Поучительные истории чингизидских фамилий.
Часть вторая. Часть первая здесь.
В предыдущей части мы говорили о многочисленности алшынов, сложившейся на рубеже веков. Вкратце напомним о том, что, по данным М. Тынышпаева, Младшая орда составляла две пятых казахского народа. Его данные основаны на статистических подсчетах именно по родовым волостям. И нет оснований думать, что сейчас алшынов стало меньше по численности, чем 40 процентов, то есть по минимальным расчетам их не менее 4 миллионов человек.
И вот именно в связи с такой многочисленностью алшынов нам следует начать с разбора одного очень популярного в узких кругах мифа. Миф он и есть миф, что с него взять, но сейчас он чрезмерно тиражируется, несмотря на его явную алогичность. С логики и начнем.
Теория альфа-эмиров
В вопросе о численности родов и племен казахов напрочь изумляет продуцируемая некоторыми историками-генетиками явная несуразность. Она подгоняет множественность под придуманную чьим-то научным мозгом теорию альфа-самцов. Версия так прямо и трактует, что от одного-единственного эмира родились все последующие представителей его нынешнего рода. Они продвигают тезис о том, что все четырехмиллионное алшынское супер-племя может происходить от одного-единственного предка. Аналогичная версия продвигается в отношении миллионных аргынов. Может, данная версия альфа-предка и пригодилась бы в отношении родов, к примеру, по десять или с большой натяжкой по сто тысяч мужчин. Но чтобы единственными предками для всех племен были объявлены золотоордынские эмиры, с этим согласиться невозможно по соображениям разума.
Основанием «прямо-генетической теории» является тезис о том, что якобы в отличие от рядовых воинов, эмиры имели больше возможностей продолжить род и их потомство обладало большей возможностью выжить.
Тут, во-первых, хотелось бы напомнить, что в войне в первую очередь уничтожались элитарии противника. И вспомним молитвой, как собственно в нашей истории в проигранных сражениях полностью погибли династии великих воинов — казахских ханов Тогума и Буйдаша. И сразу же и, во-вторых, особенно в междоусобной войне уничтожались и конкуренты за трон. Так, например, в войне Белой и Алой роз будущий король кричал своим воинам, чтобы убивали знать и щадили простолюдинов. Кроме того, в собственных междоусобицах зачастую уничтожались собственные родственники, ведь в таких репрессиях Узбек-хана и последующих отцеубийствах фактически исчезла династия Бату-хана. На таком фоне, если вернуться к альфа-эмирам, как известно из списков ордынских эмиров, значительная их часть была перебита в ходе «Великой Замятни». А некоторые и вовсе «исчезли» вместе со своим родом, как эмир Каджир. То есть многие эмиры-«первопредки» просто не получили физиологической возможности к гипер-размножению.
Тем не менее, узко-генетические активисты будируют вопрос о неких альфа-самцах — эмирах.
Теперь обратимся к самым «буднично-бытовым» причинам, по которым теория альфа-самцов нереальна. Из этой надуманной гипотезы предполагается, что сами воины не имели контактов со своими женами, даже в перерывах между сражениями. И что получается из этой теории, при сражениях эмиры отправляли тысячу своих воинов в поход, а сами оставались в ауле и занимались круглосуточным осеменением чужих неверных жен. Да даже если бы воины находились в походе 365 дней, то эмир помер бы от истощения. Но это так к слову.
Да и в реальности такого не получилось бы у кочевников, среди туранцев не было права, подобного привилегии европейских дворян с их правом первой ночи с крепостными девками. А ведь и в крепостничестве бывало и так, что недовольные холопы такого сексуально необузданного барина на вилы поднимали, или топором «по кумполу» привечали.
А тут, в вольной Степи, представим себе, что вооруженные до зубов воины возвращаются из похода. Их руки привычны к боевым топорам, а тут их встречают жены, беременные известно от кого. Что бы они сделали? Как исторический минимум, они бы откочевали…
Конечно, генетикам есть и за что сказать спасибо. Благодаря их работе установлено, что племенные союзы Алим-улы и Бай-улы (за исключением естественных по туранским и казахским законам «кірме») имеют единого предка. Однако, позвольте, Алшыны сейчас составляют порядка 3-4 миллионов человек, из них – 1,5-2 миллиона мужчин. Их происхождение физически невозможно приписать одному-единственному эмиру.
Да и не стоит грешить на достойного эмира Алау. Он был воином и лично сам вместе со своими воинами шел в походы и участвовал в сражениях. Каждый эмир стоял во главе своего рода, воины были его единоплеменниками. И в каждом роду воинов было от тысячи до несколько тысяч воинов, как минимум. И большинство из них успевало оставить потомство самостоятельно.
Что еще хотелось бы сказать. Теория в принципе верна, но единого предка нужно сдвигать по времени лет на сто, если не на триста и более лет от Золотой орды, поскольку предками племен становились не только альфа-самцы, но и тысячи и даже десятки тысяч их многочисленных сородичей, без вооруженной поддержки которых эмир просто не был бы эмиром.
И возвращаясь к вышеуказанному о массовых репрессиях, первым делом следует вспомнить о теории т.н. «бутылочного горлышка» в первую очередь в отношении элиты. В политических катаклизмах она вырезалась сразу. И только в отношении достаточно больших мужских популяций действует вышеуказанный закон «прохождения бутылочного горлышка». Например, к переломному моменту подходят две популяции. Одна состоит из сотни эмиров, а другая — из десяти тысяч воинов. И у кого больше шанс выжить в момент икс, которым может стать война, эпидемия и т.п.? Какой популяции наносится неприемлемый ущерб, а какая пройдет с меньшими процентными потерями?
Карма крови и власти
В качестве сравнительного примера для нашего тезиса о потомках Алау-батыра и его еще более многочисленной потомством родне обратимся к «общепризнанной» исторической генеалогии, от которой и генетике никуда не уйти. Самым значительным сравнением является «генетическая судьба» чингизидов. Судьба их знаменитых фамилий является своеобразной «реперной точкой» для нашего сравнения.
Согласно генетическим исследованиям, среди казахов обширно представлен «стар-кластер», позиционируемый как гаплогруппа Чингисхана. Согласно мировому пиару к его потомкам относятся десятки миллионов человек по всему миру. Однако, такие заявления представляются мировой пиар-акцией, не имеющей под собой исторического обоснования.
Все потомки Чингисхана, можно сказать, известны поименно. Например, среди казахов к его непосредственным потомкам относится несколько тысяч человек, это — род Торе. Генеалогия каждого его представителя известна. В то же время в шежире других представителей «стар-кластера» Чингисхан даже не упоминается. Если это о чем-то говорит, так только о том, что оставшиеся миллионы являются потомками его сородичей, но никак не потомками самого.
И это сравнительное исследование опровергает гипотезу об «альфа-эмирах». Ведь, если принять за тезис происхождение миллионов алшынов от эмира Алау, то от потомков кагана Чингиса должно было быть потомство, исчисляемое десятками миллионов. И вот именно последнее напрочь опровергается генеалогией рода Торе, а также самой генетикой и генеалогической историей казахских родов, которая производит эти миллионы сородичей от других людей…
И, наконец, самым характерным примером «бутылочного горлышка» для династии является судьба джучидов. Наиболее титулованная и самая привилегированная во всех смыслах этого слова часть этой династии — батуиды — настолько истребили друг друга, что вопрос о потомках великого Бату не стоит вообще.
Однако, согласно летописным свидетельствам, у Джучи вместе с Бату было 18 сыновей. Скорее всего, их могло быть и больше, но мы имеем список сыновей согласно «Джами ат-таварих» Рашид-ад-Дина. Итак, восемнадцать: 1. Орда-Эджен (Орду-Ичен); 2. Батый; 3. Берке; 4. Беркечар; 5. Шибан (Шейбан); 6. Тангкут (Тангут); 7. Бувал (Мувал, Могол); 8. Джилаукун (Чилакун); 9. Шингкур; 10. Чимбай (Чимтай); 11. Мухаммед; 12. Удур; 13. Тука-Тимур; 14. Сингку (Сингкум, Шингкум). И дополним список согласно «Муизз ал-ансаб фи шаджарат салатин могул» Шахруха: 15. Эсен; 16. Бури (Буре); 17. Хугачи; 18. Кутадур (Кувадур). Все эти джучиды отмечены в важнейших исторических событиях Евразии. Но обратим внимание только на старших.
Орда-Эджен участвовал в Западном походе и в победных битвах в Польше и Венгрии. Затем лично он был наряду с Бату равновеликим соправителем Золотой орды. При этом он вместе с братьями Удуром, Тука-Тимуром, Шингкумом возглавлял левое крыло улуса Джучи, что в нашем случае означает, что он был правителем всей восточной части Орды. А это нынешний Казахстан с прилегающими территориями. Это и был «Урусханов царев юрт» и будущая Казахская Орда!
Берке — пятый хан улуса Джучи (1257—1266) отметился еще в Западном походе, он разгромил войско кипчаков и разгромил Переяславль. Но главное его достижение состоит в том, что он сохранил самообладание и в период смуты и паники из-за наступления Хулагу смог сплотить джучидов и восстановил не то, что единство, но и государственный механизм Орды. Он лично организовал сопротивление, провел тотальную мобилизацию, вплоть до 12-летних мальчиков, и отбросил Хулагу за Терек. Далее он вернул Орде Хорезм, вновь разбил хулагуидское войско в битве на Тереке, параллельно направил 20-тысячный экспедиционный корпус на Константинополь, принудив ромейского императора к выгодному соглашению. Для развития городской цивилизации Орды он основал Сарай-Берке (Сарай ал-Джедид), разросшийся в стотысячный мегаполис средневековья. Вот такой огромный геополитический и цивилизационный вклад внес Берке в Орду.
Кстати, его двоюродный внук и монархический преемник хан Менгу-Тимур также развивал городскую цивилизацию, построив Аккерман (Белгород-Днестровский), Тавань (Херсон), Кырк-Ер (Бахчисарай), Солдайя (Судак), Азак (Азов), Искер (Тобольск) и другие ордынские города.
Четвертый джучиев сын Беркечар, что интересно для казахов, какое-то время правил в Сузаке. Но главный его вклад в том, что он от имени Джучиева улуса участвовал в знаменитом Таласском курултае 1269 года, на котором было принято судьбоносное для Евразии решение о разделе империи Чингисхана, вместе с Берке спасал Орду от распада и участвовал во многих военных походах.
И что печально для тех, да и для наших времен, так это то, что некоторые летописи «упрекают» Берке и Беркечара в отравлении хана Сартака и его преемника Улагчи, в чем их поддерживают и некоторые современные авторы. Истина нам не ведома, но с этим преступлением против братьев по крови, или без него, но земной срок закончился не только для четырех вышеуказанных исторических персонажей, но и для их династий.
Из всех потомков Джучи продолжают свою земную жизнь потомки только двух сыновей, оставивших династии: тукай-тимуриды и шейбаниды. Остальные – канули в Лету. Вот представьте себе, что из 18 сыновей – венценосных собратьев не осталось потомства у шестнадцати! Вот такая карма власти и крови.
Казахские шейбаниды и тукай-тимуриды
Пятым сыном Джучи был Шибан (Шейбан). Так же, как и другие братья, он возглавлял войска в Западном походе. Вместе с Буралдаем 4 марта 1238 г. он участвовал в уничтожении на реке Сить войска князя Юрия. Далее Шибан захватил Крым вместе с его горными крепостями. Но особо он отличился в битве с венграми на реке Шайо, когда Шибан лично «двинулся в самую середину боя и произвел несколько атак сряду». Он был известным воином, отмеченным самим Чингисханом, который велел поставить ему серую орду со стальным порогом.
Значимость имени Шибана в Орде была такова, что даже Узбек-хан при избиении своих царственных родственников не репрессировал фамилию шибанидов, поскольку они есть «огланы богатыря Шайбана, рубившего саблей [и] покорявшего юрты».
Признание военных и государственных заслуг Шибана имеет традицию со времен Джучи, так «Саин-хан… Шибан-хану ... из родовых владений отдал четыре народа: Кушчи, Найман, Карлык и Буйрак». Интересно сравнение родового состава войск Шибана с именами его полководцев, чье родовое происхождение как бы не совпадает с племенным составом его войск. Темниками Шибана были его аталык-наставник Буралдай (Бурундай) из тараклы-киятов, Тукбуга-тумен, Тайбуга-буркут и дед (предок) Алибека-кунграта. Эти войска и их командиры контролировали важные улусы Орды: Кара-Улак в Валахии, Джулат на Кавказе, крымский Кырк-Йер, сырдарьинский Янгикент и Кюйдай – возможный домен самого Шибана.
Интерес вызывает то, что Тукбуга-тумен правил в Крыму, где размещались буркуты, а часть коныратов, возможно, также размещалась и в Крыму, и на Кавказе, поскольку кунграт Акхадай-бахадур правил в странах «Булгар, Черкес и Казан». Его сын Нангудай-кунграт правил черкесами, а затем при Узбек-хане стал в Сарае «амиром ал-умара», то есть эмиром над эмирами, а попросту беклярбеком. Однако в дальнейшем буркуты были переведены из Крыма в Зауралье, а сам Крым при Менгу-Тимуре был передан тука-тимуриду Уран-Тимуру. Вот откуда у шибанидов и урус-ханидов «крымская печаль» и старый повод для раздоров. Для обеих династий Крым не был чужим…
Итак, шейбаниды — дети пятого сына Джучи — составляли весьма распространенную династию. У Шибана было двенадцать (по другим источникам — тринадцать) сыновей, земные деяния многих из них нам даже неизвестны, как неизвестны и имена их потомков. Зато широко известно имя потомка в девятом поколении одного из сыновей Шибана — Байнал-бахадура. Этим потомком был Абулхайр-хан, который пытался воссоздать Джучиев улус, но попытку провести эту объединительную акцию история дала шанс только ему, но не его потомкам, проигравшим войну за Степь.
И тут сработал принцип домино. «Повторился» крымский сценарий. Шейбаниды-абулхаириды вчистую проиграли войну за Степь тука-тимуридам – казахским урус-ханидам. Абулхаириды были вынуждены покинуть Дешт, но даже в «эмиграции» они сумели взять под свою власть тимуридские владения Мавераннахра. Кстати, уж насколько был велик Амир-Тимур, но междоусобица его потомков лишила их власти в коренном домене самого Тимура. И уж насколько был велик Бабур, завоевавший Индию, но и он не смог противостоять узбекам-шейбанидам в своем родном Мавераннахре. Именно тогда геополитические паззлы Центральной Азии сложились практически в окончательном виде.
Абулхаириды распространили свою власть от Хорезма до Афганистана и создали династии правителей Бухары, Самарканда, Ташкента, Мианкала, Карши, Шахрисябза, Кермине, Туркестана, Гиссара, Ферганы, Балха, Хорезма и Заамина. Казалось бы, все сложилось хорошо и даже состоялось некое степное примирение, поскольку казахский Касым-хан оказал военную помощь пятитысячным корпусом Мухаммеду-Шейбани.
Но тут случилась религиозная война с сефевидским шахом Ирана шиитом Исмаилом I. О степени ожесточения этой войны свидетельствует то, что в Ширазе шииты извлекли из могилы останки суннитского казия Бейзави и сожгли их. В свою очередь, когда в апреле 1589 года Абдалмумин-хан взял Мешхед, то он осквернил могилу сына и преемника Исмаила I — Тахмаспа I и сжег его останки. Такая «война с мертвыми» ни к чему хорошему не приводит, ибо никто не знает, какова будет месть мертвых, находящихся под охраной Всевышнего.
И случилось то, что случилось. Жестокость Абдалмумин-хана перетекала из одной сферы в другую, ведь еще при вступлении в царствование он казнил всех своих двоюродных братьев – потенциальных претендентов на его престол.
Но жестокость всегда дает особенные плоды и Абдалмумин-хан, успевший всего лишь за полгода своего царствования натворить таких дел, был убит в результате заговора уцелевших вельмож в июле 1598 года. Но династия была уже подрублена. Последний шейбанидский хан Бухарского ханства — Пирмухаммед-хан II был убит уже в следующем 1599 году. Династия Мавераннахра закончилась.
Почему в подзаголовок вынесено словосочетание «казахские шейбаниды». Во-первых, они были плоть от плоти Великой степи и сложись судьба немного иначе, то Казахское ханство могли бы создать и абулхаириды – потомки Шибана. Во-вторых, самый великий казахский хан – «падишах Дешта, равный Джучи» Касым по-братски поддерживал Мухаммеда-Шейбани в завоевании Мавераннахра. И, в-третьих, шейбаниды оставались и в Казахском ханстве. Правитель Сибирского ханства Кучум признавался казахским царевичем Есиповской летописью, Валихановым Ч.Ч., Левшиным А.И., Небольсиным П.И. и он правил там до тех пор, пока пользовался прямой военной поддержкой своих родственников – казахских ханов.
Правило выбывания наследников
Итак, что мы видим из поучительных историй чингизидских фамилий. Мы видим, что множество привилегий, в том числе, на многоженство, оборачивалось истребительной войной между наследниками. Большинство наследных фамилий просто сгинуло с лица земли. И как мы понимаем, тот же эмир Алау-алшын и его потомки участвовали во всех этих гибельных интригах и междоусобицах. Так что, шансы его потомков были сравнимы с шансами чингизидских принцев, у которых право на власть уравновешивалось правом на почетную смерть.
И в качестве ремарки. К сожалению, господа генетики распространяют свою версию и на другие казахские роды, записывая миллионных аргынов в потомки одного-единственного человека – эмира Кара-ходжи. Ну что тут сказать? Да, действительно, Кара-ходжа признавался Тохмамышем заслуженным бахадуром, и был его послом к Тамерлану зимой 1405 года. Но тут возникает вопрос – а почему не потомки его отца Даир-ходжы (Акжол-бия)? Он был прославленным воином. Именно Даир-ходжа, сохраняя верность Тохтамышу, убил в бою золотоордынского хана Болата. Но мог ли Даир-ходжа один в единственном числе разбить хана. Прямой ответ – нет. С ним были его многочисленные воины-сородичи аргыны, которые обеспечили победу Даир-ходжи и которые тоже оставили своих потомков.
И еще одна ремарка. Как говорят сами генетики, стар-кластер у казахов представлен уйсунами, а именно семью родами: сарыуйсыны, шапрашты, ошакты, ысты, дулаты, албаны, суаны. Почему-то для них не «назначен» «один отец», хотя в их шежире родоначальник указан – Майкы-бий?!
Итак, что мы видим? Мы видим расширительное и даже чрезмерное распространение узких генетических выводов на общую историю народов, когда технологические выводы точной науки выходят за рамки своей отрасли и приобретают около-генетическое и даже сверх-генетическое значение. Так что, господа генетики, не стоит сводить историческую роль легендарных предводителей к вашей «узко-технологической» гипотезе об альфа-самцах…
* * *
И, наконец, вместо заключения. Генетика дает точный генный анализ, но не может напрямую проецироваться на историю, так как в этом плане дает лишь приблизительные результаты. Речь идет не о критике генетики как направления науки, вопрос об их конкретном промахе.
Наряду со своими выводами, присоединяюсь к мнению Кайрата Бекетова о некорректности нынешних около-генетических выводов, поскольку имеются «более древние оценки слияния, в три раза старше, чем рассчитанные на основе родословной», им «более 2100 лет назад», что имеется «более древний источник, возможно, связанный с перемещением на запад алтайских народов примерно во втором и первом веках до нашей эры».
P.S. Продолжение цикла «Алшыны» проекта «Turanian» – следует…