429.68 488.16 5.92

Бабай на Чистопрудном бульваре

В 2006 году в Москве на Чистопрудном бульваре установили памятник замечательному казахскому философу и поэту.

 

Как известно, этот год объявлен годом Абая. У него юбилей, и к нему отнеслись с использованием всей мощи государственной машины и идеологии... Ну, тут c определение «мощь» мы, возможно, маху дали... Но как бы там ни было, сегодня и впрямь порой кажется, что Абай – воистину наше все… Мы не будем спорить с этим тезисом или, наоборот, на своем, мелком уровне его еще более углублять. Просто именно в этом году, ковидным летом, 10 августа отгремел первый в истории РК официальный праздник – «День Абая». Но в обывательском восприятии он, скорее всего, случился, он, можно сказать, прошел. Может быть в последующие годы все интереснее организовано будет. Пока так…

 

…Праздники, особенно официальные, отличаются тем (вместе с очевидной пользой, что они на какие-то значительные исторические фигуры или события хотя бы указывают), что позволяют не только чиновникам, но и остальным, не государевым людям как бы поставить в уме или душе галочку: дань была отдана, и бог с ней, в самом хорошем смысле этого слова, другие дела ждут.

 

Но что-то свербит, не дает пройти совсем уж мимо этого события. Кстати, в последний день 2020-го хотелось закрыть и этот гельштатик.  К тому же напомним – пока что мы находимся – помимо всего прочего – в отрезок времени, названный «Годом Абая»…

 

Предлагаю коснуться в этой связи нескольких мелких аспектов по истории, так сказать, вопроса «Абай Кунанбаев в современном мире». Возможно, для кого-то в несколько необычном ракурсе. О темах больших, анализирующих мощный образ степного мыслителя, содержание и непреходящее значение его творческого наследия, мы говорить не будем. О них и без нас неустанно рассказывали во всех казахстанских СМИ и по поводу, и без в СМИ на госязыке…

 

Но – по нашей теме. В 2006 году в рамках мероприятий Года Абая в России – в Казахстане тогда зеркально проводился год Пушкина – в Москве на Чистопрудном бульваре установили памятник этому замечательному казахскому философу и поэту.

 

В скобках заметим, философом, даже спекулятивным (основывающемся на внесистемном умозрении), Абай не был. Он не ставил поиск истины о мироздании и месте человека в нем, какая бы там эта истина ни получилась, главной задачей и желательным итогом своих раздумий. Он вырабатывал на основе житейских наблюдений правила достойного осмысленного бытования для простых людей в конкретном месте при конкретных же, исторически сложившихся обстоятельствах. Что и хорошо. И как раз выдает мощный ум. Философов, к примеру, поправивших предшествовавшее любомудрие на пару пунктов, пруд пруди, а мыслителей, давших наставление народу о первостепенной важности образования, культуры, науки и хорошего воспитания, раз-два-обчелся. Конечно, здесь речь о тех, кого сам народ признает хотя бы для вида своими наставниками, а так-то «учителей человечества» на свете больше, чем было кандидатов разнообразных наук в СССР.

 

Памятник на Чистых Прудах вышел не просто хороший, а даже замечательный. Не халтурный, а наоборот, выразительный, отлично проработанный, с шикарным постаментом из капитального серого гранита, а не с облицовкой малопонятной плиткой. В этой связи хотелось бы подметить одно обстоятельство. Качество его изготовления превосходит большинство памятников в РК, хотя, казалось бы, что москвичам Абай? Многим, особенно молодым, если говорить о нулевых годах нашего века, на самом деле, он был почти, или же совсем, никто. Но ставить не только явную, но даже полу-халтуру в центре Москвы в двухтысячные годы уже было непозволительно даже на чужие деньги (создание монумента профинансировала РК). В этом смысле казахстанцам и образца 2020 года вполне можно поучиться. Уважение к любой культуре или есть, или его нет. В последнем случае, его нет не только к чужой, но к своей тоже. Это две стороны одной медали. Кстати, в Москве стоят качественные памятники Фирдоуси и Низами, Тагору и Сервантесу. Русская культура не только не отделяет себя от мировой, но чувствует себя ее органической, полноправной, не малой частью. Не без вариантов, конечно. Изоляционизм и ксенофобия никогда не умрут, хотя бы как простой метод манипулирования информационными потоками, а, следовательно, и людьми.

 

Тут коренной алмаатинец горько всхлипнет: мы даже улицу безобидного, вне-идеологического, сто пудов, не россиянина Луи Пастера от исчезновения с карт города не уберегли. Какая там культура мировая. Что-то такое было, да. Давно. Алла Пугачева? Григорий Лепс? Нет? Или вы о чем? Вот голых женщин в галереях задрапировать, а лучше бы совсем убрать оттуда. А потом и не голых тоже. Это настоящая культурная задача.

 

Впрочем, самоуважение и в России бывает разным, в том числе в комическом изводе, и даже гротескное.  Чистопрудное «отрицалово» – в Москве, как в любом мегаполисе, деклассированный элемент состоит в основном из коренных обитателей – в 2006-м году было возмущено. Не столько тем, «кто это такой», «зачем он нам» и далее везде, а… «почему он, блин, сидит?». Люди-памятники должны же стоять перед населением. Или гарцевать. А тут «бабай» какой-то прям расселся!.. Вот Индира Ганди совсем неподалеку отсюда, даром что женщина, а идет, дорогим москвичам приветливо и широко рукою машет.

 

Но когда в России, в основном в Москве, в 2011 году начались известные волнения интеллигенции, Абай – пусть по прихотливой игре случая – пришелся будто бы впору. #ОккупайАбай – «народные» гуляния с политическими требованиями – случился следующим, 2012-го года летом. Протестанты, пусть со скрипом, шумом и проволочками, но разобравшиеся, кому поставлен памятник, ставший символом их целенаправленного гуляния, даже обрадовались получившейся символике. Абай, оказывается, это степной вольнодумец, борец за свободу, так ведь и мы…

 

Тут, разумеется, кроется принципиальная ошибка москвичей и примкнувших к ним политизированных провинциалов. Вольнодумцем, борцом за свободу в словарном понимании слова Абай как раз не был. Это ему потом, известно кто, сочинили. Царское правительство не гоняло его за попытки внедрить относительный «европеизм» в степных просторах, хотя бы на бытовом уровне привить толику «Запада» к так называемому «Востоку». Его не подвергали цензуре. Даже простые люди, кому идеи Абая об осмысленном духовном наполнении жизни казались, мягко говоря, обременительными, не говорили, пошел, мол, прочь, ты наш враг. Они говорили ему примерно так: не разговаривайте с нами, пожалуйста, о сложных вещах, мы-то, в отличие от вас, люди простые. А то и короче: не разговаривайте с нами, пожалуйста.

 

Абай не был преследуемым никем и ничем, кроме как своими же мыслями. Он был широко непонятым.  А еще точнее, широко игнорируемым. («Игнор», не правда ли, весьма эффективный метод борьбы кого угодно с кем и чем угодно, как учит нас опыт пребывания в Сети и масс-медиа, которые все теперь тоже Сеть).

 

Но ведь хорошо, что благодаря тем политическим протестам о нем в России, в Москве вспомнили, а вернее сказать, узнали.  Тут польза точно для Казахстана вышла. Какая-никакая, а дополнительная культурная связь между народами стран со второй по протяженности общей границей в мире. Да и политические протесты у нас самих не на носу ли? Ведь и вправду, так больше жить нельзя. 19 миллионов человек (хорошо, не 19, потому что минус младенцы, минус умалишенные), уже открыто зуб об этом дают. Есть о чём подумать заранее, глядя на россиян, а теперь вот и на белорусов. К чему-то, кому-то, к какому-то символу эти протесты, хотя бы по тактическим причинам, всё равно организаторам придётся привязывать.

 

Пригодится ли грядущим протестантам мощный образ Абая? Хотя бы относительно, пусть даже по касательной? Как тогда москвичам? В конце концов нынешняя новая-старая власть его не просто так только что взялась официально приватизировать. Тут не все, как и сто с лишним лет назад, ясно-понятно.  «Мы – люди простые». Требовать «отобрать и поделить», вот это уж точно, будем.  Не хотим плохих начальников, а хотим… своих, как бы нам родных, как бы... И если в этом направлении хоть что-то начнёт осуществляться, то какое нам еще осмысленное духовное наполнение жизни? Это вы, интеллигенция, потом за нас сочинять будете, когда все окажутся уже сытыми. Тогда-то конечно, тогда-то флаг в руки, что мы, совсем ничего не понимаем, что ли?..

 

Но ведь доподлинно известно, что сытым человек не бывает никогда. В принципе. О чем, в числе прочего, этот даже выглядевший нелепо чудак как раз упорно твердил.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости

Новости партнеров

Подпишитесь на нас, чтобы получать интересные новости!

Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie