Что ожидает Казахстан в новом политическом сезоне

Совсем скоро депутаты вернутся с каникул, и глава государства по традиции проведет совместное заседание палат парламента, дав старт новому политическому сезону. Каким он будет? Что ждет нашу страну в ближайшем будущем?

 

И хотя наши сердца требуют перемен, вопрос о том, насколько новый вектор развития страны будет соответствовать внешним и внутренним угрозам, не перестает тревожить наши умы. Не меньший интерес вызывает и ожидание новой волны перемещений в рядах управленческой элиты.

 

На перепутье

 

Недавно в своем Telegram-канале видением на этот счет поделился создатель энциклопедии «Кто есть Кто в Казахстане» Данияр Ашимбаев.

 

«Правительство Мамина активно работает по всем направлениям, но социальный блок дает серьезные сбои. Поскольку общий курс вряд ли будет изменен (ни желания, ни возможностей для этого нет), то власти нужно по-хорошему ритуально прочистить корпус министров и акимов для снятия напряжения в стране. Вот только в сложившейся ситуации лучших вариантов на замену у Акорды практически нет. Ни персонально, ни системно», – написал он.

 

Также Ашимбаев отметил, что президент Токаев постоянно дает поручения и надеется на улучшение качества работы, но правящая элита без системных мер на это неспособна.

 

«Не думаю, что речь идет о противодействии со стороны Библиотеки. Напротив, Лидер нации готов принять реформы и кадровые решения, исходящие от главы государства. Сам он часто шел и на реформы, и на ротации. Но есть ли такие проекты и инициативы в Акорде? Вот в этом вопрос! Все нацприоритеты заканчиваются в 2025 году. Шансов на их успешную реализацию очень мало. А выборы в 2024 году...» – заключил он.

Надо признать, что подобная точка зрения наиболее оптимально отражает то перепутье, на котором мы оказались.

 

Затянувшийся транзит опасен для будущего страны

 

Так каким же будет для нас завтра? Своими ожиданиями и прогнозами с нами решил поделиться политический и общественный деятель Амиржан Косанов:

– У нас удивительная страна: начало политического сезона не зависит от времени года, как это принято в цивилизованных странах, где имеются устоявшиеся политические институты и традиции. И потому ваш вопрос я воспринимаю в самом широком, почти философском смысле.

У нас очередной большой политический сезон начался с того момента, когда Елбасы определился с кандидатурой второго президента. С тех пор все, кто находится во власти или около нее, имеют виды на эту самую верховную власть и пребывают в состоянии напряжения.

 

Думаю, что с началом очередного формального политического сезона непрекращающаяся борьба за власть будет набирать обороты. Прошло два с половиной года со времени вступления Токаева на высший государственный пост. Очередные выборы не за горами. А значит, самый главный вопрос на сегодняшний день заключается в том, позволит ли Назарбаев Токаеву пойти на второй срок. Мне кажется, что вся внутренняя интрига будет разворачиваться на основании того, кто «за» это, а кто – «против».

 

Возникшая нервозность и зацикленность чиновничьей рати не на деле, а на желании успеть занять теплое местечко на политическом олимпе в период транзита и после него, оказывают отрицательное влияние на деятельность всех государственных органов. Затянувшийся транзит опасен для будущего страны. Сложившаяся ситуация не только раскалывает власть и кланы (дает поводы для интриг и подковерных игр) и расхолаживает чиновничество, но и чревата для общего развития страны.

 

Еще меня беспокоит то обстоятельство, что второй президент, особенно учитывая наличие такого «фактора», как Елбасы, начинает усиливать институт президентства, появляются новые контрольные органы, напрямую подчиненные ему. А где же пресловутое разделение полномочий между ветвями власти, и в первую очередь – усиление роли самого парламента? Как-то об этом все подзабыли…

 

В то же время казахстанское общество ждет от президента как минимум двух вещей.

 

Во-первых, претворения в жизнь обещанных им политических реформ. К сожалению, в последнее время этот термин все реже можно услышать из уст президента, все свелось к банальной имитации квазиреформ. Общественно-политические законы не либерализованы. Оппозиция не легитимизирована.

 

А при отсутствии легальной трибуны и правовой возможности разговаривать с властью протест все больше уходит на улицы. Нельзя же с собственным народом разговаривать исключительно через громкоговорители прокуроров и приговоры судей, сажающих активистов за их гражданскую активность. Пора бы президенту повернуться лицом к той части общества, которая проявляет свою гражданскую активность, искренне болеет за страну и за ее будущее. Не все критикующие власть – это враги государства. Скажу больше, именно такие честные и неравнодушные граждане могут стать институциональной основой и поддержать президента в случае проведения реальных реформ. Но пойдет ли Токаев на такой решительный шаг? Вот в чем вопрос – причем почти гамлетовский…

 

Во-вторых, народ ждет от президента, чтобы он проявил большую требовательность и жесткость к своим подчиненным. Ну не может глава государства, переживающего непросты времена, быть чересчур дипломатичным по отношению к нерадивым чиновникам. Это может привести к тому, что рано или поздно общество начнет учинять спрос с самого президента.

 

Наш формально считающийся многопартийным парламент, кровно связанный с исполнительной властью, в отсутствие в его стенах реальной оппозиции не может вести собственную, не зависящую от правительства законодательную и контрольную деятельность. А некоторые то и дело раздающиеся в парламенте громкие требования к тем или иным министрам – не более чем межклановые разборки, устраиваемые на широкую публику.

 

Так называемая парламентская оппозиция, ради которой изменили законодательство, не стала в глазах плюралистического общества каким-то новым и привлекательным институтом, такой «оппозицией» наши власти только опорочили благую идею.

 

Очень трудно ожидать каких-то решительных действий от нашего парламента и возлагать на его работу большие надежды. Если он предметно займется бюджетом и его приоритетами, это уже будет хорошо. Можно же хотя бы отсечь все неактуальные расходы на помпезные программы и проекты и направить сэкономленные средства на помощь медикам, малоимущим гражданам, а также малому и среднему бизнесу?

 

Зато правительство у нас непотопляемое. По крайней мере, пока. Ибо зиждется оно не на электоральной поддержке, как это принято в демократических странах, а на личной симпатии Елбасы. Конечно, вполне возможно, что в связи с ухудшением общей ситуации и ростом протестных настроений в обществе оно будет отправлено в отставку. Но только для того, чтобы снять напряжение в обществе, а не для смены социально-экономического курса. Уйдет Мамин, придет условный Папин. Разве можно всерьез что-то изменить, если не менять общий курс, ориентированный не на чаяния и нужды народа, а на удовлетворение корыстных интересов чиновничества и приближенных к власти олигархов?

 

Что касается общей деятельности всех государственных институтов, то они, конечно, будут работать в меру своих сил и способностей, периодически поднимая такие актуальные проблемы жизни общества, как преодоление экономического кризиса, оказание социальной помощи, борьба с пандемией и т. д. Но этого недостаточно для того, чтобы в корне изменить состояние дел. У наших государственных органов есть все – ресурсы, организационные возможности, но нет главного – чувства ответственности перед собственным народом, ибо свои назначения они получают вне зависимости от желания граждан. Поэтому без изменения такого положения вещей все разговоры об эффективности деятельности государства останутся лишь разговорами.

 

Без смены тех, кто нами руководит, страну ждет тупик

 

Не остался в стороне от нашего опроса и Казбек Бейсебаев, инициатор создания движения «Халық сенімі»:

 

– В стране накопилась масса проблем. Одна только ситуация с падежом скота чего стоит. По идее, после такого все правительство должно уйти в отставку, как не справившееся со своими обязанностями.

 

Особого прока от наших депутатов я тоже не вижу. Вне зависимости от того, есть они или нет, проблемы как не решались, так и не решаются. Именно сейчас в парламенте нужны новые лица, креативные люди, государственники, а не депутаты, зачитывающие свои дежурные запросы по бумажке. Я уверен, что уже пора обновлять и этот парламент.

 

Есть вопросы к нашему «слышащему государству», которое почему-то не слышит своих граждан. Вся страна нуждается в обновлении, нам просто необходимы новые люди в руководстве. Поэтому в первую очередь нужно менять тех, кто уже много лет и при полном отсутствии результатов руководит нами. Иначе страну ждет тупик.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie