Султан АКИМБЕКОВ. Мифы в нашей жизни

Заметным событием в исторической науке Казахстана стало издание осенью этого года в издательстве "Дайк-пресс" совместно с фондом имени Фридриха Эберта сборника "Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана". Кроме того, что сами по себе поставленные авторами проблемы носят исключительно важный для государства и общества характер, особое значение данный сборник имеет в связи с тем, что в нем была опубликована последняя работа одного из крупнейших историков Казахстана и одновременно ярких личностей нашей страны доктора исторических наук Нурбулата Масанова.

Нурбулат Масанов был одним из немногих наших историков, который еще со времен существования СССР профессионально занимался дореволюционной историей Казахстана. Кроме того, он один из тех, у кого была собственная точка зрения на многие события, как прошлого, так и настоящего. Для интеллектуальной среды нашего общества, которое зачастую испытывает дефицит профессионализма и компетентности, его неожиданный уход из жизни несомненно стал огромной потерей. Естественно, что мнение Нурболата Эдигеевича по поводу нынешнего состояния исторической науки в нашей стране не только чрезвычайно актуально, но и должно представлять огромный интерес для всех тех, кто интересуется казахской историей, даже тех, кто стал объектом острой, но что, наверное, самое важное – профессиональной критики.

Помимо Масанова в написании сборника также приняли участие доктора исторических наук Жулдузбек Абылхожин и Ирина Ерофеева. Данные авторы объединили свои усилия для того, чтобы поднять тему о все возрастающем росте некомпетентности в изложении истории Казахстана, о стремлении значительного числа вновь появившихся непрофессиональных авторов творить ее собственное понимание. Зачастую это превращается в сотворение мифов о казахской истории, о поисках на пространствах всей истории Евразии случайных аналогий, которые могли обосновать ее древность и особую значимость. Вольность обращения с известными фактами, очень часто изобретение новых являются попыткой создания новой исторической реальности. И проблема в том, что данная сконструированная искусственно мифологическая реальность постепенно начинает доминировать, проникает в общественное сознание, даже в учебники истории.

В принципе в этом нет ничего необычного. Любое вновь образованное государство сталкивается с необходимостью формирования собственной идеологии, а история – важная часть любой идеологической конструкции. Особенность Казахстана, в отличие, например, от Узбекистана, в том, что здесь помимо государственного заказа на идеологию существует еще и общественный, а в связи с очевидной слабостью классической исторической науки неудовлетворенный спрос активно заполняется самодеятельными авторами. Если же сравнить нашу ситуацию с положением дел в соседней России, то там также хватает мифотворцев вроде Фоменко, Носовского и Мурата Аджи. Однако наряду с ними существует и очень развитая классическая история. Они просто сосуществуют параллельно, не замечая друг друга, как живут же вместе в мире СМИ таблоиды и серьезные деловые издания.

В Казахстане же наши аналоги Фоменко и Носовского и их вольные методы интерпретации истории доминируют практически абсолютно. И проблема по большому счету не в том, что кто-то написал, что Аттила или Чингисхан были казахами и что "слово найман происходит от немецкого нойман". Так, например, считает один из наиболее плодовитых авторов последнего времени К. Данияров. По его мнению, "нойман" в переводе с немецкого означает "новый человек", потому что найманы вторглись в Европу, будучи в авангарде у гуннов Аттилы. Хотя в науке давно известно, что слово "найман" в переводится с монгольского как число "восемь" и было связано с союзом восьми племен.

Проблема в том, что у нас нет достойной альтернативы этому "новому знанию", нет научных школ, нет специалистов и соответственно нет работ, которые могли бы в русле классической истории ответить на те вопросы, которые сегодня есть у общества. А вопросов очень много, и отсутствие ответов создает благоприятную почву для процветания исторической мифологии.

Можно согласиться с Масановым, что "история перестала быть уважаемой и приобрела мифологический, фантазийный, мистификационный либо сенсационный характер". Уважение к истории как науке можно вернуть только работами и только если они будут цитироваться в мировой исторической науке, будут признаны ею. Труды по мифологии – это не очень качественный продукт только для внутреннего употребления, навряд ли наши мифы интересны кому-то еще за пределами нашей среды обитания. Возможно, что их вполне достаточно для сегодняшнего состояния нашей интеллектуальной среды. Но вопрос остается открытым: насколько на самом деле нынешняя ситуация в истории отвечает задачам государственного развития и интересам общества.

"Континент" (Алматы, 21 ноября)
Рейтинг: 
Средняя: 3.5 (2 votes)

Комментарии

А ведь Акимбеков прав.

Сто пудофф!

А мамбеты - против!!!

Степь - неблагоприятная для проживания человека

природно-климатическая зона. Но это открытое пространство с

травяным покровом дает возможность ,как никакое другое место

на земле , существовать большим стадам травоядных животных.

Степные зоны есть на всех материках: прерии, пампасы, саваны. И везде

человек мог существовать здесь в качестве охотника. И лишь

евразийская степь была освоена человеком-казахом для

производства, т.е. на промышленной основе в огромном

количестве производился ликвидный товар: высококачественные

продукты питания , уникальные транспортные средства (лошади,

верблюды).В открытой степи в те времена когда не было механизмов,

энерго- теплоносителей, передатчиков информации, связи,

отсутствовали службы МЧС (чрезвычайные ситуаций) и т.д., в

открытой степи мог жить и работать профессионально только

казах .С его семьей, обязательное условие-многоженной(как

бы это сейчас не воспринималось,это важнейший фактор выживания

и эффективного ведения производства в степи ), с его

родовым устройством общества, с его <жеты ата> (не надо данное

общество отождествлять с термином <первобытное племя>, т.к. по

подобному родовому принципу жили лишь элиты оседлого общества,

знать, в противовес остальным простолюдина-безродным ), с его

юртой, бытом, культурой, взаимоотношениями внутри общества, с его

строением тела, организма, культурой питания. Невозможно до 18

века при других условиях освоить степь как доходное место,

поэтому версии о поживании других народах в евразийской степи:

арии и прочие народы - сомнительны. А вот казахам, выросшим в

степи, реально освоить другие ареалы обитания. Освоив степь и

создав производство товара, который нуждался в обмене, продаже

казахи сделали степные просторы привлекательными, доходным

местом. Как сейчас привлекательны места где есть ликвидный

товар- нефть: арабские пустыни, нефтеносный пустынный Запад

Казахстана и т.д. Благосостояние населения этих пустынных регионов

вызывает у жителей оазисов зависть. Вокруг степи полной товара возникли

торговые и ремесленные центры- города, в которых оседала

предприимчивая часть населения из оседлых народов и казахов.

Сеть этих городов создала знаменитый Шелковый путь. Но степь

была основной кормилицей

этих городов, поставщиком товара и потребителем продукции

ремесленников. В этих городах казахи со степи были значимыми

субъектами. Изучать историю казахов в отрыве города от степи

это все равно что рассматривать дерево без корней или нефтяные

промыслы без трубопроводов. Условия, которые привели казахов в

период с 17-18 веков к потере земель, народа объяснимы, но это

уже тема целой статьи.

Пример:Есть природные условия-море. Для кого-то это

погибель, но европейские народы сумели заставить этот

неблагоприятный фактор работать на благо своего народа,как среда поставщик продуктов питания

и среда для жизни европейского общества в условиях высоких скоростей передвижения при помощи ветера, как энергоносителя, среда для

инноваций,индустриализации,

для милитаризации,для колонизации народов на морских побережьях и

обогощения своих нар

Продолжение

Пример:Есть природные условия-море. Для кого-то это

погибель, но европейские народы сумели заставить этот

неблагоприятный фактор работать на благо своего народа,как среда поставщик продуктов питания

и среда для жизни европейского общества в условиях высоких скоростей передвижения при помощи ветера, как энергоносителя, среда для

инноваций,индустриализации,

для милитаризации,для колонизации народов на морских побережьях и

обогощения своих народов и выход на лидирующие позиции в мировой

табели о рангах, опередив прежни цивилизации- центрально азиатские.

Умелое управление данными активами в историческом контексте полученными от мореплавания дает

возможность сохранять лидерство

европейским странам по сей день, даже когда появляются другие

конкурентные факторы как наличие

нефти,газа которых нет в Европе. Казахи до 15 столетия имели фактор -

освоенная степь, также продукты питания, транспортные средства, отсюда и влияние на историю евразийского материка и

доколумбовую глоболизацию мира вокруг степи.

Поэтому действительно казахи имеют право на выяснение прошлой

истории. Выявления мотивов почему богатое общество скотоводов

вторгалось на бедные оседлые страны, где имущество было у горстки людей:

правителей,аристократов,торговце

При дележе добычи доходы победителей-кочевников не стоили тех затрат

на

вооруженную компанию.Гораздо выгодней было вести развитие скотоводства

и продажа животноводческой продукции

соседям-оседлым народам.Эти мифы оседлых народов в отношении казахов-

скотоводов,

которые были разрушителями цивилизаций сильны в сознании, что вызывает образованных граждан

не возвеличивать прошлое казахов. Не позволяют определить мотивы, которые подтолкнули

окружающие

"цивилизованные" народы назвать казахов по имени другога народа который есть.

Вышеперечисленными словами я желал бы чтобы мы взглянули на

нашу историю, на ее факты с прагматичной стороны. С того что

степное казахское общество до 19 века не приняло элементы

жизни от других народов ни в производство, ни в культуру, в во

взаимоотношения между членами общества, в язык, в обряды

гигиены , т.е. сохранился как реликтовый народ, а в окружающих

народах просматриваются казахские следы и в языке, и в обрядах

и т.д., что создает задачу для нас, которая нуждается в

решении.

С уважением

Нуркасым