417.02 505.51 5.59

Фабрика грез имени Кайрата Келимбетова

Осенью прошлого года в Казахстане появилось новое ведомство со старым названием – Агентство по стратегическому планированию и реформам. Логика возрождения этого института понятна: нужно сгруппироваться для очередного исторического прыжка и преодолеть текущий социально-экономический кризис. И если верность властей выбранному курсу только приветствуется, то сопутствующие кадровые решения вызывают множество вопросов.

 

Целепологание без направления

 

У руля агентства было решено поставить весьма неоднозначную политическую фигуру – Кайрата Келимбетова. У Кайрата Нематовича, безусловно, богатый управленческий опыт. Но более всего он известен своим умением разорять бюджеты и страстью к построению воздушных замков.

 

С учетом этого возникает вполне резонный вопрос: не опасается ли государство, что, отдав бразды правления в столь «умелые» руки, на выходе оно получит очередную бессмысленную и раздутую структуру, несущуюся в пропасть без руля и ветрил?

 

Однозначного ответа здесь мы, увы, не получим. Зато есть «нехорошие» подозрения. Работа нового органа, похоже, идет не так гладко, как изначально планировалось. Главе государства постоянно приходится возвращать в реальность парящих в эмпиреях Кайрата Келимбетова и его команду, раз за разом напоминая, зачем и почему была создана новая «надстройка» в виде их агентства.

 

В январе текущего года Касым-Жомарт Кемелевич вынужден был напрямую обратиться к Кайрату Келимбетову:

 

«Ваше агентство должно стать поставщиком научно обоснованных, выверенных, всесторонне проработанных предложений… Нам нужны проверенные практические решения. Я подчеркиваю – именно решения. Времени для дискуссий и произнесения речей у нас нет. Нам нужен успех. Успех по линии вашего ведомства».

 

Но конкретных решений не видно до сих пор, зато есть пространные пассажи, похожие на один из вылетевших из уст Кайрата Нематовича:

 

«В рамках системы государственного планирования будут созданы необходимые условия для проведения институциональных реформ».

 

Создается впечатление, что, жонглируя красивыми словами – «внедрить инструменты общенародного потенциала», «создать единую инклюзивную платформу», глава агентства пытается всучить нам очередную «пустышку». Вычленить что-то значимое из предлагаемой им системы «ранжирования» программ и документов (на региональном, межрегиональном и центральном уровнях) пока не получается. Конечно, есть еще некие «общенациональные приоритеты» и «национальные проекты», но понять, что это за «звери» и с чем их едят, не представляется возможным.

 

Открыть Америку

 

Зато очевидно другое – в долгосрочную «программу максимум» Кайрата Нематовича входят планы по переводу стрелок за свои потенциальные проколы на главу государства. А если этим планам не суждено будет сбыться, то хотя бы позаботиться о том, чтобы загодя подстелить себе соломки. Именно так можно расценить его следующее заявление:

 

«Ограниченное количество общенациональных приоритетов обозначит наиболее важные и ключевые направления видения развития страны. При этом как общенациональные приоритеты, так и перечень национальных проектов считаем целесообразным утверждать Указом Президента Республики Казахстан».

 

Судя по тому, как в настоящее время развиваются события, «соломка» господину Келимбетову точно пригодится. Судите сами.

 

В конце прошлого года Касым-Жомарт Токаев, говоря о новой системе государственного планирования, сделал особый акцент на многочисленных государственных программах, скопившихся за несколько десятилетий независимости страны.

 

«Их необходимо иерархически выстроить, избавиться от ненужных. И создать абсолютно понятную и прозрачную систему планирования. Понятную прежде всего для исполнителей и людей», – поручил президент.

 

Единственным «выхлопом» после этого наставления стало обещание господина Келимбетова разработать к 1 июля текущего года план территориального развития Казахстана. Как пояснял сам Кайрат Нематович, «план территориального развития предоставит возможность усилить роль и ответственность регионов, а также позволит обеспечить территориально-пространственное развитие Казахстана. Он будет вырабатываться на основе конкурентных преимуществ каждого региона страны».

 

После подобного заявления нам не остается ничего другого, как трижды прокричать «Браво!» и снять шляпу вместе со скальпом, так как по сути Кайрат Нематович пытается открыть уже открытую Америку. Возможно, кто-то не в курсе, но такой план давно не только разработан, но и успешно реализуется. Называется он – Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны. Предыдущий действовал до 2020 года, новый рассчитан до 2030 года, уже разработан кабмином и внесен на рассмотрение главы государства. И если детально изучить эти два документа, то становится очевидным, что они призваны решать те самые задачи, которые сегодня пытается актуализировать глава агентства.

 

Рай на земле

А значит, в ближайшей перспективе следует ожидать выделения гигантских сумм из бюджета для «ревизии», необходимость которой, откровенно говоря, притянута за уши. Как и в случае с планами по территориальному развитию, и в деле по созданию условий для институциональных реформ, на чем настаивает Кайрат Нематович. Разве они не были созданы в период старта институциональных реформ, инициированных еще Елбасы?

 

В общем и целом, сомнений в том, что Кайрат Келимбетов сможет оправдать возлагаемые на него ожидания, – воз и маленькая тележка. К тому же меня вслед за героем известной комедии «терзают смутные сомнения», что Кайрат Нематович в принципе способен успешно реализовать поставленные перед его ведомством задачи, не разочаровав при этом президента. Судя по заявлению, сделанному им еще несколько лет назад в интервью агентству Bloomberg, вряд ли стоит ожидать от него особого реформаторского зуда. Помнится, тогда он отметил, что «на данный момент Казахстан считается вторым Сингапуром в Средней Азии. У нас самая конкурентоспособная экономика среди стран бывших советских республик». А стало быть – зачем напрягаться?! По Келимбетову мы и так живем в раю.

 

Если же брать во внимание пройденный главой агентства тернистый путь на госслужбе, то становится понятно, что внесенные им корректировки вряд ли станут достойным плацдармом для нового качественного рывка. Чтобы не быть голословными, вкратце напомним нашим читателям, какие планы декларировал в свое время Кайрат Келимбетов и что из этого получилось.

 

В 2014 году, занимая пост главы Нацбанка, Кайрат Нематович клятвенно обещал создать собственную национальную платежную систему. Но дальше слов дело не пошло, хотя ее разработка до сих пор остается актуальной для Казахстана, о чем в конце прошлого года напомнил президент Касым-Жомарт Токаев.

 

В бытность рулевым фондов «Казына» и «Самрук-Казына» Кайрат Нематович какой только манны небесной ни обещал своим согражданам. Это и велосипеды казахстанской сборки, и «народные» компьютеры по 300 долларов за штуку, и даже биотопливо, которым, по его расчетам, Казахстан должен был насытить не только соседнюю Россию, но и весь мир. Но и здесь весь пар ушел в гудок.

На посту министра экономики и бюджетного планирования он в целях снижения давления на экономику активно пропагандировать идею поощрения вывода казахстанских активов за пределы страны. Чем впоследствии это обернулось, думается, говорить не стоит, равно как и напоминать о том, в какой тупик зашла его инициатива развивать экономику по кластерному типу. Затем была стратегия индустриально-инновационного развития, обещавшая полностью диверсифицировать экономику. Но кроме появления новых квазигосударственных структур, профинансировавших бесперспективные проекты, которые приказали долго жить, ничего «диверсифицировано» так и не было.

 

Нелишне напомнить, что именно Кайрату Келимбетову принадлежит идея создания ЕНПФ, против которой бурно протестовали эксперты. Стоит вспомнить и названную антинародной инициативу по повышению налогов на автотранспорт и жилье для жителей двух столиц. А еще был прожект под названием «Тарифы в обмен на инвестиции». Закончился он необоснованным повышением компаниями-монополистами тарифов на коммунальные услуги и выплатой полученных излишков в качестве дивидендов себе любимым.

Вспоминая прошлые «победы» господина Келимбетова, невольно приходишь к единственно верному выводу: однозначным благом для страны и ее жителей является то, что до конкретных решений, как того требует президент, Кайрат Нематович так и не добрался...

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie