425.02 450.1 7.17

Чехарда в образовании — авторы учебников обратились к Токаеву

Президенту Казахстана сообщили о нечестной конкуренции на рынке издания учебников.

 

Новый Казахстан, о котором говорит руководство страны, начиная с январской трагедии, невозможно построить, не избавившись от некоторых родимых пятен прошлого. И самой главной бедой остается коррупция. Проникая во все сферы жизни, она вызывает порой необратимые разрушения. Особенно это хорошо заметно по состоянию медицины в стране и школьного образования.

 

В редакцию SPIK.kz попало открытое письмо на имя президента РК Касым-Жомарта Токаева от авторов казахстанских учебников. Главе государства пожаловались на неконкурентную борьбу на рынке учебной литературы, из-за которой произойдут нарушения образовательного процесса. Жертвами станут педагоги и второклассники страны. Приводим это обращение без купюр:

 

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

 

Мы с большим вниманием смотрели Ваше интервью телеканалу «Qazaqstan» и полностью поддерживаем Ваше стремление избавить страну от засилья монополий. Деятельность во всех сферах жизни нашего общества должна протекать на фоне честной конкурентной борьбы и торжества справедливости. Казахстанцы мечтают, чтоб это стало реальностью, но на практике, увы, зачастую происходит прямо противоположное.

 

К такому выводу нас подвели результаты работы ежегодной предметной комиссии Республиканского научно-практического центра экспертизы содержания образования МОН PK (далее — РНПЦ) по учебно-методическим комплексам (УМК) для 2-х классов, которые мы считаем нечестными и предвзятыми. Прослеживается явный уклон в сторону интересов издательства «Атамұра», чьи учебники в большинстве своем стали базовыми. Причем об этом наши коллеги из «Атамұра» знали еще в декабре прошлого года, тогда как другие издательства проинформировали об итогах работы предметной комиссии лишь в феврале текущего. Как такое стало возможным?!

 

В 2021 г. наши учебники для 2-ro класса готовились к переизданию, были также созданы новые — «Цифровая грамотность» на казахском и русском языках. Все наши УМК объединяет общая система научно-методических подходов. В учебниках использованы удобные для восприятия детей новые технологии: QR-коды и электронные приложения. Интерактивные аналоги данных УМК размещены на первой отечественной платформе цифровых учебников TopIQ. kz, разработанной издательством «Алматыкітап баспасы» за счет частных инвестиций. По какой же причине значительно улучшенные, учитывающие современные тренды, тщательно доработанные УМК для 2 класса, которые на настоящий момент используются как базовые, неожиданно лишились рекомендации к допуску в Перечень учебной литературы для общеобразовательных школ?

 

В результате принятых решений базовыми учебниками по одним и тем же предметам в школах и классах с разными языками обучения будут УМК разных издательств, что, безусловно, породит проблемы в учебном процессе. Наряду с этим нарушается преемственность обучения, поскольку искусственно разрываются авторские линейки учебников, и учителя лишаются единых подходов в методологии преподавания предмета, что может негативно отразиться на получении учащимися системных знаний.

 

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, обращаемся к Вам с просьбой защитить наше право на объективную оценку и открытую защиту своих учебно-методических комплексов перед новым, не ангажированным никем экспертным составом итоговой предметной комиссии РНПЦ. Мы убеждены — только гласная защита проектов УМК авторскими коллективами, редакторами и методистами издательств станет действенным механизмом для искоренения недобросовестной конкуренции в области разработки, экспертизы и издания качественных школьных учебников.

 

Пользуясь случаем, хотим высказать свои пожелания и предложения по этой же теме.

 

  1. В настоящее время в Мажилисе Парламента PK находится на рассмотрении проект о внесении изменений в Закон «0б образовании» по вопросу отмены базовых учебников и возобновлении альтернативности учебной литературы, что позволит избежать застоя в ее развитии. Просим Вашего содействия в ускорении данного процесса.
  2. Целесообразно законодательно закрепить несменяемость учебных программ в течение 5 лет, как это принято в большинстве стран. Нынешняя чехарда с программами образования, которые изменяются каждые 1–2 года, значительно снижает их качество, как, впрочем, и качество разработанной по ним учебной литературы.
  3. Контрафактная учебная продукция наносит ущерб издательствам в сотни миллионов тенге, вредит здоровью учащихся, поскольку изготовлена без соблюдения санитарных норм, а также лишает государственный бюджет значительных налоговых поступлений. Необходима законодательная инициатива, которая сделает контрафакт крайне невыгодным.
  4. Предлагаем вернуть в «Правила организации работы по подготовке, экспертизе, апробации... изданию учебников...» гласную процедуру экспертизы с размещением макетов учебников всех издательств-претендентов в свободном доступе, а также включить норму открытой защиты авторами своих учебников и УМК.

 

Уважаемый Касым Жомарт Кемелевич, в заключение позвольте нам как алматинцам и гражданам Республики Казахстан выразить Вам наше искреннее уважение и безграничную благодарность за спасение нашего любимого города и всей страны в дни суровых январских испытаний.  

 

Под письмом значатся подписи авторов учебников «Математика» (каз/рус), «Қазақ тілі», «Әдебиеттік оқу», «Литературное чтение», «Цифрлық сауаттылық», «Цифровая грамотность», «Жаратылыстану», «Естествознание» — 19 человек.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости

Новости партнеров

Подпишитесь на нас, чтобы получать интересные новости!

Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie