полноценной реализации всех государственных замыслов население присоединенных районов давно ощутило бы на себе положительные изменения в социальной сфере и структурах повседневности. Но по факту Меморандум нужен был Бауыржану Байбеку и банку как раз для того, чтобы деньги расхищать и ничего задуманного по госпрограммам не строить.

В рамках схемы ККБ под свои банковские гарантии брал на себя обязательства финансирования социальных проектов в городе, направленных на улучшение жизни населения, а это вопросы централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, газификации, строительство дорог, школ, поликлиник, больниц, достройку проблемных объектов дольщиков, развитие общественного транспорта. А акимат как партнер «Казкома»,  брал на себя обязательства погасить из бюджета банку его затраты.  ККБ представлял акимату своих подрядчиков (ТОО, Общественные благотворительные фонды, АО) силами и средствами которых будут выполнятся все вышеуказанные работы, а тот подключал к реализации данных проектов свои Управления (КГУ), которые являлись конечными потребителями товаров и услуг. Финансово-инвестиционная деятельность «Казкоммерцбанка» осуществлялась при непосредственном участи дочерней структуры СПК (социально-предпринимательская корпорация) «Алматы» и фиксацией договоров о ГЧП в Казначействе города.

Далее подрядчики ККБ представляли акимату свои (фиктивные?) финансовые документы, акты выполненных работ, ПСД и финансовые требования немедленно оплатить образовавшуюся задолженность. Акимат покорно оплачивал через Казначейство все счета, а взамен «получал» имущество, которого нет, услуги, которые по факту не оказывались и новостройки из говна и палок. Попутно проводились махинации  с государственным имуществом, оставленным неучтенным при переходе из области в  Алматы (предварительной  инвентаризации госсобственности не проводилось). На якобы бесхозных инженерных коммуникациях (водопроводы, электросети, сети канализации, теплосети) банк провел псевдоремонты и на эти вещи потратились миллиарды тенге. Сегодня всего этого имущества нет на балансах Управлений акимата и коммунальных служб, поскольку оно выведено по договорам управления, ответственного хранения и консервации за баланс.

К слову, про ГКП «Алматы су», который в просторечии зовется по старому «Водоканал»… Буквально после истечения нескольких дней после президентских выборов из здания   «Водоканал», что на улице Жарокова компетентные службы (борьба с коррупцией)  вывели под белы рученьки генерального директора ГКП «Алматы су» Ермека Усенбаева, и его первого заместителя Нуриддина Джарболова. Сейчас они на свободе, но явно ожидается открытие следственных мероприятий. Это, прямо скажем, неординарное событие прошло мимо СМИ, мимо информационных агентств. Вполне вероятно, что было указание не упускать этот афронт городских властей в поле общественного мнения. Гражданин Усенбаев известен тем. что он работал и в акимате не на последней должности. Кстати, работал под кураторством Ерлана Аукенова, того самого заместителя акима г.Алматы, которого днями распекал новый мэр.

Усенбаев и Аукенов знамениты тем, что в той же Ремизовке вовсю поддерживали, например, частное водоснабжающее предприятие «Орхан», и, параллельно гнобили такое же предприятие «Ерменсайводгаз». Доходило до прямых устных угроз (в стенах акимата!!!), мол, частникам нечего делать в районе: а посему подарите предприятие … городу! Но самое интересное, что о том, какая катастрофическая ситуация с водоснабжением в Реимзовке. Об этих наездах на частника и преференции другим частникам не раз и н едва писала алматинская пресса, о расфырканном невесть куда миллиарде долларов тоже писала – и хоть бы хны… Ни одна правоохранительная структура не откликнулась и не заметила всех эти публикаций о вопиющих фактах и стойких подозрениях. Ну может хоть сейчас, наконец, первый камень камень покатился с горы? Хотя есть сомнения… Есть показания, что старые «крыши» не ржавеют.

Недавно в Ремизовке прошел сход населения, приезжал целый аким Бостанлыксокго района. Суть схода – это жалоба населения, которое питалось от предприятия «Орхан». Лето в зените, впереди самый жаркий месяц шiльде, а куча народу осталась без воды.  Молодой и яркий аким свел весь разговор к тому, что «Орхан» получил (про это пресса тоже писала, что это было не законно и против всех ГОСТов) видите ли подключение к трубе «Водоканала» и все, мол, наладится. Сами «орхановцы» разве что только не ухмылялись. Другими словами, местная власть как крышевала «Орхан», так и продолжает крышевать.  Но от этого вода в доме у пострадавшего населения не появится. И вообще возникает один-единственный вопрос: и это все что сделал акимат города Алматы конкретно в этом микрорегионе, присоединенном к Алматы почти 5 лет тому назад? Да после таких итогов неудивительными станут не сходы, а новые митинги. Поскольку, повторимся, водоснабжение – это социальный из социальнейших вопросов, ибо относится к основам жизнедеятельности человека. В кране нет воды – что может быть хуже?  

Почему-то одним из первых проявлений активности нового акима Алматы Бакытжана Сагинтаева стали облавы на проституток и людей, который сдают квартиры в посуточную аренду. Хочется попросить весь этот заряд энергии направить против коррупционных схем и коррупционеров в организациях вроде «Алматы су». Потому что даже вооруженные и накачанные наркотиками проститутки не принесут мегаполису столько вреда, как мошенническое прочтение ГЧП на 300 млрд тенге. Почему? Потому что в нашем случае здесь во весь рост стоит проблема водоснабжения населения, а именно, подача чистой питьевой воды. А это, как ни крути, это крайне социальное направление и одна из главных человеческих насущностей, потребностей. А с этим делом на окраинах Алматы швах. Люди стали городскими жителями еще без малого пять лет тому назад – а воз и ныне там. На территории присоединенной к Бостандыкскому району почти 20 тысяч человек пьют… воду из речки. Тут работают по водоснабжению одни частники, примерно пять-шесть поставщиков. Но это же уже городская территория. Почему за эти годы Байбек так и не решил эту проблему, а ведь она касается и такого животрепещущего вопроса как тарифы – цена за кубометр по любому она у частников больше чем в городе!..

...Тем временем, Бауржан Байбек, отправленный вновь командовать главной партией страны "Нур Отан", призвал провести внутреннюю "чистку рядов" партии. Прямо вот так и написал в twitter: ​- Для повышения доверия населения к партии необходимо кардинально усилить партийную дисциплину и провести внутреннюю "чистку рядов". Но как быть с тем, что его кадры, с которыми он работал в южной столице, сегодня вынужденны подчищать правохранительные органы? 

 

 ​Аналитическо-информационное бюро ПИК   

Рейтинг: 
Средняя: 4.3 (4 votes)