Роман РАЙФЕЛЬД. Все ли любят «мамбу»?

Материал заблокированного Интернет-издания «Позиция.kz»

Когда я был школьником, сло­во «мамбет» как-то не широ­ко использовалось. Позднее заметил, что многие «неказа­хи» часто воспроизводили его шепотом с целью в уничи­жительном смысле обозна­чить людей казахской национальности. Усматривая несправедливость в присво­ении этому слову права быть синонимом нации, не исполь­зовал его в обиходе. Теперь продвинутая часть общества, признавая за лексемой при­надлежность к разговорному стилю, в последнюю очередь понимает под ней национальность.

О том, что слово означает, до сих пор лихо спорится в раз­личных интернет-форумах. Сходятся все в одном: значе­ние негативное. Само слово звучит, будто, какой смысл ему не придай, ничего хоро­шего не получишь. Фоносемантика объясняет это не­приятным для слуха сочетанием звуков «м» и «б». Есть два основных мнения о смысле, скрытом в пяти бук­вах. Одна половина спорящих по старинке лелеет в нем ду­шок национализма, другая...

Загляните в сеть по адресу: nursultanat.narod.ru. Там мир­но покоится «Толковый сло­варь русского языка в Казахста­не» (Академия наук, Институт лингвистических исследова­ний /Толковый словарь рус­ского языка в Казахстане /2-е изд., испр. и доп. - Алматы, 2005). Его авторы - группа ученых под руководством кан­дидата филологических наук Булата Богданова, представи­телей Института лингвистических исследований Академии Наук РК, специалистов Сло­варного запаса Абаевского Института. При составлении сло­варя использовались матери­алы картотеки Словарного запаса уже упомянутого Института лингвистических исследований.

На странице непривычно вольное для ака­демического издания опреде­ление: «МАМБЕТ - (Этиоло­гия, этимология не изв.) представитель рода казахов, вне географического надродового характера, отличаю­щийся чванством, кичливостью, гонором, высоко­мерием, клиническим стрем­лением порулить хоть кем-чем (хоть в оранжевом жилете), таким же отсутствием стрем­ления к самосовершенствова­нию (сам само совершенст­во)... Звание м. - пожизненное, не связанное с местом рожде­ния/проживания и образовательным цензом, научными званиями и степенями»…

Опре­деление не идеальное, но бли­же к сути пока официально никто не подкрадывался. Этим значением руководству­ется все больше людей в стра­не, медленно, но верно «мамбет» становится словом наднациональным. Потому со­здателям всемирной свобод­ной он-лайн энциклопедии «Википедия» стоит исключить слово «мамбет» из словарной статьи, перечисляющей обид­ные «национальные прозви­ща», где он затесался в одну компанию с «жидами», «хачами», «латиносами», «раски» (прозвище русских в Велико­британии), «хохлами», «ляха­ми» (поляками), «америкосами». Теории происхождения слова гласят, что когда-то оно значило полную противопо­ложность себя нынешнего - от «коренного населения» до име­ни пророка Мухаммеда, искаженного.

То, что мы вкладыва­ем в понятие «мамбетизма», никак с этими теориями не связано. «Мамбет» и «мамба» - у нас и в Якутии, «колхозник» - в России, «реднек» (от англ. redneck- условно: красная шея) - в США, «харып» - в Узбеки­стане...

Но мамбетом нельзя назвать каждого приезжего в город аульного пацана, любой горо­жанин может подойти под по­нятие. Фиаско ждет и того, кто сочтет возможным пришить ярлык бедным. Среди обла­дателей статуса высокого дохо­да мамбетов едва ли меньше. Рисуясь друг перед другом «лехусами» и «бэхами», они доби­лись лишь того, что марки этих автомобилей перешли в разряд «мамбетских» (про «мерс» и та­кой тип авто, как джип, уже не говорим). А как вам уродли­вость и убогость архитектурных проектов особняков обеспеченных мамбетов? Прокатитесь по тем районам своего города, где они строят­ся, убедитесь: не хватает у бо­гатого мамбета фантазии по­тратить свои сбережения.

Лишь некоторые из узкой прослойки, называемой «но­выми казахами», проявляют изобретательность и путе­шествуют в широком смысле по миру. Большинство либо из года в год тупо катается по золотому треугольнику казахского туризма «Таиланд-Эмираты-Египет», либо сует­ся лишь в то место, назвав которое можно вызвать у собеседника сглатываемую слюну зависти.

То же - с об­разованием. В нашем случае, оно может быть просто куп­ленным - формальным, не важно, получено ли оно в лучших заведениях Брита­нии или в КазНУ.

Мамбетизм - это еще и не­которые традиции, которые в наше время иначе чем хамством не назовешь. Боль­шой проблемой многих се­мей в Казахстане является их гостеприимство. В итоге родственники толпами завали­вают к вам в дом и живут сколь­ко душе угодно, не считаясь с тем, каким бременем ложится на ваши не всегда преуспева­ющие плечи их присутствие. При этом гости начисто забы­вают о своей части традици­онных обязанностей.

Другие качества типичного мамбета - хвастовство и кичливость, от­сутствие скромности и занос­чивость, которые в зависимо­сти от социального статуса их обладателя могут вызывать са­мые разные реакции - от иро­ничных улыбок и подтрунива­ющих шуток знакомых до общенародного почитания, восхваления и культа личнос­ти. Особенности нашей ситу­ации в том, что в сознании лю­дей живут предрассудки не то феодализма, не то рабовладе­ния в то время, когда требует­ся более современная реак­ция на происходящее.

Мамбет подстерегает вас вез­де: на улице, в соседней квар­тире, в транспорте, на отдыхе, на экране телевизора и даже в вас самих. Идеология мамбетов - полное игнорирование культуры, воспитания, обра­зования, интересов кого бы то ни было, кроме себя. Потому что внешнее для него гораздо важнее внутреннего.

Сидеть «на кортах», заплевывая все вокруг себя, оказаться на ска­мейке с ногами, громко орать вместо того, чтобы просто раз­говаривать, разуться и исто­чать не только ногами, но всем телом запах даже не второй свежести - мамбетская поведенческая норма. Рваные нос­ки и национализм - тоже фир­менные признаки мамбича, как иначе называют мамбета.

Забавно, хоть и весьма зло описал среднестатистическо­го мамбу Ербол Жумагулов, не брезгующий литературны­ми упражнениями человек, в своей «Песне о мамбете». Издавать такое вряд ли кто бу­дет, поэтому вот выдержки: Мамбет Мамбетович Котиков был скотовод и мясодел. Он много разных пил араков и бешпармаков много ел... ...Не дай Аллах иным казахам хоть чем-то лучше быть, чем он! Мамбет таких поставит раком, лишь он - Вселенной чемпион!... ..Мамбет- ума по складу лидер, и тонкий интеллектуал, хоть фильмов Бергмана не видел и книг Шекспира не читал. Он знает лучшую науку - кого продать и подкупить, чтоб сыну или даже внуку на жизнь в столице подкопить. Короче, совершенно ясно, что на века главней всего - кумыс, токал, арак и мясо. И кроме мяса - ничего!

Литературные достоинства попахивают «Гаврилиадой» Ильфа и Петрова, но суть из­ложена метко. Я же предла­гаю свой далеко не полный список признаков мамбета, которые вы, в зависимости от окружающей вас действитель­ности, можете дополнить сами.

Одежда и внешний вид. Круглый год одни и те же вещи, как правило, не соответствующие сезонным требованиям (тон­кое пальтишко или курточка и осенние туфли или кроссов­ки в лютый мороз, теплый джемпер с капюшоном и сно­ва - осенние туфли в июль­скую жару). Превалирование черного цвета, джинсы, отсут­ствие стиля, индивидуальнос­ти, одежда в целом не по фигуре. Особым шиком летом явля­ется надеть шорты и носки в сочетании с обувью открыто­го типа (сланцы или сандалии, к примеру).

С прическами - та же «засада». Фактически суще­ствует два вида «стрижки», по аналогии с туалетами - «М» и «Ж». Безвкусица - сколько бы что ни стоило.

В плане ги­гиены - «засада» №2. Это для них в каждой студенческой поликлинике все еще висят советских времен плакаты про чесотку. У мамбетов вообще часто встречаются болезни, жирующие на несоблюдении элементарных гигиенических норм. Оговорюсь: мамбеты с высоким уровнем доходов все же позволяют себе стричься и маникюриться в хороших салонах, ну и с чи­стотой у большинства из них более-менее порядок.

Питание. Еда и питье на улице приветствуются, не важно: пи­во это или что покрепче.

Нет проблем с курением - оно мо­жет быть всегда и везде. «Стре­лять» сигареты нужно. Бед­ные мамбеты посещают места дешевые как по прайсу, так и по сути. Кафе с названиями типа «Динара», «Жадыра» и в том же духе, где шашлык и крысы, всегда к их услугам. Те, что побогаче, дабы отда­литься от первых, предпочи­тают рестораны - аналоги алматинских «Thai» и «Bellagio» (названия иностранные, заме­тили?) А как назывались бы заведения для немецких мам­бетов в Германии: «У Фрица», «Катарина», «Астана»?

В об­щем, очень любят покушать и выпить. После чего - раз­борки между собой с душе­раздирающими криками посреди ночи, милицией и иногда - «скорой».

Развлечения. Юных вдохновля­ют большие торговые цент­ры с кинотеатрами и фастфудом, где они и тусуются толпа­ми. Взрослые отправляются со всем семейным выводком в парки, а во время пикников летом стремятся непременно загадить и без них сдыхаю­щую природу. Те, кто обладает неслабым достатком, толпой, включая нянек-мамок, летят отдыхать на «острова». Никто из них художественных книг практически не читает, равно как и умных журналов, слу­шают группы серии «Музарт» (это не плохой, а просто са­мый известный коллектив), иногда что-то из старого за­падного рока - зависит от воз­раста и среды, в которой росли. Из всех искусств предпочита­ют TV и DVD.

Общение. Язык - казахская речь с русскими выражениями вроде «тем не менее», «в основ­ном», «на самом деле», даже «главным образом» и подобными. Мат тоже будет непре­менно русский, обычно это два-три самых смачных слова. Характерны вкрапления ло­кальной лингво-маргинальщины в зависимости от реги­она, из которого приехали: к примеру, «о, шешен!» (визитка из Шымкента).

Занятия. От работы на бара­холке аппаратом, воспроиз­водящим фразу «Жол, жол!» и учебы в расплодившихся заведениях всех мастей, до собственного бизнеса и рабо­ты в государственных орга­нах. Современная полиция - лучшая демопрограмма мамбетизма. Вы ведь видели в своем городе патрулирую­щие разболтанной походкой по вечерам тройки-четвер­ки, щелкающие семечки, ку­рящие и ведущие себя анти­культурно?

Собственность. Если машина, то раздолбайка-колымага 15-20 лет от роду, пригнанная из Германии, с хрипящим «Ласковый май» магнитофончиком, либо наипоследнейшая мо­дель с «пердящим» Кейни Уэстом сабвуфером, почему-то привезенная пароходом из Америки. И там, и там обяза­тельно будет висеть какая-нибудь «фенечка» происламского толка, как оберег транспортного средства (хотя в мечети «мы» не ходим, нама­зов не читаем). Если дом или квартира, то не важно, какие именно, главное - все без­вкусно, неуютно, непрактично и кичевато, разница лишь в цене и степени новизны.

Осо­бая тема: хвастовство тем, что досталось на халяву. Высшим пилотажем считается быть ба­ем и при этом таскать скрепки с работы, а туалетную бумагу - из общественного сортира. Некоторые утопают в прожек­терстве и маниловщине, со­здавая массу проектов, не до­водя до ума ни один.

Поведение. Антикультурное, иногда агрессивное, антисо­циальное (нападать предпо­читают на одного-двух людей группой, никогда - по одному), любят ходить толпами, в ше­ренгу, перегораживая проход встречным пешеходам, доро­гу перебегают в неположен­ных местах, не обращая внима­ния на транспортный поток. Часто становятся жертвами ДТП.

Любят задавать незнако­мым людям вопросы из серии: «Ты кто по нации?», «Сколько тебе плотют?» и т. д. Молодые парни ходят обнявшись или держат друг друга за руки, а если это парень и девушка, то он, как правило, просто висит на подруге. Влюбленные па­рочки часто ходят так: он ста­новится за ней (она к нему спиной), обнимает ее за та­лию и они, подобно роботам из детской кинокартины «Отро­ки во Вселенной», передвигаются мелкими шагами, син­хронно выставляя то правую, то левую ногу вперед. Девуш­ки довольны. Те, что не ходят, а ездят, делают это в нарушение всех мыслимых законов - от природных до ПДД. Сигнал используется на все случаи жизни.

Все проблемы мамба готов решить через родственные, либо иные связи, желательно осуществить развод дела на халяву, но если запахнет жа­реным, взяткой не побрезгу­ет. В зависимости от гонора все решается либо тихо (посредством одного телефон­ного звонка и малой суммы, возможно - бесплатно), либо очень шумно (посредством нескольких телефонных звонков, кучи потерянного времени и большой суммы).

Мамбет за понты Родину про­даст. И еще он очень-очень-очень любит власть. Сегодня все только и говорят о мамбах и мамбетизме. Все выражают явлению свое отрицательное отношение, но при этом сами его часть в той или иной сте­пени. Живя в обществе, где правят вышеназванные типы, мы просто не можем не вес­ти себя, как мамбеты - либо вынужденно, либо вполне осознанно.

Вспомнилась старая телерек­лама жевательной конфеты «Mamba». Она заканчивалась фразой «Все любят «Мамбу»... и Сережа тоже». В том и парадокс. Может культурным, образованным, передовым людям или тем, кто себя к таковым относит, стоит «Мамбу» разлюбить? Тогда и стране станет легче преодолеть кризисные вре­мена, а мы сможем всерьез помечтать о том, что когда-нибудь будем жить во вполне счастливом и преуспеваю­щем государстве.

 

Esquire

Рейтинг: 
Средняя: 4.6 (9 votes)

Комментарии

Ну ты написал воню-ий Жиыд!

Рома - молодец! Очень ты точно схватил наш менталиттет!

надо избавляться от всего этого, но как? до тех пор пока народ будет зарабатывать копейки этого никогда не случится, видать надолго всё это.

Клева!

Прямо как видеозапись. У автора есть чувство слова. 3-ему гостю: дело не в заработанных копейках. Мамбетизм - это состояние души. Нужно становится культурным. Во времена Французской революции люди не покупали хлеб - покупали памфлеты, листовки и революционные газеты. Жажда знания была сильнее голода. Но сложно, СЛОЖНО прыгнуть из первобытнообщинного строя в капитализм...(((

Мммбеты усих стран единяйтесь !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ну ты, Рома, должен сказать,со своим несколько развязно-гламурным поведением и претензией на звездность,тоже не образец для подражания.Бери ,например,пример с Батыра - вот он по известности круче тебя порядками,а ведет по крайней мере на людях себя много скромнее примазавшихся к нему подонков.

Роман, не слушай грубиянов-все правильно и даже очень. Сам стал мамбой уже давно...

Да райфельд, ты оправдал свою фамилию.

Это мог написать ( вернее имел моральное право) казах. но никак не райфельд. Этичный человек этого бы не сделал. Зачем это нужно было - разжигание межнациональной розни?

Тебе это удалось....мамбеты- мои родственники, и я горжусь этим и мне они ближе чем всякие остраконисты райфельды. Если из за этого материала закрыли позит.кз- я только за.

Все есть такие понятия как корректность.

Если казах начнет рассуждать о чушках, а именно так называют быдловатых русских - то разве это кому то понравится?

....

Вы теряете лояльность городских казахов такими материалами

Может России тоже стоит разлюбить скинов?

Весь ваш материал "музыкальный критик" райфельд- ненависть к казахскому народу.

ТЬфу на вас....

Давайте будем тогда писать статьи о чушках, бурлах, жидах и хачиках?

Это что - новая этика?

Не согласен с определением автора, что, мол, слово "мамбет" относится уже ко всем "необразованным" представителям этносов, проживающих в Казахстане. Нет, все-таки это относится толькок к титульной нации, потому как для других есть термин "бурламан" или "бурла".

"Мамбет" начали широко использовать в конце 80-х, до этого говорили "индейцы" и прочее.

Кстати, автор не упомянул факт, что и те, кого он причисляет к "мамбетам", сами с удовольствием употребляют это название в отношении своих, менее удачливых, как они считают, земляков, и именно поэтому слово "мамба" практически ушло из обиходной речи городской субкультуры. Теперь говорят - "мавры", или "хорваты" (по букве "Х" на номерах машин из Шымкента).

В Кыргызстане тоже грят "мавры"

Мамба

(Dendroaspis), род ядовитых змей семейства аспидов. 4 вида, распространены в Африке (к югу от Сахары). Длина тела 2 - 4 м. Окраска зелёная, иногда с тёмными пятнами (за исключением чёрной М. - D. polylepis). Как правило, обитают на деревьях, встречаются в кустарниках и на земле. Иногда заползают в селения и на обрабатываемые земли. Размножаются откладкой яиц. Питаются птицами, ящерицами и грызунами. Мелкие животные погибают от укуса М. через несколько секунд; известны многочисленные случаи гибели человека.

К нам это не относится. Мамбет - был нашим великим предком, этим надо гордится в хорошем смысле слова.

Гаврилиада у Пушкина, а не у Ильфа с Петровым, да, автор, книг у нас не читают

Я присоединяюсь к Неизвестному, хотя этой статьей автор показал всю свою сущность. В принципе ведь он сам самый настоящий мамбет, единственное что по национальному признаку не подходит, и как-то даже обидно стравнивать его с нашими мамбетами.....

Самый главный мамбет-Назарбаев Н.А. Это он развел мамбетизм во всех властных структурах!

Казахи! Подтянитесь! Читайте побольше пожалуйста.. Чтобы такие как Роман не отождествлял имя Мамбет с чем-то негативным. Роман, есть еще и "баламуты", "чокаи", ну про "хачманов" и так все ясно..

Қайта сол "мәмбеттерд_ң" б_зд_ң қалада көбейген_ жақсы. Қашанғы жақсының бәр_ орыс пен еврейд_ң енш_с_нде бола бермек:!! Мен сол үш_н Назарбаевты жек көрем_н!

Да вот еще. Роман, жить во вполне счастливом и преуспеваю-щем государстве будем тогда, когда МАМБЕТЫ станут истинными хозяевами своей земли и такие как ты будут наниматься в мужики.

Дурак ты, неизвестный. Тебе бы задуматься, так ты свой мамбетизм наружу вывернул... Прав автор. Кто не понял: статья о культуре нашей страны. А в комментариях больше всего реплик лжепатриотов.

В т.ч. Неизвестному от 04.07.2008, 11:47:18

По-моему, довольно-таки хорошая статья!!! Автор в предпоследнем абзаце пишет, что черты "мамбета" могут быть у ЛЮБОГО казахстанца (любой национальности). При этом не так важно, кого мамбетом называют.

В главном согласен с "антимамбетином" и "казашкой 2".

Автор не обзывает этих людей, а показывает, каковы те, КОТОРЫХ так обзывают.

Мне кажется, мамбет = мещанин (разновидность его), а мещан, по-моему, где-то 90-95% населения Земли... Слишком мало говорят о проблеме мещанства...

"Автор не обзывает этих людей" - этим я имею в виду, конечно, "мамбетов".

Слово мамбет появилось в Казахстане давно, в середине 80-х. При