Дорогая и бессмысленная, или Что дала Казахстану Дорожная карта занятости

«Дорожная карта занятости» – государственная программа, которая реализуется на территории нашей республики последние несколько лет. Ежегодно на нее выделяются сотни миллиардов тенге, а чиновники преподносят этот проект как суперуспешный и позволяющий трудоустраивать казахстанцев на системной основе. Но насколько эта радужная картинка соответствует реальности?

 

Все хорошо, прекрасная маркиза?

 

Недавно правительство отчиталось о ходе реализации ДКЗ. В отчете привычно упоминались очередные победы и декларировалось стремление к новым свершениям. Населению сообщили, что Аскар Мамин «высоко оценил прогресс в реализации Дорожной карты занятости, а именно – меры по обеспечению рабочими местами и улучшению благосостояния народа».

 

Но, как известно, прогресса много не бывает, поэтому в этом году «в рамках выполнения ДКЗ будет уделено особое внимание созданию постоянных рабочих мест через реализацию инфраструктурных проектов, развитие предпринимательства и аграрного сектора». Причем на это уйдет 300 миллиардов бюджетных средств.

 

Как доложил премьер-министр, в Казахстане планируется создать 35,6 тысячи рабочих мест, свыше 20 тысяч из которых будут постоянными. Словом, как поется в песенке, «Все хорошо, прекрасная маркиза». Но, видимо, нашим чиновникам этого «хорошо» мало. Поэтому чуть позже на расширенном заседании правительства с участием Касым-Жомарта Токаева премьер-министр оперировал совершенно иными цифрами, упомянув о создании в рамках ДЗК в этом году уже 41 тысячи рабочих мест, где постоянными будут 28 тысяч, и при этом скромно умолчав, на чем основан столь оптимистичный рост показателей. Впрочем, учитывая, насколько дорогостоящей является программа, которая ровным счетом ни на что не влияет (а уж тем более – на качественное изменение рынка труда), то особой разницы в том, кто и какие цифры с ней связанные озвучивает, нет... 

 

В прошлом году была выделена рекордная для нашего бюджета сумма в триллион тенге на создание 240 тысяч рабочих мест, что в пик карантинных ограничений и локдаунов выглядело вынужденной и крайне своевременной мерой.

 

Глава государства, соглашаясь с такими фантастическими тратами, все-таки не преминул заметить, что «критически важно, чтобы выделяемые средства не ушли в песок, как это бывало много раз».

 

Но, похоже, этим предостережениям никто так и не внял. По крайней мере, судя по заявлению министра финансов, который, подводя в феврале этого года итоги беспрецедентной господдержки в рамках программы, упомянул, что при реализации Дорожной карты занятости было совершено порядка 20 тысяч нарушений на 7,2 миллиарда тенге.

 

«Мертвые души» и приписки

 

Борцы с коррупцией также не обходят своим вниманием ДКЗ и регулярно интересуются достижениями нашей страны на этом поприще. Причем они почему-то видят совсем не то, что обычно мерещится руководящему составу кабмина.

 

Например, не так давно «отличилась» Карагандинская область. Местный центр занятости трудоустраивал по программе в качестве сезонных рабочих даже тех, кто имел постоянную работу, в том числе бизнесменов средней руки. Как позже уточнили в Антикоре, «они работали по документам, а не по факту». Теперь последуют долгие разбирательства, в чей же карман уходила причитающаяся всем этим вымышленным трудоустроенным заработная плата.

 

И подобные случаи не единичны. Бюджетные средства из программы выводятся постоянно. Как следует из прошлогоднего доклада генпрокурора президенту страны, по Казахстану было установлено свыше 6 тысяч фактов фиктивного трудоустройства в рамках Дорожной карты занятости.

 

Еще одним популярным способом «заработать» на ДКЗ стали приписки – составление актов за работы, которые никогда и никем не выполнялись. Например, в феврале этого года в Акмолинской области руководитель отдела автомобильных дорог и пассажирского автотранспорта Бурабайского района вместе с директором частной компании похитил 106 миллионов тенге, выделенных на ДКЗ. По версии следствия, данная сумма была выведена за фактически не выполненные работы по ремонту дорог города Щучинска.

 

Аналогичных случаев наберется масса. Так, совсем недавно по этой же схеме были похищены бюджетные миллионы в Карагандинской и Алматинской областях.

 

И тем не менее то, что выделяемые на программу средства утекают как песок сквозь пальцы, – это еще полбеды.

 

Профанация и показуха

 

По результатам проведенного аудита ДЗК Счетный комитет выявил такие недостатки программы, как:

  • кратковременный характер трудоустройства (в среднем 1–2 месяца);
  • отсутствие мониторинга за подтверждением достоверности трудоустройства (у 34% трудоустроенных в рамках ДКЗ отсутствуют пенсионные отчисления);
  • отсутствие влияния реализованных проектов на улучшение инфраструктуры населенных пунктов.

 

Низкую эффективность Дорожной карты занятости признал даже президент. В прошлом году Касым-Жомарт Токаев отметил, что только 6% проектов ДКЗ предусматривают создание постоянных рабочих мест.

 

Об этом же говорят и депутаты. Перед уходом на каникулы Айкын Конуров поделился с коллегами своими подсчетами, согласно которым 86% созданных по ДКЗ рабочих мест – временные. Депутат заявил, что немыслимые бюджетные траты никак не влияют на качественное изменение рынка труда.

Похоже, кому-то просто выгодно, чтобы этот канал перетока в неизвестном направлении бюджетных средств продолжал работать. Отсюда и сверхоптимистические отчеты о мнимых достижениях, и многообещающие планы на будущее. Правоту подобных умозаключений частично подтверждает произошедшая в стенах парламента словесная перепалка между депутатом Ириной Смирновой, которая поразилась тем фактом, что на создание одного рабочего места по ДКЗ государство тратит около 4 миллионов тенге, и министром труда и социальной защиты населения Биржаном Нурымбетовым, заявившим:

 

«Сегодня все акимы и работодатели, наоборот, считают, что 4 миллиона тенге – это очень мало для создания одного рабочего места, пусть даже и временного».

Тут уж, как говорится, без комментариев. 

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости

Новости партнеров

Подпишитесь на нас, чтобы получать интересные новости!

Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie