429.37 504.34 5.55

Доступная роскошь или неизбежные проблемы?

1 сентября заканчиваются сроки регистрации автомобилей из Армении.

 

Основная часть автовладельцев уже зарегистрировалась, как и было определено Правительством Казахстана без уплаты таможенных пошлин, сборов за утилизацию и первичную регистрацию, которые, к слову, могли быть выше стоимости ввезенного автомобиля. Для другой категории, которую в основном представляют так называемые «перекупщики» и водители «праворулек» – такая регистрация затруднительна.

 

Как это было на «бумаге»

 

Давайте вместе попробуем разобраться в этой непростой и запутанной ситуации. После присоединения Армении к Евразийскому экономическому союзу для этой страны был оставлен льготный период по таможенным пошлинам на ввозимые автомобили. Таким образом, до 2020 года она пользовалась временным сохранением национальных пошлин на ввозимые автомобили, которые существенно ниже «евразийских».

 

Действительно, в сравнении с другими участниками экономического союза, где таможенные пошлины могут составлять 30-50% от стоимости авто, цена на расстаможку импортного «железного коня» для граждан Армении была очень низкая – порядка 1-1,5 тыс. долларов США.

 

Это было сделано, чтобы насытить внутренний авторынок Армении до выравнивания таможенных пошлин с ЕАЭС и создать определенный социальный «буфер» для граждан Армении при интеграции экономик пяти стран. Вместе с тем, чтобы защитить экономику и интересы других стран Армения в договоре о присоединении к ЕАЭС взяла на себя определенные обязательства.

 

Во-первых, такие автомобили ввозятся только для внутреннего рынка Армении, сейчас они признаются иностранным товаром и статус товара ЕАЭС фактически получат только в 2023 году. То есть, только после этого срока они будут так сказать «чисты перед таможенными органами».

 

Во-вторых, ввозить такие автомобили из Армении в другие страны ЕАЭС, в том числе и Казахстан, без уплаты разницы таможенных пошлин между странами могут только лица, постоянно проживающие на территории страны. И здесь речь идет только о временном ввозе. Соответственно для других граждан, не проживающих постоянно в Армении ввоз в Казахстан таких автомобилей возможен только после уплаты разницы таможенных пошлин между ставками ЕАЭС и Армении.

 

В-третьих, Армения взяла на себя обязательства использовать такие автомобили исключительно на территории своей страны и не допустить их вывоз в другие страны Евразийского союза без уплаты разницы таможенных пошлин.

 

Вроде бы все просто и понятно – есть определенные преференции для Армении при вступлении в ЕАЭС и конкретные её обязательства, отраженные в Договоре, которые все страны-участники приняли и по идее должны неукоснительно соблюдать. Но на практике все вышло не так однозначно и, как планировалось на бумаге.

 

Как стало на самом деле

 

Нельзя отрицать такого факта, что может быть с начала низкие таможенные пошлины в Армении, действительно использовались как мера социальной поддержки населения в процессе вхождении в ЕАЭС. Но со временем эти меры поддержки плавно перешли в способ заработка как отдельных граждан, так и в целом государства.

 

Вот сухие цифры. В 2017 году в Армению было импортировано: 34 тысячи автомашин, в 2018 году в два раза больше – 64 тыс., а в прошлом году – порядка 190 тыс. машин. И это при том, что численность населения Армении меньше 3 млн. человек и 300 тыс. ввезенных автомобилей для внутреннего рынка это избыточно. К примеру, в Казахстане, где проживает 18,5 млн. человек, регистрируется всего 40-50 тыс. новых автомобилей в год. Но в этой ситуации ежегодно бюджет Армении только за счет уплаты таможенных пошлин и НДС получал порядка 400 млн. долларов США.

 

Понятно, что заинтересованы были все – и государство и граждане. Дошло до такой ситуации, что во второй половине 2019 года Правительство Армении из-за массового ввоза автомобилей открыло новый пост таможенной очистки «Гюмри» и перевело всех задействованных сотрудников таможни на семидневную рабочую неделю.

 

При этом самое интересное, что вся политика чиновников Армении и ее граждан изначально была построена на дальнейший реэкспорт ввезенных машин в страны ЕАЭС. К примеру, в ноябре 2019 года, когда армянские импортеры автомобилей проводили акции протеста, одной из существенных претензий были неравные условия ввоза автомобилей иностранцами.

 

По словам митингующих от граждан Армении при «растаможке» требуют социальные ID карты и подтверждение гражданства, тогда как граждане Казахстана могут спокойно за 5 тыс. драмов (порядка 10 долларов) получить прописку у какого-либо армянина, и без всяких дополнительных бумаг проводить «растаможку» и дальнейшую регистрацию автомобиля.

 

Еще одной претензией были кредиты, взятые населением на ввоз автомобилей для перепродажи. Точнее сказать не сами кредиты, а риски их непогашения в связи с выравниванием таможенных пошлин Армении и ЕАЭС на импорт автомобили, и последующий неизбежный спрос продаж на них в другие страны.

 azh.kz

К слову сказать, по информации из открытых источников сейчас в Армении осталось порядка 100 тыс. не реализованных автомобилей, из числа ввезенных в 2019 году. И это периодически становится предметом социального напряжения среди граждан, вложивших свои и заемные финансы в некогда привлекательный бизнес по перепродаже автомобилей в Казахстан и Россию.

 

Таким образом, становится очевидным, что если одни страны-участники Евразийского экономического союза воспринимали льготный период как возможность гражданам Армении насытить внутренний рынок до выравнивания ставок таможенных пошлин, то самой Арменией такая уступка была использована для налаживания бизнеса по перепродаже подержанных автомобилей в страны-партнеры по союзу.

 

Несовершенство законов или все-таки умысел?

 

Как уже говорилось ранее, все ограничения на «льготный» транспорт и его перемещение из Армении четко отражены в Договоре о присоединении страны к ЕАЭС. Тем не менее, по данным МВД из Армении в Казахстан было вывезено более 22 тыс. автомобилей. И это стало возможным благодаря, так сказать «особенностям» национального законодательства, позволяющего регистрировать автомобили на иностранцев.

 

Схема изящная и простая. Правила регистрации автомобилей в Армении позволяют ставить на учет автомобили не только по месту постоянной или временной регистрации, но также и по месту фактического проживания владельца авто. Тем самым, Армения смогла обойти Договор о её присоединении к ЕАЭС.

 

Для граждан Казахстана, которые ввиду краткосрочности пребывания в Армении не могут получить ни постоянную ни временную регистрацию самым идеальным вариантом стала покупка липовой справки о проживании у гражданина Армении, на которую достаточно было поставить печать любого КСК.

 

С этой «справкой» наши граждане и регистрировали автомобили в Армении на свое имя. Только после взаимных встреч и переговоров Правительств Армении и Казахстана эта норма была исключена с июля 2020 года.

 

Еще более «близорукую» позицию заняла армянская таможня, которая беспрепятственно в нарушение вышеупомянутого Договора выпускала из своей страны казахстанцев на автомобилях с армянской регистрацией, не предполагающей их эксплуатацию в других странах ЕАЭС. Такую лояльность армянские таможенники объясняют тем, что они не знали куда поедет автомобиль и где в итоге он будет эксплуатироваться – в странах ЕАЭС или в других. Хотя, по логике куда может поехать человек, который приехал за приобретением автомобиля? Только домой.

 

Но самое интересное в том, что с тем чтобы все названные действия хоть как-то соответствовали требованиям Договора о присоединении страны к ЕАЭС, в техпаспорте на автомобиль, выданном в Армении гражданам Казахстана, в графе: «особые отметки» установлено ограничение на отчуждение  автомобиля. То есть для последующей продажи такого автомобиля казахстанец должен будет вернуться в Армению и снять его там с регистрационного учета, а уж только после этого распоряжаться им по своему усмотрению.

 

При этом в случае обратного ввоза им автомобиля в Казахстан владельцу всё же придётся уплачивать все платежи, связанные с «растаможкой», утилизационным сбором, регистрацией и т.п.

 

Что получилось в итоге?

 

Когда наши дороги стали пестреть от армянских номеров и их вид стал привычным для любого водителя появилась обратная сторона этой медали дешевых автомобилей. Пользуясь отсутствием в Казахстане сведений о владельце транспорта, водители армянских автомашин стали сознательно и безнаказанно игнорировать Правила дорожного движения.

 

К примеру, один такой «невидимка» за год умудрился более 450 раз нарушить ПДД на камеры, сумма штрафов за них перевалила за 3,5 млн. тенге. Т.е. почти каждый день он в среднем 1-2 раза сознательно нарушал ПДД.

 

Почему сознательно? Потому что ни одному водителю автомобиля с казахстанской регистрацией, сведения о котором есть в базах МВД, такое в голову не придет. Поэтому, первыми забили тревогу полицейские, хотя по всей логике это должны были сделать таможенники. Ведь всегда легче остановить ввоз и провести разъяснение на границе, чем потом пытаться найти все 22 тыс. водителей на дорогах нашей необъятной страны.

Более того, если бы наши пограничники или таможенники своевременно провели разъяснительную работу тогда мы бы и не пришли к сегодняшней ситуации.

 

Но обо всем по порядку. К чести полицейских, они быстро смогли навести порядок на дорогах. Для этого они интегрировались с базами данных страховых компаний и «письма счастья» стали прилетать тем, кто указан в страховке. Казалось бы, проблема решена. Но теперь остался один вопрос – регистрация автомобилей в Казахстане, как этого требует национальное законодательство.

 

Несмотря на то, что они выпущены в оборот Арменией с нарушением установленных таможенных норм и требований ЕАЭС, для спокойствия граждан надо было как-то «легализовать» их пребывание в Казахстане. Для этого в мае было выпущено постановление Правительства, которое позволило поставить эти автомобили на государственный учёт без уплаты таможенных пошлин, сборов за первичную регистрацию и утилизацию, сумма которых могла достигать 4,5 млн. тенге в зависимости от возраста и мощности автомобиля.

 

Уже более 11 тыс. автовладельцев воспользовались такими условиями. и когда начинаешь анализировать цифры появляются занимательные факты. Согласно разъяснению МВД, автомобиль регистрируется только на человека, указанного в техпаспорте, выданном в Армении. Это логично и объективно, потому что в техпаспорте есть прямые ограничения на отчуждение автомобиля, а один и тот же автомобиль не может быть зарегистрирован в двух странах на разных лиц.

 

Вот тут выясняется самое интересное, оказывается более половины автомобилей, а это порядка 11 тыс. единиц ввезены в страну «перекупщиками», т.е. лицами которыми ввезено от 2 до 71 автомашины на каждого. Всего таких перекупщиков чуть больше 3 тыс. человек. И эти граждане – «перекупщики» не хотят регистрировать перепроданные автомобили на свое имя, мотивируя это необходимостью оплачивать налоги и штрафы за транспорт, который им уже не принадлежит.

 

С другой стороны, граждане, которые купили автомобили у «перекупщиков» хотят зарегистрировать их на свое имя, так как боятся лишиться имущественных прав на автомобили в случае разделения или ареста имущества «перекупщика». При этом есть люди, которые являются третьими-четвертыми владельцами авто из Армении – для таких автовладельцев найти «перекупщиков» и уговорить их зарегистрировать автомобиль фактически нереально. Вот такая ситуация наблюдается сейчас между собственниками и теми, кто управляет этими автомобилями по доверенности или страховке.

 

Кроме того, из-за отсутствия испытательных лабораторий в большинстве регионов, а их по стране всего две – в Костанае и Алматы, остались в подвешенном состоянии владельцы автомобилей с перенесенными органами управлениями, так называемые перекидки. По информации редакции только пять таких автомашин на прошлой неделе прошли испытания в Костанае и зарегистрировались в полиции.

 

Поэтому у граждан и возникают резонные претензии к Министерству торговли и интеграции, ответственному за работу этих лабораторий – почему за более чем полгода, а именно столько длится вопрос с армянскими автомобилями, нельзя было открыть такие лаборатории в каждом регионе?

 

Еще сложнее ситуация у владельцев «праворулек», которые не регистрируются в Казахстане уже более 10 лет. 21 мая на брифинге в Службе центральных коммуникаций заявил представитель Комитета техрегулирования и метрологии – «…согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» регистрация «праворульных» автомобилей в Казахстане не предусматривается».

 

На такое заявление уполномоченного органа социальные сети и чаты автовладельцев отреагировали бурными высказываниями о нарушении их конституционных прав и свобод. Хотя если говорить об ограничениях конституционных прав автовладельцев нужно вспомнить Договор о присоединении Армении к ЕАЭС, согласно которому любой вид отчуждения таких автомобилей возможен только после уплаты разницы таможенных пошлин.

Более того, как было сказано выше, в техпаспортах, выданных нашим гражданам в Армении, указано о запрете на отчуждение и по сути изменении права собственности на автомобиль. И теперь возникает резонный вопрос к самим автовладельцам – как можно получать регистрационные документы и не интересоваться на месте о его содержании.

 

Что имеем в «сухом остатке»

 

С учётом норм законодательства Евразийского экономического союза государством приняты возможные меры по снятию социального напряжения в вопросах учёта автомобилей, ввезённых нашими гражданами из Армении. По данным МВД поставлено на учёт более 11 тыс. автомобилей из 14 тыс., подлежащих регистрации. До 1 сентября время есть и с учётом созданных условий ожидается их полная регистрация.

 

Касательно переоборудованных автомобилей с правостороннего на левостороннее управление, которых насчитывается не более 2 тыс., условия для регистрации создаются. Правда, времени осталось мало. Поэтому надеемся, что сроки их постановки на учёт будут продлены.

 

Ну, а для 4,5 тыс владельцев «праворульных» авто ситуация иная. В Казахстане регистрация таких авто не предусматривается. Это регламентировано постановлением Правительства, принятом ещё в 2008 году, затем соответствующими положениями Закона «О дорожном движении», которые действуют с 2014 года, и самое главное - ограничительными нормами Технического регламента таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», ратифицированным Парламентом Казахстана и вступившим в силу в 2015 году.

 

Поэтому было бы объективным со стороны государства создать им условия для соответствующего переоборудования – этим могли бы заниматься предприятия малого и среднего бизнеса, отечественные автопроизводители, диллерские организации по продаже автомобилей соответствующих марок. Для этого государство опять же должно подумать о продлении срока постановки на учёт таких автомобилей. Другой вариант - выставлять автомобили на «авторазбор», как это уже сделали почти 2 тыс. автовладельцев.

 

При этом вряд ли на фоне наблюдаемого по сути с их стороны шантажа, с призывами к митингам, актам публичного сожжения «праворульных» авто, государство пойдёт на компромисс из-за 4,5 тыс. таких автовладельцев в ущерб интересам всего населения страны, в том числе 4,5 млн. граждан, владеющих автомобилями на общих основаниях и уплативших в отличие от них все сборы, предусмотренные законодательством.

 

К примеру, в Россию в 2018–2020 годах было ввезено около 300 тыс. автомобилей с армянскими номерами, из них часть с перекинутым и «правым» рулём. Однако там с ними как в Казахстане не церемонятся, а всех усиленно администрируют штрафами и водворяют транспорт на спецстоянки.

 

Что же касается отношений между собственниками и  теми, кто управляет этими автомобилями по доверенности или  страховке, то здесь проблемы отсутствуют. Собственник должен все ввезённые им авто зарегистрировать на своё имя, а уж потом может вписать того кому продал автомобиль в страховкой полис. Последний несёт всю юридическую ответственность за этот автомобиль, в том числе за нарушения ПДД и уплату налогов. Эти правоотношения регулируются гражданским законодательством и в случае споров регулируются в судебном порядке.

 

И последнее, с учётом изложенных обстоятельств, всё же существенным фактором сложившейся ситуации явилась юридическая неграмотность автолюбителей, которые покупают и перепродают дорогостоящие автомашины, надеясь на «авось». Последним примером может служить недавнее задержание в столице четырех автомобилей «Тойота» с абсолютно одинаковыми регистрационными документами и госномерами, выданными якобы в Российской Федерации.

 

При подготовке материала использованы данные МВД РК, информационных порталов «Известия», «Спутник. Армения».

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie