429.68 488.16 5.92

Экологическое сознание и общественные интересы

Как реагировать обществу на факты варварского отношения к окружающей нас природе, которые участились в последнее время? Что означает для общества равнодушное отношение к той среде, в которой мы живем? Об этом в своем комментарии политический аналитик Айдар Амребаев.

 

В нашем любимом городе Алматы срубили 13 деревьев ради сомнительной коммерческой выгоды, размещения рекламы на фасаде здания торгового центра, призванной улучшить в глазах клиентов привлекательность магазина. На лицо когнитивный диссонанс. Лица, принявшие это решение, однозначно, потеряли чувство реальности. Само понятие «когнитивный диссонанс» происходит от двух латинских слов – «cognitio», означающего «познание» и «dissonanita», означающего «отсутствие гармонии», и представляет собой особое состояние, во время которого человек ощущает психический дискомфорт, «искривление сознания», при котором в нем возникает превращенная интерпретация реальности, где должное конфликтует с сущим, возникает противоречие реальности и представления о ней. Теория американского психолога Леона Фестингера описывает данный феномен как предтечу психического заболевания у человека, испытывающего данный диссонанс… 

 

Нобелевский лауреат Конрад Лоренц в своем исследовании «Восемь смертных грехов современного цивилизованного человечества» определяет данную ситуацию, выводя социальные причины этого «индивидуального сумасшествия» в один из главных «смертных грехов», к коим он относит «опустошение жизненного пространства». Он пишет: «Цивилизованное человечество готовит себе экологическую катастрофу, слепо и варварски опустошая окружающую и кормящую его живую природу. Когда оно почувствует экологические последствия, то оно, возможно, осознает свои ошибки, но весьма вероятно, что тогда уже будет поздно. И меньше всего человечество замечает, какой ущерб наносит этот варварский процесс его душе. Всеобщее и быстро распространяющееся отчуждение от живой природы в значительной мере повинно в эстетическом и этическом очерствении цивилизованного человека». Оно подменяет естественную среду обитания живого существа в коммерчески обоснованные «стойла для человеческого скота (Nutzmenschen)», по выражению мыслителя. «Всеобщая душевная слепота к прекрасному, так быстро захватывающая нынешний мир, представляет собой психическую болезнь, и ее следует принимать всерьез уже потому, что она сопровождается нечувствительностью к этическому уродству».

 

Знаменитый французский социолог-потсмодернист Бодрийяр использует фрейдовское понятие «влечение к смерти» для понимания закономерностей общественной среды, стремящейся к саморазрушению («смерти»), избрав превращенные ценностные ориентиры. По мнению философа, радикальность фрейдовской идеи равна радикальности самой общественной системы, в определенный момент своего политического и экономического развития. Понятие «влечения к смерти» санкционирует собой определенную культуру смерти в обществе-химере. В нашем случае это означает диагноз искаженного ценностного мира нашей современной реальности, поклоняющейся «золотому тельцу» любой ценой. Это абсолютная деградация человека как самосознающего, нравственного существа.

 

В нашей казахской традиционной культуре отношение к окружающему миру сакрализовано целым рядом табу, одним из которых является требование сохранения жизненного пространства в том виде, в котором кочевник принимает мир в разные периоды сезонных кочевок. Поэтому особенно чувствительно казахское сознание к проявлениям варварского уничтожения живой среды. Думаю, сегодня мы должны воспринимать этот акт как игнорирование наших национальных, человеческих интересов.

 

Мы первые в мире закрыли ядерный полигон, однако до сих пор в нашем общественном сознании сохранились и продолжают распространяться как метастазы раковой опухоли представления об «абсолютном господстве человека над природой» и якобы имеющейся презумпции вседозволенности так называемого «цивилизованного человека». В нашем традиционном сознании мир окружающей природы представляется Материнским Лоно нашей культуры мировосприятия. Посягательство на нее сопоставимо с убийством матери, и не может быть оправдано никакими рациональными побуждениями и соображениями индивидуальной выгоды. Такой человек в традиции становился изгоем, гонимым из рода человеческого как уродливое исключение, порицаемое всей культурно-генетической традицией народа. Общество, мирящееся с подобным «духовным уродством» само было обречено на деградацию и вымирание.

 

Не случайно, в ситуации с вырубкой деревьев, чей 60-70-летний возраст символизировал собой средний возраст жизни обычного человека в нашей стране, представляя собой «старших ровесников», тех, кто это сделал, должно и вызывает справедливый гнев и неприятие. Глава государства, как ответственное за благополучие народа лицо, как известно, выразил свое мнение о недопустимости подобного варварского шага и необходимости самого сурового  наказания за совершенное преступление, поручив принять меры ответственным лицам города.

 

Отрадно, что общественность города и городские власти отреагировали на данное событие, высадив 30 дубов 12-летнего возраста на месте уничтоженных деревьев, не дожидаясь решения следственных органов. Кроме всего прочего, данный факт должен настроить  граждан страны на абсолютное неприятие каких-либо актов уничтожения живой природы в нашей стране, будь то вырубка деревьев, уничтожение сайгаков в степи, загрязнение воздуха и водных ресурсов на территории нашей Родины. Необходимо строго следовать как существующему экологическому кодексу, так и этическим нормам, принятым в  традиции нашего народа, требующим встать на защиту жизненного пространства людей, встать в один ряд с борцами за очищение нашей планеты, за которую, как известно, каждый из нас сегодня в ответе. 

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости

Новости партнеров

Подпишитесь на нас, чтобы получать интересные новости!

Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie