Газетам жить?

Слухи о смерти бумажной прессы и ее переходе в онлайн оказались слишком преувеличенными.

 

В последние годы все чаще звучат голоса, что традиционным бумажным СМИ осталось жить недолго. Дескать, их вытеснят онлайн-издания, блоги и социальные сети.

 

О «смерти» бумажных носителей кто только не вещает: от корифеев журналистики до диванных аналитиков, бодро стучащих по клавиатуре и предрекающих исчезновение бумажных газет. Но так ли это на самом деле? Зарубежные исследования показывают, что в числе наиболее авторитетных и пользующихся доверием СМИ по-прежнему остаются бумажные газеты. По некоторым данным, пятерка самых популярных газет в мире выглядит следующим образом: The New York Times – США, The Guardian – Великобритания, The Daily Mail – Великобритания, China Daily – КНР, The Washington Post – США.

 

Для исследователей безусловный интерес представляет то, что бумажные носители играют важную роль в странах с различной политической системой. И это позволяет говорить о том, что слухи об исчезновении бумажных носителей преувеличены. Естественно, время диктует свое, и вышеназванные издания давно обзавелись онлайн-версиями, однако это не говорит о том, что руководители этих СМИ спешат избавиться от бумажного формата. Отнюдь нет. И в этом не только дань традициям, но и знак уважением к своим читателям.

 

Многие из нас часто видят, как в зарубежных картинах герои каждое утро подходят к почтовому ящику и вынимают оттуда кучу газет или же подбирают их прямо у порога своего жилья. Примерно так было и у нас в стране. Но сегодня эта традициям утеряна. Во многом это списывают на цифровые технологии, якобы вытесняющие традиционные СМИ из нашей жизни. На деле такое происходит в силу многих обстоятельств. Сначала в стране ликвидировали почтальонов, и периодику стало некому доставлять по адресатам. Дальше по всей стране стали повсеместно убирать газетные киоски, ссылаясь на то, что они портят вид.

 

Остался только институт подписки, о котором знают только заядлые читатели газет, а все остальные или позабыли, или не знали вообще. Между тем, по данным АО «Казпочта», которые в апреле этого года привела газета «Литер», казахстанцы по-прежнему читают газеты и, более того, выписывают их. Так, согласно итогам первого квартала текущего года, общий объем подписки на периодические издания составил 55,6 миллиона экземпляров.

 

Наиболее популярными остаются государственные СМИ. Больше всего подписываются на «Егемен Қазақстан», «Казахстанскую правду», «Полиция KZ» (понятно, что в этом случае есть обязаловка, то есть всех работников полиции заставляют выписывать ведомственное издание). Большое число подписчиков «Қазақстан теміржолшысы» также связано с предписанием для работников выписывать эту газету. На пятом месте «Ұйғыр Авази».

 

Выписывают газеты и журналы во всех областях, но лидерами стали Алматинская, Актюбинская, Карагандинская и Жамбылская области. Данный факт говорит не только о работе акиматов с населением, но и о том, что там, где существуют объекты индустрии, спрос на периодику есть.

 

В то же время можно говорить о том, что газеты перестают читать. Тому есть объективные причины. Люди старшего возраста, привыкшие, допустим, покупать газеты в киосках, сейчас дезориентированы и не знают, где и как покупать. Для подписки у некоторых нет средств. Молодежь в подавляющем большинстве переходит в онлайн.

 

К тому же качество газетных публикаций заметно упало в последние годы. Зачастую люди не видят материалов, которые отражают реалии дня и отвечают на многие интересующие вопросы. И сами редакции бумажных газет фактически перестали работать с читателями. Подпиской и продажей практически никто не занимается. И если раньше проводились читательские конференции, встречи с читателями, а в самих газетах существовали рубрики «Читатели спрашивают – мы отвечаем», то теперь этого нет. Такое считается анахронизмом и отправлено на свалку. Читательская аудитория, между тем, чутка и, если видит, что к ней не проявляют уважения, то и она отвечает тем же.

 

Несомненно, в сетованиях о гибели бумажных газет есть доля истины. К примеру, раньше, даже с появлением новых телеканалов, рекламные объявления составляли большой объем газетной площади. Сейчас многие компании предпочитают уходить в онлайн-рекламу. Соответственно, бумажные газеты теряют доходы, что сказывается на уменьшении тиражей и журналистского актива. При этом онлайн-платформы в основном контент берут из бумажных газет, в чем, разумеется, не признаются. В одном из исследований прямо указывается, что «цифровые медиа-платформы превратили тысячи медиакомпаний почти в неоплачиваемых литературных рабов для контента своих платформ». Разумеется, платить за это никто не собирается. Таким образом, онлайн увеличивает аудиторию, а бумажные носители хиреют.

 

И, тем не менее, тенденция перехода на онлайн все больше набирает силу в Казахстане. При этом неизвестно, чем руководствуются собственники газет, ведь исследований на тему того, что предпочитают читатели, почти нет. Рейтинги, на которые ссылаются, вряд ли дают нам объективную картину происходящего. Казахстанским издателям и собственникам стоило бы изучить исследования россиян. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Роспечать в ежегодном докладе «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2017 году» указывает: «И в мире, и в России на рынках печатных СМИ в цифровую эпоху четко обозначилась такая закономерность: большинство изданий, перешедших из «бумаги» в интернет, достаточно быстро теряют свою идентичность и растворяются в сети среди множества других подобных ресурсов. Поэтому большинство отраслевых экспертов настаивают, что бумажная версия изданий (хотя бы как элитный и эксклюзивный продукт для состоятельной аудитории) должна выпускаться в любом случае».

 

Ярким примером подтверждения этому выводу служит газета «Мегаполис», которая была переведена в онлайн-формат и получила новое название «Информбюро». И если первое время онлайн-версию читали, то сейчас количество посещений сайта снизилось. Теряет свою аудиторию и популярная еще год назад газета «Central Asia Monitor». С переходом в онлайн и переименованием в газете исчезли многие темы, которые прежде поднимались только в этом издании. Понятно, что газета также стала терять своих читателей.

 

С июня этого года полностью перешла на онлайн одна из самых старых и известных газет Казахстана – «Экспресс К». Напомню, что издание под разными названиями выходило с 7 ноября 1920 года и с каждым годом увеличивало тиражи, сумев сохраниться даже в сложные 1990-е годы. Сумеет ли газета сохранить читателей? Вряд ли. Уже сегодня заметно, что число кликов уступает прежним показателям.

 

Так, может, не торопиться и, если уж отдавать дань веяниям времени, требующим применения цифровых технологий, то брать пример с зарубежных изданий, сохраняющих тиражи бумажных носителей и увеличивающим число читателей в интернете?! Главное же – сохранять тот контент, благодаря которому газету полюбили.  Бумажным газетам жить, если они не будут изменять самим себе.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie