419.66 500.44 5.62

«ҚазАвтоЖол»: дураки, дороги и бюджет…

«Визитной карточкой» АО «ҚазАвтоЖол» – национального оператора по управлению автомобильными – дорогами давно уже стали заметенные снегом трассы, гололедица, кривая разметка, долгострои и растрескавшиеся магистрали, в которые были вбуханы миллиарды тенге бюджетных средств, а еще – бесконечные коррупционные скандалы. И несмотря на регулярные перетасовки в руководстве компании, эта картина не меняется годами. Видимо, правы были коммунисты, еще несколько лет назад предлагавшие посадить «ҚазАвтоЖол» на «жесточайшую диету» путем лишения внешних займов, привлекаемых под государственные гарантии.

 

На волне хайпа

 

Однако тогда на защиту нацкомпании грудью встал Женис Касымбек, занимавший в то время пост министра по инвестициям и развитию. Именно он вполне прозрачно намекнул депутатам, что те не видят дальше собственного носа, и в качестве примера «достаточно высокого уровня» деятельности национального оператора привел… состояние отечественных дорог. И хотя гневный спич главы профильного ведомства в адрес мажилисменов был продиктован лишь инстинктом самосохранения (вылетев из министерского кресла, Женис Касымбек во всеуслышание стал критиковать и неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, и ход работ по ремонту, реконструкции и очистке дорог), но именно он стал тем самым тормозом, который не позволил депутатам разобраться со скандальной нацкомпанией.

 

Сейчас эстафетная палочка находится в руках Бейбута Атамкулова, руководящего Министерством индустрии и инфраструктурного развития (именно это ведомство обладает правом владения и пользования государственным пакетом акций АО «НК «ҚазАвтоЖол» в размере 100% от общего количества размещенных акций). И стоит ли удивляться, что он тоже не спешит наводить порядок в авгиевых конюшнях «ҚазАвтоЖола»?

 

После того как в прошлом месяце президент разразился разгромной критикой в адрес строящихся и реконструированных дорог, глава «ҚазАвтоЖола» Улан Алипов был отправлен в отставку. По логике, этот «акт возмездия» должен был бы стать спусковым крючком для кардинального переформатирования работы нацкомпании. Но это, видимо, не входит в планы ни ее нового руководителя Аскара Маратулы, ни и министра Атамкулова, который с философским спокойствием наблюдает за разворачивающейся на его глазах вакханалией, заслуживающей отдельного упоминания.

 

Похоже, что новый руководитель «ҚазАвтоЖола» решил потушить пламя скандала с помощью банального хайпа. Пошли в ход и актерское мастерство (чего стоит одно только его намерение проехать через всю страну за рулем авто и лично проверить качество дорожного покрытия), и громкие обещания – например, наконец довести до ума долгострои типа той же развязки у рынка «Алтын Орда».

 

И хотя Аскару Маратулы удалось на какое-то время отвлечь внимание общественности от сути проблемы, долго хайповать, рассекая по стране и красуясь на камеру, не получится. Новому главе ведомства будет в разы сложнее, чем его предшественникам, сохранять хорошую мину при плохой игре, поскольку все творящиеся в подконтрольном ему ведомстве безобразия взяты на заметку на самом высоком уровне. Теперь руководству «ҚазАвтоЖола», чтобы оставаться на плаву, придется сильно исхитриться и, подобно «чудотворцу» Гудини, совершить «смертельный трюк».

 

Хотя, судя по настрою Аскара Маратулы, он намерен продвигаться именно по этому пути, потому что желания вооружиться поганой метлой и навести порядок в доставшемся ему в наследство проблемном хозяйстве, где давно уже прописались неэффективность и коррупция, у него не наблюдается

 

Ветер в голове – не всегда попутный

 

И стоящие вдоль трасс туалеты стоимостью в 22 миллиона тенге – еще полбеды. Куда больше вопросов вызывает регулярно устраиваемый «ҚазАвтоЖолом» «вселенский плач» по нехватке бюджетного финансирования, из-за чего нацоператор вынужден ежегодно увеличивать количество платных дорог, перекладывая собственные проблемы на плечи рядовых казахстанцев.

 

Только в этом году еще 18 дорог республиканского значения станут платными.

 

И ладно бы эти автобаны могли похвастать европейским качеством, когда с дорожным покрытием десятилетиями ничего не случается – хоть танки по нему пускай. Но ведь наши платные дороги язык не поворачивается назвать даже их жалким подобием. Та же трасса на Хоргос, являющаяся одной из самых «свежих», уже превратилась в залатанное полотно. А как их чистят зимой?! Зачастую никак – проще закрыть. И такой расклад позволяет поставить под сомнение эффективность работы данной нацкомпании, за ошибки которой вынуждены расплачиваться не только рядовые налогоплательщики, но и государство.

 

Здесь уместно вспомнить выводы, озвученные Счетным комитетом в рамках заключения к проекту республиканского бюджета на 2021 год. Касались они неправительственных займов, привлекаемых «ҚазАвтоЖолом» под государственные гарантии. И поскольку доподлинно установлено, что возмещение необходимых расходов по долговым обязательствам компании осуществляется за счет средств республиканского бюджета, был сделан неутешительный прогноз: в ближайшей перспективе «ҚазАвтоЖол» не то что не намерен слезать с шеи государства, а норовит еще и нагло ножки с нее свесить. По словам государственных аудиторов, у компании, накопивший долг в 162 миллиарда тенге, нет денег на его обслуживание, а следовательно, в течение как минимум ближайших трех лет значительно увеличится долговая нагрузка на государство, которая и без того превышает все установленные ограничения.

 

Кстати, Счетный комитет с завидной регулярностью разоблачает гнилое устройство национального оператора. Весьма показательными являются результаты аудита трехлетней давности. Тогда члены комитета обнаружили массу прегрешений в деятельности «ҚазАвтоЖола». В частности, речь шла о нарушениях на сумму свыше 600 миллионов тенге и неэффективном использовании 7,3 миллиарда тенге. И это помимо почти двух десятков процедурных нарушений. Доходило до того, что компания не могла обеспечить перед аудиторами достоверность перечисленных на счета подрядчиков сотен миллионов тенге.

 

Однако воз и ныне там. Подобного рода разоблачения никак не влияют на рост эффективности работы нацкомпании. Поначалу она, конечно, пыталась отбрыкиваться и даже пробовала судиться с государственными аудиторами, оспаривая выводы комиссии. Но после того как села в лужу в суде, стала жить по принципу «нехай клевещут».

 

Впрочем, по этому принципу она живет до сих пор, предпочитая не принимать сотрясающие ее скандалы близко к сердцу. Между тем скандалы продолжают множиться в геометрической прогрессии. То выясняется, что бюджетные деньги спущены на раскрутку аккаунтов в социальных сетях, то во главе филиалов национального оператора вдруг материализуются самые настоящие уголовники.

 

Полтора года назад Агентство по противодействию коррупции обнаружило одного такого у руля филиала в ВКО. Как выяснилось, ранее он был осужден за совершение коррупционного преступления. И допустив козла в огород, нацкомпания напрямую нарушила нормы действующего законодательства. Тогда борцы с коррупцией раздули этот факт и не преминули заметить: «Здесь у нас лица, которые уже свою репутацию запятнали, к сожалению, на руководящих позициях находятся…»

 

Нужно отметить, что к бюджетному тенгепроводу под названием «ҚазАвтоЖол» горе-менеджеры присасываются с завидным постоянством. Так, в мае 2017 года по подозрению в присвоении и растрате трех миллиардов тенге был задержан заместитель директора павлодарского областного филиала компании Амантай Касымханов. Под занавес того же 2017 года загремел под фанфары директор североказахстанского областного филиала нацоператора Аскар Жанкин. По данным правоохранительных органов, он получил взятку за незаконные действия, входящие в его служебные полномочия и выраженные в сокрытии фактов о невыполненных работах. Примерно тогда же в Атырауской области при получении через посредника взятки в особо крупном размере (речь шла о сумме свыше 73 тысяч долларов) был задержан руководитель одного из отделов.

 

В 2018 году бахнуло уже в Павлодарской области. Директора и заместителя филиала заподозрили в системном получении взяток от подрядных организаций и хищении бюджетных средств путем подписания фиктивных актов выполненных работ при строительстве. Попал под раздачу антикоррупционщиков и экс-директор карагандинского областного филиала «ҚазАвтоЖола». Ему инкриминировали злоупотребление должностными полномочиями при подписании актов выполненных работ не в полном объеме по реконструкции автомобильной дороги Астана – Караганда – Балхаш – Алматы и участка дороги Анар – Осакаровка. В результате его деятельности государству был нанесен ущерб на сумму свыше 300 миллионов тенге.

 

Аналогичная ситуация наблюдалась в Мангистауской области, где были задержаны директор и заместитель филиала. Они подозревались в систематическом получении взяток от подрядных организаций за беспрепятственное подписание актов выполненных работ при строительстве автодорог в регионе, а также в хищении 500 миллионов тенге бюджетных средств. В прошлом году попалось руководство филиала в ЗКО, которое также заподозрили в хищениях.

 

Аскар Маратулы может сколько угодно с ветерком наматывать километры по вверенной ему территории, однако от этого накопившиеся проблемы сами собой не рассосутся. Безусловно, хочется излить по данному поводу тонны желчи, но это вряд ли возымеет хоть какой-то эффект – раз уж нагоняй, устроенный президентом, привел к таким странным результатам, то что говорить о простых смертных. А посему ограничусь пожеланием в адрес нового руководства нацкомпании: пусть ветер в ваших головах будет хотя бы попутным… 

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie