О 25-летия независимости Казахстана

В эти дни страна отмечает 25-летие независимости. В Казахстане проводится много мероприятий и различных акций, посвященных юбилейной дате, публикуются воспоминания и панегирические статьи. Таковы «законы жанра», и в этом нет ничего зазорного. Разумеется, у каждого казахстанца свое отношение к тому, что произошло четверть века назад и что сделано уже за годы независимости. Автору этих строк тоже хотелось бы поделиться своими размышлениями на сей счет.

У этого праздника есть несколько особенных моментов. Прежде всего, положа руку на сердце, признаем честно, что независимость наступила для нас несколько неожиданно. Еще один специфический аспект заключался в том, что время было бурное, и мало кто в тот момент руководствовался политическим чутьем и уж тем более элементарным здравым смыслом. Пульсация времени и энергетика масс, которая порой самым неожиданным образом выплескивалась на площади и улицы, страшили всякого, кто пытался противостоять им. И это не просто слова, а суровая проза жизни той эпохи. Для понимания достаточно вспомнить, какой эффект, граничащий с шоком, произвели события декабря 1986 года в Алма-Ате.

Как-то так совпало, что сразу же после них был выдвинут тезис о необходимости гласности, которая через год-другой стала базовым лозунгом перестройки. В результате: натиск реформ, заданных на нисходящей стадии истории уже вовсю качающейся Империи, не просто имел какой-то сверху заданный темп, но и получил совершенно иной импульс, энергетику которого теперь определяло только Время.

В захлестнувшей всех и вся стихии самообличения и самобичевания именно Нурсултан Назарбаев сумел проявить то, что называется здравым смыслом. Но шлюзы были уже прорваны. И понеслось: так называемый «парад суверенитетов», неуместный радикализм дорвавшихся до власти националистов и все остальное из этого же ряда. Нам в Казахстане всех этих перегибов удалось избежать не в последнюю очередь благодаря выдержке и терпению руководителя республики, а также его умению выжидать до последнего. Это сегодня все умны задним числом, а тогда политические процессы развивались весьма и весьма непросто, что сейчас мало кто хочет вспоминать.

Нынче многие занимаются совершенно иным, но очень понятным с точки зрения конъюнктуры делом – воспевают Независимость. В этой связи на ум приходит проверенная временем сентенция о том, что у победы много отцов, а поражение всегда сирота. В ней есть некоторые, скажем так, «подводные» оттенки, но именно они наиболее точно отражают ее смысл. Неудивительно, что с каждой новой круг­лой датой независимости появляется очередной «круг» людей, к ней причастных. Это очень напоминает старый советский анекдот про коммунистический субботник и людей, которые помогали нести бревно вождю мирового пролетариата Ленину. Почти все такие рассказы оказались не более чем байками, иначе Ильич просто надорвался бы.

Политическая история Казахстана многогранна и многолика, в ней есть немало спорных, а порой парадоксальных моментов, которые еще ждут своего концептуального переосмысления и переоценки. Но последние четверть века стоят несколько особняком.

Итак, что есть наши 25 лет независимости? Отсечем сразу набившие оскомину банальности вроде межнационального мира и согласия, хотя это тоже реальность нашей республики, причем очень принципиальная. Но все же она больше корнями из советской идеологической лаборатории, где и была сварганена вакцина под названием «дружба народов».

Не секрет, что казахи являются достаточно молодой нацией, если говорить с точки зрения такой же молодой науки, как политология. В то же время казахи – это потомки великих номадических племен Евразии, а их государственность берет корни из империй кочевых культур, некогда наводивших ужас на другие народы. Потом был долгий период, когда кочевники Центральной Азии в силу ряда причин объективного и субъективного свойства несколько выпали из активного исторического процесса, оставшись чуть ли не на обочине развития цивилизации. Но при этом наши предки всегда хранили память о своем величии, о былой славе, что получило отражение в фабуле и архетипах нарративных эпосов.

Ну и что? – спросит какой-нибудь рафинированный европеец или иной представитель прогрессивного и развитого оседлого мира. Мало ли эпосов у других народов, в том числе у примитивных? Но отличие казахов состоит в том, что мы, оставаясь со своими эпосами, при этом по образу жизни и открытости сумели сделаться вполне современными. Именно такая трансформация и стала той необходимой идеологической базой, на которой произросли ростки независимости. По сути, казахи, как и многие азиатские народы (но заметим-таки, все же оседлые народы), совершили свой исторический прорыв – из системы ­феодальных отношений к римской юриспруденции. А это дорогого стоит…

Конечно, в такой постановке вопроса присутствуют и спорные моменты, Например, та же Южная Корея совершила цивилизационный рывок, инерция которого сохраняется до сих пор. Но у южноазиатского «тигра» есть одна большая проблема, несущая в себе одновременно идеологический, политический и военный груз, – существование параллельной Кореи, где живут и творят свою историю такие же корейцы, но северные. И хотя у казахов такой проб­лемы не было, у нас были свои тернии. Как писал когда-то Олжас Сулейменов, мы в свое время, минуя капитализм, из феодализма грянули сразу в социализм, пережив все страшные последствия перехода из одной общественно-экономической формации в другую, а теперь как бы наверстываем это, испытывая на себе тот не пройденный в свое время этап.

Исторический опыт казахов тоже имел массу своих издержек. Все-таки старушка Клио не очень любит, когда в отношении нее допускаются всякие вольности. И в то же время она иногда может воздать за жертвенность, пусть даже вынужденного характера. И кто знает, как еще качнется маятник истории, и, быть может, именно Казахстан создаст сплав лучших завоеваний советского опыта социализма и уже осмысленного опыта так называемой рыночной экономики.

На первый взгляд, это может прозвучать даже смешно, но уникальность казахов, вчерашних (по историческим меркам) конных кочевников, живших в традиционном быте и традиционной оси понятий и мировоззрения, состоит в том, что они, сохраняя приверженность традиционализму, очень даже органично вписывались во все предлагаемые историей имперские проекты – Тюркские каганаты, империю Чингисхана, Российскую империю и, наконец, Советский Союз. А после распада последней из этих империй казахи, не отказываясь от своих базовых цивилизационных корней, смогли не затеряться в урбанизированном социуме. Импульс, заданный независимостью, привел даже к смене столицы государства. И потому Астана – это не только новая географическо-институциональная точка, но и устремление, указывающее на провидение Лидера нации, а также свидетельство безоговорочной поддержки народом столь непростого шага.

В казахской истории, к сожалению, было немало трагических страниц. Но опыт учит, что даже в самых негативных сценариях можно отыскать позитив. Сегодня мы воочию наблюдаем процессы, которые говорят в пользу того, что в международной политике грядет усиление конфронтации между Америкой и Китаем – конфронтации, которая неизбежно коснется и России. Казалось бы, где уж нам найти тут свое место. Но новые реалии рождают новые возможности, и уже Казахстан проявляет себя в качестве посредника при выраженной нейтральности своей позиции. Достаточно вспомнить то, благодаря кому был успешно разрешен такой острый кризис, как российско-турецкий. А в перспективе наш нейтралитет может быть акцентированно востребован в контексте явно вызревающего конфликта мирового сообщества с радикальными формами ислама. Потому что есть феномен казахского ислама, который явно не по зубам даже самым ортодоксальным ответвлениям этой религии.

Как знать, быть может, именно предлагаемые лидером нашей страны принципы политической стратегии станут доминирующей парадигмой в системе международных отношений первой половины XXI века. Ведь они универсальны, и в их основе лежат принципы мультикультуриализма, апробированного в условиях реальной практики казахстанского социума. Самое ценное в нем – это собственно казахстанский опыт, пока еще глубоко не изученный, но однозначно доказавший свою дееспособность в очень даже непростых условиях.

Взять хотя бы процесс становления казахстанской модели государственности после распада Советского Союза. В тот период даже представители политического истеблишмента бывшей метрополии воспринимали нашу суверенность не более чем временное недоразумение. Чтобы понять глубину драматизма тогдашних процессов, рекомендуем внимательно послушать и осмыслить то, как об этом вспоминает Нурсултан Назарбаев. Правда, как и подобает истинному патриарху, делает это он с едва ощутимым налетом иронии и скрытого сарказма, но остается только догадываться, чего ему стоило это лавирование между Сциллой политической целесообразности и Харибдой неприятия новых геополитических реалий приверженцами великодержавной философии.

Современникам тех или иных политических событий не всегда удается объективно судить об их подлинном масштабе и реальной значимости. То, что сегодня, в данный момент кажется заслуживающим эпитета «исторический», спустя некоторое время может опуститься до уровня ординарного. И, наоборот, то, что сейчас воспринимается как не заслуживающее внимания, завтра может оказаться началом коренных перемен, истоком тектонических сдвигов в геополитических процессах.

В то же время бывают ситуации, когда ошибка в восприятии политических тенденций смерти подобна. Рубеж 1980-1990-х годов и последующий период были именно такими. Вспомните, как стремительно взлетали и столь же стремительно закатывались звезды многих политиков. И в этом ряду особняком стоит фигура лидера Казахстана, который сумел не только выстоять сам, но и вывести свою страну на авансцену мировой истории.

Чтобы по-настоящему оценить его роль и значение для новейшей истории Казахстана, необходимо время. Если будет угодно, некий фильтр времени, который беспощадно отсечет второстепенное и несущественное, расставит исторически значимые акценты, сделает рельефным, контрастным все позитивное. Но одно бесспорно – наша государственность состоялась и является реальным фактором международной политики.

Для мироздания 25 лет – не более чем мгновение. Но для нас это был долгий, трудный, изобиловавший драматическими зигзагами путь, который привел Казахстан в сообщество цивилизованных стран. Вопреки всем трудностям и назло всем скептикам мы сумели сделать это. Наши стратегические успехи неоспоримы. Это вселяет в нас надежду и побуждает к действиям. Именно к этому призывает нас президент Нурсултан Назарбаев, проводя последовательную, целеустремленную миролюбивую политику Казахстана, политику, которая направлена на реализацию самого священного права каждого человека – права на достойную жизнь.

https://camonitor.kz/

Рейтинг: 
Средняя: 5 (1 vote)

Комментарии

Тяжело напсиан. Но верно.

Оставить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.
(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.
(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.

Filtered HTML

Plain text

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
2 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.