Не так давно произошла смена руководства Верховного Суда (ВС). Руководитель Администрации Президента Мурат Нуртлеу, выступая в Сенате по специальному поручению Главы государства, отметил, что Жакип Асанов возглавлял его с честью, как того требует закон - пять лет и внес весомый вклад в реформирование правовой системы страны, обеспечение верховенства закона.
Жакип Асанов, как новый руководитель ВС, прекрасно понимал, что эта сфера таит в себе немало тайн, сложностей, ну и, опасностей. Будучи профессиональным юристом, он также знал, что у судей очень большая ответственность за судьбы осуждаемых людей. При этом каждый судья трудился при бешенной нагрузке, низкой зарплате, отсутствии условий и стимулов для профессионального роста. К тому же, наблюдался сомнительный отбор новых судей, шел большой отток опытных кадров. Словом, система требовала срочных кардинальных реформ.
Для начала новое руководство ВС определило для себя главные болевые точки ведомства. Как известно, в судах есть три этапа: а) набор новых судейских кадров, дела, поступающие в суды, инфраструктура и сервис в судах; б) само судопроизводство; в) итоговые судебные акты.
Тогда в 2018-м году руководство обнаружило в пункте (а) две вещи, требующие скорейшего решения: принимались слабые кадры и почти 70% дел не требовали суда, как такового. То есть, суды занимались не свойственной им работой.
А ведь, любая реформа зависит от качества кадров. Для суда – это особо важно. Ибо каждое свое решение судья обдумывает и принимает сам. И его ошибку может исправить только вышестоящий суд. А пока ошибка исправится – пройдет время, человек попадает за решетку.
Как рождаются эти ошибки?
До 2018-го года новых судей принимали, в среднем по 230 человек в год. В 2014-м – аж сразу почти 500. Сейчас – максимум 60-70.
Статистика красноречиво говорит: за пять лет освобожден от должности, понижен, либо наказан каждый пятый судья (475). Причем 99,2% (471) из них назначены до 2018 года.
Помнится, в 2018 году Президент Назарбаев довольно жестко критиковал Высший Судебный Совет (ВСС), который отвечает за отбор судейских кадров. Он даже открыто обвинил Совет за коррупцию, он имел в виду существующую ставку за назначение в судьи.
Готовясь к первому для себя заседанию ВСС (Председатель ВС является одним из 16-ти его членов), Асанов предложил кандидатам в судьи написать небольшую письменную работу на тему: почему я достоин быть судьёй? И хотя об этом задании их предупредили за девять дней, однако за два часа, отпущенные им на написание задания, подавляющее большинство не смогли «родить» даже трёх абзацев(!).
Естественно, возник вопрос: как такие судьи могут решать судьбы людей, если они даже свои мысли не могут отразить в письменной форме?! Но, тем не менее, ВСС принял решение рекомендовать Президенту страны всех 88 кандидатов!
Ж.Асанов, не согласившись с таким решением ВСС, покинул то заседание. Это случилось 6 марта 2018 года.
Председатель ВС Асанов вынужден был доложить об этом Главе государства.
Сразу же был введён мораторий на назначение судей, сменён глава ВСС, внесены важные поправки в законы.
С этого времени и начались реформы в ВСС.
Были введены современные HR-инструменты, антикоррупционные стандарты, как шифрование имён кандидатов, психологический тест, ликвидация центра принятия решений, написание эссе, решение кейсовых задач, интервью с кандидатами. После принятия новых стандартов в ВСС по конкурсу проходил каждый 14-й, а не каждый 4-й, как ранее.
Сегодня в Сенате лежит законопроект, который снимет последние вопросы по отбору судей. Он сделает всю процедуру публичной, в режиме онлайн, а её запись - доступной всем.
По действующим судьям ввели новую методику оценки их работы. В ее разработке приняли участие эксперты из Нидерландов и ООН. До 2019-го года такую оценку работы заваливал менее одного % судей, после 2019 года – семь %.
Словом, быстрым темпом шло обновление и оздоровление судейского корпуса.
Параллельно двигалась работа по укреплению независимости судей.
Во-первых, от ВС передали ВСС Судебное Жюри (СЖ) и Комиссию по резерву. Дело в том, что они решали карьеру судей. В облсудах упразднили президиумы из семи судей, которые инициировали наказание судьи в СЖ. Теперь это решалось всеми судьями облсудов, причем, тайным голосованием.
Во-вторых, сократили срок пребывания председателей судов на своей должности. Раньше они могли занимать её по 20-30 лет, меняя лишь регионы. Теперь – максимум дважды (не более 10 лет). Теперь у Председателей не было прав распределять дела.
В-третьих, в 2019-м году в два раза подняли оклады судьям. А с 2023-го года будет вводиться новая модель финансирования судов: гарантировано не менее 6,5% от расходов республиканского бюджета на содержание всего госаппарата. Право на распределение денег и определение окладов судей передано расширенному пленарному заседанию в составе судей всех уровней. Показателен рост бюджета: от 36 млрд. тенге в 2018-м году до 81 млрд. в 2023-м.
В-четвертых, были сняты инструменты влияния на судей со стороны силовиков. Уже поддержано предложение передать санкционирование следственных оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей от прокуроров областей Генеральному прокурору.
Несколько слов о нагрузке. До прихода Асанова Председателем ВС суды просто-напросто тонули в лавине дел и материалов. Почти 20 лет подряд шёл их рост. В 2018 году был пик накопления дел – 4,5 млн. дел, то есть, в день надо было рассмотреть по 18,5 тысяч!
Ежедневно каждый судья должен был принимать 11 решений. В столице и в Алматы – до 50-ти. О каком качестве работы судей можно было рассуждать при таком конвейере? Коридоры судов походили на улей: истцы, ответчики, «болельщики» и огромное поле для коррупции: в мутной воде легче ловить рыбу.
Как решили эту проблему? Через законы освободили суды от миллионов бесспорных дел, передали их другим уполномоченным структурам. У судей появилось больше времени на сложные дела. С акиматами, палатой предпринимателей, другими структурами начали развивать центры примирения и медиации. Во всех райсудах оборудовали фронт-офисы, где людям помогали заполнять документы, обеспечивали консультациями. Таким образом, поступление дел уменьшили втрое, чем в пиковом 2018-м году.
Но людей мало не волновали проблемы нагрузки судей, вакансии, работа с кадрами и т.п. Их интересовал, конечный продукт - судебный акт. А они раньше были огромные с неясными ссылками на нормы законов, без внятной логики и убедительных аргументов на доводы сторон.
Поэтому был принят стандарт по содержанию актов, чтобы любой человек мог легко найти ответ на свои вопросы. То есть, чётко расписали, как оформлять описательную, мотивировочную и резолютивную части. Издали четыре книги образцов по всем видам судопроизводства на казахском и русском языках. Ввели правило, чтобы судья понятно и ясно объяснил, почему принял именно такое решение.
Если кратко резюмировать результативность реформаторских работ, проведенных за пять лет в судах, то можно сказать следующее: за эти годы ВС разработал 45 законов, 33 из них уже работают. Остальные четыре находятся в Парламенте, восемь - в госорганах.
С 1 июля 2021 года заработала адмюстиция. АППК помогли разработать немецкие судьи. Кодекс вобрал в себя мировые стандарты. Суд по таким искам идёт через призму «презумпции виновности госоргана». Адмюстиция изменила парадигму, что госорган всегда прав. Люди и бизнес почувствовали уверенность.
Госорганы за год в рамках АППК проиграли в 61% дел, хотя до 1 июля 2021-го было до 15%. Выход для госорганов один: повысить качество работы. Этого мы и добивались, вводя адмюстицию.
По уголовным делам стало больше оправдательных приговоров: если до 2018 года по тяжким преступлениям оправдывали в среднем 20, то с 2018-го – уже 160–200 человек. Раньше, если человека задержала Антикоррупционная служба, то шансы у него быть оправданным в суде сводились к нулю. Теперь абсолютно иная картина, в том числе по делам Антикорра.
Для наглядности сравним статистику с 2014-го по 2017-й годы с последующим периодом: чаще удовлетворяли жалобы на следствие. Если до 2018-го года суды не давали санкцию на арест по 5% дел, то сейчас - около 20%. Вдвое меньше стало самих уголовных дел (с 65 тыс. до 35 тыс.), органы следствия сами прекращают дела, понимая, что их ждут оправдания.
Известно, что мировой тренд гражданского судопроизводства - это развитие альтернативных способов разрешения споров. И ВС последовал по этому пути с 2019 года. Через законы внедрили стимулы для того, чтобы стороны сами примирились до суда. Введен был «досудебный протокол». Стороны, ещё до суда решают для себя - стоит ли им судиться. Благодаря этим и другим мерам иски в суды сократились в разы - в 2,5 раза (с 900 тыс. до 370).
После таких реформ, по международному авторитетному рейтингу «Индекс Верховенства права» Казахстан в 2016-м году среди 113 стран был на 73 месте. А в 2022-м году среди 140 стран Казахстан уже занял 65 позицию.
В сфере уголовного правосудия среди стран бывшего СССР Казахстан на пятом месте после трех государств Балтии и Грузии, по гражданскому правосудию – на четвертом после прибалтийских стран.
Безусловно, это очень хорошие показатели.
Вот такие реформы провел ВС во главе с опытным и честным юристом Жакыпом Асановым.