425.02 450.1 7.17

Госдолг тревоги нашей. Риски есть, но до катастрофы далеко

Казахстанские парламентарии регулярно поднимают вопрос о растущем в геометрической прогрессии государственном долге, более чем откровенно намекая при этом правительству на формирование новой угрозы для национальной безопасности нашей страны и попустительское отношение к этому Кабмина. Но команда Аскара Мамина держит круговую оборону и продолжает исполнять роль «жены Цезаря», которая, как известно, всегда вне подозрений…

 

«Ловушка должника»

 

В прошлом месяце сенатор Ольга Перепечина в ходе обсуждения проекта бюджета на 2022 – 2024 годы усомнилась в способности нашего правительства сдерживать рост государственного долга, что, по ее словам, несет риски для финансовой устойчивости страны, которая при таких раскладах не сможет выполнить обязательств по выданным гарантиям. Причем та картина с госдолгом, которую живописала сенатор, не оставляет никаких сомнений, что высказанные ею опасения в конце концов окажутся пророческими.

 

«На ближайшие пять лет прогнозируется двукратное увеличение госдолга, уровень которого в соотношении к ВВП будет снижен с 31,6% в 2022 году лишь до 31,3% к 2026 году, что составит уже 37 триллионов тенге. При этом нашим правительством подобный рост не рассматривается в качестве существенного риска, поскольку в рамках проводимой сегодня реформы в Национальном плане развития страны до 2025 года показатель госдолга скорректирован до уровня 50% от ВВП. Однако с учетом сырьевой зависимости экономики, высокой волатильности внешних рыночных конъюнктур и нестабильности мировой экономики в целом есть большая доля вероятности, что этот риск будет реализован и в итоге окажет свое негативное воздействие», – заявила она.

 

Также, по словам Перепечиной, ничего хорошего не сулит нам в будущем и рост расходов на обслуживание госдолга. И если в этом году сумма составляет 958 миллиардов тенге, то в ближайшие три года она вырастет до 1,5 триллиона тенге.

 

Аналогичная картина складывается и с негосударственными займами.

«Наблюдается пятикратный рост по расходам на погашение и обслуживание негосударственных займов под госгарантию – с 63 миллиардов тенге в 2022 году до 316,1 миллиарда тенге в 2024 году, что может увеличить долговую нагрузку на бюджет в случае финансовой несостоятельности заемщиков», – констатировала сенатор.

 

Весной этого года депутаты от НПК уже советовали правительству изучить опыт таких стран-банкротов, как Аргентина, Исландия и Греция, чтобы впоследствии не угодить в «ловушку должника». По мнению «народников», правительство должно разработать стратегию управления госдолгом, поскольку динамика его роста «в разы превышает бюджет развития, а также ограничения долговой нагрузки на бюджет в 15%, установленные Концепцией формирования и использования средств Нацфонда».

 

Судя по приведенным данным, при сохранении прогнозируемой динамики расходы на обслуживание и погашение правительственного долга к доходам республиканского бюджета вырастут с 18% в 2021 году до 20,6% и 23% в 2022 – 2023 годах соответственно. Без учета трансфертов из Нацфонда уровень долговой нагрузки превысит пороговый уровень почти вдвое и достигнет в 2021 году 26,7%, в 2022 году – 25,9%, а в 2023 году – своего максимального исторического значения в 28,3%.

 

Но правительство словно не слышит звуков набата, в который вот уже какой год подряд бьют народные избранники, упорно придерживаясь позиции, что заимствования происходят на «безопасном уровне» и нам ничего не угрожает.

 

Но так ли это на самом деле?

 

План есть, но сработает ли он?

 

Своим мнением на этот счет с нами решил поделиться старший аналитик компании TeleTrade Артем Фурманов:

 

– Правительство Казахстана планирует до 2025 года реализовать ряд проектов, в том числе инфраструктурных. Министерство индустрии и инфраструктурного развития заявляло о 500 проектах на общую сумму 13,7 триллиона тенге с созданием 101 тысячи новых постоянных рабочих мест. Реализация инвестиционных проектов направлена на обеспечение потребности внутреннего рынка по 50 видам товаров на сумму в три миллиарда долларов США. На реализацию данного плана будут направлены в том числе и новые займы, а также негосударственные займы под госгарантии.

 

В случае удачной реализации проектов сальдо торгового баланса еще больше «накренится» в сторону профицита. Так, например, в 2020 году общий экспорт из Казахстана составил 46,9 миллиарда долларов, а импорт – 38,1 миллиарда. То есть правительство планирует снизить зависимость от импорта примерно на 7,9%.

 

Новые производства позволят значительно сэкономить валютную выручку от экспорта и направить ее на погашение процентов и тела валютных долгов. Кроме того, появление новых производств увеличит налоговые поступления в бюджет, что в свою очередь даст новый толчок экономике.

 

Пока сложно делать выводы о том, сработает ли этот план в полном объеме, потому что непонятно, будут ли успешными сами производства. И с этой точки зрения затруднительно говорить, насколько обоснованным является то спокойствие, которое демонстрирует правительство Казахстана. Однако здесь стоит отметить, что оно может существенно повлиять на реализацию этого плана, увеличив вероятность положительного исхода дополнительными мерами, например протекционистскими. Поэтому риск для экономики, о котором говорят казахстанские парламентарии, безусловно, есть, но пока – отнюдь не катастрофический.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости

Новости партнеров

Подпишитесь на нас, чтобы получать интересные новости!

Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie