Созданная почти 30 лет назад Организация коллективной безопасности (ОДКБ) практически всегда воспринималась всеми как эдакие современные «потешные войска». Даже авторитетные в области региональной безопасности эксперты порой высказывались о ней весьма пренебрежительно, называя интеграционным недоразумением и советуя тихо похоронить за ненадобностью. И вроде бы ввод в Казахстан миротворческих сил организации преломил естественный ход истории, однако на деле все оказалось не столь однозначно.
Бумажный солдат
Стоит напомнить, что ОДКБ была создана в далеком 1992 году как ключевой инструмент для поддержания стабильности на всем постсоветском пространстве. В начале 90-х помимо Казахстана, России, Беларуси, Армении, Кыргызстана и Таджикистана, составляющих ОДКБ сегодня, в организацию также входили Узбекистан, Азербайджан и Грузия, которые со временем посчитали сотрудничество в установленных рамках неприемлемым для себя.
Несмотря на обилие мероприятий, ежегодно проводимых в рамках ОДКБ, куда входит и сотрудничество с государственными институтами стран-участниц на различных уровнях, и совместные учения, взаимодействие внутри организации в большинстве своем носило, как выражаются политологи, «формализированный характер». В переводе на понятный язык это означает, что, по их мнению, ОДКБ способна была показывать зубы лишь только на бумаге.
И хотя на ОДКБ когда-то возлагались очень большие надежды (вплоть до создания объединенных вооруженных сил и единого пограничного пространства), на практике оказалось, что страны – участницы организации не способны даже на единое реагирование и выработку согласованной позиции по «афганскому вопросу». Про то, чтобы разводить по разные стороны баррикад участников региональных «междоусобиц», и речи быть не могло.
Причина здесь довольно прозаична – базовый механизм ОДКБ оказался нерабочим. В случае возникновения угрозы для безопасности, территориальной целостности и суверенитета одного или нескольких государств-участников страны ОДКБ должны были «приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы». Однако несмотря на то что на территориях стран – участниц ОДКБ за прошедшие 30 лет регулярно возникали кризисы, в разрешении которых мог бы проявить себя этот самый «коллективный разум», такого ни разу не произошло. И это при том, что еще в 2010 году в Договор о коллективной безопасности были внесены изменения, позволяющие ОДКБ реагировать не только на факты внешней агрессии в отношении ее участников, но и на внутренние конфликты, возникающие на территории конкретной страны.
Словом, ОДКБ свое существование ничем не оправдывала, к тому же время показало, что решать «военные вопросы» странам, входящим в эту структуру, проще и эффективнее в рамках двусторонних отношений, так сказать, без привлечения «большого жюри». Казалось, что события на Украине и вопрос присоединения Крыма, разведшие страны-участницы по разным углам геополитического ринга, и вовсе вобьют последний гвоздь в крышку гроба ОДКБ. Но…
Процесс реинкарнации
Тут случился Казахстан с погромами и террористическими угрозами на своей территории. Трагические события, произошедшие в нашей стране, показали, что у ОДКБ все же есть порох в пороховницах и эта организация при должном подходе вполне может выступить в роли боевого регионального братства.
Ввод миротворческого контингента ОДКБ в охваченный беспорядками Казахстан был расценен рядом региональных экспертов как реинкарнация этой структуры со всеми вытекающими отсюда последствиями – повышением ее статуса и новыми перспективами. Особенно смелые аналитики замахнулись даже на расширение состава ОДКБ, куда, по их прогнозам, станут подтягиваться другие страны СНГ, в том числе и ранее ее покинувшие. Высказывались мнения о повышении влияния этой военно-политической структуры на международной арене вплоть до составления реальной, а не мифической конкуренции НАТО.
Мы, пожалуй, пока воздержимся столь далеко заглядывать в будущее, но признаем тот факт, что события в Казахстане можно считать неким триггером для этой организации. Да и главы государств, в нее входящих, собравшись на внеочередную сессию Совета коллективной безопасности ОДКБ, продемонстрировали твердое намерение приложить все возможные усилия для дальнейшего развития организации. С этой точки зрения стоит вспомнить, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что ОДКБ показала свою востребованность и эффективность в качестве авторитетного военно-политического инструмента.
«Это реально работающий механизм обеспечения стабильности и безопасности наших государств, – подчеркнул он и добавил: – Фактически произошедшие события стали переломным этапом в развитии организации, которая обрела новое качество как сильный международный институт. Угрозы, с которыми столкнулся Казахстан, являются общими для всего пространства коллективной безопасности, поэтому нам важно и далее укреплять мощный потенциал ОДКБ».
Впрочем, последующие события серьезно девальвировали эти оценки. Та скорость, с которой было решено вывести миротворцев с территории Казахстана, уж точно не согласуется с мнением о якобы сильном международном статусе этого института. Давление коллективного Запада, Китая и Турции, выразивших свое недовольство появлением сил ОДКБ в Казахстане, равно как и высказанное «фи» со стороны собственных элит, оказались куда как весомее.
С другой стороны, однозначно утверждать, что участие организации в миротворческой операции в Казахстане не принесло никаких дивидендов, тоже нельзя. Роль пугала для мирового сообщества ОДКБ сыграла на пять с плюсом. А это хоть и не является прямой альтернативой НАТО, но дорогого стоит. Особенно для усиления аргументов стран-участниц и укрепления их позиций в большой геополитической игре…
Миротворцы ОДКБ, вопреки опасениям госсекретаря США Энтони Блинкена, о том, что российские войска из состава миротворческого контингента ОДКБ «могут задержаться в Казахстане надолго», начали свой вывод 13 января. После выполнения задач по восстановлению мира и конституционного порядка, миротворческий контингент ОДКБ оставляет страну, которой самостоятельно предстоит решать свои внутренние проблемы. А проблемы останутся прежними, учитывая влияние политических сил, которым не выгоден мир в Казахстане.