Кенже ТАТИЛЯ. Честность и ответственность как гарантия будущего

Все предшествующие годы рыночных реформ носили яркий отпечаток противоречивости. Проявлялось это прежде всего в том, что относительно устойчивый рост либеральной экономики соседствовал с полным застоем, если не сказать с деградацией в других областях жизни. Особенно в сфере науки и культуры. Происходили странные вещи: рост экономики преподносился как объективный эволюционный процесс после жуткого первоначального периода «шоковой терапии», но при этом никого не смущало состояние научной школы и всеобщее падение нравов.

Движение вперед в экономике и фактический откат в гуманитарном состоянии общества может иметь для нашего государства далеко идущие последствия.  Самый яркий в этом отношении пример – коррупция, которая пронизала все поры общества. Она незаметно для нас становится чуть ли не частью национальной ментальности. Поэтому все эти шумные кампании по борьбе с коррупцией, несущие на себе печать чисто пропагандистского характера, не более чем булавочный укол для слона.
Было бы большим лукавством предполагать, что простые граждане не понимают этого. Именно здесь кроются корни абсолютного безверия наших людей. Никто никому и ничему не верит. Это есть самая большая проблема текущего момента. И носит она сугубо государственный характер. Потому как не может быть будущего у государства и общества, граждане которого повсеместно подвержены апатии. Это даже не чувство безысходности, а именно апатия. А что может быть страшнее равнодушных людей?..
Чем можно объяснить столь нездоровое состояние наших организмов – как государственного, так и общественного? Как нам представляется, причины этого следует искать не в экономических категориях, на которые делает постоянный упор наша власть, а именно в сфере морально-нравственной. Деградация человеческих отношений порождает все последующие негативные явления.
Если попытаться взглянуть на эту проблему пристальнее, то сделать это будет лучше всего в контексте уровня развития отечественной интеллигенции. Почему именно ее?.. Да потому, что так уж сложилось исторически. Можно по-разному оценивать роль и место этой, как было принято говорить в прежние времена, «исторической прослойки», но она была, есть и остается вольным или невольным выразителем общественного мнения.
В то же время найдется немало тех, кто скажет, что интеллигенция наша слабая, и поэтому, дескать, она почти не выражает интересов общества. Однако самое парадоксальное заключается в том, что и власть, и общество, и отдельные граждане чуть что апеллируют именно к ней. И самое печальное в том, что зачастую отечественная интеллигенция оказывается не на высоте. Самый последний пример: коллективное обращение «группы товарищей» с призывом «…стать создателями подлинной летописи становления и развития независимой Республики Казахстан. Наши новые научные труды и художественные произведения, посвященные нашей эпохе, должны стать надежным фундаментом новейшей истории Казахстана, которой будут по праву гордиться наши потомки».
Не имеет никакого смысла перечислять имена подписантов. Все они, несомненно, яркие и самодостаточные люди. Ну разве что за небольшим исключением. Мы имеем в виду тех, кто не потерял «подписантской квалификации», и делает это с завидной регулярностью еще с эпохи социалистического реализма. Но речь не о них… Хотя с эволюционной точки зрения существование подобной категории людей – это тоже своего рода показатель уровня нравственности общества. Просто удивительно, что они могут оставаться «властителями душ» и выразителями «дум народных» независимо от контекста эпохи. Что при большевиках, что во времена торжества либеральных ценностей. То есть место и время для них не суть важны, главное – «соответствовать» своему предназначению.
Вместе с тем среди подписавшихся есть и те, кто, несомненно, может быть отнесен к категории «интеллигенция». Что двигало этими людьми, когда они призывали своих собратьев стать «создателями подлинной летописи»?.. Невольно хочется спросить, неужели они на самом деле считают, что их «новые научные труды и художественные произведения… должны стать надежным фундаментом новейшей истории Казахстана»?.. И, наконец, разве это самое главное, чем могли бы «гордиться наши потомки»?..
Конечно, не хлебом единым жив человек. Но все же любое государство только тогда может оставить след в истории, когда оно способно создать достойные условия для жизни своих сограждан. И только в этом случае можно рассчитывать на то, что люди будут творцами в подлинном смысле этого слова. Неважно, кто: интеллигенты, сталевары или учителя.
Все остальное – химера. Устойчивость любого государства – это устойчивая система стратов и интеллигенции в том числе. Тогда можно будет сказать, что наука, культура и как их производная – интеллигенция – становятся на путь самовоспроизводства, самодостаточности, устойчивости и стабильного развития.  Есть ли смысл говорить о важности этого для судеб государства и общества?
Сейчас уже очевидно: абсолютизация экономических приоритетов в ущерб всем остальным – политическим, демократическим, культурным, научным, морально-нравственным – это тупик. Мы поставили цель войти в число 50 конкурентоспособных стран мира. Но конкурентоспособность – это не только высокие технологии, хотя без них, опять же, нельзя. Основа конкурентоспособности – это умение генерировать идеи и воплощать их на практике. Будь то инновационные проекты, прорывные технологии или шедевры культуры. Но для этого необходимо создать условия, когда начнет действовать механизм философского закона, гласящего, что качество проявляется тогда, когда аккумулируется необходимая масса количества.
Правда, например, в нашей науке с такой категорией, как «количество», вроде бы все в порядке. Растет количество защищаемых диссертаций, и по количеству докторов на квадратный километр мы действительно имеем возможность войти в мировые лидеры. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Ведь параллельно с этим происходит полнейшая девальвация научных знаний. Как следствие – снижение уровня научных стандартов. Ученых, вернее, «остепененных» кадров, тьма, однако ни научных направлений, ни, соответственно, научных школ нет.
Некоторое время назад власть предержащие категорически настаивали, что так или иначе, но экономика развивается, какой-никакой средненький класс формируется, отечественная буржуазия складывается, какие-то новые стандарты жизни определяются и даже материальный достаток худо-бедно поднимается. Несколько лет относительной стабильности породили иллюзии во власти и робкие надежды в обществе. Все обрушилось в одночасье…
Все чувствуют, что за последние полгода происходит что-то не то… Однако верхи так не считают, а низы не понимают, почему верхи не улавливают очевидных вещей. В итоге получается еще одно системное противоречие. Видимо, это еще одна из причин появления обращений подобного рода. Представители интеллигенции предлагают «создавать зрелища». А может, все-таки начать с «хлеба»?.. Тем более, какие могут быть зрелища, когда уровень образования упал ниже некуда, наука практически деградировала, а культура и искусство на последнем издыхании? Но еще не поздно сделать так, чтобы линия науки и культуры не прервалась совсем. А то все придется начинать сначала. И тогда уже нашим потомкам навряд ли придется «по праву гордиться» оставленным наследством…
Возможно, с точки зрения эволюционного развития это не конец света. Во всяком случае, для нормального эволюционного развития это не страшно. Но только не для государства и общества в конкретно-исторических условиях. Поэтому нужно сделать все возможное для преодоления негативных тенденций не только в экономике, но и в науке, культуре и морально-нравственной сфере. А для этого для начала надо хотя бы признать катастрофичность ситуации. Надо быть честными перед самими собой и ответственными перед потомками. Это очень важно с точки зрения гарантии успешного цивилизованного развития нашей культуры, науки, нашего народа. И государства.
Именно в такой последовательности…

Posit.kz
Рейтинг: 
Средняя: 3.5 (2 votes)

Комментарии

Опа-на, а чегой это Кенже решил обхариться? Он же жуткий конспиролог. Никак жизнь подзаебала старого мерина.

Стиль автора как у научного работника советской школы. Предисловие к чему-то...

Барабанщик. Это публицистика вчерашнего дня. Изрекаемые истины верны по сути, но не трогают душу.

А вот фотография (надо понимать автора) вполне в духе "андерграунда".

Первому. Жизнь уважаемый подзаебала всех. И К.Т. в принципе очень технично все объяснил, в силу каких причин...

Оставьте в покое прошлое Татили. Оно у него не хуже и не лучше, чем у всех остальных. К тому же прошлое есть у всех. Но не у всех оно вызывает светлые воспоминания. (Типа того, что ты никогда и никого не кидал). И никому ничего не должон.

А кто то узрел здесь "прошлое Татили"? И что это такое "прошлое Татили"? Или кто то интересуется прошлым автора? Я, например, интересуюсь тем, что он написал и высветил, а не его прошлым. Вряд ли оно интереснее прошлого, скажем. Рахата Алиева.

Молодца Кенжеке!Спасибо за хорошие мысли. Сегодня немногие могут говорить так.Но думают многие

Зная автора лично, могу предположить, что он долго вынашивал концепт статьи. Однако насколько тема эта актуальна? Мораль, нравственность, культура... Кому это надо и кто об этом сейчас задумывается?

Седьмой комментатор чуть чуть идиот?.. О каком концепте он говорит, когда статья представляет собой ни что иное как достаточно оперативный реагаш на письмо агашек от культуры, вышедшее в Казахстанской правде. Будь жив старый алкаш Толмачев, он бы тоже подписал (за компанию с Муриком и Олжиком)...

А сама статья оставляет двойственное впечатление.Некоторые постулаты притянуты за уши... Например, автор пишет "Мы поставили цель войти в число 50 конкурентоспособных стран мира. Но конкурентоспособность - это не только высокие технологии, хотя без них, опять же, нельзя. Основа конкурентоспособности - это умение генерировать идеи и воплощать их на практике". Спорный тезис и тоже отдает "великоказахскими понтами". Например китайцы по нашему разумению ничего сверхвыдающегося не сгенерировали, однако перестроив некоторые свои политэкономические установки бысро зашагали в ногу с прогрессом (при этом сам Китай язык не повернется назвать прогрессивной страной в смысле генерирования чего-либо!). Они берут, копируют и делают. На мгновение плохо, зато потом даже лучше оригинала. Но казахам и остальным так не удается. Даже скопировать и честно простоять у станка или у траншеи. Вот же в чем вопрос.

Но казахам и остальным так не удается... отсальным это кому?!

Казах написал статью о казахах. Про то, что они потихоньку начинают оскотиниваться. Что с этим надо что-то делать. Только вот что?!

ваваа

Цытато: Некоторое время назад власть предержащие категорически настаивали, что так или иначе, но экономика развивается, какой-никакой средненький класс формируется, отечественная буржуазия складывается, какие-то новые стандарты жизни определяются и даже материальный достаток худо-бедно поднимается. Несколько лет относительной стабильности породили иллюзии во власти и робкие надежды в обществе. Все обрушилось в одночасье:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

НЕ В БРОВЬ. А В ГЛАЗ. РУХНУЛО... А КОГДА ПОДЪЕМ БУДЕТ НИКТО НЕ ЗНАЕТ...

Скорей бы мунай закончился. Может тады за ум возьмется казах "скотина"?!