Позиция партии «Адилет» по вопросам противодействия коррупции

Озвучено на круглом столе: «Многоликая коррупция: диагноз состояния и способы противодействия» , 1 ноября 2010 г., г. Алматы

Программные документы партии «Адилет», заявления по проблемам системной модернизации нашей страны, по отдельным вопросам улучшения социально-экономической ситуации содержат конкретные предложения, направленные на активное противодействие коррупции на всех уровнях, на снижение уровня коррумпированности общества в целом.
В политической сфере – это обеспечение честных, свободных и прозрачных выборов. В результате в Казахстане сформируется демократическая политическая система, которая будет стоять на страже интересов не отдельных групп влияния, а каждого гражданина страны. Через свои выборные органы граждане Казахстана смогут контролировать эффективность принятия и реализации государственных решений на всех уровнях – от уровня правительства и национальных компаний вплоть до конкретных населенных пунктов и органов местного самоуправления.
По наиболее крупным коррупционным преступлениям предлагается проведение парламентских расследований, чтобы на законодательном уровне устранить главные причины, способствовавшие его совершению.
Мы предлагаем создать местное самоуправление. Это усилит контроль со стороны общества над местными органами, предотвратит злоупотребления в использовании бюджетных средств, направленных на развитие конкретных населенных пунктов. Нынешняя система местного государственного управления, которая полностью зависит от органов более высокого уровня, не отвечает требованиям активного участия местного сообщества в развитии своей территории, создает множество лазеек для коррупционных действий.
В бюджетной сфере – для усиления контроля над эффективностью расходования государственных средств мы предлагаем разрабатывать сводный бюджет страны, который включает как средства Национального фонда, бюджеты национальных компаний, так и республиканский и местный бюджеты.
На уровне областных, городских и районных акиматов мы предлагаем законодательно закрепить контроль общественности над эффективностью формирования доходов и использования средств местных бюджетов, контроля над ходом реализации местных бюджетных программ.
В хозяйственной сфере – коренным образом изменить существующую систему государственных закупок. В настоящее время система государственных закупок является экономической основой коррупции. Попытки совершенствования системы государственных закупок посредством тендеров, внедрение системы электронных закупок и другие меры не искореняют возможность коррупционных сделок. По оценкам хозяйствующих субъектов, сумма взяток при заключении договоров по поставке товаров и услуг составляет более 10% от объема заключенных сделок. В целом за год это выливается в круглую сумму более 200 млрд. тенге.
Для снижения уровня коррупции в этой сфере и повышения эффективности бюджетных программ нами предлагается централизация государственных закупок в рамках республиканских программ по примеру «СК-Фармация». Договоры на поставку товаров и услуг местными производителями должны заключаться на весь срок реализации программы, что будет способствовать развитию производства, т.к. предприниматели будут иметь долгосрочные ориентиры производства и гарантированный сбыт.
В Казахстане уже дважды проводилась акция легализации капитала и имущества, делается попытка законодательно предоставить право государственным служащим приобретать на бирже ценные бумаги, чтобы «отмыть» накопившиеся за это время теневые доходы от коррупционной деятельности. Поэтому наша партия предлагает ускорить внедрение декларирования доходов и расходов государственных служащих и членов их семей, а также близких родственников. Важно обнародование именно расходов, про которые в правительственном варианте не упоминается.
Партия «Адилет» предлагает установить жесткий контроль над эффективностью использования средств национальных компаний, институтов развития и ФНБ «Самрук-Казына». По материалам Счетного комитета все институты развития хранят неиспользуемые государственные средства на депозитах коммерческих банков, а полученную прибыль используют в своих целях. Бесконтрольность в использовании средств национальными компаниями, ФНБ «Самрук-Казына» и институтами развития – широкое поле для коррупции. Этот контроль на верхнем уровне можно установить, как уже отмечалось, через сводный бюджет страны.
Общественность плохо представляет, как формируются доходы Национального фонда, на какие конкретные цели используются его трансферты в бюджет страны. Для повышения прозрачности мы предлагаем разработать новую концепцию формирования и использования средств Национального фонда.
Развернутые предложения партии «Адилет» по совершенствованию бюджетной политики и повышению финансовой дисциплины, доведены до всех депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, правительству страны.
Для устранения бесконтрольного использования средств добывающих компаний на местном уровне, что создает предпосылки для коррупции, мы предлагаем полностью раскрыть финансовые отношения между добывающими компаниями и местными бюджетами. Не секрет, что многие добывающие компании из-за закрытости такой информации нарушают экологическое и другие законодательства, не выполняют своих социальных обязательств, предпочитая решать эти проблемы неформальным путем. Контроль со стороны гражданского общества может снизить возможность коррупционных нарушений.
В области налогового и таможенного законодательства – исключить практику избирательного предоставления тех или иных льгот. Ставки налогообложения, таможенные тарифы должны быть стабильными и одинаковыми для всех хозяйствующих субъектов.
В области реализации национальных, секторальных и региональных программ – улучшить методическое обеспечение разработки всех видов программ, их взаимосвязи между собой и общей стратегией развития страны. В первую очередь, следует четко определить целевые индикаторы программ, по которым можно отслеживать эффективность их реализации. Отсутствие методики приводит к тому, что все программы представляют собой простой набор случайных проектов. Включение того или иного проекта в состав программы производится в результате прямого лоббирования заинтересованных лиц, т.к. это означает получение тех или иных преференций.
В области повышения прозрачности борьбы с коррупцией и устранении возможности для проявления коррупционной деятельности – мы предлагаем обеспечить свободный доступ к информации как главного средства осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов. Все нормативные акты, которые регулируют общественную и хозяйственную деятельность должны быть доступны каждому человеку. Для этого имеются все возможности.
Особая роль в борьбе с коррупцией принадлежит средствам массовой информации. Они имеют возможность привлечь внимание общественности к тем или иным фактам, которые могут быть отнесены к коррупционным. Но, главная задача – формирование общественного мнения, создание нетерпимой обстановки к проявлениям коррупционной деятельности во всех ее проявлениях.
В целом наша партия считает, что снижение уровня коррумпированности общества не является прерогативой только государства, а общенародным делом, в котором заинтересован каждый гражданин страны. И роль политических партий в этом процессе состоит как в мобилизации здоровых сил общества на решение этой проблемы, так и в создании общеполитических условий и законодательной базы для формирования некоррумпированного общества.
Кроме того, наша партия считает необходимым интенсифицировать процесс присоединения Казахстана ко всем международным антикоррупционным конвенциям:
Конвенции ООН 2003 года против коррупции;
Конвенции Организации экономического сотрудничества 1997 г. О борьбе с дачей взяток иностранным должностным лицам при заключении международных деловых операций;
Конвенции Совета Европы 1999 г. об уголовной ответственности за коррупцию.
Программные документы партии «Адилет», в центре которых находится человек со всеми его многообразными интересами, позволяют последовательно претворять в жизнь принципы социальной справедливости. А социальная справедливость и коррупция - несовместимые понятия.
Коррупция процветает там, где нет действительного разделения властей. На примере стран, образовавшихся на территории бывшего СССР, видно, что коррупционная система у нас формируется сверху, благодаря концентрации власти в руках исполнительной ветви власти.
По нашему мнению существует серьезное противоречие между статусом Лидера нации, который есть у президента и де-факто и де-юре, и статусом Лидера партии «Нур Отан». При всей многочисленности этой партии, она не может монополизировать интересы всего населения. Мы считаем, что Лидер нации должен оставить пост председателя партии «Нур Отан» и встать над партийной системой. Это создаст предпосылки для более честных и прозрачных выборов, усилит представительную ветвь власти и, как следствие, создаст благоприятную почву для борьбы с коррупцией.
Рейтинг: 
Средняя: 1.5 (2 votes)

Комментарии

О... Нарикпаев - это грозная сила...

Просто смешно.