429.68 488.16 5.92

Феминизация бедности и работающие безработные как развитие человеческого капитала по-казахстански

Не так давно Всемирный банк презентовал исследование по вопросам развития человеческого капитала в Казахстане. Международные эксперты настроены довольно пессимистично. Они утверждают, что если развитие человеческого капитала продолжится такими же темпами, то для попадания в заветную тридцатку стран по уровню ВВП нам потребуется не менее пяти десятилетий, причем при условии, что остальной мир нас подождет и перестанет в это время развиваться.

 

Как на самом деле проходит процесс развития человеческого капитала в Казахстане? Каким образом государство должно модернизировать работу в этом направлении? На эти и многие другие вопросы нам ответит Айман Жусупова, эксперт ИМЭП.

 

Проблемы в развитии человеческого капитала могут привести к снижению доходов большей части населения

 

– Насколько реалистична оценка Всемирного банка? Так ли все драматично на самом деле?

 

– Давайте попробуем разобраться. На чем обычно основывается оценка Всемирного банка? В первую очередь на показателях качества образования, так как именно на них отражаются проблемы в области человеческого капитала, с которыми Казахстану пришлось столкнуться. Кроме того, в обзоре было указано на значительные различия в показателях человеческого капитала по регионам, полу и социально-экономическому статусу, которые к тому же критически усугубились в 2020 году из-за негативного воздействия пандемии COVID-19.

 

Справедливости ради стоит отметить, что проблемы, связанные с образованием и здравоохранением, затронули все страны мира. А в разрезе Центральной Азии позиции Казахстана в таких областях, как цифровизация и техническая оснащенность обучающихся компьютерами, оказались достаточно высокими.

 

Тем не менее из-за пандемии в нашей стране увеличился разрыв в образовании между богатыми и бедными, а также между жителями крупных городов и сельчанами. И эти факторы могут иметь печальные последствия, о чем красноречиво свидетельствуют международные исследования, в том числе и Всемирного банка. При этом нужно учесть, что в Казахстане 39% являются учащимися, а значит, эти последствия коснутся практически двух пятых населения страны.

 

В частности, представители ВБ прогнозируют рост дефицита квалификационных навыков в регионе, так как многие учащиеся из числа социально уязвимых слоев населения не смогут получить высшее образование из-за проблем, связанных с семейным бюджетом или финансовой ситуацией домохозяйств. Как результат – для этого поколения квалификационный разрыв на рынке труда будет характеризоваться еще большим, чем прежде, неравенством.

 

В резюме к исследованию эксперты указывают, что при сохранении текущих проблем в развитии человеческого капитала в Казахстане доходы большей части населения страны будут снижаться. И на это необходимо обратить пристальное внимание.

 

– Какие шаги, на Ваш взгляд, должно предпринять правительство нашей страны, чтобы Казахстан в вопросе развития человеческого капитала не оказался на обочине цивилизации?

 

– Я считаю, что здесь необходимо обратить внимание на ряд наиболее актуальных рекомендаций Всемирного банка. Например, касающихся развития современной квалифицированной рабочей силы, поскольку в настоящее время для нее характерен дефицит необходимых навыков и уровня функциональной грамотности.

 

Так, в 2019 году я проводила исследование по ТиПО (техническое и профессиональное образование) в Казахстане, которое позволило выявить ряд системных проблем в этой сфере. Так, в стране при наличии соответствующих образовательных учреждений существует дефицит высококвалифицированных рабочих, причем эта проблема остро стояла и до пандемии. Для ее решения требуются серьезные изменения в подходе к подготовке специалистов.

 

Также к актуальным можно отнести рекомендации, связанные с повышением уровня преподавательского состава, с обучением педагогов на современном оборудовании, с чем у нас сегодня существуют большие проблемы, а также рекомендации, касающиеся развития института наставничества на современных предприятиях с привлечением высококвалифицированных специалистов.

 

Отдельно стоит сказать о необходимости проведения исследований рынков труда и образовательных услуг с целью установления баланса между численностью и компетенциями подготовленных специалистов и потребностями региона. В качестве примера здесь можно взять Ирландию, где исследованиям рынка труда уделяется большое внимание и вся работа по профориентации опирается на потребности того или иного сегмента экономики.

 

С 2004 года в стране ежегодно выходит Национальный бюллетень компетенций (The National Skills Bulletin), где публикуется анализ ирландского рынка труда и отражается дефицит либо переизбыток специалистов, а также уровень их заработных плат по 95 категориям. Такой доклад позволяет специалистам по карьерному планированию, студентам и всем заинтересованным лицам быть в курсе того, какие компетенции нужны в той или иной профессии и отрасли.

 

Также в числе важнейших рекомендаций Всемирного банка – обеспечение равных возможностей для всего населения страны. Речь идет о разительных различиях в показателях человеческого капитала по региону, полу и социально-экономическому статусу. Одним из важнейших пунктов являются расходы на образование, о чем, кстати, свидетельствуют и казахстанские исследователи.

 

Так, в частности, в Жамбылской области сумма расходов на образование в средней школе на одного ребенка в шесть раз меньше, чем в Северо-Казахстанской. Такие же проблемы и в сфере здравоохранения – в столице Казахстана расходы на нее в разы выше, чем в регионах.

 

Развитие человеческого потенциала способствует достижению высокого уровня ВВП

 

– Вы уже дали понять, что развитие человеческого капитала напрямую связано с рынком труда, его возможностями и запросами. Обозначьте наиболее актуальные, на Ваш взгляд, проблемы и тренды в этом направлении?

 

– Методы, которые сегодня используются для оценки безработицы, не позволяют в полной мере выявить структурные характеристики данного процесса, поскольку частичная (неполная) занятость представляется в статотчетах как полная, а граждане, не обратившиеся в бюро по трудоустройству, также не рассматриваются как безработные. При этом делать выводы об эффективности бюро по трудоустройству можно, исходя, скажем, из того соотношения граждан, которые обратились в эти органы во время пандемии или подали заявку на получение пособия как оставшиеся без работы.

 

Фактором, демонстрирующим злободневность этой проблемы, является внутренняя миграция, растущие потоки которой обусловлены в том числе и проблемами безработицы. В некоторых регионах страны эта проблема стоит более остро, чем в других. При этом в города в поисках работы устремляется в основном молодежь, поскольку отличается большей мобильностью, чем представители старшего поколения.

 

Проблема безработицы в большей степени затрагивает людей предпенсионного возраста и молодежь. В гендерном разрезе она более остро стоит для женщин, о чем свидетельствуют статистические данные. Признается это и на государственном уровне, поскольку в программах по трудоустройству женщины выделены в отдельную категорию. Также следует отметить, что наличие безработицы наиболее отчетливо проявляется в предпенсионном и пенсионном возрастах, когда происходит так называемая феминизация бедности.

 

– Не так давно президент Токаев, говоря о развитии человеческого капитала во взаимосвязи с актуальными трендами рыка труда, заявлял о необходимости перехода системы подготовки кадров на качественно новый уровень, сокращении разрыва между качеством подготовки кадров и спросом на рынке труда, модернизации системы профтехобразования, усилении связи высшего образования с предприятиями и бизнесом. Был ли услышан месседж президента и есть ли подвижки в этом направлении?

 

– О подвижках судить сложно. Пока они носят достаточно декларативный характер, но возможности решить поставленные задачи есть, поскольку они – не из разряда труднодостижимых и не требуют приложения сверхъестественных усилий или вложения огромных финансовых ресурсов. Необходимо лишь четко реализовывать поставленные цели и задачи.

 

В частности, в 2019-м в рамках Года молодежи была разработана программа «Жас маман», которая предусматривала оснащение современным оборудованием 20 университетов и 180 колледжей по 100 наиболее востребованным профессиям и внедрение международного опыта подготовки квалифицированных специалистов. Задача для Казахстана – более чем актуальная.

 

Однако непонятно, как обстоят дела с проектом на сегодняшний день, поскольку информация о нем носит достаточно обрывочный характер. Есть данные о том, что те или иные образовательные учреждения закупают оборудование, но никак не освещаются вопросы наличия компетентных преподавателей, контроля за качеством обучения и процессом внедрения международного опыта подготовки квалифицированных специалистов. В целом необходимо разработать качественные индикаторы, позволяющие контролировать эффективность процесса реализации поставленных задач, особенно учитывая те значительные средства, которые были выделенные на закуп современного оборудования.

 

– Какой вывод можно сделать, если опираться на исследование Всемирного банка и нашу реальную ситуацию?

 

– Аналитические обзоры и доклады обозначают проблемные узлы, акцентируют риски и угрозы. Ставить амбициозные цели – неплохо: высокая планка мотивирует и мобилизует. Важно понимать, что войти в тридцатку мировых стран с наиболее высоким ВВП на душу населения – не самоцель, а лишь общий экономический показатель. Достижение высоких экономических показателей необходимо нам для развития человеческого потенциала. И два этих показателя неразрывно связаны друг с другом.

 

Опыт развитых стран показывает, что именно развитие человеческого капитала позволяет достичь высокого уровня ВВП. Следовательно, высокий уровень ВВП играет важную роль в развитии человека, уровне образования, квалификации и благосостоянии. 

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости

Новости партнеров

Подпишитесь на нас, чтобы получать интересные новости!

Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie