Карлыгаш ТУРСУНБАЕВА. Чем живет Казнет сегодня?

Информационное поле Казахстана в сравнении с остальными странами Центральной Азии развивается семимильными шагами. Ключевыми факторами роста цифрового общества Казахстана стали:

 - Рост населения

 - Массовое использование банковских технологий в повседневной жизни приводит к развитию электронных платных услуг

- Цифровизация «электронного» правительства и государственные онлайн-услуги (которые стимулируют общество к использованию новых технологий, и т.д.)

По данным портала аналитики новостных материалов «Медиаметрикс Казахстан» в месяц в Казахстане создается более 40 тысяч новостных материалов. В то время как в Кыргызстане формируется около 12 тысяч новостных материалов, в Узбекистане около 6 тысяч и чуть более 1 тысячи в Таджикистане. В конце ноября на площадке «Медиа Курултай – 2019» медиаменеджеры обсудили проблемы и тенденции развития казахстанского контента. Они обозначили определенный тренд роста казахоязычного информационного пространства. Однако это не означает, что в будущем казахстанское информационное поле будет одноязычным. Независимое друг от друга сосуществование русскоязычного и казахскоязычного сегмента в Казнете закономерно, потому что у обеих есть своя большая аудитория. Конечно, радует рост контента на государственном языке. Но вопрос в его информативности и качестве. В казахскоязычном сегменте властвует казахстанский шоу-бизнес, преобладают развлекательные проекты. Если посчитать новостные сайты на казахском языке, то их единицы. Заметна острая нехватка аналитической информации, а также информации для людей с ограниченными возможностями. Высока вероятность того, что скорый переход казахского языка на латиницу может привести к временной изоляции казахоязычного сегмента и затормозит его развитие. Мы побеседовал с руководителем «Интернет Ассоциации Казахстана» Шавкатом САБИРОВЫМ об отличительных чертах казахстанского пользователя интернета, о перспективах развития Казнета и его главном мифе.

- Шавкат Умарович, расскажите, с Вашей экспертной точки зрения, что представляет из себя Казнет сегодня? Какие у него отличительные черты?

- Про Казнет можно было бы поговорить, но хотелось сначала сказать о казахстанских пользователей Казнета. Наши пользователи отличаются законопослушностью. Они в большинстве предпочитают легальную продукцию. Второе, среднестатистический казахстанский пользователь платежеспособный, то есть он знает как платить, умеет платить и любит платить. Поэтому, наверное, нас любят крупные мировые гиганты как Google, Facebook, Вконтакте и т.д. Доля казахстанских платежей к количеству интернет-пользователей является очень весомой и представляет серьезный интерес для мировых компаний. Судите сами, в настоящее время в обращении находится 26,4 млн платежных карт эмитированных 22 банками и АО «Казпочта» на страну с 18 млн человек, включая дедушек, бабушек и грудных детей. Следующим отличительным фактором является тот факт, казахстанцы стопроцентно потребляют свой собственный локальный контент. Если и читают зарубежный контент, то при крайней необходимости или по рабочим обязанностям. Еще одной особенностью наших пользователей является знание английского языка помимо казахского и русского. С точки зрения бизнеса и работы отечественных интернет-магазинов, например, мы, к сожалению, не преуспели. Хотя они есть, но в лидерах сегодня зарубежные интернет-магазины.

- Чем на деле отличается русскоязычный сегмент от казахоязычного? Есть ли существенное различие в подборе тематики? И как Казнет делится между этими двумя языковыми сегментами, можете ли Вы обозначить примерные пропорции такого распределения?

- Не думаю, что сегодня можно сравнивать эти два сегмента. Они несравнимые по разным причинам, можно сказать это две разные планеты. Пустота в казахоязычном сегменте приводит к тому, что можно занять любую нишу и быть лидером. Еще лет 10 назад, когда в Казахстане не хватало русскоязычного контента, все дружно «уходили» в российский сегмент. В то время государство озаботилось тем, как создавать свой отечественный контент, и сейчас отечественного контента на русском языке много на разные тематики. Государство обязано развивать и создавать контент на казахском языке, активно стимулировать владельцев сайтов, создать целую программу с дополнительным финансированием. Все усилия по развитию казахского языка окупятся в ближайшие 3-5 лет, будет способствовать созданию новых рабочих мест для журналистов, переводчиков, ИТ-специалистов. Для «поваров», которые создают пищу для ума, должны быть созданы исключительные условия, в том числе и материальные, и моральные. Нужно искать специалистов не только в крупных городах, но и в регионах. В середине 2000-х годов в г. Актобе была своя социальная сеть, где было несколько тысяч активных пользователей, которая была на казахском языке. Но со временем сайт потерял коммерческую привлекательность для владельцев, а государственным органам было не до них.

- Какие забавные мифы встречались на вашей практике о Казнете?

- Один из мифов, что в Казахстане очень популярна социальная сеть Facebook, который реально популярен только в крупных мегаполисах как Алматы и Нур-Султан. Причем такая популярность больше раздувается теми, кто зарабатывает там. Кроме этого неправильно, когда государство само толкает всех чиновников в «объятия» Facebook-а, политизированность которого просто зашкаливает. Востребованность Facebook в Казахстане находится на уровне 9-10% в медийном поле. Социальные сети «разделили» Казахстан по регионам и использованию социальных сетей. Регионы используют больше «Одноклассники» и «Вконтакте». Это наглядно показывает, что жизнь в регионах намного отличается от жизни мегаполисов, там совершенно другой медийный контент, услуги и т.д. Люди в Казахстане живут в разных виртуальных мирах.

- Продолжая тему мифов, как Вы считаете, насколько состоятельны разговоры о том, что в будущем русскоязычный сегмент будет сокращаться, а казахоязычный расти?

- Русскоязычный и казахоязычный сегмент будут развиваться параллельно и независимо друг от друга. Уполномоченному органу в области информации следует быстро и активно работать с казахоязычным сегментом Казнета, предоставлять материальные ресурсы прежде всего тем, кто способствует развитию государственного языка в Интернете. Безусловно, что сегодня в этом развитии мало коммерческой составляющей и бизнес идет работать с казахским языком без особого энтузиазма, поэтому государство должно помочь и поддержать их на первом этапе. Нужно развивать производство контента на казахском языке методами стимулирования, предоставлять налоговые льготы и давать грантовое финансирование на 3-5 лет с обязательством построения веб-редакций на казахском языке. Только тогда мы сможем говорить о конкуренции между двумя сегментами в Казнете.

- Существует мнение, что в казахоязычном сегменте Казнета чаще встречаются материалы, носящие националистический характер. Как Вы считаете, это так?

-  Я не думаю, что в казахоязычном сегменте Казнета доминирует националистический характер. Еще 8-9 лет назад государством были предприняты огромные усилия, чтобы пользователи говорящие только на казахском языке оказались в Интернете. Но при этом совершенно забыли, что им нужен контент, контент добротный и качественный в том числе. Популярность казахстанского шоу-бизнеса на самом деле обеспечивается как раз тем, что больше ничего и нет. Если говорить об информационном наполнении или медийной составляющей, которая сегодня присутствует в казахстанском сегменте, то можно ее назвать ужасной. А что касается материалов националистического характера, то даже присутствие одной статьи такой тематики становится сразу заметной. И не только потому, что она интересна пользователям, а потому что другого контента и нет. Миллионе пользователей, которые владеют только одним государственным языком «остались» один на один с пустотой. Вы задумывались почему видеоролики на казахском языке могут набирать огромное количество просмотров? Казахоязычная аудитория благодарная, они живее реагируют, спорят, обсуждают, дискутируют, активно дают обратную связь, и как итог высокая вовлеченность. Русскоязычный пользователь стал более ленивым, его мало что заинтересует, он избирателен.

© ИАЦ МГУ

Рейтинг: 
Средняя: 1 (1 vote)