Если в кране нет воды…

Куда подевались деньги алматинских налогоплательщиков?

 

Недавно на встрече жителей Турксибского района - самого большого города республики с его высшим руководством в лице акима Досаева - одна женщина пожаловалась на то, что мойки используют питьевую воду для стирки ковров. "У нас дорогая питьевая вода. Наш поселок в тупике, и мы можем только с речки воды набрать. Почему разрешают мойкам стирать ковры после умерших, после больных и мыть машины". На что ей ответили: "Вода в нашем городе бесконечно дешевая. Я уже главе государства и правительству внес предложение, чтобы ввели нормы потребления, на которые будет один тариф, а все, что сверх нормы - будет оплачиваться на рыночной основе. Как показало это лето, вода - и есть главное богатство». И это правда - питьевая вода становится воистину богатством для алматинцев, особенно, живущих в присоединенных к городу Алматы территориях. Напомним, еще в 2014 году были присоединены земли к Бостандыкскому и др. районам города Алматы, ранее принадлежавшие области. Более того, в восточном направлении возник еще  целый новый район -  Наурызбайский. Так вот, на этих территориях, в частности на юге Бостандыкского района,  многие новоявленные горожане довольствуется тем, что пользуются водой поступающая с рек и речушек круглый год, несмотря на ее состояние и качество. Почему жители Алматы сталкиваются с такой проблемой? Да потому что за этой, многолетней проблемой, стоит нескончаемая череда финансово-бюрократических процедур, которые вроде бы проводились на благо населения, но поскольку имели коррупционную основу, проблема осталась. И даже усугубилась.

 

***

 

Цифры развеянных по ветру средств впечатляют…

 

Система питьевого водоснабжения населенных пунктов – это комплекс взаимосвязанных водных объектов и гидротехнических сооружений: водозаборные, водопроводные, очистные, насосные станции, резервуары чистой воды, и соответствующие сети для обеспечения доставки населению питьевой водой. Одним словом, это элемент социальной инфраструктуры населенных пунктов (городов, поселков и т.д.). Согласно положениям Водного кодекса РК, основного Конституционного Закона государства, водное законодательство Республики Казахстан основывается на следующих принципах:

 

  • признания государственного значения вод, являющихся основой жизни и деятельности населения; 
  •  первоочередного обеспечения населения питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества;
  •  справедливого и равного доступа населения к воде.

 

В целях реализации этих задач, правительство страны разрабатывает и утверждает государственные программы по развитию социальной инфраструктуры и обеспечению населения питьевой водой, а это такие громко нашумевшие программы, как Нурлы Жол, Нурлы Жер, Программы развития территорий, Программы развития Алматы 2020 и т.д. И каждая из этих программ имело реальное финансирование, а именно миллиарды бюджетных денег, формируемых в том числе и на деньги рядовых алматинских налогоплательщиков.

 

Ну и как же за все эти годы, начиная с 2014 года, когда город    существенно укрупнился в своих административных границах за счет передачи территорий из области,  акимат Алматы в лице первых его руководителей, справился с реализацией поставленных задач, изложенных в вышеуказанных госпрограммах? Да почти никак. Нет, поставленные задачи по социальному развитию города в целом, оказались почти безупречно выполнены, но только на бумаге – но не въяве!.. Теперь становится ясно, что по прошествии едва ли не 10 лет, практически все победные когда-то реляции, представляют собой  дутые отчеты с несуществующими мероприятиями и работами, но которые съели реальные деньги налогоплательщиков. Сам Президент страны Токаев не раз призывал чиновников алматинского акимата и самого градоначальника навести порядок с водоснабжением горожан, отмечая важность этих социальных вопросов и указывая на ошибки акимата и узкие места. Акимат же в 2022-2023 г.г. (как бы в ответ?) только запрашивал дополнительное финансирование для решения вопросов водоснабжения из резерва правительства.

 

Но почему при таких обильных вливаниях бюджетных денег в сферу обеспечения населения питьевым водоснабжением, до сих пор не решены эти вопросы? Почему до сих пор в отдельных районах Алматы население жалуется на отсутствие доступа к воде, на ее нехватку, на частые отключения водоподачи и качество? И почему до сих пор в этих районах делают погоду частные организации, оказывающие услуги населению по водоснабжению и водоотведению, а не городской (читай, акиматовский) ГКП Алматы Су - Государственное коммунальное Управления энергетики и коммунального хозяйства г.Алматы?  Ответы на эти вопросы лежит на поверхности: корень проблем тут в тотальной коррупции, казнокрадстве, разгильдяйстве и отсутствии компетентных специалистов с одной стороны. И в банальном сокрытии вопиющих фактов, перерастающее в укрывательство преступлений коррупционного плана с другой стороны. Это когда дело представляется так, будто государство все давно устроило и является главным поставщиком воды для граждан. А на самом деле это далеко не так. Хотя потрачено (списано!) на так и не построенные очистные сооружения и пр. хозяйство неимоверные суммы…   

 

 Так из Постановления КГУ Ревизионной комиссии по г. Алматы за № 4 от 30.06.2021 г. об итогах аудиторского мероприятия эффективной реализации государственной политики в сфере использования бюджетных средств и активов государства, по обеспечению водными ресурсами и допуска населения к питьевой воде за период с 2015 по 2020 годы можно узнать, что: «По результатам аудиторского мероприятия общая сумма установленных нарушений составила 39 345 671 000 тенге, из них финансовых нарушений 1 887 437 000 теге, не эффективное планирование бюджетных средств на сумму 15 577 246 000 тенге, а также не эффективное использование бюджетных средств на 21 880 951 000 тенге, а также имеются системные недостатки в количества 303 единицы и экономические потери бюджета на сумму  43 836 500 тенге». Это уму непостижимые суммы, а ведь это только маленькая часть того, что смогли увидеть и найти аудиторы из ревизионной комиссии.

 

А ведь за сухими формулировками отчета, как:

 

-  неэффективное планирование бюджетных средств,

 

 - неэффективное использование бюджетных средств, финансовые нарушения, экономические потери бюджета  - потенциально и элементарно кроются уголовно наказуемые преступления, хищения, совершенные должностными лицами, да еще в составе заинтересованной группы, или, попросту, в составе ОПГ. Но несмотря на такие свидетельства, никто и никогда еще не слышал о непосредственном возбуждении уголовных дел по данной коррупционной жатве.

 

 

На колу висит мочало. Начинай сначала?

 

И теперь чему удивляться, когда те же должностные лица при каждой встрече с населением города выкручиваются, произнося следующую мантру: «сейчас разрабатывается ПСД (проектно-сметная документация) на строительство очистных сооружений, коммуникаций и как только проект пройдет экспертизу мы сразу приступим к его реализации» и потом , мол, в кранах появится искомая чистая, отвечающая всем требуемым стандартам питьевая вода. Да сколько бы не разрабатывались ПСД или не повышали тарифы, ситуацию при таком подходе не изменить - ведь вся суть в том, что все  украдено… еще до Досаева. Недаром в СМИ на протяжении более 12 лет многажды раз описывались замысловатые схемы увода чиновниками города бюджетных средств, выделенных государством на строительство водопроводных сетей, канализации, очистных сооружений, насосных станций и т.д. Да уже и само население, страдающее от нехватки или отсутствия питьевой воды, прекрасно знает, как работали и работают эти коррупционные схемы.

 

Приведем лишь несколько примеров, что творится на присоединенных территориях, допустим в Бостандыкском районе города - а это микрорайоны Ерменсай, Нурлытау, Баганашил, дачные товарищества и ведомственные когда-то поселки. Часть населения названных микрорайонов вынуждена потреблять воду сомнительного качества со старых скважин, которые по сей день принадлежат РГП «Енбек Алматы» (МВД РК). А этими скважинами, в свою очередь, незаконно пользуется частное предприятие ТОО «Орхан», ныне это ТОО «РП Водоснаб». То самое, которое, не имея разрешений на специальное водопользование, при этом исправно качает воду с этих скважин и извлекает доход, продавая эту некондиционную воду населению.

 

То же касается и канализационной системы, которую также с большими нарушениями в 2006 году легализовало вышеуказанное предприятие. В настоящее время ТОО «РП Водоснаб» эксплуатирует эту систему ни вкладывая в ее рабочее состояние ни копейки, повсюду стоит смрад канализационных отходов жизнедеятельности населения. Спрашивается, как водные скважины, канализационный коллектор по сию пору являющиеся государственной собственностью, которая отражается в балансах РГП, попали в руки частника? Не говоря уже о том, что этот частник не может нормализовать подачу воды населению? Который год, при наступлении лета население Ерменсая, буквально обивает пороги акимата, закидывает письмами государственные структуры с просьбой помочь с водоснабжением. СМИ республиканского и городского масштаба только в 2023 году уже десятки раз неустанно освещали, по сути дела, преступную деятельность  ТОО «Орхан» (он же ТОО «РП Водоснаб»). А воз и ныне там.

 

Непотопляемые партнеры акимата?

 

Сейчас осень, спала жара, улеглись и страсти вокруг этого «Орхано-Водснаба». Но на поверхность всплыли вопросы правового  характера. В бытность акима  Байбека Б.К. ТОО «Орхан» было признано инвестором (!!!) по развитию системы водоснабжения и водоотведения в этом районе, и как водится с этим ТОО и с его аффилированными структурами были проведены сомнительные сделки в рамках государственного-частного партнерства (ГЧП).

Сегодня вскрыта целая цепь нарушений, допущенных этим ТОО в вопросах касаемых Антимонопольного регулирования (ДАРЕМ), Водного кодекса (разрешений Балхашалакольской водной инспекции), СЭС. Далее, серьезные нарушения в вопросах отчуждения государственного имущества в пользу частника и вороха других противоправных действий со стороны ТОО, вплоть  до  возбуждения уголовного дела в отношении должностных лиц этого ТОО. И тем не менее, несмотря на все прегрешения никто и никак не может прикрыть эту смердящую в прямом смысле слова «фирму».

 

Например, по документам акимат якобы компенсировал затраты этого предприятия и его «партнеров» по строительству водопроводов, канализации, насосных станций и сейчас,  по утверждениям руководства ТОО, данное предприятие  якобы подключила свои сети к водопроводам ГПК «Алматы Су» и будто бы оттуда и дает потребителям питьевую воду… На самом деле предприятием было проложено всего то около 400 метров стальной трубы водопровода диаметром 200 мм, да еще с нарушениями норм СНиП и СанПиН. А все остальное имущество, осталось либо от МВД или от граждан или юридических лиц, которые за свой счет осуществили водоснабжение и водоотведение в этом районе. Настоящие же факты таковы: вода с ГПК «Алматы Су» поступает лишь на 30 %, а далее она смешивается с водой из скважин и далее эта смесь  подается потребителю. К тому же долгов перед КГУ «Алматы Су» за потреблённую воду у ТОО скопилось на десятки миллионов, но почему обычно строгий к другим участникам рынка, акимат принимает и мирится с таким положением вещей?..

 

 

Когда переходящее коррупционное знамя Байбека подхватил Сагинтаев

 

В 2019 году, микрорайонах Нурлытау, Нуралатау, уже в бытность мэрства Сагинтаева Б.А. акимат затеял строительство очистных сооружений и сетей водопровода и канализации. При этом пафосно представив горожанам  комплексной план «Новый Алматы» под пафосным лозунгом «Город без окраин» (ссылки на СМИ https://dknews.kz/ru/v-strane/142024-23-mikrorayona-almaty-budut-obespecheny-pitevoy-vodoy). На осуществление проектов по водоснабжению микрорайонов на окраинах города было выделено более 18 млрд тг. - акимат для этих целей разработал ПСД прошел экспертизу (смотри раздел ООС https://www.gov.kz/memleket/entities/almaty-co/press/article/details/87975?lang=ru ).  Однако, как водится, как и в эпоху акима Байбека Б.К., ничего из задуманного, провозглашенного и обещанного ничего не было сделано. А по хитроумным схемам якобы в русле механизма ГЧП, выделенные бюджетные деньги были поделены и расхищены акиматом, но уже с другими участниками этого сомнительного консорциума с громкой фамилией (об этом ниже)..

 

Земли, выделенные под строительство очистных сооружений в этом районе с кадастровым номером № 20-313-058-354 и размером в 2,2 га, были закрепленные за КГУ «Управление энергетики и водоснабжения» сроком на 4 года и 11 месяцев. Хотя по правилам, для таких объектов как очистные сооружения, земли даются учреждениям в пользование на 50 и более лет.  В аккурат рядом с этим участком  находится заброшенная база ЦСКА, которую Сагинтаев Б.А. намеревался реанимировать, наверное в отместку запретов на строительство горнолыжного курорта Кок Жайляу  (публикации СМИ по этому вопросу https://ru.qamshy.kz/article/54107-bakytdgan-sagintaev-posetil-gornolydgnuyu-bazu-tsska-i-butakovskoe-uschele). Акиматом даже был объявлен конкурс на разработку ТЭО реконструкции горного курорта ЦСКА (https://informburo.kz/novosti/v-almaty-obyavlen-tender-na-razrabotku-teo-rekonstrukcii-gornogo-kurorta-cska.html).

 

Это выглядело так, будто мэр города твердо решил, что горный курорт ЦСКА …важнее населению, чем вопросы питьевого водоснабжения! Ну а земли  выделенные под очистные сооружения, с помощью горе-специалистов Управления энергетики и водоснабжения г. Алматы признали …не пригодными для строительства насущного населению объекта. И далее придали этой земле статус временного землепользования сроком на 4 года 11 месяцев. Выделенные же на строительство очистных сооружений, сетей водопровода и канализации по бюджетной программе за номером № 316 007 015 431 благополучно перекинули на другие статьи затрат и далее, как всегда, списали, точнее «увели». Многострадальный проект питьевого водоснабжения посчитали выгодным осуществить в рамках нового витка все того же ГЧП. Заметим, что все это виртуальное действо, когда одну бумагу «покрыли» другой бумагой, а по факту по испытанной схеме мнимого освоения бюджетных средств, в 2020 году в разгар пандемии COVID-19  у сагинтаевского акимата появился новый партнер-инвестор в лице компании ТОО «BAUYR LTD Company» с президентом Умбетовым.

 

Новоявленный инвестор не стал церемонится и применив административный ресурс и все величие фамилии, грубо говоря «отжал», «взял во временное пользование» все активы и имущественный комплекс у тамошних частных поставщиков воды ТОО «Ак Су» и ТОО «Тау Сервис Су». В итоге теперь сам стал поставлять населению воду, которую по сей день получает с каскада ГЭС АО АлЭС. А также заполучил водозабор с реки Казачка. Но только вода эта классифицируется и отпускается с каскада ГЭС, как вода техническая, а на питьевая. А с реки Казачка – так и вовсе поливная. При этом нигде нет сведений о получении этим предприятием разрешений на специальное водопользование. Да и на балансе этого предприятия в то время не стояло ни метра водопровода и канализации (а одни лишь компьютеры и принтеры?).

 

Между тем, и с каскада ГЭС, и с речки Казачка результаты микробиологических исследований воды фиксируют наличие кишечной палочки и других болезнетворных бактерий, в плоть до синегнойной палочки. А ведь эту воду ТОО «BAUYR LTD Company» подает не только в дома жителей данного района, но и в школы, детсады, в учреждения общепита - ведь все кафе и рестораны по Дулати за неимением другого, используют эту воду.

 

Сейчас акимату впору проводить профилактику чрезвычайных ситуаций, устранять ситуацию, когда люди потребляя эту воду, ежедневно подвергают угрозе и риску свое здоровье. Но все службы городского СЭС, в один голос утверждают, что вода с реки и с каскада абсолютна чистая и нет никаких поводов для волнения (?)... А население, понятное дело, радо получать хоть такую воду, не взирая и не смотря на ее качество и  состояние, особенно в период паводков.

        

Ком недовольства растет. Просвет будет?

 

Уже много говорилось о массовой застройки предгорий Алматы и Бостандыкский район в этом случае не исключение. Однако структуры акимата (КГУ и Управление урбанистики) прекрасно зная о том,  что в жилой фонд должна подаваться вода строго питьевого качества. Если это невозможно, то владельцам земельных участков вести какую либо застройку. Игнорируя данный момент акимат раздает налево и направо раздает разрешения на строительство, принимает в эксплуатацию, не только частные подворья, но целые ЖК. В итоге, к недовольным местным жителям на предмет отсутствия в их районе питьевой воды, канализации, электричества присоединяются и новоявленные владельцы квартир в престижных ЖК и танхаусах. И этот ком недовольство только растет! Прибавьте сюда разбитые и узкие дороги, вечные пробки и отсутствие какой-либо более или менее развитой социально инфраструктуры. А ведь вот-вот исполнится 10 лет, как данный район был включен в административные границы города, но большинство населения, откровенно говоря, так и не почувствовало себя собственно городским населением.  

 

И вот тут все громче и громче напрашивается логичный  вопрос: а где сейчас бывшие акимы Байбек Б.К., Сагинтаев Б.А. при которых на город выделялись огромные средства в том числе на воду и канализацию? Где сейчас все те заместители акимов, которым было поручено отвечать за эти вопросы, как то Аукенов Е.М., Азирбаев М.Б., а где сейчас бывшие начальники и их замы КГУ Управления энергетики и водоснабжения Алин С.М., Масабаев А.Д., Базил Е.Д., Усембаев Е., Исахов М.П.? Кто-то покинул приделы государства богатыми и состоятельными людьми или перекочевали в другие акиматы и госструктуры… чтобы и дальше улучшать свое благосостояние? А куда смотрят прокуратура, правоохранительные структуры, в том числе и доблестный Антикор?.. Наверное, как это уже заведено, не получили команды сверху, и это обстоятельство не дает развернуть им полномасштабную борьбу с казнокрадством и коррупцией в акимате Алматы? Ведь за каждым «партнером» городской управы в тех же «водных вопросах» стояли и продолжают люди с громкими фамилиями. Почему государство, грубо говоря, не обезжиривает этот слой действующих или затихарившихся «госуправленцев» и их «партнеров», вольготно шуровавших в казахстанском мегаполисе?  

 

…Бюджет Алматы на 2023 год составил примерно 1,2 триллиона тенге и если бы из этих народных денег хотя бы 70 % уходило по назначению, то город бы сиял и процветал, а население наверняка всецело поддерживало бы городскую власть и власть как таковую. Но ведь еще есть старые проблемы, которые были якобы решены прежними акимами, а на самом деле они только усугубились до огромных размеров – кто восстановит ущерб? Поэтому социальная инфраструктура, образно говоря, никак не может твердо встать на ноги и этот ворох социальных проблем населения нарастает как снежный ком. Неудивительно, что нерешенные проблемы порождают недоверие и недовольство населения… Как например, низкая явка горожан на выборы всех уровней.  

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости

Новости партнеров

Подпишитесь на нас, чтобы получать интересные новости!

Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie