Женис БАЙХОЖА. О геноциде, угрозе дипломатического скандала и казахской интеллигенции…

Вот такое письмо с просьбой опубликовать пришло в редакцию <еженедельник "Central Asia Monitor"(Аламаты) - Ред.> Мы решили разместить полный его текст, без «купюр», поскольку тема важная и даже острая, затрагивающая ни много ни мало вопросы внешней политики нашей страны. А заодно мы пришли к выводу, что это тот самый случай, когда комментарий к письму будет не только не лишним, но даже обязательным.

Армянская кровь проливалась не  в Актобе...

Недавно в актюбинской газете «Диапазон» появилась информация, которая разлетелась по социальным сетям. В ней речь шла о том, что «актюбинские армяне почтили память жертв геноцида».

О каком же «кровопролитии» идет речь? Оказалось, что некоторым армянским активистам не дает покоя мысль о том, что «в начале прошлого века Османская империя устроила геноцид армянского народа», хотя мировая общественность никогда официально не давала этим событиям единогласного определения «геноцид».

Армянская диаспора, проживающая в Актюбинской области Республики Казахстан, мало того что объявила «геноцидом» турецко-армянское столкновение 1915 года, но еще и установила стелу на казахской земле, не имеющей к тем событиям никакого отношения. Об этом мы также узнали лишь сейчас.

В подтверждение своих слов привожу полный текст публикации в «Диапазоне»:

«Актюбинские армяне почтят память жертв геноцида»

23 апреля в 11:30 возле памятного знака «Хачкар» состоится возложение цветов и литургия в память о жертвах геноцида армянского народа в Османской империи.

Напомним, в прошлом году на территории Свято-Никольского собора в 11-м микрорайоне открыли и освятили хачкар – декорированную каменную стелу с высеченным крестом. Слово «хачкар» образовано из армянских корней «хач» – «крест» и «кар» – «камень».

«Запланировано возложение цветов к мемориалу, литургия при участии представителей церкви, выступление руководства армянской общины и символическая посадка абрикосового дерева», –сообщили представители армянской общины города Актобе.

Армяне всего мира 24 апреля отмечают скорбную дату, вспоминая жертв геноцида 1915 года в Османской Турции. Тогда в результате первого в современной истории человечества массового уничтожения людей по национальному признаку погибло более 1,5 млн армян. В 2017 году отмечается 102-я годовщина этих трагических событий».

А мы в свою очередь повторяем: мировая общественность никогда официально не давала единогласного определения «геноцид» турецко-армянским столкновениям 1915 года. Турция никогда не признавала обвинения в «геноциде», о котором трубят эти активисты. Мы также не слышали о том, чтобы Казахстан когда-либо подписывал документы «о признании геноцида в отношении армянского народа».

Другое дело, когда армяне проводят подобные мероприятия в своей стране, на своей исконной земле, устанавливая памятники и мемориальные доски в Ереване либо в других армянских городах, – это их дело. Но если Казахстан наряду со всей мировой общественностью никогда официально не признавал этот «геноцид», то кто позволил устанавливать такой памятник на нашей земле?!

Разве это не бросает тень на наши отношения с Турцией, которая первой признала независимость Казахстана? С турками нас испокон веков связывает единство крови и религии, и именно к нашим взаимоотношениям устремлены взоры всех тюркоязычных народов. А как же теперь на такое событие могут отреагировать власти Турецкой Республики и представители посольства Турции в Казахстане?!

Ведь турецкая сторона может высказать нам вполне резонные претензии: «Изложите-ка причины, побудившие вас установить памятник жертвам «армянского геноцида» в Актобе. Разве ваша страна когда-нибудь делала официальное заявление о том, что признает факт массового истребления армян руками турок?» И что тогда сможет сказать в ответ Министерство иностранных дел Казахстана?

Здесь необходимо обратить внимание на то, что мы, казахи, в прошлом веке пережили немалые катаклизмы, в результате чего погибла половина населения. При этом мы до сих пор не воздвигли памятник жертвам искусственно созданного голодомора. А вот представители депортированных народов, как только разбогатели, начали устанавливать в Казахстане мемориалы, посвященные событиям, которые имели место на их исторической родине. Одним из таких примеров является стела в Актобе, возведенная в память о турецко-армянском столкновении.

А если вдруг завтра крымские татары, чеченцы, ингуши, дальневосточные корейцы, поволжские немцы (все, кто когда-то был депортирован в Казахстан) начнут устанавливать на нашей земле памятники жертвам красных империалистов, а украинцы примутся увековечивать память о жертвах противоборства с Россией? Что тогда станет с нашей страной? Кто-нибудь задумывался об этом?!

И что скажут на этот счет компетентные органы?! 

Кажигали

Муханбеткалиулы,

писатель,
лауреат Госпремии,

лауреат Международного Казахского ПЕН-клуба

 

А теперь наш комментарий.

Буря в стакане воды

Обиженный  и возмущенный

Вначале приведем аналогию с описываемым случаем – правда, гипотетическую. Допустим, представители казахской диаспоры в какой-нибудь европейской стране установили стелу в память о голодоморе 1930-х. Какой будет наша реакция? Правильно, мы воскликнем: «молодцы!», «настоящие патриоты!». Ведь они сделали то, о чем представители казахской интеллигенции, «зиялы қауым» – писатели, ученые и т.д. – только говорят.

Кстати, автор приведенного выше текста Кажигали Муханбеткалиулы, тоже, скорее всего, причисляющий себя к национальной интеллигенции, пишет с некоторой обидой: «мы до сих пор не воздвигли памятник жертвам искусственно созданного голодомора». Но на кого обижаться-то? Разве кто-то, включая власть, препятствовал этому? Достаточно было проявить чуть больше настойчивости или, например, организовать сбор средств на строительство мемориала, как это сделали те же армяне для возведения стелы в Актобе. Однако наши «зиялы қауым» только и умеют, что громко кричать, а инициативу и пробивную силу проявляют лишь тогда, когда нужно получить какое-то звание, награду, ученую степень или издать книжку за государственный счет... В этом смысле армянская интеллигенция, которая не просто патриотична, а деятельно-патриотична, по-настоящему переживает за судьбу своей нации и готова на многое ради нее, находится на гораздо более высокой ступени, нежели наша.

Автор возмущается тем, что армяне возвели в Актобе стелу в память о геноциде, и выражает беспокойство по поводу того, как отнесется к этому Турция, с которой нас «связывает единство крови и религии». Но возмущение следовало адресовать не армянам (они действовали точно так же, как гипотетические представители казахской диаспоры при возведении гипотетического памятника жертвам голодомора в какой-нибудь европейской стране), а местным властям. Ведь именно последние разрешили или, во всяком случае, позволили установить стелу, которая, как полагает автор, может стать причиной дипломатического скандала.

Выходит, чиновники из Актобе проявили вопиющую политическую близорукость, поставив руководство Казахстана перед сложным выбором между братской Турцией и нашим партнером по ЕАЭС и ШОС – Арменией. Однако Муханбеткалиулы их даже не упоминает. Скорее всего, причина в том, что сам он является актюбинским. А зачем портить отношения с местной властью, рискуя лишиться ее поддержки? Гораздо удобнее и безопаснее перевести стрелки на армянскую общину. Такая вот «принципиальная» позиция, кстати, характерная для многих представителей «зиялы қауым».

Слышал звон…

Дальше открываются еще более интересные обстоятельства. Но прежде надо сказать о том, что Кажигали Муханбеткалиулы известен как автор произведений на исторические темы. Кое-кто даже ставит его в один ряд с Ильясом Есенберлиным и Абишем Кекилбаевым. А писатель, занимающийся литературной реконструкцией событий прошлого, по определению должен быть человеком дотошным. Если он, конечно, профессионал своего дела.

Так вот, если бы Муханбеткалиулы проявил эту самую дотошность, то выяснил бы, что стела, установленная в Актобе, – далеко не единственная в Казахстане. Она то ли уже седьмая, то ли восьмая по счету. Ранее такие «хачкары» появились в Атырау, Усть-Каменогорске, Актау и ряде других городов. Это во-первых. А во-вторых, подобные каменные стелы возводятся повсеместно, где живут армяне, еще с древних времен и никакого отношения к памяти о геноциде не имеют. Просто представители армянской общины в Актобе решили отметить скорбную дату у своего недавно появившегося «хачкара». Делать на этом основании вывод о том, что стела является памятником жертвам геноцида, мягко говоря, несерьезно. И именно потому, что она не несла в себе политического смысла, местные власти дали согласие на ее возведение.

Автор явно передергивает факты и тогда, когда пишет, что мировая общественность никогда не признавала официально события, случившиеся на территории Османской империи, геноцидом в отношении армян. Возможно, он делает это намеренно, чтобы его аргументация выглядела более весомой, а возможно, по незнанию, что для писателя-историка, взявшегося за столь болезненную тему, непростительно. На самом деле государств, причем влиятельных, которые на официальном уровне признали преследование армян геноцидом, очень много – Германия, Италия, Франция, Россия, Нидерланды, Канада, подавляющее большинство штатов США, Аргентина и т.д. А вся мировая общественность никогда не поддержит в едином порыве ни одну осуждающую резолюцию – ни по голодомору в Казахстане и Украине, ни по ядерным бомбардировкам в Хиросиме и Нагасаки, ни даже по Холокосту. У каждой страны свои интересы, и она не станет жертвовать ими даже ради самых благородных целей.

Впрочем, мы не собираемся углубляться в политику и тем более давать оценку событиям столетней давности. Был геноцид или не было его – в этом пусть разбираются авторитетные историки и юристы. Мы же вернемся к нашему автору. Получается, вместо того чтобы серьезно изучить взволновавший его вопрос, исследовать все обстоятельства дела, писатель (целый лауреат Государственной премии!) повел себя как в той поговорке: «слышал звон, да не знает, где он». И едва сам не создал на ровном месте повод для дипломатических «разборок».

Иногда лучше промолчать…

Вообще, в последнее время наши аксакалы – ученые, писатели, деятели искусств – дают все больше поводов для того, чтобы народ окончательно в них разочаровался. Иногда так и хочется призвать таких представителей «зиялы қауым»: либо меньше говорите, либо, прежде чем что-то сказать, подумайте над тем, «как слово ваше отзовется».

Например, ведущий казахский драматург и тоже лауреат Государственной премии Дулат Исабеков решил публично поделиться тем, что услышал от внуков, обучающихся в иностранных вузах. Основной посыл следующий: нельзя пускать казахских девушек за границу, поскольку они, мол, там плохо себя ведут и тем самым позорят нацию. Так и хочется спросить: а что, казахские парни ведут себя лучше? Ведь они гораздо чаще попадают в скандальные истории: один в самолете приставал к гражданке другой страны, другой (родной племянник знаменитого борца), находясь на дипломатической службе, задолжал британской казне огромную сумму за постоянные нарушения правил дорожного движения, третий и вовсе угодил в тюрьму за то, что покрывал террориста… Вообще, что за дремучие представления о современной жизни у вроде бы интеллигентного человека?

Или вот, академик-филолог Мырзатай Жолдасбеков, выступая с трибуны, воскликнул: «Не знаю, кто утверждал этот учебник («Русская литература» для 8-го классаприм. авт.), но это полный беспорядок. Стихи декабристов, в частности Рылеева, призывы к свержению власти. Разве этому мы должны учить?». Интересно, в советское время, когда Жолдасбеков был министром просвещения Казахской ССР, а затем заведующим идеологическим отделом ЦК Компартии республики, его не смущали стихи Рылеева? Скорее всего, нет, ведь он из тех людей, которые лояльны к любой власти. Вот и это его выступление, видимо, было продиктовано стремлением лишний раз подчеркнуть свою абсолютную благонадежность. А в ответ он получил массу ехидных комментариев в интернете, в том числе и такой: «Давайте тогда запретим в школах и изучение поэзии Махамбета Утемисова». А заодно следовало бы запретить знаменитые произведения мировой литературы, герои которых тоже борются с властью, - «Спартак», «Отверженные», «Овод» и т.д.

Другой ученый, профессор КазНТУ Баян Ракишев, рассказал о результатах своего исследования: на протяжении трех лет он подсчитывал численность казахских родов. Наверное, это тоже интересно, но возникает вопрос: а может, доктору технических наук, как и другим его коллегам по университету, следует больше внимания уделять своим непосредственным обязанностям? Ведь уровень подготовки специалистов в этом некогда славном вузе, из стен которого вышла целая плеяда  сильных инженеров, в последние годы катастрофически упал.

И подобные примеры можно приводить долго. Немудрено поэтому, что казахская интеллигенция окончательно теряет авторитет в глазах казахского же народа, а особенно молодого его поколения, и все чаще становится объектом насмешек...

https://camonitor.kz/26698-o-genocide-ugroze-diplomaticheskogo-skandala-i-kazahskoy-intelligencii.html

Рейтинг: 
Средняя: 4 (3 votes)

Комментарии

Дядя, пукнувший про армян оказался как и все наши полуагашки из творческой (и не только творческой интеллигенции) слабым политиком и идеологом. Смешал две темы вообще не ...по теме! И ясное дело,  прокололся в аргументации. И заслужил такой вот отлуп. Причем тут турция???? Предъявы надо было за Кокандскую автономию этому "патриотичному" полуагашке вчинять.

Спорно, но сильно!!!

я нихера не приветствовал б если б даж наши казахи захеракали статую иль еше че в память о голодоморе или там жанаозене. мое мнение, что ставить надо на тот и именно месте знаковом. именно в той точке откуда выселели, или там где расстреляли. вы ж и ни кто не ставит памятник павшим и мертвым на расстоянии от места захоронения. и вообще я не в курсе что армяшки строят чет. по мне с каого хера то? так скоро  китаесы начнут китайские стенки строить вокруг своих мест проживания у нас, потом китайские кварталы, цыганские поселки и понесло... я нихуя не патриот власти ии рот ебать их глашатаев, которые сто проц за бабло и разрешили строить армянам. бля ну почему наши братья славяне- за исключением шиздоебнутых ряженых казаков, не строят стелл великой руси? не строят  шпили славянских каких то героев? мирно есть церкви- и хорошо. ни кто не выебывается. не провоцирует. а чуть что- не дай аллах армяшка какой накосадырит.. и первые пострадают их стеллы, и насрать будет в чью память. у нас народ если быканет то похер- вырежут все и вся. вспомните макмахановых в маловодном, а как круто казалось они там жили.... 

Cheap Ralph Lauren PoloTech t shirt is smarter than it looks. It's also more costly. The tee integrates the style label's preppy visual with the ability to supply real-time metrics from the tee shirt to your iPhone. The technology developed into it isn't completely new, but Polo has actually included extra value via a friend application that supplies workouts tailor-made to just how your body is responding. Essentially, after that, your effort educates the exercise. Just recently, I befalled of love with wrist-based fitness trackers, but the ultimate objective of those devices is to become something akin to Ralph Lauren t-shirt: sports apparel that you would certainly have used anyway, yet smarter.Yet when a security personnel at this already insular occasion refuted access to a female due to the fact that she was not putting on cheap christian louboutin high heels.

Оставить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.
(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.
(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.

Filtered HTML

Plain text

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
1 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.