Независимый суд - препятствие для коррупции

Немецкий судья Герд Велинг никак не мог понять, почему его казахстанская коллега (герр Велинг одновременно преподает в университете) не подала в суд, будучи обвиненной одной из студенток в вымогании взятки. И в самом деле, трудно объяснить, почему казахстанцы так мало обращаются в суд за защитой своих прав. В случае с профессором всё оказалось довольно просто. В ректорате университета просто не поверили студентке, поскольку знают своего преподавателя как человека честного и порядочного. Однако этот же случай можно трактовать и по-другому. Ведь не секрет, что сфера образования считается у нас одной из самых коррумпированных, как и судебная система. Во всяком случае, такие данные приводит практически каждое исследование в нашей стране. Не стало исключением и очередное исследование, проведённое Центрально-азиатским фондом развития демократии. В рамках исследования «Уровень коррупции в госорганах власти глазами населения» было опрошены 1192 человека в 14 регионах республики. В зависимости от города проживания различается и степень коррупмированности в тех или иных сферах жизнедеятельности области. Однако результат везде почти одинаков: на первом месте по степени коррупции находятся органы государственной власти в лице таможни, налоговой службы и судейского корпуса. Следом идут образование, здравоохранение, социальная сфера. Список, в общем-то, не новый, о чём и говорили участники круглого стола, посвященного европейской практике по борьбе с коррупцией обеспечению доступа к СМИ.
Для многих присутствовавших откровением стало выступление Герда Велинга. Г-ну Велингу 65 лет. Несмотря на то, что он происходит из богатой и родовитой семьи, и перед ним были открыты все дороги, сам Герд Велинг решил заняться юриспруденцией. После окончания университета в Киле, он учился в аспирантуре в Израиле и сегодня является председателем административного суда Гамбурга. Впервые на должность судьи он был избран в 1984 году. Из 500 выпускников его университетского курса судьями стали лишь два человека.
Судебная система - это то, чем в Германии по праву гордятся. На один миллион жителей приходится более 200 судей. Для сравнения в Англии этот показатель равен 51, в Швеции - 100. А всего в современной Германии проживает около 83 миллионов человек. Две трети бюджета на поддержание правопорядка в стране приходится на судебную систему, тогда как в других европейских странах суды получают лишь треть в лучшем случае. Что уж здесь говорить о нас?..
Судебная власть в Германии является независимой и представляет собой один из видов государственной власти. Независимость судейского корпуса обеспечивается не только конституционными нормами, существенно расширяющими полномочия судей, но и подбором кадров для системы. В большинстве федеральных земель судьи назначаются при непосредственном участии особых комитетов, куда входят представители парламента, министерства юстиции. Такой тщательный отбор позволяет назначать судьями людей с незапятнанной репутацией и высокими профессиональными качествами. И, разумеется, судьям назначают высокие оклады, чтобы они не соблазнялись. При этом в случае выхода на пенсию бывшие судьи получают 70% от своего заработка. На сумму заработка влияет количество детей в семье и работает ли жена. А после смерти судьи жене выплачивается 40% от его зарплаты. Очевидно, нам до таких норм жизни тянуться и тянуться. Не удивительно, что при таком раскладе за всю историю ФРГ известны всего три случая увольнения судей за получение взятки. Нам бы такое…
Герд Велинг считает, что там, где есть независимая судейская система, коррупции нет или она минимальна. В качестве примера он приводит Финляндию, Швецию, Сингапур и свою страну. Что касается Казахстана, то здесь ситуация иная, поскольку судебная система не является независимой. По словам г-на Велинга, административный суд в Германии проверяет все госакты на предмет соответствия закону. Если выявлено нарушение, то суд может отменить решение парламента, к примеру. Суд весьма жёстко действует в отношении госслужащего. Если чиновник поймался на взятке, то наказание следует весьма суровое. Скажем, приводит пример Герд Велинг, размер коррупционного преступления составляет 10 тысяч евро. В этом случае госслужащий получает 4-5 лет тюремного заключения.
Естественно, Казахстану, где значительная часть коррупционных преступлений совершается теми, кто должен стоять на страже духа и буквы закона, в том числе, и судьями, похвастать особо нечем. Тем не менее, заместитель начальника департамента по борьбе с экономической и коррупционной деятельностью по Алматы Талгат Садуакасов не теряет оптимизма, что у нас далеко не всё так плохо. Он напомнил участникам круглого стола, что Казахстан первым на постсоветском пространстве принял Закон «О борьбе с коррупцией». Было это в 1998 году. Для предотвращения подобного рода преступлений разрабатываются специальные программы, подчеркнул Талгат Садуакасов. Принят кодекс чести госслужащего. Приводится в соответствие с нормами международного права законодательная база. Да, всё это есть, однако у нас так и не создана независимая судебная система, а именно в ней, очевидно, кроется залог успеха в борьбе с таким пагубным явлением, как коррупция. Но об этом представитель финполиции скромно умолчал. Как и о том, что ещё одним действенным инструментом в борьбе с коррупцией является прозрачность деятельности госорганов. Между тем, по словам президента Центра деловой журналистики «BizMedia» Тулегена Аскарова, деятельность СМИ в Казахстане ограничена вследствие отдельных законов, препятствующих получению информации. В их числе - законы «О первом президенте», «О госсекретах», «О коммерческой тайне». За последние десятилетия, подчеркнул Тулеген Аскаров, произошёл откат в сторону большей закрытости государственных органов. Он напомнил присутствующим, что золотой век казахстанской журналистики в плане взаимодействия с властью в целях обеспечения прозрачности работы правительства был во времена премьер-министра Акежана Кажегельдина и пресс-секретаря Амиржана Косанова. Затем постепенно произошло то, что сегодня можно назвать отходом от демократических норм.
Транспарентность, обеспечение права доступа журналистов к информации – слагаемые успеха в борьбе с коррупцией, подчеркнул Герд Велинг. Об этом говорил на международной конференции «Борьба с коррупцией и надлежащее управление как условие для экономического и социального развития Восточной Европы и Центральной Азии» президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В частности, глава государства отметил: «Разработан и принят общенациональный план действий по борьбе с коррупцией. Он нацеливает не только государственный аппарат, но и институты гражданского общества на совместное противодействие этому злу. К этой работе активно подключились политические партии, неправительственные организации, средства массовой информации, широкие слои нашего общества. Работают общественные приемные, телефоны доверия».
Что же мешает нам эффективно бороться со столь злостным явлением, как коррупция и что требуется для искоренения этого зла? Ответ дал сам же президент: «Во-первых, нужны строгие и справедливые законы. В этом направлении мы будем и впредь совершенствовать нашу правовую базу, в том числе и, опираясь на богатый опыт других стран мира. Мы сделаем все возможное, чтобы для коррупционеров не осталось ни одной лазейки в законодательстве. Во-вторых, нужна сильная политическая воля... В-третьих, необходимо, чтобы нетерпимым к коррупции стало все общество». Что ж, остаётся надеяться на то, что это даст свои результаты.

Аналитическо-информационное бюро ПИК
Рейтинг: 
Средняя: 3 (3 votes)

Комментарии

ВСе правда. Наши суда - самые честные в мире. дальше некуда уже

Объясните наконец - что же это за ПИК бюро? Не в первый рза читаю. Но кажется неадвно пояивлось... Кто разъяснит???

нЕТ ДЛЯ КОРРУПЦИИ НИКАКИХ ПРЕГРАД! тОЛЬКО АЛЛАХ МОРЖЕТ НАКАЗАТЬ ЛЮДЕЙ ЗА СТАРСТИ.

Предлагается для публичного обсуждения.

Механизм борьбы с коррупцией.

С коррупцией должны бороться правоохранительные органы: полиция, прокуратура, КНБ.

Между тем коррупция проникла в эти органы и следствием этого является бездействие органов внутренних дел, укрывательство преступлений, заказные уголовные дела против конкурентов, неугодных лиц и т.д.

Коррупция так же очень сильна в судах. Если суд коррумпирован, то усилия правоохранительных органов по изобличению преступника, нередко бывают тщетными. В то же самое время в суде проходят заказные дела и неправосудно осуждаются невинные люди.

У людей есть недоверие к государственным органам. Часто люди попросту боятся обращаться с заявлением о преступлении, в том числе и коррупционном, опасаясь, что в итоге привлекут их самих за клевету или заведомо ложный донос. Из-за коррумпированности правоохранительных органов и правосудия падает гражданская активность населения в изобличении преступников, в защите своих прав.

Но если сократить уровень коррупции в милиции, прокуратуре, КНБ и суде, он автоматически сократится во всех остальных сферах.

Как это сделать?

Практически невозможно поймать взяткодателя и взяткобрателя, если они добросовестны по отношению к друг другу. Взятка - дело более интимное, чем секс.

Но чаще всего сотрудник правоохранительных органов получает взятку, за исполнение действий, попадающих под толкование следующих статей УК РК

Статья 344. Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности

Статья 345. Заведомо незаконное освобождение от уголовной ответственности

Судья как правило получает взятку за следующую статью.

Статья 350. Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта

Когда в прокуратуру поступает заявление на сотрудника правоохранительных органов по статьям 344, 345 или на судью по статье 350, нередко следователь незаконно отказывает в возбуждении уголовного дела из корпоративной солидарности. Кроме этого есть определенные процессуальные сложности возбуждения дела. Но одной из наиболее важных причин незаконного отказа является то, что следователь, получивший такое заявление, знает о коррумпированности системы, в которой он работает, о том что в этой системе есть телефонное право. Для того чтобы возбудить уголовное дело против сотрудника этой же системы, причем может быть более вышестоящего, или тем более судью, кроме оснований, надо еще дух иметь, ведь можно и самому оказаться виноватым.

Кроме этого нередко следователю не хватает понимания закона, осмысления ситуации, особенно если дело, по которому было вынесено незаконное решение или приговор, сложное. При недостатке знаний, опыта, элементарного времени на обдумывание, опасаясь, что не сможет подвести достаточную правовую базу, боясь взваливать на себя ответственность, он отказывает в возбуждении уголовного дела.

Эти три статьи УК РК практически не работают. Ежегодно в РК незаконно осуждаются десятки или сотни людей, и еще больше незаконно уходит от ответственности. В судах выносятся тысячи неправосудных приговоров, решений и иных судебных актов. А количество возбужденных дел по этим статьям на два порядка ниже. Реально менее одного процента.

Но в этой сфере работает еще один институт защиты закона и прав. Адвокатура. При этом очень часто адвокаты знают закон и его применение лучше, чем следователи, прокуроры и судьи. Не редки случаи, когда человек, не сумевший сдать экзамен в адвокатуру, впоследствии становится судьей, прокурором или следователем. Так же нередки случаи, когда вышедший в отставку или уволенный из органов человек, решив переквалифицироваться в адвокаты, не может сдать экзамен. В отличие от работников государственных органов, которые получают твердую зарплату, независимо от знания закона, (два следователя, один знает законы хорошо, другой похуже, а оклад одинаковый) адвокат зарабатывает деньги, благодаря своему знанию закона, ведь в противном случае, он останется без клиентов. При этом адвокаты, имеются в виду нас

закона, (два следователя, один знает законы хорошо, другой похуже, а оклад одинаковый) адвокат зарабатывает деньги, благодаря своему знанию закона, ведь в противном случае, он останется без клиентов. При этом адвокаты, имеются в виду настоящие, не «черные», крайне заинтересованы в том, чтобы закон работал, чтобы были единые условия для всех.

А то берется очень грамотный адвокат за заведомо правое гражданское дело, и проигрывает. Потому что ему было очевидна правота, что он и его клиент не подумали о том, что надо сходить к судье на консультацию. А соперники, заведомо зная, что они неправы, сразу включили себе дополнительную статью расходов и выиграли. Потом потерпевшая сторона может заявлять о коррупции в суде, но никаких доказательств, кроме незаконного решения нет. И лучше не заикаться об этом, а то привлекут за клевету и заведомо ложный донос, так как судебный процесс, по закону, состязательный и незаконность самого решения не доказывает факт коррупции, а лишь является косвенным подтверждением. А при заявлении о заведомой неправосудности решения вопрос рассматривает следователь, которому многого нехватает для принятия законного решения.

Тот факт, что в правоохранительных органах есть немало оборотней в погонах, которые используют свою власть для рейдерства, и других криминальных схем обогащения не секрет. Если Ваш бизнес приглянулся крутому пацану в погонах, то Вам пора сушить сухари…

За соблюдением закона обществом надзирают правоохранительные органы и суды, и они же надзирают за соблюдением закона собой. И это является первопричиной того, что они плохо надзирают за соблюдением закона и обществом и собой. А когда закон не работает, государства нет, есть просто территория, населенная людьми, которые уже никому не подчиняются. Нет закона - нет государства - нет власти. Власть у человека с ружьем. Коррупция в силовых структурах - это реальная угроза безопасности государства и самой власти...

В Казахстане зарегистрировано около 3 000 практикующих адвокатов. Основная их часть, реально заинтересована в том, чтобы коррупции в правоохранительных органах и судах стало меньше, а лучше совсем не стало. Среди них есть немало людей, которые оказывают юридическую помощь малоимущим бесплатно.

ПРЕДЛАГАЕТСЯ усовершенствовать механизм возбуждения уголовных дел по статьям 344, 345, 350 УК РК.

При президенте РК создается канцелярия, которая занимается приемом заявлений по вышеуказанным статьям. Сотрудники канцелярии, необязательно должны быть высококвалифицированными юристами. В их задачу входит принять заявление с приложениями. Пронумеровать полностью по страницам, если этого не сделал заявитель, отсканировать. Заявление с приложениями должно иметь ограничение по максимальному объему, например не более 100-200 страниц. Конечно, многие уголовные или гражданские дела измеряются многими томами, но как правило настоящую доказательную базу создают один или несколько документов, а все остальное вода или незначительные документы, которые не определяют сущности дела.

При президенте РК создается Консультационный Адвокатский Совет. В Совет набираются адвокаты, имеющие не менее определенного срока 7-10 лет адвокатской практики, на добровольной основе. Членство в Совете не дает адвокатам никаких привилегий, но возлагает обязанность бесплатно рассмотреть несколько заявлений в год по статьям 344, 345, 350 УК РК. В Совет заочно набираются несколько сотен адвокатов со всей страны. Им необязательно приезжать в Астану, достаточно прислать заявление о согласии добровольно возложить на себя обязанность бесплатно рассмотреть несколько заявлений в год по статьям 344, 345, 350 УК РК, подтверждение адвокатской практики, адрес, в том числе электронный с обязательным наличием скоростного Интернета. Данные о всех членах Совета с действительными и электронными адресами заносятся в компьютер канцелярии.

После приема заявления и создания сканированной электронной версии, сотрудник канцелярии Совета, рассылает копию заявления с приложениями по электронным адресам 12 членов Сове

сотрудник канцелярии Совета, рассылает копию заявления с приложениями по электронным адресам 12 членов Совета, выбранным произвольно компьютером из базы в несколько тысяч человек. Обязательным условием является следующее: все 12 членов проживают в разных регионах страны, в числе которых нет региона, из которого поступило заявление.

После получения заявления член Совета согласно своему пониманию закона и внутреннему убеждению обязан определить наличие или отсутствие состава преступления, составить аргументированное заключение с необходимыми ссылками и толкованиями закона, с указаниями на наличие или отсутствие доказательств преступного деяния, в защиту своей точки зрения и отправить подписанное в трех экземплярах заключение в канцелярию Совета. Член Совета не имеет связи с другими смотрителями этого дела, он не знает, кто еще это рассматривает. Свою точку зрения он выбирает самостоятельно, неопределенное заключение не допускается. Состав преступления или есть или нет. Заключение он выносит в отношении незнакомого ему человека, живущего в другом регионе страны. Его мнение не является решающим. Поэтому надо полагать, что заключение будет бесстрастным. На этом его функции заканчиваются. Так как рассматривать и выносить заключение надо бесплатно, адвокаты, которые изъявят желание на добровольной основе помогать закону, будут наиболее сознательной частью адвокатуры.

Корыстолюбивый, непорядочный человек не возьмется бесплатно выполнить работу для пользы общества. Это фильтр.

Получив все 12 заключений, сотрудник канцелярии один комплект заключений оставляет в архиве канцелярии, один комплект заключений пересылает заявителю, передает заявление с комплектом заключений в прокуратуру.

Следователь, получивший заявление, знакомится с заключениями. Если голоса смотрителей разделились и при этом более половины высказались за отсутствие состава преступления, следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если за наличие состава преступления высказалось 6,7,8,9 смотрителей, решение вопроса о наличии или отсутствии состава преступления ложится на следователя, его оценку доказательств и личное убеждение. Дальнейшее движение дела по обычной процедуре. Если за наличие состава преступления высказались 10,11,12 смотрителей, следователь обязан выполнить процессуальные действия по возбуждению уголовного дела, это дело не может прекращено впоследствии, а обязательно должно быть доведено до суда. Суд рассматривает дело в обычном порядке, заключения смотрителей не имеют юридической силы, а являются лишь аргументами и разъяснениями стороны обвинения и защиты, если голоса разделились.

Имея 12 заключений квалифицированных адвокатов, с соответствующими ссылками, толкованиями, разъяснениями, оценкой доказательств, аргументами обвинения и защиты, следователю легче принять законное постановление по заявлению, если по разделению голосов он ответственен за принятие решения.

Так же и у судьи меньше шансов вынести неправосудный приговор. Если дело будет рассматривать суд присяжных, они тоже ознакомятся с заключением смотрителей.

Так как количество смотрителей будет велико, минимум несколько сотен, им не придется рассматривать не более нескольких дел в год, это не в тягость, при этом все они заинтересованы в том, чтобы закон был одинаков для всех, ведь это их бизнес. Проявить какую-то заинтересованность в отношении вины или отсутствия вины незнакомого человека то же трудно, тем более ничей голос не является решающим. При этом следует учесть, что в отличие от потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, участников гражданских дел, адвокаты относятся к работникам органов и судов вполне лояльно, их контакты с ними это просто работа. Адвокат во время своей деятельности выступает и на защите интересов потерпевшего и на защите преступника. Это его работа.

При введении такого механизма, значительно поднимется объективность привлечения по указанным статьям УК РК, уровень коррупции в правоохранительных органах и судах сократится на порядок, а в остальных сфер

При введении такого механизма, значительно поднимется объективность привлечения по указанным статьям УК РК, уровень коррупции в правоохранительных органах и судах сократится на порядок, а в остальных сферах государства в разы. Соответственно, введение такого механизма и разъяснение его работы гражданам страны, активизирует их гражданскую позицию, снизит социальное напряжение, поднимет авторитет государства и власти, окажет стимулирующее воздействие на развитие экономики и повышение уровня жизни граждан РК. Свое положительное воздействие на укрепление законности и снижение уровня коррупции этот механизм окажет сразу, еще не начав работать, как только обществу станет известно, что такой механизм будет введен. Все сотрудники правоохранительных органов и судьи сразу усилят свое внимание к соблюдению законности в своих решениях. Все служащие других государственных органов, тоже поймут, что теперь станет неимоверно трудней развести в органах или суде и уйти от наказания, если совершил коррупционное преступление, и станут более сдержаны в вопросах нарушения закона.

Ведь этот механизм будет законно применен и к тем преступным деяниям, которые будут уже совершены на момент начала его работы, так как механизм не усиливает ответственность перед законом, а просто усиливает неотвратимость наказания.

Мукенев Е.К

Суд Линча. Он самый справедливый.