Бахытжамал БЕКТУРГАНОВА, президент АСиП. Кто виноват?

После избрания однопартийного парламента все претензии общества напрямую адресуются власти
Кто-то сказал, что политика – это игра с открытым финалом. Никакие законодательные, административные, политические реформы, направленные на закрепление статус-кво, не в состоянии обезопасить от перемен, если это перестанет быть выгодным обществу. Прежде всего речь идет о возможности массовых выступлений протеста. Результаты опроса позволяют оценить потенциал и пределы таких выступлений.
Не секрет, что сегодня политический процесс в нашей стране и его желаемые результаты программируются в "Ак орде". После избрания однопартийного парламента из публичной политики словно выдернули пружину – интригу конкурентной борьбы политических сил. Партийная система превратилась в простое технологическое средство консолидации политического режима, в котором перестали работать механизмы "выпуска пара". В обществе нет таких структур, которые могли бы разделить с властью политическую ответственность за положение дел в стране. По сути, общество лишилось способов оперативного реагирования на внешние и внутренние вызовы. Все претензии напрямую адресуются власти. Возник "ложный круг стабильности". Так называют ситуацию, когда все политические инициативы идут только от власти, а положительные отклики на них симулируются "эрзацами гражданских структур". Система замкнулась на саму себя. Административно-управленческая вертикаль оказалась стеной, закрывшей власть от народа.
Чему мы были и являемся свидетелями? Вчера – массовые акции водителей праворульных машин, сегодня – шахтерские "бунты", выход на улицу жильцов сносимых домов, обманутых дольщиков, завтра – учителей и врачей. Иначе до власти не достучаться. Школа выживания, которую проходят казахстанцы, многих научила, что власть понимает лишь язык крайних мер. Где гарантия, что управленческая стена выдержит штурм недовольных в случае ухудшения социально-экономической ситуации? Опыт сегодняшних дней показывает, что централизация политической системы не обеспечивает устойчивого стабилизирующего эффекта. Отсутствие у общества механизмов влияния на власть – это прямой путь к политизации неполитических проблем.
Несмотря на это, во втором квартале совокупный показатель ожиданий массовых акций протеста оказался ниже, чем в первом: 22,8% против 25,5% соответственно. "Пики" по этому показателю приходятся на Актобе ("верхний пик" возрастает в 2,2 раза), на Павлодар, Петропавловск и Талдыкорган ("нижние пики" уменьшаются в три раза).
В рамках опроса респондентам задавался вопрос, создававший заведомо искусственную, прожективную ситуацию: во-первых, было сделано допущение о массовых выступлениях; во-вторых, было предложено указать возможные действия в случае, если они состоятся.
Результаты оказались практически идентичны тем, что зафиксированы в первом квартале: согласных было 17,1%, несогласных – 61,7% (в первом квартале их соотношение было 17,2% и 62%).
Территориальные контрасты в такой ситуации имеют резко выраженный характер. Самые низкие показатели намерений в Павлодаре, Шымкенте и Талдыкоргане. Самые явные "очаги" недовольства – Уральск и Семей.
Другой тип прожективной ситуации, предложенный респондентам, включал в себя допущение событий, подобных "оранжевой революции" в Украине. По существу здесь речь идет об участии в акциях политического протеста. Доля готовых включиться в подобные акции не изменилась – это каждый 16-й опрошенный горожанин. Зато в 1,2 раза вырос показатель пассивной поддержки. Совокупный удельный вес активных и пассивных сторонников политически мотивированных акций протеста – 17,8%. У трети опрошенных нет желания выступать в протестных акциях, что на 4,3% меньше, чем в прошлом квартале. На 2,6% увеличился показатель "колеблющихся."
Верхний "пик" активных сторонников политических акций зафиксирован в Семее (практически каждый пятый опрошенный), пассивных сторонников – в Актобе (одна треть опрошенных жителей); противников – в Кызылорде (более трех четвертей опрошенных); "колеблющихся" – в Павлодаре (две трети опрошенных).
Очень немногие респонденты (примерно 4,3%) изъявляют готовность к экстремистским действиям, связанным с насилием и нарушением общественного порядка. Региональный разрез показывает лидера насильственных действий – это Атырау (7,3% опрошенных). Впрочем, опыт практических исследований свидетельствует, что реальное участие в акциях всегда меньше соответствующих деклараций и настроений.

Рейтинг: 
Средняя: 0 (0 votes)

Комментарии

Суровенько...

Правиетльсвто идиотическоенасквозь!

Вот что сообьщает например ХАБАР:

Выполнение бюджета-2007

Б.Жамишев: Не освоено свыше 26 млрд тенге. Свыше 12 млрд тенге неосвоенных средств приходится на целевые трансферты

25.06.2008 / политика

"Хабар", 24 июня

В повестке дня несколько вопросов - выполнение бюджета 2007 года и соблюдение конституционной законности в стране. У бюджета 2007-го - выраженный социальный характер. По поручению Президента страны на эту сферу было выделено 712 миллиардов тенге. При распределении средств большое внимание уделено образованию. В прошлом году государство сделало солидный заказ на бесплатное дошкольное обучение, дополнительные деньги получили 105 учреждений для одаренных детей. Что касается медицины, то все средства в основном направлены на улучшение качества обслуживания, особенно в сельской местности. В результате снизились показатели по заболеваемости туберкулезом и сахарным диабетом. Также в прошлом году были заметно увеличились пенсии, зарплаты бюджетников и пособия на рождение ребенка.

Болат Жамишев, министр финансов РК:

- Могу твердо сказать, что все поручения главы государства, данные правительству на 2007 год по Посланию народу Казахстана, в том числе и касающиеся социальной сферы - выполнены.

Исполнение основных статей бюджета проходило в очень непростых условиях мирового финансового кризиса. Поэтому были предприняты дополнительные меры. Спасло положение и то, что бюджет был диверсифицированным и поступления в казну шли не только из нефтяного сектора. Удалось сохранить и высокие темпы пополнения Национального фонда. Сейчас в нем сосредоточено 20 миллиардов долларов.

Омархан Оксикбаев, председатель Счетного комитета РК:

- В целом по оценке Счетного комитета бюджет 2007 года состоялся. Адекватно тенденциям растущей экономики увеличены и статьи расходов - за последние 7 лет в 5 раз. Выполнены основные параметры, улучшены прогнозы некоторых макроэкономических показателей.

Председатель Конституционного совета Игорь Рогов, выступая перед депутатами, заверил парламентариев в том, что конституционная реформа в стране продвигается более чем продуктивно, что заметно сказывается на правовой атмосфере общественно-политической жизни страны.

Игорь Рогов, председатель Конституционного совета РК:

- В результате проведенной конституционной реформы повышена роль политических партий, расширены полномочия парламента, открыт простор для развития местного самоуправления, усилена связь государственных институтов с гражданским обществом, созданы механизмы для защиты конституционных прав и свобод граждан.

Одна из ближайших задач - решение проблем, возникающих из-за неточного перевода правовых документов. По словам председателя Конституционного совета, юридическую документальную базу нужно привести к единому лингвистическому целому.

:

Иными словами этим идиотам даже воровать становится лень. "Недопилили" огромную кучу бабок? А ну как на дело все это?! Тем же дольщикам?!

Дольщиков безумно жалко, но раздавать им деньги это неконструктивная идея. Почему бюджетные деньги должны получать в массе своей более или менее благополучные люди, решившие расширитть свою жилплощадь? По крайней мере она у них была.

Свободные недоосвоенные деньги необходимо волевым решением отпускать крестьянам и молодежи.

Что то неуловимо справедливое есть в последнем посте

Ни убавить, ни прибавить