Айгуль ОМАРОВА. Как поссорились Боке, Токе и Хасеке, Или как споткнуться на ровном месте

Любят казахстанские политики время от времени сотрясать воздух громкими заявлениями или скандалами. То руководители партии «Нур-Отан» вдруг объявят поход на бич нашего времени коррупции, а потом и замолчат. Да и что говорить, если среди злостных коррупционеров того и глядишь, что отыщешь члена родной партии. Ведь как ни крути, оппозиционеров среди чиновников днем с огнем не найдешь, все больше активисты провластной партии занимают хлебные места. А хлебные места на то и хлебные, чтобы доход давать. Именно так рассуждают многие чиновники, и что им до того, что кто-то там объявляет смертный бой коррупции. Ну и пусть себе объявляют, думает про себя какой-нибудь Мыркымбаев или Иванов, до меня, авось, не доберутся. Ну а в итоге, получается по черномырдински: «Хотели, как лучше, а вышло как всегда».  Ведь борьба борьбой, а свой карман ноша не тянет. По-другому, когда борьба с коррупцией ведется выборочно, когда уважение к закону отсутствует напрочь, и быть не может. Ведь чиновники видят, как рядом с ним берут на лапу такие же клерки и ничего, никто их не привлекает за это. А почему я не могу также поступать? Рано или поздно такой вопрос задает себе каждый и потихоньку начинает заниматься тем же самым. При этом, как и подобает истинному приверженцу режима, чиновник обожает употреблять грозные слова о нещадной борьбе с коррупцией, теми, кто не следует линии партии и т.д. и т.п. В общем, мы давно должны были избавиться от такого злостного явления, как коррупция, если бы на деле осуществлялась хотя бы толика того, о чем говорится с высоких и малых трибун. Но, увы, а воз и ныне там.

Ну, если с чиновниками и членами провластной партии «Нур-Отан» все понятно и ничего ждать от них не приходится, то оппозиционные партии любят удивлять широкую общественность еще больше. Ну, скажем, организовалось осенью 2001 года движение «Демократический выбор Казахстана». Ах, какие надежды на него возлагались. Еще бы, самые передовые, самые образованные. И что, не прошло и нескольких месяцев, как движение раскололось. Одни отказались от своих подписей и ныне занимают пост руководителя администрации президента страны. Другая часть создала свою партию, назвав ее громко и полновесно «Ак жол». Хорошее название и главное многозначное. Это и пожелание доброго пути, и напутствие. И клич, уран аргынов, если взять исторические аналогии. В общем, «Светлый путь», как переводится буквально «Ак жол», заявил о своем видении решения накопившихся проблем, а потому будет строить партию нового типа. Начали с создания института сопредседателей. Вначале их было трое, потом стало пятеро. Но, как известно, коня и трепетную лань в одну телегу впрячь не можно. В итоге, партия развалилась. Причем, обвинения в развале партии одних звучат до сих пор, и порой кажется, что эти обвинения - единственная цель  тех, кто решил заняться партийным строительством.
Странная эта штука - партийное строительство. Особенно любопытно наблюдать за тем, как это самое партийное строительство идет, в нашей стране. Если в соседней России есть осколки прежней партийной системы в виде КПРФ, то мы вначале от всего отказались, а потом пытались сверху навязать свои представления о том, какой должна быть партия. Вот и получилось, что партий настоящих, как таковых, у нас нет. А все, что есть, это только имитация партий. Что-то пытались сделать, когда только организовывались, партии «Ак жол» и «Асар», но потом это благополучно развалилось из-за внутренних разногласий и давления сверху. В результате у партий, именующих себя оппозиционными, нет поддержки в широких массах. Более того, доверие, которое было выдано, например, партии «Ак жол» на парламентских выборах 2004 года, утрачено из-за междоусобиц  и отсутствия единства в рядах оппозиции. К тому же в оппозиции нет единого лидера, которому бы доверяли самые разные слои населения. Институт сопредседателей, используемый в партиях, себя не оправдал. Видимо, вследствие этого руководство партии «Нагыз Ак Жол» пришло к выводу, что необходимо менять и стиль  руководства организацией, и даже само название партии. Задумка вроде неплохая, удивляет только одно, как эти господа на ровном месте спотыкаются и находят на свою голову приключения.
Начнем с переименования партии. По словам Булата Абилова, был объявлен конкурс на новое название партии. Поступило около 200 письменных предложений, еще больше оказалось устных пожеланий и телефонных звонков. После долгих размышлений решено было остановиться на двух названиях «Азат» и «Азамат». На съезде, который состоялся неделю назад, большинством голосов было решено переименовать партию в «Азат». Большая часть делегатов сочла, что это название наиболее приемлемо для их партии, которая должна отличаться своим стремлением к свободе. «Азат» так «Азат». И все бы ничего, если бы не одно «но». Это название давно и прочно закрепила за собой национал-патриотическое движение, возникшее в Казахстане на заре суверенитета. И можно было ожидать, что лидеры этого движения останутся недовольны тем, что их имя кто-то присваивает себе. Так оно и вышло. Рейдерством назвали это переименование активисты движения «Азат». Надо сказать, что движение когда-то прошло регистрацию, согласно закону. Однако, как утверждают отдельные информированные источники, перерегистрацию движение не проходило. Возможно, это и дало основание лидерам партии «Нагыз Ак Жол» предложить это название в качестве нового имени своей партии.
Газета «Литер» в публикации «Какой клон хуже? Оба хуже Ребрендинг партии «Нагыз Ак жол» продолжился скандалом» подробно рассказывает о пресс-конференции, проведенной руководителями движения «Азат». Автор приводит слова председателя движения Хасена Кожа-Ахмета: «Партия «Нагыз Ак жол», появившаяся спустя 15 лет, не имеет никакого отношения к историческим заслугам движения «Азат». У этой партии космополитско-маргинальная программа, которая даже близко не подходит к национально-демократическим идеям нашего движения». Вот здесь-то уважаемый мной Хасеке не прав. Видимо, не знаком он с нынешней программой «Нагыз Ак Жол» - «Азат». Позволю себе привести цитату из проекта программы партии, представленной на минувшем съезде. Всего программа состоит из 7 разделов. Один из них называется «Духовность и культура». Вот что в нем говорится: «ДПК «Нагыз Ак Жол» предлагает свое концептуальное видение развитие государственного языка, которое реально осуществимо. Оно предполагает принятие кардинальных мер и последовательных мер, направленных на безусловное обеспечение установленных конституционных требований. Как основа для достижения этой цели необходимо в ближайшие годы добиться того, чтобы все выпускники средних школ свободно владели государственным языком. Любому гражданину, желающему овладеть казахским языком, должна предоставляться полная материальная, организационная возможность осуществить это намерение. Знание государственного языка станет почетным долгом и обязанностью каждого гражданина, патриота Казахстана. Для этого необходимо увеличить объемы финансирования языковых программ до одного процента государственного бюджета.
Используя весь научно-культурный потенциал, государство совместно с институтами гражданского общества, должно предпринять шаги по модернизации казахского языка, осуществить ряд практических действий, направленных на обеспечение конкурсности и расширения сферы его применения.
Реализация этих предложений должна стать одним из общенациональных проектов, способных консолидировать общество, пробудить творческую активность всех граждан. Данный проект на первом этапе будет включать в себя меры:
- универсализации и операционализации казахского языка с учетом требований современного информационного общества;
- серьезный интеллектуальный поиск, способный коренным образом улучшить терминологическую работу по всем сферам общественной жизни;
- модернизации казахского литературного языка с учетом мирового опыта и практики и т.д.
Такие системные шаги помогут проявлению искреннего и неподдельного интереса со стороны всего населения (как владеющих казахским языком, так и не владеющих им), приблизить казахский язык к мировым языкам и другим культурам, сделать государственный язык - языком современной науки и образования, технологий и экономики».

Ну, чем данная цитата отличается от предложений движения «Азат» относительно роли казахского языка? Да практически ничем, если не считать злоупотребления малопонятных широкому кругу людей слов да плюс некоторой неточности выражений. Особенно умиляют меры, предлагаемые для реализации на первом этапе. Судя по всему, автором этих предложений является г-н Жукеев. Тулеген Тлекович, кстати, избран генеральным секретарем партии и отвечает за разработку стратегических направлений. А поскольку в лексиконе его сотоварищей слова, подобные этим «серьезный интеллектуальный поиск, современное информационное общество» и т.д., не наблюдаются, эти предложения внес именно он. Похвальны намерения, только кто бы объяснил простым смертным, что означают выражения «терминологическая работа по всем сферам общественной жизни» и тому подобное. Проще говоря, все это вместе называется наведением тени на плетень. И, к сожалению, приходится констатировать: страшно далеки лидеры партии, поменявшей уже третье название, от народа и его действительных забот. Может, лучше им заняться тем, что занимались до этого, то есть распрями между собой и громкими заявлениями, от которых, по сути, ничего не меняется в жизни общества. Ведь и с казахским языком, как ни крути, партия запаздывает. Все это уже говорилось до них. А попытки привлечь на свою сторону казахский электорат предложениями подобного рода могут обернуться полным провалом. Ведь для того, чтобы завоевать доверие казахского населения, надо признавать существование особой ментальности казахов и действовать в соответствии с этим, а не предлагать кальку с западных стандартов. Но как раз этого у партии «Азат» нет и не будет. У асфальтных центровых ребят Булата Абилова и Ораза Жандосова давно сформировано мировоззрение, в котором нет места специфически казахским проблемам, как, впрочем, и у Тулегена Жукеева.  Именно поэтому эта партия не найдет поддержки у казахского электората. К тому же сама история с переименованием говорит о том, что руководство партии плохо знакомо с национал-патриотическим движением в стране. Ну, если Булату Абилову и Оразу Жандосову это простительно, поскольку один развивала свой бизнес, другой строил карьеру на госслужбе, то Тулегену Жукееву, человеку, непосредственно занимавшемуся вопросами внутренней политики в ранге вице-премьера и секретаря совета безопасности, непростительно подобный демарш относительно национал-патриотов. Безусловно, приватизировать какое-либо название вряд ли можно, но, тем не менее, хотелось, чтобы люди, претендующие на роль властителей дум в обществе, оказались более внимательны и не допускали подобных ляпов.
Да, и нынешние национал-патриоты в чем-то лукавят, объявляя себя первыми. Талгат Исмагамбетов, кандидат политических наук говорит:
- Национал-патриотические организации шли в общем русле перестройки, когда по всему Советскому Союзу поднимались вопросы суверенитета, актуальности национальных культур, языка. Плюс у нас была собственная специфика, это проблемы декабря 1986 года.  Дальше тематика расширялась, прибавилась социальная сфера, прежде всего, проблемы бездомных. Вопрос  суверенитета Казахстана был поставлен не только движением «Азат», но и Социал-демократической партией Казахстана, в которой было много русскоязычных казахов, русских и представителей других национальностей. Да и движение «Азат» вначале стремилось быть не моноэтничным. Там были русские сопредеседатели, но потихоньку они прекратили свою активность, и движение превратилось в моноэтничное. Если говорить об исторической роли национал-патриотических движений, то первым массовым движением в Казахстане было все-таки экологическое  - «Невада-Семей». Так что в отличие от Прибалтики национал-патриоты не были первыми.
Интересно, что Хсане Кожа-Ахмет, как говорится в публикации «Литера», заявил, что он не против объединения. Вот цитата: «Если бы они пришли к нам, сказали, давайте объединяться, решать вопросы вместе и будем носить общее название, мы не были бы против».
Может, и надо объединиться. Глядишь, и страсти поутихнут по поводу переименования, и казахский электорат где-то можно будет переманить на свою сторону. Ведь только харизматичностью Булата Абилова доверие избирателей не завоевать. А скандалы, сопровождающие «Нагыз Ак жол» - «Азат», вызывают отторжение не у маргинальной части общества, на которую изначально эта партия и ориентировалась.
«Алма-Ата инфо»

Рейтинг: 
Средняя: 4.7 (3 votes)

Комментарии

Нормальный разбор. Диагноз точен и почти безупречен.

ТАК ГОВОРЯТ... АРГЫНЫ:

Олжас Сулейменов: <Я никогда не подписываю бумаги, в которых кого-нибудь охаивают. А здесь такого вроде не предвиделось.

Булат АБИЛОВ, лидер партии "Азат": Я не просил у Дика Чейни денег на революцию

Хорош пиздеть! (так говорят остальные...)

Остальные кто?

Опять АО "расфакала" понторезов. Красиво, а главное - правда.

Виталий Мантров. Анализ модернизации страны Нурсултана Назарбаева: АП и Ко

Версия для печати

Изменения в администрации президента с первого взгляда это стремление к эффективности за счет качества. Сокращение штата и <ненужных> структур в АП, соответствует рекомендациям развитых стран о комплектации государственных органов по принципу <лучше меньше, да лучше>. Но это самая явная и раскрываемая официальной Астаной причина. Сокращение дублирующих и не свойственных администрации функций - вопрос чисто технический. Но на этом административные реформы не заканчиваются. Президент хочет переделать традиционное управление государством в корпоративное управление. То есть фактически механизм работы государственного аппарата должен стать таким же, как и в какой ни будь крупной компании. Всё, как и в бизнесе - выстраивание стратегических планов и целей для получения выгоды. Выгода и есть результат, по которому судят об эффективности менеджеров корпорации.

Когда в какой-то компании начинаются проблемы в определенном секторе, к примеру, сбой в поставках сырья для изготовления определенного продукта, то отвечающие за эту сферу приступают к налаживанию производства и вносят корректировки в стратегические цели, ни сколько их не нарушая, а только дополняя. Этим менеджерам на срок стабилизации и улучшения ситуации отводятся ключевые роли, и дается возможность корректировать действия других отделов. Когда они справляются с возникшими трудностями, то на место <рулевых> приходят руководители других сфер. Если они не справляются, то их заменяют новыми кадрами. Специалист своего сегмента в этом механизме в определенные моменты начинает играть роль основной <шестеренки>, направляющей всю систему. Такая же система в государстве-корпорации.

Администрация президента в государственном механизме играет роль пускового механизма, и в то же время той самой основной <шестеренки>. При корпоративном подходе к управлению, и на пост руководителя АП попадает менеджер определенной сферы. На него возлагается концентрация всей силы государства в определенном секторе особо важном для страны. Администрация анализирует для Назарбаева текущее положение дел в Казахстане и кладет ему на стол свои заключения, мониторит деятельность государственных структур, разрабатывает направления в работе всех органов. В конечном счете, именно администрация пишет президенту его послания народу, по которым живет вся страна.

Почему Джаксыбекова сменил Келимбетов?

Принцип <сначала экономика, потом политика>, о котором так часто говорит Нурсултан Назарбаев не укладывается в хронологию событий. Не смотря на то, что Казахстан впал в кризис, деятельность экс-руководителя администрации президента Адильбека Джаксыбекова, все-таки была больше направлена на создание политического курса. Февральское послание президента народу Казахстана было последним шагом Джаксыбекова к получению новой должности. Чего только стоит высказывание президента в послании: <На современном этапе модель с доминирующей партией <Нур Отан> может рассматриваться как оптимальная форма политической системы Казахстана>. На свою партию Нурсултан Назарбаев возложил и взращивание управленцев новой формации, определил роль <Нур Отана> в возвращении земли в гос.собственность, и даже необходимую работу государственных органов по повышению социального уровня казахстанцев президент подал, как выполнение предвыборных обещаний <Нур Отана>. В общем, все ключевые пункты послания адресованы партии для выполнения. И это укладывается в <план Назарбаева> - переход к парламентской форме правления исключающей отклонение от намеченного курса и гарантирующей сохранение статуса семьи. Поэтому неудивительно, что Джаксыбеков, как эдакий разработчик методики <воспитания> детища Назарбаева, и просвещенный в его дальновидные на целые поколения планы, оказался, на должности заместителя председателя <Нур Отана>. На посту руководителя АП он разрабатывал новую политическую модель государства-корпорации. И партия власти теперь, можно сказать, еще одна <администрация президента> - политическая, и ее <администратор> Адильбек Джаксыбеков.

У администрации, которую возглавил Кайрат Келимбетов сейчас сугубо экономические задачи. Экономика Казахстана была пущена на самотек, насыщаясь только нефтедолларами. Назначение математика экономиста Келимбетова - это ярко выраженное стремление президента к быстрым экономическим реформам. Уже попав на должность руководителя Фонда устойчивого развития <Казына> на Келимбетова президентом была возложена важная, если не самая важная для Казахстана стратегическая задача - поддержка новых прорывных проектов в экономике. С "Казыны" началось внедрение корпоративного управления в государственных холдингах. И видимо в глазах Назарбаева Кайрат Келимбетов оправдал возложенные на него обязательства, за что и получил более широкие возможности регулирования экономики и более влиятельный пост.

Но есть и вторая причина: в свое время началось и поощрялось активное кредитование банков Казахстана за рубежом. Что и привело сейчас к финансовому кризису, и ликвидности банков. Сможет ли Келимбетов теперь вытащить страну из <долговой ямы>? Это в любом случае будет одной из основных его проблем. Будет справляться успешно, и тогда возможно окажется в кресле премьер-министра. В другой высокой должности - заместитель председателя партии <Нур Отан> - он уже был.

Кадровая политика Назарбаева

Премьер-министр Карим Масимов, заместители премьер-министра Умирзак Шукеев, Ербол Орынбаев, министр внутренних дел Бауржан Мухамеджанов, Министр индустрии и торговли Владимир Школьник, министр иностранных дел Марат Тажин, и другие члены правительства - что общего у них, кроме высоких занимаемых государственных постов?

Их карьера в определенные моменты пересекается в одном и том же месте - в администрации президента Казахстана. Она, как определенный рубеж для получения новой должности. Администрация - <отсек> через который проходят все <продукты> для ознакомления с новыми <правилами игры>, повышения квалификации, показа себя, дальнейшей оценки президента, и перехода на новый объект. Своего рода циркулирующий кастинг государственных менеджеров. И в то же время экспериментальная площадка.

Но пока, заторможено идет эксперимент превращения государства в корпорацию, где чиновники станут менеджерами, влиятельность которых будет зависеть от эффективности выполнения стратегических задач, и согласно рейтингу будет строиться их карьера. Попытки президента внести видимую логику в назначения есть, только опять же с перекидыванием <старой гвардии> с места на место. Модернизации явно препятствует дефицит государственных менеджеров, вызванный нежеланием элиты пускать <чужих> на свою территорию.

И во всем этом реформировании особняком стоят назначения президента своими советниками двух лиц с темными пятнами в биографии Нурлана Балгимбаева и Нартая Дутбаева. Зачем они Нурсултану Назарбаеву?

Об этом в следующей части анализа модернизации страны.

Виталий Мантров, www.geokz.tv

У татешки опять обострение. Значит весна пришла. Ну, и слава Богу.

Совершенно небрежная и тупая статья. Аффтар писал ее в каком бреду? Это же насилие над русским языком... Или корректор в Алматы инфо умер?