Эффект дежавю, или Что даст Казахстану новая политика по привлечению иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции давно стали ключевым драйвером роста казахстанской экономики: размер «внешней» поддержки за годы независимости превысил 350 миллиардов долларов. Однако последние несколько лет вентиль на этом кранике финансового благополучия нашей экономики покрывался ржавчиной, пока его и вовсе не заклинило в прошлом году. Из-за связанного с пандемией коронавируса кризиса валовый приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан сократился на треть. Глава государства дал правительству поручение стабилизировать ситуацию.

 

О том, насколько реально выполнить это поручение в ближайшей перспективе, мы решили узнать у Данияра Джумекенова, аналитикаWall Street Invest Partners.

 

Гладко будет на бумаге…

 

– Последнее заседание Высшего совета по реформам было посвящено модернизации Совета иностранных инвесторов. Чем, на Ваш взгляд, вызвана необходимость переустройства работы этого совещательно-консультативного органа, который, как ранее неоднократно подчеркивалось первыми лицами государства, работал весьма эффективно? По какому пути должна идти эта модернизация и каковы ее конечные цели?

 

– Честно говоря, эффективность данного совета довольно сомнительна, причем настолько, что какие-либо продуктивные идеи по возможной модернизации отсутствуют. Повестки их заседаний вызывает стойкое ощущение дежавю, так как поднимаемые на них вопросы повторяются из раза в раз. В целом же наличие такого органа играет положительную роль в формировании позитивного инвестиционного имиджа страны. Не всякое правительство готово проводить частые встречи и с готовностью выслушивать пожелания нерезидентов по гуманизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Другой вопрос, в достаточной ли степени эти действия способствуют процессу полноценной реализации инвестиционного потенциала страны.

 

– Помимо необходимости реформирования Совета иностранных инвесторов в ходе прошедшего заседания обсуждались системные меры по привлечению иностранных инвестиций, валовый приток которых по итогам прошлого года сократился на треть. Можно ли однозначно сказать, что дело здесь только в пандемии и связанной с нею неопределенностью для инвесторов? Имеет ли наше правительство какие-то рычаги для изменения ситуации? И не сведется ли поручение президента по стабилизации ситуации с ПИИ к заключению многочисленных громких меморандумов, за которыми ничего не стоит?

 

– Сейчас 70% инвестиций в Центральную Азию приходится на Казахстан. Нур-Султан занимает второе место в общемировом списке молодых и быстрорастущих стартап-экосистем. Примечательно, что именно Казахстан первым в ЕАЭС реализовал механизмы краудфандинга для финансирования стартапов, причем сделано это было в сотрудничестве с экспертами Европейского банка реконструкции и развития. Благодаря этому механизму у фирм появилась альтернатива дорогому банковскому кредитованию.

Впрочем, инвесторы все еще воспринимают казахстанские проекты как крайне рискованные: в 2020 году, как только в глобальной экономике возникла серьезная неопределенность из-за пандемии, объем инвестиций в нашу страну уменьшился на треть. Все просто: не имея уверенности в том, что их капитал будет защищен в достаточной степени, а деньги будут использованы эффективно, инвесторы без особого энтузиазма приходят в страну. И хотя наше правительство усердно принимает соответствующие законы, как, например, тот же закон «О борьбе с коррупцией», запрещающий совместную службу близких родственников, проблемы остаются.

 

Хорошей иллюстрацией в этом плане является ситуация в банковской сфере. Иностранные банки могут открывать свои филиалы в Казахстане с декабря 2020 года, но особого ажиотажа мы не наблюдаем. Дело в том, что, во-первых, работать в стране смогут компании только с капиталом от 20 миллиардов долларов. Хотя и в этом случае их функционал довольно ограничен. Во-вторых, казахстанский рынок (и это касается не только финансов) крайне специфичный. Успешно функционировать на нем получается лишь у отечественных игроков, знающих все нюансы. Иностранцам же по большей части еще только предстоит понять механизмы работы в регионе. Быстро преодолеть все эти трудности не получится – разве что на бумаге, заключая многообещающие меморандумы.

 

«Приманка» для инвестора

 

– Что привлекает иностранных инвесторов в Казахстане? Какие отрасли сегодня являются наиболее перспективными для привлечения ПИИ? Можно ли прогнозировать отход инвесторов от нефтегазовой сферы? И наконец, станет ли расширение портфеля активов с акцентом на развитие проектов «зеленой» энергетики для нефтегазовых компаний, активно обсуждаемое в последнее время в Казахстане, «приманкой» для инвесторов?

 

– Сейчас инвесторы интересуются не только нефтегазовой отраслью, но и сельским хозяйством (объем инвестиций в него вырос на 33%, до 13 миллионов долларов), сектором информации и связи (+50%, до 111 миллионов долларов) и фармацевтикой (+80%, до 60 миллионов долларов). Правительство крайне заинтересовано в развитии данных отраслей: на базе МФЦА функционирует Казахстанский инвестиционный фонд развития, упрощающий процесс инвестиций для нерезидентов. Инвесторы получают необходимую поддержку, а сама площадка позволяет сделать процессы прозрачными и открытыми.

 

– Учитывая, что несколько лет назад из нефтегазовой сферы и сферы энергетики Казахстана вышли несколько крупных иностранных инвесторов, возникает серьезный вопрос: что можно отнести к серьезным минусам, отталкивающим инвесторов от сотрудничества с нашей страной? В прошлом году в ходе заседания Совета иностранных инвесторов президент Токаев говорил о том, что «без мощной экономической базы, то есть макроэкономической и финансовой стабильности роста экономики, невозможно поддерживать инвестпривлекательность». Может ли сегодняшнее состояние казахстанской экономики оправдать ожидания иностранных инвесторов?

 

– Главной задачей правительства на данный момент должно стать развитие здоровой конкурентной атмосферы. Крайне сложно развивать бизнес в условиях доминирования государственного сектора, который давит частные инициативы. Современные экономические исследователи полагают, что прорыв в инновационном развитии страны практически невозможен в отсутствие развитого частного сектора и рыночных отношений. Государство действует слишком медленно и неэффективно из-за монопольного положения, попутно сдерживая развитие частников. Частные же предприниматели максимально настроены на результат и действуют в наиболее продвинутых областях, где их шансы на успех весьма высоки. Именно они ответственны за успешное внедрение инноваций и наращивание производственного потенциала. Думаю, если правительство Казахстана сможет создать комфортные условия для внутренних игроков, это послужит мощным сигналом и для внешних инвесторов.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie