Айгуль ОМАРОВА. Как рождается русофобия, Или русские – государствообразующий народ?

Несмотря на коронавирус, жизнь продолжается. Одним из важных событий в общественной жизни не только России стало обсуждение поправок в Конституцию РФ. Одна из предлагаемых норм гласит, что в федерации государствообразующим народом являются русские. Не породит ли нововведение очередную волну  того, что называют русофобией? Об  этом и том, как рождаются антирусские настроения, наш разговор с экспертом Института стран СНГ Игорем ШИШКИНЫМ.

- Игорь Сергеевич, не так давно на страницах газеты «Московский комсомолец» опубликовали стенограмму круглого стола, на котором обсуждались проблемы русофобии. В своём выступлении вы заявили, что все нормальные люди хорошо понимают: государствообразующим народом, создавшим СССР, был русский. Давайте уточним, что входит в понятие «нормальные люди»?

- Под этим определением я подразумеваю всех, кто хорошо понимает, что и в Российской империи, и Советском Союзе, и нынешней Российской Федерации,  государствообразующим народом являлся русский народ. Это ни в коем случае не умаляет и не унижает никакие другие народы, потому что только в союзе с другими народами, не противопоставляя себя им, а взаимодействуя с ними, русской народ смог на данной территории реализовать тот государственный проект, который ныне представлен. Не бывает ни одного государства, естественным путем возникшего без государствообразующего народа. Всегда есть стержень, вокруг которого соединяются все остальные народы этой страны. Другой вопрос, – в каких отношениях находится этот стержень с остальными народами.

- Вот именно. А вы не думаете, что вот такое определение «русский – государствообразующий народ», обидит, например, все другие национальности, народности России? Нас, казахстанцев, это интересует по многим причинам. Во-первых, у нас общая граница. Во-вторых, у вас проживает больше полумиллиона казахов.

- Не думаю. Например, никого ведь не обижает из проживающих в Татарстане, что татары являются там титульной нацией, что татарский язык имеет соответствующие преимущества, что татарскому народу, татарской истории, татарской культуре уделяется особое внимание.  Никого не обижало в советское время, то, что на территории Киргизии особое внимание уделяется киргизскому этносу, киргизской культуре, киргизскому языку. Это вполне естественно. А когда говорят, что это кого-то обидит, извините, это - специально раздуваемые и вбрасываемые идеи для того, чтобы противопоставить народы друг другу. В реальности никого никто не обижает. Замечу, что государствообразующий не означает доминантный, правящий. Нужно четко различать: государствообразующий народ и правящая группировка или правящий народ – это две большие разницы, и далеко не всегда они совпадают.

Там, где разрыв связей, процветают фобии

- Как вы прокомментируете свои слова на круглом столе, что русофобия больше всего зашкаливает там, где проживает немало русских? Но вот в нашей стране к моменту приобретения независимости число русских и казахов было практически одинаковым. Однако русофобии у нас не наблюдалось. Конечно, на бытовом уровне какие-то мелкие стычки случались, но в масштабе страны такого не было.

- Всё просто. В тех республиках бывшего Советского Союза, которые после распада взяли курс на отделение, шёл разрыв связей. И там стали проявляться русофобские настроения. Казахстан же изначально был настроен на интеграцию. Как мы знаем, лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева специально исключили от процесса Беловежских соглашений, чтобы он не помешал разрушению единой страны, общего дома всех народов Советского Союза. Именно Казахстан и лидер Казахстана выдвинул идею Евразийской интеграции. Вот это тоже надо учитывать. Я говорю о том, что те режимы, которые взяли курс на отделение, на разрыв всех связей, на противопоставление, они видят в русской общине на своей территории угрозу своей самостийности. В той же Эстонии с Латвией русофобия выражается больше, чем в Литве, потому что в Литве русских насчитывалось меньшее число. В Литве всем русским сразу дали равные права с литовцами. А вот в Латвии или в Эстонии, где русских было  немало,  предоставление им равных прав воспринималось как угроза курсу на построение демократического режима.

Казахстан - пример того, что единственный способ бороться с русофобией, навязываемой сверху в бывших союзных республиках, - интеграция. Потому что именно интеграция снимает все эти проблемы и не даёт для правящих верхушек насаждать национальную рознь.

- Игорь, но вот в своем выступлении вы упомянули, что новые элиты, новые руководители независимых республик рассматривают свои страны как охотничьи угодья. Но не кажется ли вам, что и в России происходит то же самое?

- А я не вижу принципиальной разницы между правящими группировками, которые захватили власть на обломках бывшего Советского Союза.

Кстати,  само выраженье - «охотничьи угодья» - родилось на российской территории. Небезызвестный господин Ходорковский так охарактеризовал отношения либерального правящего класса в стране проживания. Он сказал, что наши либералы рассматривают Россию как зону свободной охоты. Это было сказано именно про правящие классы России 1990-х годов.

Нашу общность не разорвать, если только не преодолеть память о войне

- Не кажется ли вам, что сегодня в современной России пытаются разорвать нашу общность? Например, на российском телевидении или в кино и СМИ говорят о войне так, как будто в ней не участвовали другие народы СССР.

- Знаете,  не  могу не привести пример из собственной жизни. У меня отец прошел войну от Сталинграда до Праги, командовал батареей. Где-то в конце 90-х годов раздается звонок в дверь. Открываю, стоит молодой человек, а рядом с ним глубокий старик, казах, аксакал, в национальном наряде. Я сначала растерялся, подумал, что не туда попали. А внук или, может, даже правнук, объяснил, что это его дед, который служил вместе с моим отцом, воевал в батарее. И сказал, что ему осталось мало лет жизни, и он хочет перед своей смертью проститься со своим боевым командиром. И попросил своего внука, который учился в Москве в институте, разыскать отца, достать адрес и привести его. Вот он – пример боевого братства.

- Здорово.

- И как вспоминал мой отец, в его батарее воевали представители всех республик. Этого своего бойца-казаха, который был намного старше его, он прекрасно помнил. Это к вопросу о неразрывности связей. Именно поэтому сейчас совершенно не случайно пытаются уничтожить память о войне. И само понятие «Великая Отечественная война»  подменяется общим определением «Вторая мировая война». Насаждается концепция, что это была война двух тоталитарных империй зла, в которую народы бывшего Советского Союза попали как в жернова. И это, обратите внимание, происходит практически везде, как только начинается разрыв связей между республиками и народами. Да, и в России в кинематографе или на телевидении  присутствует тупой комиссар или кровожадный особист, и все это  преподносится в якобы патриотической упаковке. Словом, у нас людей, которых товарищ Сталин точно назвал врагами народа, более чем достаточно. Ничего удивительного нет, я этого не отрицаю ни в коей мере. Это зараза общая, общая болезнь наших народов.

- Да. И я согласна с вами, что это во многом насаждается искусственно и непонятно откуда. Но пока на верхнем уровне нет открытого, честного разговора об этом, то, наверное, такое и будет продолжаться, к сожалению.

-  Проблемы есть. Не бывает в многонациональной стране, чтобы не было никаких проблем и трений. Даже у самых любящих супругов - мужа и жены – случаются проблемы. А здесь представители разных народов, поэтому найти в многовековой истории то, что когда-то кто-то кому-то сделал, просто. И на это работают как раз те силы, которые являются врагами и казахского, и русского, и киргизского, и узбекского, и т.д. народов. Потому что чем больше они нас стравливают, тем им выгоднее. А я напомню слова великого русского ученого, и я думаю, что  многие тюрки его считают великим ученым, своим тюркским, человеком, который тюркскую историю, из небытия вывел. Задолго до распада Советского Союза, Лев Николаевич Гумилёв  написал, что тысячелетний опыт Евразии показывает, что в наших географических условиях разъединение Евразии означает одно - ставить себя в зависимость от соседей, далеко не всегда дружелюбных и милостивых по отношению к нашим народам, а, следовательно, обречь на страдания народы Евразии. Это не дословная цитата, но смысл цитаты точный. Он говорит о том, что у нас самодостаточным образованием может быть только политическое объединение Евразии в целом. Как только мы разъединялись, проигрывали все наши народы.

И надо помнить, что и распад Советского Союза произошел не от того, что отделились национальные республики, а от тех процессов, которые происходили в Москве, рыба, как всегда, гниет с головы. Для реального совершения интеграции, которая отвечает интересам всех наших народов, должно произойти оздоровление в центре.

Рейтинг: 
Средняя: 4 (2 votes)